Конспект урока " На пути к единству."
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

 

 

 

Предмет: Окружающий мир (история)

Класс: 4

Тема урока: На пути к единству.

Цели урока: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Планируемые результаты:

·        Предметные: научатся рассуждать о значимых событиях Смутного времени; обсуждать значимость единства интересах граждан для сохранения независимости страны.

·        Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

 Тип урока: Открытие нового знания.

 Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть; раздаточный материал; презентация, карточки. 

Понятия: Смутное время. Гражданская война. Интервенция. Семибоярщина. Народное ополчение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_k_edinstvu.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир (история)

Класс: 4

Тема урока: На пути к единству.

Цели урока: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся рассуждать о значимых событиях Смутного времени; обсуждать значимость единства интересах граждан для сохранения независимости страны.
  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

 Тип урока: Открытие нового знания.

 Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть; раздаточный материал; презентация, карточки.  

Понятия: Смутное время. Гражданская война. Интервенция. Семибоярщина. Народное ополчение

 

Этап

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

1 мин

Долгожданный дан звонок

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,                                                              

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

 И каждый из нас ощутит свой успех.  

 Добрый день.  Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русской истории. Вы хотите к тайнам этим прикоснуться? Вы можете к ним прикоснуться?  Зачем вам это нужно?

Словесный: слово учителя.
Организует начало урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.Проверка домашнего задания

3

- Кто такой Семён Дежнёв?

- Что он открыл?

- Какие труды оставил после себя митрополит Макарий?

- Кому принадлежит честь быть первопечатником на Руси?

- В чём состояло мужество митрополита Филиппа?

- Как называлась первая печатная русская книга?

Словесный:

Задает вопросы.

Вспоминают тему прошлого урока. Отвечают на вопросы.

П: строить речевое высказывание

3.Постановка Учебной задачи

3

«Ушли в историю года

 Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда?

Победой вписана строка, и славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

 В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города с поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

 - Ребята о чем мы сегодня с вами будем говорить, кто мне назовет тему нашего сегодняшнего занятия? (Смутное время)

Словесный:

ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы

 Работа с понятиями.

К: формулировать собственную позицию и мнение;

4.Усвоение новых знаний и способов действий

15

 - Как вы понимаете термин Смута? (война, голод, нет законов)

- Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн. В начале 17 века решался вопрос о существовании самой российской государственности.  Смута- это период социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн.

- Найдите в учебнике на с. 40 термин «смутное время».

- После смерти в 1584 году Ивана Грозного остались два его сына: старший Федор Иванович и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын Федор Иванович (1584-1598гг). Современники характеризовали царя Федора как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина Бориса Годунова.

Федор Иванович был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется Дмитрию. Честолюбивый, стремящийся к власти Борис Годунов не мог этого допустить и как считают многие историки решился на убийство молодого царевича.

-  После смерти царя Федора Ивановича, по инициативе патриарха Иова, Бориса Федоровича на Земском соборе венчали на царство 1 сентября 1598 года. Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России.

- Сейчас я включу видео смотрите внимательно. Вам нужно будет назвать причины смутного времени.

- Вы внимательно прослушали, а теперь вместе попытаемся определить причины смутного времени.

- Называют причины смутного времени:

1.   Пресечение династии Рюриковичей.

2.     Неурожай и голод в стране.

3.    Закрепощение крестьян.

-  Следующий этап нашего урока «Поход Лжедмитрия 1 и гражданская война. Смотрим видео и готовимся отвечать на вопросы.

Кто скрывался под именем царевича Дмитрия?

Кто поддержал в Польше Лжедмитрия?

 Почему польские магнаты поддержали самозванца?

Какие слои общества подержали самозванца и почему?

Укажите годы правления Лжедмитрия 1?

Что сделал Лжедмитрий сделал с Василием Шуйским?

Что беспокоило московских бояр?

Какое событие вызвало переворот в Москве?

Словесный:

Слушать ответы детей.

Практический: Просмотр видео.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Смотреть видео.

Отвечать на вопросы.

Строить речевые высказывания.

Называть причины.

Делать выводы.

П: осмысленно читают

Р: принимать и сохранять учебную задачу

5.Физминутка

3

А сейчас давайте с вами немного отдохнем. Все встаем, выходим из- за парт. Смотрим на экран и повторяем движения. Сейчас тихо, как мышки, сядут девочки и ещё тише мальчики.

Практический: выполнение движений.

Выполнение движений.

6.Закрепления знаний и способов действий

15

- Сейчас смотрим ещё видео. И готовимся отвечать на вопросы.

- о ком это видео? Кто такие Минин и Пожарский?

- Что они сделали для России?

Где находится памятник этим героям?

- Работаем с учебником. Открываем с. 41-43 прочитайте самостоятельно рубрику «Календарь памятных дней».

- В чём заключается подвиг Гермогена?

- Как его слово повлияло на единение народа Руси против захватчиков?

Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: просмотр видео, чтение текста

Отвечать на вопросы.  Читать текст

Смотреть видео.

П: строить речевое высказывание в устной форме

8.Подведение итогов занятия

9.Д/З

10.Рефлексия

3

1

1

Что нового вы узнали? Что вы запомнили?

 Назовите причины Смутного времени?

Какие слои населения участвовали в событиях Смутного времени? Какие они ставили цели перед собой?

Почему можно говорить о том, что период окончания Смуты стал важнейшей вехой в становлении национального самосознания русского народа?

Рабочая тетрадь с.22- 23 задание 1,3,5.

- Если вы довольны своей работой – поднимите зелёный карандаш.

-Если вы хорошо работали, но умеете лучше работать – жёлтый.

-Если вы недовольны собой – красный.

Словесный: ответы на вопросы; беседа. Подводит итог урока

Проводит рефлексию

Отвечают на вопросы.

Производят рефлексию.

К: формулировать собственное мнение

Р:осуществлять итоговый контроль;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Безопасный путь в школу"

Цель: Совершенствовать знания детей по ПДД, сконструировать план улицы....

Внеклассное занятие по теме "Толерантность. Сотрудничество и поддержка путь к единству"

Занятие направлено на создание классного свода законов и правил, по которым будет жить класс. На занятии применяется технология АМО....

Технологическая карта урока окружающий мир (история) "На пути к единству" 4 класс

Конспект урока по истории. Класс: 4Тема: «На пути к единству» Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ...

Конспект урока "Великий путь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема урока: «Великий путь»Тип урока: комбинированный;Цели урока: Формировать представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мир...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"На пути к единству"(4 класс, УМК"Перспектива").

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование представлений о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества.Задачи урокаДидак...