Учебно - методический комплект (технологическая карта урока технологии и мультемедийная презентация) 2 класс
учебно-методический материал по технологии (2 класс) на тему

Предмет: технология Класс: 2 «а»

Тема урока: «Внутренне убранство избы»

Цели: 1. Научить технике выполнения ковра для русской избы. 2. Развивать умение учащихся анализировать технологические карты с целью использования их на практике, моторику пальцев, фантазию. 3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Планируемые результаты: - предметные: соблюдать правила техники безопасности, аккуратность; определять наиболее рациональные способы выполнения изделия; формулировать и удерживать учебную задачу; уметь работать с информацией предложенной в технологической карте; организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов. - личностные: испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов; уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование для учителя: презентация, шаблоны, образец изготовления работы.

Оборудование для ученика: цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, карандаш, линейка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya._ubranstvo_izby._urok_1.doc71 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: технология

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Внутренне убранство избы» 

Цели: 

  1. Научить технике выполнения ковра для русской избы.
  2. Развивать умение учащихся анализировать технологические карты с целью использования их на практике, моторику пальцев, фантазию.
  3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Планируемые результаты:

  • предметные: соблюдать правила техники безопасности, аккуратность; определять наиболее рациональные способы выполнения изделия; формулировать и удерживать учебную задачу; уметь работать с информацией предложенной в технологической карте; организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов.
  • личностные: испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов; уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование для учителя: презентация, шаблоны, образец изготовления работы.

Оборудование для ученика: цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, карандаш, линейка.

Этап урока

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент

1 мин

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки, улыбнулись, проверили свое рабочее место. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя, настраиваются работать на уроке.

К

Р

2.

Мотивационный

3 мин

- Итак, начинаем наш урок. Сейчас вам предстоит самим отгадать тему.

Звучит русская народная музыка. Учитель читает стих на фоне музыки.

Вот вам русская изба...
В центре стол, печь, образа,
Люлька - нянчит малыша,
Самовар и утюг, у стены большой сундук.

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (о внутреннем мире избы).

- Отлично! Кто уже догадался, какая у нас сегодня тема?

- Верно! Наша тема звучит так: «Внутренне убранство избы».

- Какие мы поставим цели на этот урок?

1) поговорить о внутреннем мире избы;

2) научиться выполнять плетенный коврик;

2) выполнять работу аккуратно, соблюдая технику безопасности

- Молодцы! Правильно!

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока

Ставят цели урока

Р

К

Л

3.

Работа по теме

7 мин

-Посмотрим еще раз на нашу тему. Как вы думаете, что это такое «убранство» избы? (украшение, внешний вид обстановка)

-Хорошо. Представьте, что мы с вами в настоящей русской избе.

-Сколько интересного и мудрого “впитала” русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.

-Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. На нем хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелания благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

Главное - печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу. На печи спало все семейство. Место против печи - упечь, предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой.

Обратите внимание на посуду из, которой готовили наши предки. Чугун, в нем варили щи, а для того, чтобы поместить чугун в печь пользовались ухватом. Кашу варили в кашнике.

Передний или "красный" угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи. В народе еще его называли большой святой. Это было самое – почетное место – духовный центр дома. Конечно, же, вы обратили внимание на люльку-это постель младенцев, которая крепилась к потолку, украшалась различными вышивками. Воздух в русской избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои и печеного теста.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. 

В старину неотъемлемой частью внутреннего убранства дома были половики. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Позже на полах в русских домах стали появляться ковры. На ручном ковроткацком станке мастерицы вплетали толстые шерстяные и льняные нити в сетчатую основу, закрепляя их узелками. Чем больше узелков, тем дороже ковер. Вообще ковры плетут в разных странах, существуют персидские, молдавские, иранские ковры и т. д. Кстати, ковры часто встречаются в сказках.

-Помните ли вы, что это за ковры? (Волшебные ковры-самолеты.)

-Какие сказки вы можете вспомнить, где герои летают на таких коврах? («Тысяча и одна ночь».)

-Вот и мы сегодня, как хозяева русской избы сплетем ковер.

Давайте на него посмотрим.

  1. Из каких материалов он изготовлен (из бумаги).
  2. Сколько деталей в этой игрушке (две: основа и полоски).
  3. Как соединены детали? (переплетены).

- Молодцы!

- И сейчас вы научитесь делать такие же замечательные ковры своими руками. Он может быть разных цветов. Но прежде, чем вы начнете работать, давайте рассмотрим все этапы изготовления работы.

- Какие МАТЕРИАЛЫ нам потребуются для работы?

Кто уже догадался? (цветная бумага, шаблоны,  ножницы, клей, карандаш и салфетки)

- Ребята, напомните мне, какие правила техники безопасности вы будете соблюдать при работе с ножницами?

1) Передавать кольцами вперёд.

2) Не размахивать ножницами, резать сидя.

3) Класть в специальную баночку.

- Верно! Молодцы!

- И следующий этап это РАЗМЕТКА.

- У вас на партах лежат шаблоны, вам нужно перевести их на лист бумаги и вырезать. Нам потребуется 1 такой прямоугольник любого цвета и 12 полосок одинакового цвета, но подбирайте цвета так, чтобы они сочетались.

Давайте сразу вспомним правила работы с бумагой:

  1. Экономить бумагу;
  2. Рисовать с изнаночной стороны.

- Молодцы! На этом этап разметки заканчивается, и мы переходим к следующему этапу – ЗАГОТОВКА.

- На этом этапе вам нужно приготовить основу коврика. Для этого мы возьмем прямоугольник и согнем его пополам так, чтобы короткие линии соединились друг с другом. От сгиба чертим вдоль  срезов (это три стороны) рамку  примерно сантиметр  шириной.
И дальше   наносим засечки (Маленькие черточки) по линейке  на расстоянии 1 сантиметр вдоль сгиба и тоже самое мы делаем на противоположной стороне. Далее расчерчиваем и не разгибая делаем надрезы вдоль.

Переходим к следующему, очень важному этапу: СБОРКА.

- К нашей основе, мы вплетаем полосочки в шахматном порядке.

Берем полоску и продеваем её чередуя вот таким образом. Далее укрепляем ее с одной и с другой стороны клеем.

Давайте вспомним технику безопасности при работе с клеем:

  1. Пользоваться клеем только по назначению.
  2. Не допускать попадания клея в глаза, на одежду.
  3. Наносить клей кистью.
  4. Не оставлять клей к открытом виде.

А вот уже на следующем этапе – ОФОРМЛЕНИЕ, включаем свое творчество, воображение, фантазию и придумываем к ковру интересные добавления, например можно сделать бахрому по краям или добавить (нарисовать) какие-то узоры.  В результате у вас должен получится примерно такой ковер.

Внимательно слушают рассказ учителя

Внимательно слушают рассказ учителя

Анализируют образец

Усваивают этапы изготовления работы

Вспоминают и озвучивают правила ТБ при работе с ножницами

Вспоминают и озвучивают правила работы с шаблоном

Усваивают этапы изготовления работы

Вспоминают и озвучивают правила ТБ при работе с клеем

П

К

П

К

П

Р

Р

Р

П

Р

Р

4.

Повторение последовательности работы

4 мин

- Итак, кто мне расскажет про первый этап? Какие материалы нам потребуются для работы?

- Кто второй? Что делаем на этом этапе? И т.д.

-Молодцы, запомнили последовательность выполнения!

И для того чтобы у вас не возникло трудностей при выполнении работы, я для вас составила план действий.

1)  Перевести шаблоны и вырезать: 1 прямоугольник и 12 полосок;

2) Сложить и разрезать основу ковра;

3) Собрать ковер: переплетаем полоски с основой в шахматном порядке;

4) Украсить ковер.

Озвучивают (повторяют) этапы изготовления работы

Знакомятся с планом работы

П

Р

П

Р

К

5.

Динамическая пауза

1 мин

Физ. минутка

-Теперь давайте все встанем и немного отдохнем, чтобы потом хорошо выполнить работу.

Раз подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть.

Выполняют физические упражнения

Р

Л

6.

Изготовление изделия

25 мин

- Замечательно. А теперь сели прямо. И начинаем приступать к работе. Включайте свое воображение и творите! Если у вас будут вопросы, поднимайте руку. Я подойду. Вы так же можете помогать друг другу.

Самостоятельно выполняют работу

П

Р

Л

7.

Подведение итогов урока

4 мин

- Ребята, кто выполнил работу, приносите ее вот сюда. Все вместе посмотрим, что у вас вышло (выставка работ)

- Посмотрите, какие красивые ковры у вас получились! Великолепные. Очень яркие, а главное  аккуратные! Молодцы!

- Присаживайтесь на свои места. Давайте подведем итоги нашего урока.

- Чему мы сегодня научились?

- Все ли этапы вы соблюдали, когда работали самостоятельно?

- Смогли ли мы достигнуть поставленных целей?

- Сложно ли вам было? В чем были сложности? Ну ничего, сложности бывают у всех, мы ведь еще только учимся!

- Что ж, урок подошел к концу! Вы большие молодцы!

Создают выставку работ

Анализируют урок, свою деятельность на уроке

Р

Р


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Внутренне убранство избы

Слайд 6

Сундук

Слайд 7

Ковры

Слайд 10

2 кольца,2 конца посредине гвоздик…

Слайд 11

Материалы

Слайд 17

1 ) 1 прямоугольник и 12 полосок 2) Сложить и разрезать основу ковра 3) Собрать ковер План работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока письма и мультемедийная презентация) 1 класс

Конспект урока письма Тема: БУКВА "Ь" Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с алгоритмом написания буквы "ь", с образцом соединения с новой буквой; развивать и совершенствовать фонематически...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока письма и мультемедийная презентация) 1 класс

Технологическая карта урока письма 1 классТема: Звук [о],буквы О, оЦели деятельности учителя: научить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и названием элементов букв – ...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики и мультемедийная презентация) 2 класс, УМК "ПНШ"

Тема урока: «Угол».Тип – урока: изучение нового материалаЦели:познакомить  учащихся с понятием «угол»;учить строить угол;формировать представление о сторонах угла и вершине угла;развивать память ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока английского языка «Animals» 4 класс, English Favorite Student’s book 4 part 1, С. Г. Терминасова + мультимедийная презентация)

Класс: 4Тема: «Animals»Урок № 4Цель урока: формирование лексического навыка.Задачи:Практические:отработать звук [ae];закрепить грамматический материал the Present Perfect Tense.ввести и первично закре...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока английского языка «Clothes» 4 класс, English Favorite Student’s book 4 part 1, С. Г. Терминасова + мультимедийная презентация)

Класс: 4Тема: «Clothes»Цель урока: формирование грамматического навыка.Задачи:Практические:- отработать звук [ae];-ввести и первично закрепить грамматическую структуру the Present Perfect Tense.- ввес...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока технологии "Симметричное вырезание" 1 класс + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Симметричное вырезание из цветной бумаги»Тип урока: урок-исследованиеЦель: научить учащихся выполнять симметричное вырезание из цветной бумагиПланируемые результаты:Предметные:познакомить...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока технологии "Кошелек" 2 класс)

ПредмеТема:  «Кошелек»Цели урока: учить выполнять шов «через край», создавать отделку детали вышивкой; развивать навыки разметки ткани, изготовления выкройки с помощью ножниц и иглы. Планиру...