Учебно - методический комплект (технологическая карта урока письма и мультемедийная презентация) 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Хурамжина Екатерина Сергеевна

Технологическая карта урока письма 1 класс

Тема: Звук [о],буквы О, о

Цели деятельности учителя: научить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и названием элементов букв – «большой и малый овал», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; научить писать элементы письменных букв по алгоритму; научить работать со звуковыми схемами слов; формировать выявление отличий лишней письменной прописной буквы А от других письменных букв: о, а, О; способствовать развитию умения делить слова на слоги; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать умение анализировать, обобщать.

Планируемые результаты

предметные:

  • способствовать развитию умения и навыка правописания прописной буквы «О».
  • развивать способность различать письменную прописную букву «О» от других письменных букв: «о», «а», «А»;
  • формировать умения делить слова на слоги, выделять и фиксировать из них ударный;

личностные:

  • Выучить правила посадки и пользования письменными принадлежностями
  • Учиться понимать, анализировать полученную информацию;
  • Осознавать свои возможности в учении.

Тип урока: изучение нового материала  

Оборудование: элементы букв, конверт, Азбука тетрадь по письму № 1. 1 класс.  Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. Азбука: В 3 ч.- М.: Академкнига/ Азбука, 2015.-Ч.1.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Прописная О»  (1кл)  

Цели деятельности учителя: научить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и названием элементов букв – «большой и малый овал», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; научить писать элементы письменных букв по алгоритму; научить работать со звуковыми схемами слов; формировать выявление отличий лишней письменной прописной буквы А от других письменных букв: о, а, О; способствовать развитию умения делить слова на слоги; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать умение анализировать, обобщать.

Планируемые результаты

предметные:

  • способствовать развитию умения и навыка правописания прописной буквы «О».
  • развивать способность различать письменную прописную букву «О» от других письменных букв: «о», «а», «А»;
  • формировать умения делить слова на слоги, выделять и фиксировать из них ударный;

личностные: 

  • Выучить правила посадки и пользования письменными принадлежностями
  • Учиться понимать, анализировать полученную информацию;
  • Осознавать свои возможности в учении.

Тип урока: изучение нового материала  

Оборудование: элементы букв, конверт, Азбука тетрадь по письму № 1. 1 класс.  Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. Азбука: В 3 ч.- М.: Академкнига/ Азбука, 2015.-Ч.1. 

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.1. 1.

Мотивационный

Словесный:

Мотивационнаябеседа

9:00-9:01

- Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Сегодня я проведу урок письма. Послушайте, стихотворение и постарайтесь его запомнить.

Буква «О» известна всем,
Без неё нельзя совсем,
Уберите букву «
О»
И пойдете без пальто,
Кот исчезнет, дом и сом,
Не покатишь снежный ком.
Не найдешь в лесу орех,
Без неё один лишь смех.

Приветствовать учителя

Слушать выразительное чтение стихотворения

Р: Положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем

2.

 Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: Слово учителя

Наглядный: Показ элементов учителем

Словесный:

Слово учителя

Словес.: уч. диалог

Словес.:  ответы на вопросы

Словес.: обобщение

Словес.: показ на образце

9:01 – 9:03

9:03 – 9:05

9:05 – 9:06

9:06 – 9: 08

 

- Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о букве «О») 

- Перечислите слова, начинающиеся со звука [«о»], чтобы он стоял под ударением, например слово область. (Ответы детей)

- Молодцы! А у меня получились такие слова, послушайте внимательно: окна, обруч, облако, орден. (Произнести слова, выделяя первый звук в слове)

- Ребята, произнесите эти слова хором вместе со мной по слогам. Теперь произнесите  слова громко, четко, ставя ударение на первый звук. Отлично!

- Посмотрите на слайд, и ответьте на вопрос, что это такое? (Круг и квадрат)

- Хорошо! А что они обозначают? (Это модели звуков)

- Что обозначает модель красного круга? (Гласные звуки).

- Да, правильно, вы уже знаете, что кружок напоминает широко открытый рот. Чем громче произносим гласные звуки, тем шире открываем рот.

- Что обозначает модель квадрата? (Согласный звук)

- Правильно! Чтобы произнести согласный звук, нужно  сжать рот. Эти звуки нельзя произнести, предварительно не сомкнув рта.

- Произнесите ещё раз звук [О].

- Ребята, скажите к какой модели относится звук [О]?

(Звук [О] относится к модели круга, потому что, когда  произносится этот звук, проходя через рот, он  не встречает преград, и поэтому называется гласным звуком, поется)

-Теперь, посмотрите на доску, чем мы будем сегодня заниматься? (Ответы детей)

- Сравните буквы. Ответьте, чем они отличаются и чем похожи. (Ответы детей)

- Печатная буква отличается от прописной тем, что прописная буква  находится под наклоном, а печатная наклона не имеет.

-  Откройте прописи на стр. 16. Поставьте пальчик на цифре 16, а я  проверю.

- Хорошо! Теперь рассмотрите элементы письменных букв в правом верхнем углу на странице 16. На что они похожи? (На элементы буквы «О»)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей)

- Тема сегодняшнего урока прописная буква «О».

- Какие цели мы можем поставить на уроке? Внимательно пробегите глазками по странице 16.

(Ответы детей)

- Цель урока повторить особенности гласного звука [о] и научиться писать элементы прописной буквы «О» по алгоритму; уметь отличать прописную букву «О» от других письменных букв.

- Запомните, прописную букву «О» всегда  пишут снизу и тщательно выводят большой овал, т.к. на письме ее называют заглавной. В прописи вы будете писать заглавную букву «О».

- Откройте страницу 31. Поставьте пальчик на странице 31. Сейчас мы будем учиться писать прописную букву «О» под счет.

Осмысливать установку учителя

Размышлять над поставленными задачами

Артикуляция звука [«о»]

Размышлять по  поставленным вопросам

Определять цель урока

Слушать, анализировать и отвечать на вопросы

Рассуждать на поставленные вопросы

Анализировать вывод

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Действовать с учётом поставленных ориентиров

Р: принимают и сохраняют учеб. задачу

П.: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачам

П: Определять цель урока

П: строить речевое высказывание

3

Физминутка

9:08 – 9:09

Подготовка руки к письму.

Четыре братца

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак!

- Здорово, Васька-указка,

Мишка-серёдка, Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка!

На слова второй строчки соединить все пальцы в щепотку, затем соединить поочередно с большим остальные пальцы.

Выполнять двигательные упражнения за учителем

Практич.: показ

Словес.: показ с подробным комментированием на доске

9:09 – 9:10

9:10 – 9:14

- Приготовьтесь к письму. Возьмите ручку правильно. Ручку нужно держать, зажав её между большим и средним пальцем, а указательный –  положить на неё сверху.

- Теперь поставьте руку на локоть. Покажите свою готовность. А я внимательно посмотрю, как вы это сделаете. Хорошо!

- Выполнение учащимися письма элементов, букв по алгоритмам.

Напоминаю, что при написании отрезков движения руки, которые имеют направление сверху вниз «на себя», пишутся с нажимом на основной счет (раз – два – три). Все остальные отрезки линий в букве в направлении «от себя» (влево, вправо, вверх) должны производиться при расслабленном состоянии мышц руки под неосновной счет (и – и – и)

Первый элемент буквы «О» пишется в направлении «от себя» (влево). Производится при ослабленном состоянии мышц руки.

Второй элемент буквы «О» пишется в направлении «на себя», пишется с нажимом на основной счет (раз)

  1. - Поставьте ручку в начальную точку, обведите штрих, а затем обведите элемент по пунктирной линии.

Влево – и…

  1. Поставьте ручку в начальную точку, обведите штрих и самостоятельно напишите заданный элемент.

Сверху вниз – раз…

  Счет:           «и»                                    «и»,

      «и»                                 «раз».

(Показ и подробное проговаривание учителем 4 раза, 5-й самостоятельная работа детей). Всего

 (Учащиеся работают по образцу в тетради, прописывая букву 5 раз.)

П: Умение слушать и размышлять

4.

Физминутка

9:14 – 9:15

- Давайте немного отдохнем, я вижу, что вы устали. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево — вправо)

Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево)

Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

 - Молодцы!

Выполнять двигательные упражнения.



Предварительный просмотр:

Словес.: учебный диалог

Практич.: показ

Практич.: работа со звуковой схемой

Практич.:

Взаимопроверка

9:28 –

9: 32

9:32-

9:34

9:34 –

9:40

9:40 – 9:43

 - Посмотрите, Вопрос Вопросыч приготовил вам интересное задание. Он никак не может разобраться, чем отличается строчная буква «а» от буквы «о». Вопрос Вопросыч совсем забыл, в чем отличие строчной буквы «а» от прописной «О», давайте ему поможем. Найдите отличия этих пар букв и объясните Вопрос Вопросычу, в чем между ними разница.  (Ответы детей)

- Строчные буквы «о» и «а» отличаются друг от друга тем, что у буквы «а» имеется прямая, которая присоединяется к овалу, и не доходя до нижней рабочей строки делает закругление вправо, коснувшись её, а у буквы «о» такой прямой нет.    

- Ребята, в чем отличие строчной буквы «а» от прописной «О»? (Буква «а» - строчная, а «О» - прописная).

- Вопрос Вопросыч доволен вашим ответом, но у него появилась ещё одна загадка: как вы думаете, какая буква в этой строчке лишняя? (Прописная буква «А»). Отлично! А какие отличия у прописной буквы «А» от других письменных букв: «о», «а», «О»? (Ответы детей).

- Напишите буквы в строчку под Вопрос Вопросычем. Напишите первую строчку по пунктирным линиям, а вторую самостоятельно. 

- Напомните мне, последовательность начертания строчной буквы «а». (Ответы детей)

- Хорошо! Теперь, послушайте внимательно, как правильно и последовательно написать эту букву. (Работа по алгоритму)

http://doc4web.ru/uploads/files/19/18757/hello_html_mb5aa6c1.png

Поставьте ручку в начальную точку, обведите штрих, а затем обведите элемент по пунктирной линии.

Начинаем выше нижней линейки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки (1). Поднимаем ее вверх (2), закругляем влево, коснувшись верхней линейки (3), опускаем вниз, «закрываем» овал (4) и делаем повтор в нижней части овала (5). Линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо (6). Опускаем вниз прямую (7), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (8).

Краткое описание: слева направо (1), вверх (2), влево (3), вниз (4), вправо (5), вверх, отклоняясь вправо (6), вниз (7), вправо (8).

- Теперь, напомните мне, последовательность начертания строчной буквы «о». (Ответы детей)

Поставьте ручку в начальную точку, обведите штрих, а затем обведите элемент по пунктирной линии.

Начинаем выше нижней линейки рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись ее, поднимаем вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линейки рабочей строки, опускаем вниз, «закрываем» овал.

  Счет:            «и»                                    «и»,

     «и»                                  «раз».

 (Учащиеся работают по образцу в тетради.)

Найдите во второй строчке самую красивую букву и подчеркните. Кто выполнил задания, покажите свою готовность: поставьте руку на локоток.

- Посмотрите на картинку. Скажите, кто это? (Девочка). Ответьте, что же это рядом за табличка? Что с ней нужно делать? Я совсем забыла…

(Это звуковая схема - 1 столбик обозначает звук, который нам уже известен. Во втором и третьем столбике нужно отгадать звуки и буквы  с помощью моделей)

- Кто подскажет, какой звук скрывается за квадратом, а какой за кругом? Вот как вы думаете, без чего человеку нельзя жить? (Без имени). Вот и у этой девочки нет имени, злой волшебник украл два звука и оставил только один. Какой? (Звук [о]) А буква? («О»)

Давайте поможем вернуть имя этой девочке!

- Посоветуетесь в группе и найдите потерявшиеся звуки и буквы из имени девочки.

- Как вы нашли подходящие звуки и буквы? (Подставляли согласные и гласные звуки в схему)

- Какое имя у вас получилось? (Оля).

Очень хорошо! Теперь заполните вторую строчку звуковой схемы. А третью мы напишем вместе.

- Сейчас я вам выдам карточки. Оцените работу тех, кто работал с вами в одной группе. Раскрасьте смайлик желтым цветом, если вы работали активно и дружно. Если не очень и вам не понравилось, раскрасьте смайлик красным цветом.

Слушать учителя, анализировать

Принимать учебную установку

Работать с иллюстрациями

Размышлять над поставленными задачами

Анализировать вывод

Оценивать результат выполнения

К.: умение слушать

П: строить речевое высказывание

П: строить речевое высказывание

Р: осуществлять проверку выполнения задания

67.

Рефлексия. Итог урока

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

9:43 - 9:45

- Какую букву мы с вами изучали на уроке?

(Прописную букву «О»)

- Какое слово у вас получилось при работе при звуковой схемой слова. (У нас получилось слово Оля)

- С какими элементами буквы «О» мы познакомились?

- В чём отличие печатной буквы от письменной?

 - Перечислите, с какими буквами сравнивалась прописную букву «О»? (а, А, о)

- Ребята, а теперь давайте проверим на сколько вам понравился сегодняшний урок. Сейчас я вам раздам карточки, на них нарисованы сказочные герои с разными эмоциями. Вам нужно раскрасить того героя, который описывает ваши впечатления от сегодняшнего урока.

 Выражать собственное мнение

П: строить речевое высказывание

Р: осуществлять итоговый контроль



Предварительный просмотр:

5.

Решение частных задач на основе письменных элементов

Словес.: учебный диалог

Практич.:

Взаимопроверка

9:15 – 9:17

9:17 – 9:25

9:25 –

9:27

- Продолжаем работу. Ребята, как вы думаете, из скольких элементов  состоит прописная буква «О»? Посмотрите в правый верхний угол на странице 16 (Буква «О» состоит из двух элементов)

Назовите эти элементы. (1 элемент: большой полуовал влево, 2 элемент: большой полуовал вправо)

- Пишем прописную букву «О» в воздухе. Возьмите ручку правильно. Поставьте руку на локоток. Работает только кисть руки. Следите за моими движениями и старайтесь все с точностью повторить.

Представьте, что вы поставили точку в начале работы и от нее слева направо ведёте  полуовальную линию, затем коснувшись, поднимаетесь вверх, затем закругляете влево и опускаете вниз, «закрывая» овал.

Начинайте вместе со мной писать прописную букву «О» в воздухе. (2 раза)

-  А сейчас запишите эту букву по элементам в 1-ой рабочей строке прописи на странице 16. Соблюдайте правила: «Буквы пиши на одинаковом расстоянии друг от друга», «Прямая, красивая посадка при работе за партой».

Послушайте внимательно, я буду вам показывать и считать алгоритм работы при написании элементов под счет. (Иллюстрация на доске последовательности начертания элементов вначале с полным, а затем с кратким объяснением выполняемых движений)

- Начинаем выше нижней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись ее, поднимаем вверх, закругляем влево, коснувшись дополнительной линейки, опускаем вниз, «закрываем» овал.

(Показ и проговаривание хором вместе с 1 рядом (1 б.); Со 2 рядом (2 б.); с третьим (3 б.) Всего в рабочей строке прописывается 8 б. 4 б. – вместе с учителем, 2 проговаривается по рядам 1 и 2, две буквы ребята прописывают сами)

- Проверьте работу у своего соседа по парте. Сообщите, что общего вы нашли и есть ли недочёты и подчеркните самую красивую букву в строчке (оценивается аккуратность, красота и правильность выполнения работы)

Рассуждать над ответом над вопрос

 

Осмысливать установку учителя

Размышлять над поставленными задачами

Оценивать результат выполнения

Р: планировать  свое действие в соответ. с задачей

 

П:  действовать с учетом выделенных учителем ориентиров

6.                6

Физминутка

9:27 –

9:28

«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прописная «О»

Слайд 2

ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Слайд 3

О кна, о бруч, о блако, о рден.

Слайд 5

[ О ]

Слайд 6

ТЕМА УРОКА : ПРОПИСНИЯ БКУКВА «О»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока письма и мультемедийная презентация) 1 класс

Конспект урока письма Тема: БУКВА "Ь" Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с алгоритмом написания буквы "ь", с образцом соединения с новой буквой; развивать и совершенствовать фонематически...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока технологии и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: технология Класс: 2 «а» Тема урока: «Внутренне убранство избы» Цели: 1. Научить технике выполнения ковра для русской избы. 2. Развивать умение учащихся анализировать технологические карты с ц...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики и мультемедийная презентация) 2 класс, УМК "ПНШ"

Тема урока: «Угол».Тип – урока: изучение нового материалаЦели:познакомить  учащихся с понятием «угол»;учить строить угол;формировать представление о сторонах угла и вершине угла;развивать память ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока английского языка «Animals» 4 класс, English Favorite Student’s book 4 part 1, С. Г. Терминасова + мультимедийная презентация)

Класс: 4Тема: «Animals»Урок № 4Цель урока: формирование лексического навыка.Задачи:Практические:отработать звук [ae];закрепить грамматический материал the Present Perfect Tense.ввести и первично закре...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока английского языка «Clothes» 4 класс, English Favorite Student’s book 4 part 1, С. Г. Терминасова + мультимедийная презентация)

Класс: 4Тема: «Clothes»Цель урока: формирование грамматического навыка.Задачи:Практические:- отработать звук [ae];-ввести и первично закрепить грамматическую структуру the Present Perfect Tense.- ввес...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока технологии "Симметричное вырезание" 1 класс + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Симметричное вырезание из цветной бумаги»Тип урока: урок-исследованиеЦель: научить учащихся выполнять симметричное вырезание из цветной бумагиПланируемые результаты:Предметные:познакомить...