Главные вкладки

    Учебно - методический комплект (Технологическая карта урока истории и мультимидийная презентация на тему: На пути к единству) 4 класс
    план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

    Горбунова Юлия Анатольевна

    Технологическая карта урока истории 4 класс на тему: На пути к единству

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_puti_k_edinstvu.docx32.06 КБ
    Файл prezentatsiya_na_puti_k_edinstvu.pptx593.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 8.12.15                                                                                        Учитель школы: Расчектаева С.В.

    Школа: №104                                                                                         Методист ЧПК№1: Сачкова Т.А.

    Класс: 4-в                                                                                        Студентка ЧПК№1: Сафонова Юлия 43  группа

    Кабинет: 212         

    Конспект урока по истории. Тема: «На пути к единству»

    Тип урока: комбинированный

    Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

    Планируемые результаты

    Предметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам урока; познакомится с историей праздника «4 ноября» и с событиями 1612 года в нашей стране.

    Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

    Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

    Понятия: народное единство, смутное время, ополчение, гарнизон

    Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2; учебная презентация; рабочие тетради.

    Фотография доски

    Карточки с понятиями и датами

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    Карточка с д/з

            

    Этап

    Время,

    мин

    Содержание

    Деятельность

    учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организация начала занятия

    1

    Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Анатольевна, сегодня я проведу у Вас урок истории. Настроились внимательно слушать и активно работать.

    Организовывает детей к началу урока

    Садятся за свои рабочие места

    Л: самоопределение

    К: умение переключать вид деятельности

    Проверка выполнения домашнего задания

    3

    Давайте вспомним, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке. (Подвижники Руси и землепроходцы) Хорошо. Сейчас я вам раздам листочки, вам нужно написать  правильный ответ.

    Теперь поменяйтесь листочками  с соседом, возьмите ручку другого цвета. За каждый правильный ответ поставьте +, за неверный -. (проверка по эталону)

    Поднимите руку те, у кого все правильно.

    Молодцы!         

    Организовывает проверку домашнего задания

    Метод – практический.

    Прием – тест.

    Вспоминают тему

    Выполняют задания в карточках

    Проверяют работу соседа

    П.: Выполнение учебного действия

    Подготовка к основному этапу занятия

    3

    Чтобы нам узнать тему урока, вам нужно ответить на вопросы. За правильный ответ вы будете получать слово, затем вам необходимо составить из полученных слов тему урока.

    1 вопрос: Какой митрополит собрал летописи разных княжеств в общую историю страны? (Макарий)

    2 вопрос: 1 марта 1564 года вышла в свет первая русская печатная книга, какая это книга (Апостол)

    3 вопрос: Где поставлен памятник Ивану Федорову? (Москва)

    4 вопрос: При Иване Грозном в России в 1564 впервые появилось важнейшее дело (книгопечатание)

    Вы получили все 4 слова, попробуйте составить тему нашего урока.

    Замечательно, тему урока вы узнали. А сейчас давайте поставим цели урока.

    - познакомится с историей праздника «День народного единства»

    - узнать о событиях конца XVI - начала XVII веков

    Дает детям задание на выяснение темы урока.

    Метод – словесный устные слова.

    Прием – ответы на вопросы.

    Ставит задачу в формулировании целей.

    С помощью ответов на вопросы составляют тему урока.

    Ставят цели урока

    К: Оформлять свои мысли в устной форме.

    П: Целеполагание

    Усвоение новых знаний и способов действий

    7

    Ребята, а что такое «единство»?

    Назовите дату праздника? (4 ноября наша страна отмечает День народного единства). Этот праздник связан с событиями 1610 - 1613 годов.

    Окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков. В начале 17 века голод и междоусобные войны разоряли страну. Она стала в этих условиях лёгкой добычей для врагов. Русская земля на северо – западе и западе была занята поляками. Крепости Смоленск и Великий Новгород были захвачены. Даже в столице был польский гарнизон.

    - Как вы понимаете, что такое гарнизон? (войсковое подразделение, обороняющее какой-либо объект)

    России угрожала потеря независимости.

    -  В Москве умер царь Иван IV, в Угличе загадочно погиб царевич Дмитрий (младший сын Ивана Грозного). С кончиной бездетного царя – Федора Ивановича прервалась династия Рюриковичей.

    Прямых наследников престола не оказалось. В России началась борьба за власть.

    Настало в стране Смутное время...

    - Подберите однокоренные слова к слову «смута» (смутьян, мутный, мутить, омут)

    - Предположите, что означает «смутное время»?

    В стране царил беспорядок и раздор. Объявились самозванцы, выдававшие себя за спасшегося в Угличе царевича Дмитрия.

    В борьбе за освобождение проявились лучшие черты русского народа: стойкость, мужество, самопожертвование, верность родине.

    Летопись Смутного времени навсегда оставила в народной памяти имена участников народно – освободительной борьбы: патриарха Гермогена, героев освободительного движения Козьмы Минин и Дмитрия Пожарского

    Работа с понятием «единство»

    Работа по теме урока (доносит новую информацию)

    Работа с понятие «гарнизон»

    Информация по теме урока

    Работа с понятиями «смута», «Смутное время». Работа с учебником (стр 40)

    Словесный: слово учителя, учебный диалог

    Практический: работа с понятиями

    Наглядный: учебник, ТСО

    Определение понятию «единство»

    Узнают новую информацию

    Определение понятию «гарнизон»

    Узнают новую информацию

    Определение понятий «смута», «смутное время» (по учебнику стр.40)

    П: работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; подведение под понятия;

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

    6

    - Посмотрите на слайд. Что на нём изображено? (монастырь)

    - В смутное время Троице-Сергиев монастырь выдержал 16 месяцев осады польскими войсками. К концу осады живых осталось немного. Но они отказались от предложения поляков сдаться.

    В учебнике на странице 41 найдите раздел «Календарь памятных дат». По цепочке начиная со 2 ряда, 1й парты начнём читать…(по предложению).

    Молодцы!

    - Сейчас я раздам Вам карточки с зданием. Ваша задача в парах заполнить пропуски по прочитанному тексту (проверка фронтальная по эталону) Приложение 2

    1) 2 марта

    2) Гермогена

    3) грамоту

    4) первое народное ополчение

    5) Москву

    6) поляками

    7) темницу

    8) грамоты

    9) церквях

    10) освобождению Отечества.

    - Как вы понимаете слово «ополчение»? (войско, собираемое в помощь регулярной армии путём добровольного привлечения широких народных масс)

    - Какой подвиг совершил патриарх Гермоген?

    Информация по теме урока

    Формулирует задание

    Работа с учебником (стр. 41)

    Формулирует задание.

    Контролирует выполнение  парной работы и осуществляет фронтальную проверку задания

    Работа с понятием «ополчение» Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения

    Наглядный: ТСО, учебник, карточки  заданием

    Практический: работа с учебником, выполнение задания по карточкам

    Отгадывание ребуса

    Узнают новую информацию

    Работа по учебнику (читают материал на стр. 41)

    Выполняют проверку задания

    Определение понятия «ополчение»

    Отвечают на вопрос учителя; высказывают свое мнение Отвечают на вопрос учителя; высказывают свое мнение

    П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания; работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; извлечение из текста необходимой информации

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

    Физминутка

    1

    Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
    Прочь, усталость, лень и скука!
    Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.)
    А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем! Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)

    Молодцы! Присаживайтесь.

    Осуществление контроля выполнения упражнений

    Выполнение упражнений

    4

    Одна из грамот патриарха Гермогена дошла до Нижнего Новгорода и пробудила патриотические чувства других людей.

    - Ребята, «патриотические чувства» - это какие?

    Гражданин Нижнего Новгорода, мудрый Козьма Минин призвал сограждан не пожалеть добра на защиту Отечества (т.е. заступится, защитить). Быстро собрали второе народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским (на месте, где создавалось второе народное ополчение, был установлен памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому).

    -Местом сбора Русских войск со всех городов стал Ярославль (к ним присоединились города Владимир, Кострома, Москва и Ярославль). 

    Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов сдаться. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов и вскоре вся Русская земля была освобождена от польских захватчиков.

    Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения

    Информация по теме урока

    Работа с картой

    Словесный: слово учителя, учебный диалог

    Наглядный: ТСО

    Отвечают на вопрос учителя. Рассуждают, анализируют

    Узнают новую информацию

    П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания;  анализ, синтез, аналогия

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

    4

    В учебнике на странице 43 прочитаем по цепочке, начиная с третьего ряда. Будьте внимательны, я задам вопросы по прочитанному материалу.

    1. Для чего собирались выборные люди?
    2. Где собирались?
    3. По настоянию, какого патриарха был избран молодой боярин на престол?
    4. Как звали этого боярина?
    5. Какое событие произошло в 1613 году?

    Осуществляет контроль в работе учащихся с учебником (стр. 43)

    Проводит проверку усвоения учащимися прочитанного материала

    Работа по учебнику (читают материал на стр. 41)

    Отвечают на вопросы учителя

    П:структурирование знаний; анализ, синтез, аналогия; извлечение из текста необходимой информации

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    Обобщение знаний

    4

    Откройте рабочую тетрадь на странице 23. Прочитайте задание под номером 3.

    - Что необходимо выполнить?

    Сейчас Вам предстоит работа в парах, соотнесите изображения и названия городов и составьте устное описание о событиях в Смутное время в каждом городе.

    Назовите название города первого (второго, третьего, четвертого) изображения?

    (отвечают 4 ученика, остальные дополняют ответ).

    Молодцы.

    Контролирует выполнение  парной работы и осуществляет фронтальную проверку задания

    Наглядный: рабочая тетрадь Практический: выполнение задания в рабочей тетради

    Выполнение задания в рабочей тетради на странице 43 в парах

    Выполняют фронтальную проверку задания

    П: анализ, синтез, аналогия;

    К: учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

    Итог урока

    4

    Сейчас мы выполним несколько заданий и проверим, как Вы усвоили новую тему.

    1.выберите правильный ответ: «Почему престол опустел?»

    а) У царя Фёдора не было детей, его младшего брата убили

    б) Престол захватили шведы и поляки

    в) Царь Фёдор отказался от престола

    2.ответьте на вопрос: «Какая еще беда обрушилась на Русь» (голод)

    3.закончите предложение: «Когда народное ополчение двинулось к Москве, это был … год» (1612)

    4. Когда в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков?

    а) 23 февраля

    б) 4 ноября

    в) 12 июня

    Молодцы

    - Давайте обобщим наш урок и подведём итог. Сформулируйте вывод по уроку

    Формулирует задание.

    Контролирует выполнение задания

    Наглядный: ТСО

    Словесный: слово учителя; учебный диалог

    Практический: выполнение задания

    Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения

    Подводит оценочный итог урока

    Выполняют задание

    Проводят обобщение, формулируют вывод урока

    Р: контроль, коррекция, оценка

    П: обобщение; аналогия; классификация

    Информация о д/з

    1

    Домашнее задание. Р.т. стр. 42-43 (все)

    Спасибо за урок! До свидания.

    Комментирует д/з

    Записывают д/з

    Л: самоорганизация

    Рефлексия

    1

    Я раздам Вам на парты смайлики, Ваша задача дорисовать веселую или грустную мордочку у смайлика. Это будет соответствовать Вашему настроению на сегодняшнем уроке.

    Организация эмоциональной рефлексии учащихся

    Оценивание собственного эмоционального состояния на уроке

    Л: самооценка на основе критерия успешности

                            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Что открыл землепроходец Семён Дежнёв? А) Америку Б) Аляску В) реку Анадырь Г) Великий Устюг

    Слайд 2

    В чём состояло мужество митрополита Филиппа? А) возглавил Русь Б) выступил против жестокого царя В) освоил книгопечатание

    Слайд 3

    Книгопечатание это… А) книга законов Б) главная книга христиан В) процесс изготовления печатной продукции Г) историческая наука

    Слайд 4

    Как называется книга законов, общих для всей Руси? А) Законник Б) Судебник В) Конституция Г) Свод законов и правил

    Слайд 5

    Правильный ответ В Б В Б Критерии отметки 0 ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3

    Слайд 6

    Тема урока: «На пути к единству»

    Слайд 7

    Цели урока: Познакомиться с историей праздника «День народного единства». Узнать о событиях XVI – XVII веков.

    Слайд 8

    Единство - это когда у всех одно движение, одни мысли

    Слайд 9

    4 ноября – «День народного единства»

    Слайд 10

    Гарнизон – войсковое подразделение, обороняющее какой – либо объект.

    Слайд 11

    Смутное время – период безвластия, нашествия польских захватчиков, внутренних раздоров, разрухи, голода.

    Слайд 12

    Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому

    Слайд 13

    Троице – Сергиев монастырь

    Слайд 14

    2 марта - день памяти патриарха 2) Гермогена , главы русской церкви в Смутное время. Он отказался подписать 3) грамоту польскому королю, в которой бояре просили дать королевича на русское царство. По зову патриарха добровольцы – 4) первое народное ополчение - пришли на помощь столице и осадили 5) _ Москву , захваченную 6) поляками . Патриарха Гермогена заключили в 7) темницу и уморили голодом. Но 8) грамоты его читали во всех 9) _ церквях , рассылали по всей Руси. Слово патриарха звало к 10) освобождению Отечества ___________________ .

    Слайд 15

    Домашнее задание Р.т. стр. 22-23 з.1, 2,5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока письма и мультемедийная презентация) 1 класс

    Конспект урока письма Тема: БУКВА "Ь" Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с алгоритмом написания буквы "ь", с образцом соединения с новой буквой; развивать и совершенствовать фонематически...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока технологии и мультемедийная презентация) 2 класс

    Предмет: технология Класс: 2 «а» Тема урока: «Внутренне убранство избы» Цели: 1. Научить технике выполнения ковра для русской избы. 2. Развивать умение учащихся анализировать технологические карты с ц...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока письма и мультемедийная презентация) 1 класс

    Технологическая карта урока письма 1 классТема: Звук [о],буквы О, оЦели деятельности учителя: научить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и названием элементов букв – ...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики и мультемедийная презентация) 2 класс, УМК "ПНШ"

    Тема урока: «Угол».Тип – урока: изучение нового материалаЦели:познакомить  учащихся с понятием «угол»;учить строить угол;формировать представление о сторонах угла и вершине угла;развивать память ...

    Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

    Тема: Что такое новости? Кто рассказывает новости?  (2 кл)  Цели деятельности учителя: познакомить детей с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют. Выяснить вместе с дет...

    Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

    Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

    Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Как связаны неживая и живая природа" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

    Тема урока: «Как связаны неживая и живая природа?» Цели деятельности учителя:дать ученикам общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы;развить мышление,...