"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".
учебно-методический материал по логопедии по теме

Андрющенко Ольга Владимировна

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по преодолению нарушений

слоговой структуры слов у детей.

Формирование фонетически правильной речи - важная задача работы с детьми младшего школьного и младшего школьного возраста

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития раз личных форм деятельности и участия в коллективном труде.

 Среди разнообразных нарушений речи у детей младшего школьного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:

 ·         1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;

·         1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);

·         1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;

·         2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

·         2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

·         правильно произносимые слова: мама, дай;

·         слова-фрагменты: мако (молоко);

·         слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;

·         абрисы слов: папаша (лопата);

·         слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

·         подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

 ·         собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Подготовительный этап

 На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1.      Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (СНОСКА: Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2.      Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

·         Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

·         Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

·         Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

·         Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

·         Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

·         Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

·         Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами; ·         Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).

Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т.д.

3.      Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4.      Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

5.      Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).

6.      Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...

Работа на вербальном материале

     Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Коррекционный этап

 Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

·         Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

·         Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

·         Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

·         Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

·         Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

·         Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

·         Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

·         Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

 ·         Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

·         Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

·         Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

·         Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;

·         Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

·         Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

·         Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

·         Чтение или повторение за педагогом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы;   и-са, и-со, и-су, и-сы;   у-со, у-со, у-су, у-сы;   о-са, о-со, о-су, о-сы;

·         Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

·         Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;

о-ста, а-сто, а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, и-сту, и-сты; о-ста, о-сто, о-сту, о-сты; у-ста.

·         Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги; ·         Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

·         «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

·         Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;

·         «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

·         Запись слогов различных типов под диктовку;

·         Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);

·         Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.

Уровень слова

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

·         структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

·         формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

·         в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.)

·         переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова:

·         Двусложные слова из открытых слогов (вата);

·         Трехсложные слова из открытых слогов (машина);

·         односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак);

·         двусложные слова с закрытым слогом (лимон); ·         двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);

·         двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

·         трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

·         трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);

·         трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);

·         односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);

·         двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);

·         четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.

Фонематический и слоговой анализ слов

1.      Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

2.      Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3.      Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

4.      Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).

5.      Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.

6.      Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами. 7.      «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

8.      «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

9.      Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.

10.  Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.

11.  Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:

·         слова написаны неправильно;

·         слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).

12.  Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

13.  Что изменилось в слове? Лис лиса лисица.

14.  Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.

15.  Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.

16.  Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ вниз; шил сшил.

17.  Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).

18.  Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.

19.  Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.

20.  Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов. 21.  Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.

22.  Уточнение правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог, состоящий из одной буквы Аня, юла, оса и т.д. (2 слога, но переносить слово нельзя).

Фонематический и слоговой синтез слов

1.      Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+

2.      Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС.

3.      Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО

4.      Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).

5.      Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

6.      «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

7.      Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом домик, кот ... Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.

8.      Изменить по аналогии: дом дома, лес ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

9.      Дополнить слово подходящим слогом: землями..., смо-роди...

10.  Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА. МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА

11.  Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.

12.  Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши..., куби...

Смешанные упражнения на анализ и синтез слов

1.      Поменять слоги местами, составить слово: рады дыра, сосна насос.

2.      Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка малина + машина = мама

3.      Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.

4.      Определить, какой слог пропущен: ко-...-ва; са-...-лет.

Фонематические представления

1.      Разложить картинки под схемы слов: (дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)

2.      Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):

·         РАК ЗИ ВО

·         МА РО

·         ТА

3.      Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) задание аналогичное предыдущему.

4.      Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).

5.      Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.

6.      Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр рыба.

7.      Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...

8.      Придумать слова к схемам:

·         КА-... (каша)

·         КА-...-... (калина)

·         ...-КА-....... (рукавицы, макароны)

·         ...-КА (ложка, ручка) 9.      Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).

10.  Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.

11.  Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:

·         !; !!; !!!; !!!!;

·         ! !!' !!!' !!!' !!!.

12.  Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо хоро шо; ши-иш-ши ...

13.  Подобрать рифму к словам: мак гамак; зайка ...

14.  Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.

15.  Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).

В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов. Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов (Потешки, прибаутки, стихи; Упражнения, направленные на развитие подражательности и формирование координации речи с движениями; подвижные и хороводные игры).

Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи).

2.      Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са ...

3.      Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.

4.      Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.

5.      Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!; аналогично с использованием ударения: ! !! !!.

6.      Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: Ко-ко-ко, ко-ко-ко не хо дите далеко.

 7.      Договорить незаконченные слова в предложениях: На солнышке греется коте.., на него смотрит ще... У мышки детеныш мышо.., а у лисы лисе... (Какой одинаковый слог прибавляется?)

8.      Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

9.      Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры: Это кто? Милиционер. Нет кого? Милиционера. Помогу кому? Милиционеру. Вижу кого? Милиционера. Говорю с кем? С милиционером. Говорю о ком? О милиционере.

10.  Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные...

(перина, подушка, рубашка).

11.  Самостоятельно придумать рифму:

Где весною было пусто,

Летом выросла...  (капуста).

12.  Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).

13.  Чтение предложений и связных текстов с предварительно разделенными на слоги логопедом словами.

14.  Чтение предложений и связных текстов с самостоятельным предварительным делением ребенком слов на слоги.

15.  Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с записью ритмического рисунка:

Гуси, гуси! !! !!

Га-га-га! ! ! !

Есть хотите? ! !!!

Да-да-да! ! ! !

16.  Запись слов и предложений под диктовку по слогам (сначала логопед голосом подсказывает границы слогов, затем задание выполняется ребенком самостоятельно).

17.  Проговаривание, чтение, заучивание, списывание, слуховые диктанты скороговорок.

Конкретные виды упражнений педагог будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

Литература

1.      Большакова Е. С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). М.: Просвещение, 1996.

2.      Городилова В. И., Кудрявцева М. 3. Чтение и письмо. СПб.: Дельта, 1997.

3.      Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ОНР у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.

4.      Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.: Гиппократ, 1995.

5.      Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М.: Просвещение, 1977.

6.      Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение, 1989.

7.     Лямина Г. М. Развитие речи в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. I960. 9.

8.      Лямина Г. М. Ранние этапы формирования речевой деятельности // Дошкольное воспитание. 1970. 7.

9.      Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1988.

10.  Мастюкова Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. 1981. 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.     В ли...

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Это н...

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выраз...

Преодоление нарушений слоговой структуры слов

Преодоление нарушений слоговой структуры слов. Диагностика и система коррекционной работы....