Работа учителя-логопеда над слоговой структурой слова
методическая разработка по истории на тему

Шевченко Ирина Анатольевна

Работа учителя-логопеда над слоговой структурой слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sss.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы учителя-логопеда  над слоговой структурой слова

     Основной контингент детей, попадающих на школьный логопункт – это дети с  фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дети с ОНР.

Дети с ОНР относятся к детям группы риска в овладении письменной речью.  Исследования речевых нарушений младших школьников с ОНР, которые были проведены Т.А. Фотековой и Т.В.Ахутиной, показали, что даже к 3 классу чтение, письмо и даже связная речь у данной категории детей значительно отстает от нормы. Это говорит о том, что не устраненные своевременно недостатки устной речи  прочно фиксируются в чтении и на письме и разрушаются с трудом. В связи с этим, как нам кажется, нужна целенаправленная работа по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся 1-х классов в условиях школьного логопункта. У детей с недоразвитием речи часто нарушена в той или иной степени слоговая структура слова. Ряд авторов (И.А.Сикорский, А.Н. Гвоздев, Н.Х.Швачкие) указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи – особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков.

Маркова А.К.  выделила 13 классов слов с различными типами слогов.

1 класс – двуложные слова из 2-х открытых слогов: у-ха, Лу-жа, ва-та;

2 класс – трехсложные слова из 3-х открытых слогов: ло-па-та, ка-на-ва, ма-ли-на;

3 класс – односложные слова: дом, лак, кот, лук;

4 класс 0 двусложные слова с одним закрытым слогом: пе-тух, ба-тон, ли-мон;

5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова и с открытым слогом: лен-та, бан-ка, пал-ка, кош-ка;

6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: зон-тик, ком-пот, фон-тан;

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом: те-ле-фон, ба-ра-бан, ко-ло-дец, те-ре-мок;

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: бан-ти-ки, кон-фе-та;

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и с закрытым слогом: ра-бот-ник, ка-мен-щик, ча-сов-щик, ка-лен-дарь;

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: лам-поч-ка, сол-ныш-ко, зер-ныш-ко;

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: хлеб, крот, волк, танк;

12 класс – двусложные слова с открытым слогом и двумя стечениями согласных: клет-ка, кром-ка, кляк-са, труб-ка;

13 класс – 4-х сложные слова с открытыми слогами: че-ре-па-ха, па-ро-хо-ды, са-мо-ле-ты, бу-ра-ти-но;

Специально для алаликов А.К.Маркова выделяет ) класс – двусложные слова с однородными согласными: ба-ба, ма-ма, па-па;

Также Маркова выделяет 3 модели слоговой структуры  слова, которые включают в себя слова с различными типами слогов.

1) слова, которые состоят из открытых слогов (0,1,2,13 классы);

2) слова, включающие стечение согласных в начале и середине слова + открытый слог (5,8,10,12 классы);

3) слова, включающие стечение согласных и закрытый слог (3,4,6,7,9,11 классы).

В логопедии несколько типов нарушения слоговой структуры слова:

* усечение (элизм), когда усекается слогообразующая гласная или один или несколько слогов (телевизор-телевизор);

* застревание на произнесении какого-то одного слога (несудорожное  повторение) – (персеверация) (ва-ва-варабей);

* уподобление одного слога другому: ягоды- ядоды, (антиципации –предвосхищение);

* добавление лишней слогообразующей гласной при стечении согласных: тырава.. (итерация);

* перестановка слогов (мотолок- молоток) (здесь страдает слуховая память на линейный ряд);

* слияние 2-х слов в одно или частей двух сов в одно слово: бабаня (баба Аня), (контаминация).

Таким образом, мы видим, что нарушение слоговой структуры слова – очень стойкий дефект и коррекция его ведется на всем протяжении логопедической работы.

Отсюда задача логопеда:

во-первых, научить детей четко воспринимать слово и воспроизводить его в соответствии с точным количественным слоговым составом и

во-вторых, научить правильному слитному произношению слова в полном объеме его слого-звукового состава с четким выделением ударного слога.

В практической работе по развитию способности правильно произносить слова наблюдается определенная этапность.

На 1 этапе накапливаются представления о количественном слоговом составе слова,  на 2 этапе – отрабатываются навыки практического овладения слого -ритмической мелодией слова.

Рекомендуемые упражнения.

1) Прочитать слоги. Назвать гласный звук. (Ат, от, ум, ым).

2) Прочитать слоги. Сказать, чем они похоже? (ло, то, бо), (ли, ти, ми).

3) Прослушать слоги. Записать гласные звуки (ты, ла, мо, ну, си).

4) Прослушать слова. Записать гласные буквы (ваза, сова, мыло).

5) Запиши только первый звук (лак, мак, ухо, Оля, мир…)

6) Разложи картинки в 3 столбика:

1-ый столбик – слова в один слог

2-ый столбик – в 2 слога

2-ий столбик – в 3 слога.

7) К заданному слогу добавить другие, чтобы получились слова; запиши их.

                     ня                                                         ва

Со                ва                                   Сло                ги

                    лить                                                      ны

8) Измени слово так, чтобы получилось 2  слога, 3 слога.

Например: дом-дома, домик, домики.

                   сад-сады, садики.

9) Отхлопай количество слогов в слове.

10) Прочитай слова. Раздели их на слоги. Выдели гласный звук.

11) Прослушай слова, Выдели в них гласные звуки. Напиши гласные в тетради по схеме: сова –о, а    о    а    

12) Определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру ех. Малина, леса, мак (3,2,1).

13) Прослушайте слова, выделите голосом последний звук, запишите его в тетрадях.

14) Выделите первый слог из названий картинок и запишите его.

15) Объедините слоги в слова, прочитайте полученное слово, запишите его в тетрадь лу-на, лу-жа, жа-ба, у-хо;

16) Определите пропущенный слог в слове с помощью картинки. Запишите полученное слово –буз, гу-, ли-, -нал, ма-на.

17) Спишите слова, разделяя их на слоги машина, шапка, парта, пенал.

18) Спишите слова, вставляя пропущенные гласные буквы.

19) Прочитайте разрозненные слоги, составьте слова (можно по тематическим группам: «Животные», «Растения», «Мебель», «Школа»).

20) Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

21) Из букв данного слова придумай другие  ех крапива (ива, кары, парк, пар, рак, Ира).

22) Упражнение «Подскажи конец словечка» (перед учеником 2-3 карточки со слогами. Например,    ва,  га,   да. Логопед произносит слово, не договаривая последний слог. Учащийся должен найти и прочитать конец слога.

ех. клюк- ва, коро-ва

      бума- га,   берло- га

      пого- да,  приро-  да

23) «Подскажи начало слова» (перед детьми карточки со слогами).  Логопед записывает на доске конец слова – очки. Учащиеся должны прочитать получившиеся слова.

24) Замени цифры совами: 1,2,3

один ка) р? ка

( с три жка) с ?  жка

( вы три)  вы?

(по два л) по ? л

(три буна)  ? буна

(три  жды)   ? жды

( смор один а)  смор? а

25) Догадайся сколько слов здесь написано? (насосна, шинаши, навесна, купилку, банкабан).

26) Работа со слоговыми таблицами (по  Т.Г.Визель).

Таким образом, работа по формированию слогового анализа занимает в логопедической практике особое место. Слоговой анализ необходим для чтения, т.к. единицей чтения является слог, а чтению ребенок обучается раньше, чем письму.

А после того, как дети приходят к выводу о том, что слово составляется из частей ( т.е. слогов) , и слово легко делится на части (слоги), т.е. они научились различению и воспроизведению слогового контура слова, их внимание привлекается к долготе его звучания и к установлению прямой зависимости долготы звучания от количества слогов в слове. Упражнения на сравнение слов по длине под мяч и на графических схемах обостряют внимание детей к живому слову. Они на слух начинают правильно выделять слово заданной долготы, даже если между словами разница в один слог и слова произносятся слитно: ех. караван-юла, ручка-катушка, утка-курица.

На занятиях с помощью детей составляется  таблица – «лесенка», на которой схема для односложных слов помещается вверху. Ниже столбиком располагаются другие схемы с постепенным увеличением на один слог.

ех: Таблица – «лесенка» графических схем слогового состава слов:

____ дым

_____/____вата

_____/____/_____барабан

_____/____/_____/______черепаха

Учащиеся зрительно воспринимают разницу в графических контурах схем, активно участвуют в подборе слов к схемам, сравнивают количественный слоговой состав по схемам, и это помогает им осознанно участвовать в обобщениях: «Слова бывают длинные и короткие», «В слове бывает 1,2,3,4 и более слогов», «Чем больше слогов, тем длиннее слово».

Освоение произношения и анализа слов разной слоговой структуры – процесс длительный. Успешным он становится тогда, когда каждый ребенок овладеет способом самостоятельного обследования слогоритмической структуры слова.

Список использованной литературы:

Волкова «Логопедия». М., 1989 г.

Т.Г.Визель «Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи». 2005 г.

И.Л.Калинина «Учим детей  читать  писать». М., 1998 г.

О.В.Елецкая. Н.Ю.Горбачевская «Логопедическая помощь  школьникам с нарушением письменной речи» С-П.2005 г.

Т.И. Дмитриева «Речевая мозаика». 1995 г.

«Игры в логопедической работе с детьми» Под редакцией В.И.Селиверстова. М., 1981 г.

Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская "Исправление недостатков произношения у школьников". М.,1969

М.Ф.Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения". М.,1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...

"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....

Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".

Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выраз...