Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »
материал по теме

Чуприна  Ольга Константиновна

 

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.

     В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонематическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

      Термин «структура слова» трактуется как соотношение частей звуковых единиц.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная  

школа-интернат V вида г. Зернограда

Доклад на тему

«Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

        

Половинко Ольга Константиновна

учитель начальных классов, логопед

                                                         

г. Зерноград, 2012 г.

     Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.

     В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонематическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

      Термин «структура слова» трактуется как соотношение частей звуковых единиц.    

      Существует зависимость овладения слоговой структуры слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. (Г.В. Бабкина, Н.Ю. Сафонкина). Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

            Среди разнообразных нарушений речи у младших школьников с  ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Диапазон нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и  трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность. Искажения слогового состава слова признаны ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта с детей с ОНР.

           В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появлении первых слов в длительной форме.

    Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.

           Характер нарушений слоговой структуры слова:

  1. Нарушение количества слогов:
  1. сокращение слога (моток) –молоток;
  2. опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино;
  3. увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных: (команата) – комната.
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  1. перестановка слогов (деворе) – дерево;
  2. перестановка звуков соседних слогов (гебемот) – бегемот.
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  1. сокращение стечений согласных: (туль) – стул;
  2. вставки согласных в слог: лимон – (лимонт).
  1. Уподобление слогов: абрикосы – (кококосы).
  2. Персеверации-(застревание в речи били… били… билитекарь)
  3. Антиципации ( замена предшествующих звуков последующими) : (нананасы)-ананасы.
  4. Контаминации (смешение элементов слов ): (в холодильнице) –в холодильнике и хлебнице.

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонетических) и моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.  Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стойкий характер.(Т. Б. Филичева ,  Г. В. Чиркина.)

   Нарушение слоговой структуры речи структуры слова отрицательно влияет на формирование лексикой и грамматической стороны речи, фонематическое восприятие, на овладение детьми письменной речью. Особенностью этих нарушений является их стойкость.

    Эти нарушения встречаются у детей с различной патологией: при дизартрии, моторной алалии, общем недоразвитии речи, у детей с задержкой психомоторного развития, у детей с интеллектуальной недостаточностью, у детей с нарушением слуха. Выявление специфических механизмов и симптомов искажения слоговой структуры слов способствует более точной дифференциальной диагностике и, следовательно, более эффективной коррекции речевых расстройств.

У детей с дизартрией проявляются трудности моторного программирования и реализации моторной программы. В результате для них характерны такие нарушения звуковой структуры слова, как: пропуски звуков и слогов, замены одних звуков другими, перестановки и уподобление звуков.

У детей с моторной алалией не формируются знания "о том, каким набором фонем обозначается то или иное слово" (Е.Ф. Соботович) - у ребенка затрудняется перевод смысловой программы в языковую. Для этих детей характерен разнотипный характер нарушений как звуковой, так и слоговой структуры слов в виде искажений, замен, пропусков, перестановки звуков и слогов. Эти искажения носят нестабильный, хаотичный характер и проявляются даже у детей, значительно продвинутых в своем речевом развитии.

В структуре общего недоразвития речи искажение слогового состава слова чаще встречается у детей I и II уровня. У детей III уровня развития речи чаще встречаются упрощение групп стечения согласных, искажение слоговой структуры в иноязычных словах, незнакомых, длинных. Почти все дети с ОНР испытывают значительные трудности при восприятии и воспроизведении ритмических структур различной сложности, что проявляется в моторной неловкости, некоординированности  движений рук и ног - с одной стороны, и в трудностях воспроизведения ритмов - с другой.

 У большинства детей  наблюдается нарушения оптико-пространственной ориентации. Искажение слоговой структуры отрицательно влияет на формирование лексики, грамматики, на формирование письменной речи, затрудняет коммуникации.

Таким образом, коррекционная работа должна создавать базисные системы, на которых в последствии будет строиться обучение: системы пространственных представлений, звуковосприятия и звуковоспроизведения, зрительного восприятия, программирования и контроля, управление кинестетическими и кинетическими процессами.

Учитывая взаимосвязь между овладением звуко- слоговой структурой слова и развитием ритмических способностей (двигательных, пространственно-временных, музыкальных) логопедическая работа должна включать задания по их формированию. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Исходя из этого, работе над слоговым составом слова должна включать следующие направления:

  1. Развитие моторных функций.
  1. развитие общих движений: совершенствование координации общих движений, воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений рук, ног), анализ последовательности движений по количеству составляющих элементов. Воспроизведение последовательности одинаковых/различных движений в заданном темпе /ритме. Различение темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений. (Например, дидактические игры "делай как я", "движения животных").
  2. совершенствование статической и динамической координации движений рук, пальцев рук:  развитие плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведение заданного темпа и ритма, пространственные организации движений пальцев рук. (пальчиковая гимнастика)
  3. развитие статической и динамической координации органов артикуляции. Совместное выполнение движений артикуляторных органов и пальцев рук.

-  Направления работы:

  1. соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам).
  2. совместная серийная организация артикуляторных движений с движениями пальцев рук
  3. выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание, пересчет пальцев ит.д.).

2 - Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки

  1. коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле. Задачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, научиться пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии, уточнить и дифференцировать пространственные понятия: впереди, позади, наверху, внизу, далеко, близко; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.

- Направления работы:

  1. практическое осознание схемы собственного тела и тела другого объекта, асимметрии конечностей.
  2. осознание пространственных отношений между предметами и собственным телом/телом другого объекта и их вербализация (кукла позади меня, мишка впереди меня, кошка позади Светы...)
  3. определение степени удаленности предмета от собственного тела выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно-организованных движение и двигательных серий использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров
  4. коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве.
  5.  Задачи: уточнить, дифференцировать пространственные понятия: впереди, позади, наверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко.

Активизировать в речи слова, обозначающие данные понятия.

Направления работы:

  1. дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства относительно собственного тела и тела другого субъекта
  2. построение, изменение серий действий с предметами по инструкциям ("поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик")

•        составление последовательностей: построение "дорожек", "башен"

          из деталей конструктора, геометрических фигур с чередованием количества и       состава фигурных элементов, последующее оречевление выполненных действий.

  1. определение расстояния между предметами путем подбора "дорожек" разной длины ("собачка далеко от дома, нужна длинная дорожка, кот близко от дома, ему нужна короткая дорожка")
  2. освоение и вербализация пространственных отношений между предметами
  3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве. Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонтальной плоскостей: впереди, позади, высоко, низко, далеко, близко, выше, ниже, дальше, ближе, между. Научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершенствовать графо-моторные навыки

- Направления работы:

  1. освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху- внизу, выше-ниже, над- под) и горизонтального (перед, за, после, рядом, около, между)
  2. расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров (круг находится сверху квадрата)
  3. выкладывание вертикальных и горизонтальных "дорожек", состоящих из чередования мозаики разных цветов, из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг)
  4. построение последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием).

3. Развитие ритмических способностей

  1. Подготовительный этап. Работа на невербальном уровне.

Цель данного этапа - подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры

слов родного языка.

Направления работы:

•        Детям предлагаются игры и упражнения на развитие концентрации

слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале

неречевых звуков (где позвонили? узнай музыкальный инструмент по звуку, сколько раз ударили в барабан?)

  1. работа над восприятием ритма. Прослушивание изолированных ударов, серий простых ударов, определение их количества, соотнесение с соответствующей записью ритма. Прослушивание серий акцентированных ударов, определение их количества и качества, соотнесение с соответствующей карточкой с записью аналогичной серии.
  2. воспроизведение ритма. Сначала простого, затем - с выраженным ударением.
  3. Коррекционный этап.

Задачи: идентификация и дифференциация силы звучания языковых единиц (громкое/тихое звучание), длинны звучания (длинное/короткое), воспроизведение предлагаемых образцов, языковых единиц по следам восприятия, произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами).

Направления работы:

  1. определение длины звучания языковых единиц, показ символа (короткого или длинного флажка) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов разной длины
  2. определение силы звучания языковых единиц по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов, произнесенных с разной силой, с опорой на символ
  3. идентификация и анализ последовательностей языковых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму восприятия

воспроизведение заданного количества языковых единиц с учетом порядка их следования, темпа, ритма

  1. произнесение серий языковых единиц и оценка правильности
  2. воспроизведение звукоподражательных комплексов с отхлопыванием ритма руками.
  3. воспроизведение текста стихотворения с отхлопыванием.
  4. воспроизведение стихотворений с движениями.
  5. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры.

Цель - обучение операциям идентификации, генерализации, вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, посегментарного анализа, контроля языковой правильности.

Направления работы:

  1. Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух.
  2. Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове,  воспринимаемом на слух.
  3. прогнозирование конечного и начального элементов слова с опорой на

     предметные картинки.

  1. Слоговые трансформации в слове, структурное оформление лексических

           единиц различного слогового состава.

  1. Работа над фонематическим и слоговым анализом и синтезом слов.
  2. Отработка грамматических форм слова и включение их во фразы.

Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.

Направление работы:

  1. Определение  наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на
  2. Слух;
  3. Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове;
  4. Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки;
  5. Слоговые трансформации в слове;
  6. Структурное оформление лексических единиц различного слогового состава

Система игровых упражнений, направленных на развитие

слоговой структуры слова.            

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у младших школьников  с дизартрией предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.

Комплексная система логопедического воздействия включает:

  1. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  2. развитие речевого дыхания и голоса;
  3. коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);
  4. развитие фонематического слуха, формирование навыков фонематического восприятия;
  5. работа над слоговой структурой слова;
  6. расширение и обогащение словаря (активного и пассивного);
  7. развитие грамматического строя речи;
  8. формирование интонационно-выразительной стороны речи;
  9. формирование связной речи;
  10. воспитание самоконтроля за речью;
  11. формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.

Развитие слоговой структуры слова у младших школьников с дизартрией осуществлялось через систему игровых упражнений. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

           Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Можно выделить два этапа:

  1. подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
  2. собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.

Подготовительный этап.

На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

  1. Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?)
  2. Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным).Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий:

-Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

-Сосчитать , сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с цифрой;

-Сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-;

-Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

-Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

-Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

-Воспроизведение долгих звуков(дудка, губная гармошка – символ « - »  и  коротких«+» - барабан, бубен). Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т. д.

  1. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:

маршировка, легкий бег.

  1. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.
  2. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)
  3. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…;+=+=…

Работа на вербальном  материале.

. Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

 Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2.

Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.

(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

Упражнение 3.

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

Упражнение1.

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где находится сердце?

Ребенок. Слева.

Взрослый. Где у тебя темя ?

Ребенок.Сверху.

Взрослый. Где у тебя спина ?

Ребенок. Сзади.

Взрослый. Где живот?

Ребенок. Спереди.

Упражнение 2.

Ребенок самостоятельно показывает :левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.

Упражнения 3.

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая : правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.

Упражнения 3.

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.

Упражнения 4

Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.

Упражнение 1.

Поставь вверху листа точку, внизу палочку,  нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.

Упражнение 2.

От  поставленной на листе точки ребенок , без отрыва руки , ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.

Упражнение 3

Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\;  … < … <…<

Упражнение 4.

Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.

Упражнение5.

Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

Упражнение1.

Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)

Упражнение 2.

Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.

Упражнение 3.

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7

Упражнение 4.

Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».

Упражнение 5.

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Упражнение 6.

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.

  1. Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
  2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после  предъявления инструкции взрослым.

  1. Артикуляционные упражнения.

-открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

-язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

два раза щелкнуть языком, один раз подуть;

--втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;

-беззвучно артикулировать гласные (и-у-а);

  1. Упражнения для рук.

–большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

-класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

-показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;

-из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;

3.Упражнения для тела:

-наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

-помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;

-топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

Упражнение 7.

Повторение ритмических рисунков за взрослым –отстукивание, отхлопывание, притоптывание.

Коррекционный этап

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Упражнение 1.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:

              А – И                                    А – И – О                                У – А – И – О

              А – У                                    У – А – И                                Э –У – А – И  

              И – О                                    И – О – Ы                                А – И – О – Ы

Ы – А                                   Э – У – А                                  И – Э – У – А

              У – Э                                    А – Ы – О                                 У – А –Ы –О

              А – О                                    И – Ы – Э                                 О – И – Ы – Э

              О – У                                    О –У – А                                   Э – О – У –А

Упражнение 2.

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

  1. на одном выдохе, при этом плавно;
  2. громко (тише, совсем тихо);
  3. чередуя громкость в пределах одного ряда;
  4. со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);
  5. быстро (медленно).

Упражнение 3.

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:

  1. сосчитать количество звуков;
  2. показать то же количество пальцев, сколько звуков;
  3. отстучать звуки молча;
  4. встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;
  5. назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
  6. придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;
  7. узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
  8. повторить звуки в обратном порядке.

Работа над слогами

Упражнение 1.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:

  1. с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

  1. с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

  1. обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

  1. закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП      ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК       БОК – ВОК;

  1. прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ       АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ     УФ – УФЬ

МО – МЁ     ЕН – ЕНЬ

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:

  1. сосчитать количество слогов;
  2. выложить палочки по количеству слогов;
  3. сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;
  4. определить одинаковый звук в ряду;
  5. придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);
  6. придумать и  («загадать») слоги с данным согласным;
  7. повторить ряд слогов в обратном порядке;
  8. повторить только первый и последний слог ряда;
  9. произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);
  10. выделить ударный слог (отражённо);
  11. назвать первый (второй, третий) звук слога;
  12. составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;
  13. сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.
  14. наращивание слогов;
  15. уменьшение количества слогов;
  16. отстукивание слоговых цепочек.

Работа над слогами со стечениями согласных.

Упражнение 1.

Предлагаются слоги:

  1. открытые и закрытые:

кна-акнгна-агн

дмо-одмтмо-отм

пту-уптбму-убм

-с оппозиционными согласными:

фта-фтяфта-вда

тко-ткетко-дго

кму-кмюкму-гму

-цепочки слогов:

мна-мно-мну-мны-мнэ

гва-гво-гву-гвы-гве

хва-хвы-хви-хве

-слоги со сменой позиции согласного:

мна – нма

ско – ксо

хту – тху

збы – бзы

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребёнку предлагается:

  1. проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);
  2. составить слог из данных звуков, чтобы в начале шли согласные (либо гласные);
  3. придумать слог из двух согласных и одного гласного;
  4. сравнить слоги:

НА – КНА

АС – АКС

ИНТ – ЫНТ

УБР – УПР.

Типы слоговой структуры слов.

  1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов: дыня, вода, муха, вата и др.
  2. Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов: лопата, собака, кубики, панама и др.
  3. Односложные слова, состоящие из закрытого слога: мак, лук, сок, кит, и др.
  4. Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога: лимон, банан, диван, букет и др.
  5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, юбка, утка, нитки и др.
  6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: кактус, медведь, солдат, павлин и др.
  7. Трёхсложные слова с закрытым слогом: помидор, чемодан, попугай, магазин и др.
  8. Трёхсложные слова со стечением согласных: яблоко, колбаса, кукушка, девочка и др.
  9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, садовник, апельсин, виноград и др.
  10. Трехсложные  слова с двумя стечениями согласных: игрушки, лампочка, скакалка, клубника и др.
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: лист, куст, танк, зонт и др.
  12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнездо, гвозди, свекла и др.
  13. Четырех сложные слова, состоящие из открытых слогов: пианино, кукуруза, пуговица, гусеница и др.
  14. Четырехсложные слова со стечением согласных: холодильник, мотоцикл, воспитатель, полотенце и др.

Предлагаются 14 типов  слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация С.Е. Большаковой).

                                 Работа над словами.

1 этап.

Упражнения на различение длинных и коротких слов.

Упражнение 1.На столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Слова: сук, велосипед, суп, жук, мухоморы и др.

Упражнение 2.

Перед ребенком картинки с односложными многосложными словами. Нужно разделить их на две группы.

Упражнение 3.

Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой- с длинными. Найдя предмет, играющий2 называет его.

2этап.

        Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава.

Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.

Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).

                      Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.

Упражнение 1. Тренировка умения делать паузы между словами. Логопед называет слово. Ребенок должен повторить и отстучать его по столу. При этом, если взрослый поднимает руку ,нужно держать паузу, пока рука не опустится.

Пример: бу…..сы, не…..бо, лю…..ди, ко…..ле-но (ко-ле…..но), о-ле…..ни (о…..ле-ни), си…..ни-ца (си-ни…..ца).

Упражнение 5.

Звуковой анализ и синтез.

  1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо в разнобой по просьбе логопеда.
  1. Выкладывание полосок по количеству слогов.
  2. Выбор подходящей схемы слова.
  3. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Данный вид работы важен при изучении слов со стечениями согласных.                       Предлагается :

1-двусложные слова со стечениями в середине слова, начинающиеся на гласный звук: игла, овцы, очки и  др.

-затем –слова, начинающиеся на согласный звук: пятка, ногти, сумка и др.

-слова с двумя стечениями согласных: ласточка, солнышко, листочки и др.

2-стечение в конце слова (кость, мост, бинт и др.)

3- стечение в начале слова (стул, квас, ключ и др.)

4- односложные слова с двумя стечениями (хвост, гвоздь, столб и др.)

5-многосложные слова со стечениями (кастрюля, лекарство, библиотека и др.)

Упражнение 6.

Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке» .Ребенок должен , повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.

Упражнение 7.

Повторение слов, близких по звуковому составу:

-отличающихся гласными звуками:сук-сок,мяч-меч,кит-кот,лес-лис, сам-сом;

дом-дым-дам, мех-мах-мох; бык-бак-бок-бук;

лыжи-лужи,руки-реки, раки-руки и др.

-отличающихся согласными звуками: сук-суп, нос-нож, мех-мел; дуб-куб-суп, конь-ком-кот-кол; шары-дары, ноты-соты, зубы-шубы и др.

-отличающихся согласным звуком и местом ударения:

вода-сода, коза-роза, руки-жуки, кожа-коза и др.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнение 1.

Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог: ко-фе…..ко-фе, ко; ли-са…..ли-са, са.

Упражнение 2.

С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:

-угадать слово, которое отхлопал другой ученик;

-придумать слово к схеме;

-поставить ударения на схемах (в виде диктанта).

Упражнение 2.

Называние слов по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (роЖКИ-РОЖ-ки,   ЗА-мок-за-МОК,   му-КА-МУ-ка и др.

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение1.

Поменять местами слоги, назвать получившееся слово:

Слова :Жи-лы  - лы-жи( ла-ю, лы-ко, на-вес, ки-пят, на-сос;)

Слоги: ка-му, ма-до, па-ли, ка-сум, ва-тык, жа-лу ,дук-сун, дыш-лан, тук-фар и др.

Упражнение 2.

Произносятся три слога. Дети составляют из них слово: ку-ки-би, са-ги-по, ма-на-ли, ко-со-ле, во-сы-ло и др.

Упражнения на оценку нормативности.

Упражнение1.

Логопед читает слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно- красный.

Слова: павук , паук; вутка, утка; кокно,окно; исы, весы; деверо, дерево; моко, молоко; мимон, лимон; манина, малина; небель, мебель; охоник, охотник; тмея, змея; тол, стол ;дынем, днем; пинино, пианино; моциклист, мотоциклист и др.

Упражнения на переход к слитному произнесению.

Упражнение 1 «Догадайся, произнеси слово.»

Слоги: вед-   , сет-   , кух-   , дос-   ,бел-   ,мет-   , ваф-   , цве-   .

Упражнение2. Ребенок добавляет первый слог и называет слово:-жама, -шина,

-года, -кета, -мидор, -реза, -тята и др.

Упражнение3 Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком.

Слоги: са-!-лет, пы-!-сос, па-!-ход, те-!-фон, мо-!-ток, вита-!-ны, ба-!-рина и др.

Упражнение2

Ребенок называет своё имя. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чъём имени столько же слогов.

Упражнение 3.

Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок  назвать в которых есть заданный слог(например, ма): малина, эскимо, макака, муравей, помада.

Положить картинки так, чтобы последний слог  предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми(сова, вата).

Жуки-кино-ноги, шея-яма-маки, булавка-качели-лимон, эскимо-молоко-колобок и др.

Далее логопед называет слово, вставляя между слогами слово «потом», «дальше», «затем»: па, потом ук……паук;   ком, затем пот……компот,    зво, дальше   нок и т. д.

Упражнения на образование словосочетаний.

Упражнение 1.

Проговаривание словосочетаний:

-маленькая лампочка, маленькая ласточка, маленькая ленточка и т. д.

Слова: курточка, кофточка, кисточка, книжечка, скамеечка и д. р.;

-вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли, вкусный арбуз и т. д.

Слова:булка, морковь, яблоко, цыпленок, ватрушка, абрикосы и д. р.;

Упражнение 2.

Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова « много»: дыня …много дынь, сова …много сов, коза… много коз и т. д.

Упражнение3.

Логопед называет предмет, а ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов круглый – овальный: луна….луна круглая, туча… овальная;

слова: бусы, мяч, голова, огурец, сковорода, барабан, лист, шашки и т. д.

Упражнение 4.

Логопед называет предмет. Ребёнок отвечает словосочетанием  с  использованием слов треугольный, квадратный, прямоугольный:

газета ….газета прямоугольная, экран….. экран квадратный , колпак….колпак треугольный;

слова: кубики, ёлка, окно, книжка, дверь, мыльница, полотенце, холодильник и т. д.

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

Упражнение 1.Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие(стоит, спит) и составить предложения:

Чайник…...Чайник стоит. Дельфин……Дельфин спит. Медведь….. Медведь спит.

Упражнение 2. Поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.

В, помидоры, теплице…….В теплице помидоры.

Яблоней, под, яблоки……..Под яблоней яблоки.

Эскимо, столике, на……..Эскимо на столике.

Слова. Над, сосулька, окном. Дереве, на , кукушка. У, шахматы, мальчика. Домом, над, облака. Конфеты, девочки, у.

Упражнения на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре.

Упражнение 1.

«В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую-с названиями из двух слогов и т. д.»

Картинки: лев, ёж, лось, слон, лиса, заяц, белка, зебра, жираф, верблюд, бегемот, обезьяна и д. р.

Упражнение2.

При произнесении различных слов можно сделать различное количество шагов (например, сыр- самолёт). Затем дети прошагивают называемые логопедом слова.

Упражнения на закрепление материала.

Повторение предложений сложного слогового состава.

Над домом летит длинноногий аист.

Тётя Дина сидит на диване.

Никите купили кеды и кепку.

В холодильнике баклажаны и абрикосы.

Хлебница стоит на холодильнике.

В буфете фиолетовая сахарница.

Максим любит фотографироваться.

Библиотекарь выдаёт книги.

Водопроводчик чинит водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Экскурсовод проводит экскурсии.  

Пограничник охраняет границу.

Далее детям предлагается составить рассказы по сюжетным картинкам с включением изученных слов (по вопросам логопеда, позже самостоятельно.)

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок.

(Б) Би-би-би, идёт дым из трубы.

Бредут бобры в сыры боры. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Забавной обезьянке бросили бананы.

Бросили бананы забавной обезьянке.

Би-би-би. Гудит машина без бензина.

(П) Уп-уп-уп, мама варит суп.

Говорит попугай попугаю:

-Я тебя ,попугай, попугаю.

Петушок прыг на порог:

-Подари , пекарь пирог.

(П-Б) Потерялись бусы у нашей бабуси.

Бабкин боб раст1ёт в дождь.

Бублик, баранку, батон и буханку  пекарь из теста испёк спозаранку.

Бились лбами у забора два быка.

Прободали в шумном споре все бока.

(В) Ва-ва-ва на суку сидит сова.

Три вороны на воротах.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Вкусная халва- мастеру хвала.

Вертлявый ветер вырывал ворота как вертушки.

(Ф) Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.

У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.

Федя полез за конфетой в буфет, факт , что в буфете не будет конфет.

(В-Ф) Наш Филат не бывает виноват.

Волков бояться в лес не ходить.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Филин даже с фонарём ничего не видит днём.

(Г) Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.

На горе гогочут, под горой огонь горит.

До города дорога в гору, от города с горы.

На иве галка, на берегу галька.

(К) Ко-ко-ко, не ходите далеко.

Тук-тук, прибиваю я каблук.

Наша река широка как Ока.

Укусила киску муха и болит у кисы ухо.

Кошка с котёнком, курочка с цыплёнком.

(К-Г) Идут гуськом гусак за гусаком.

Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди грибок.

(Х) Ха-ха, не поймать вам петуха.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

(Д) Ду-ду-ду, растут яблони в саду.

Дарья дарит Дине дыни.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Дед Данил дыню делил.

(Т) Та-та-та, хвост пушистый у кота.

Наш гость купил трость.

Опять ребят нашли пять опят.

(Д-Т) Собака Том сторожит дом.

Дятел лечил древний дуб.

Я мохнатый, я кудлатый, я зимой над каждой хатой.

(М) Му-му-му, молока кому?

Мама Милу в ванне мыла.

Где мёд,там и мухи.

На скамеечке у дома целый день сидела Тома.

(Н) Ан-ан-ан, папа чинит кран.

Няня нянчит Надю с Ниной.

Нина играет на пианино.

Нарядились ножки в новые сапожки.

(С) Са-са-са, в лесу бегает лиса.

Ас-ас-ас, у нас погас газ.

Ос-ос-ос, на поляне много ос.

Коси екоса пока роса.

У маленькой Сани сани едут сами.

Носит Сеня сено в сени.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

(З) За-за, уходи домой коза.

Зу-зу-зу, Катю моем мы в тазу.

У зайки Бубы заболели зубы.

(С-З) Са-за,са-за улетела стрекоза.

За-са,за-са, залетела к нам оса.

Соня Зине принесла бузины в корзине.

Сачок зацепился за сучок.

(Ц) Цо-цо-цо, на руке колцо.

У кольца нет конца.

Бегают две курицы прямо на улице.

Цапля стоя на крыльце написала букву Ц.

(С-Ц) Со-цо, со-цо, снесла курица яйцо.

Синицы-весёлые птицы.

Курица снесло яйцо под крыльцо.

Из соседнего колодца целый день водица пьётся.

Стоит воз овса, возле воза овца.

Соне в оконце ярко светит солнце.

(Ш) Ша-ша-ша, мама моет малыша.

Шу-шу, я письмо пишу.

Аш-аш, у Паши карандаш.

Тише, мыши , кот на крыше.Зашумите-он услышит.

Нашей Маши дали манной каши.

Не найду я ушки у этой лягушки.

Маша, кашу доедай, маме больше не мешай.

(С-Ш) Су-шу, я письмо домой пишу.

Шу-су, мишку встретил я в лесу.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Шишки на сосне , шашки на столе.

Купила Саша сушки.

(Ж)Жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу, молока дадим ежу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Ужин нужен жуку и ужу.

(Ш-Ж) Ша-жа,ша-жа, мы увидели ежа.

Жа-ша, Женя кормит малыша.

Жёлуди у мышки, шишки у мартышки.

У кошки лежат ложки в лукошке.

Хорош пирожок, внутри творожок.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Облетели лампу мошки , греют тоненькие ножки.

Осторожно ,мошки, обожжете ножки.

(Щ) Ща-ща, мы несём домой леща.

Ащ-ащ, надеваю плащ.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щенок жалобно пищит.

(Ч) Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.

Чу-чу, молоточком я стучу.

Оч-оч, наступила ночь.

Шубка овечки теплее всякой печки.

Ученик учил уроки , у него в чернилах щёки.

Это для Леночки мороженное на тарелочке.

(Ц-Ч) Цу-чу, на ракете я лечу.

Чу-цу, дали зёрнышки птенцу.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ученица-озорница получила единицу.

(Л) Ла-ла-ла, у меня юла.

Ло-ло-ло, на улице тепло.

На мели мы налима ловили.

Мама Милу мылом мыла.

Юля маленькой была и вертелась

как юла.

Клади уголь в угол.

Морская волна сильна и вольна.

(Р) Ра-ра-ра, на улице жара.

Ро-ро-ро, на улице ведро.

Арь-арь-арь, на стене висит фонарь.

Трое трубачей трубили в трубы.

Проворонила ворона воронёнка.

На горе растут дубы, под горой растут гриды.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

(Р-Л) Ла-ра, Ла-ра, начинается игра.

Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Лара у Вали играла на рояле.

Рыбу ловил рыболов, весь в реку уплыл улов.

В тетради Кандрат начертил квадрат.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Игры и игровые упражнения

Есть или нет?

Ход игры.

 Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех                                предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть <луна>? А  <луна>?  Речевой материал:

 луна, луна, сова,

Сова, лапа, лапа, пила,

Пила, лиса, лиса, туча, туча, слоны, слоны, рука, рука, нога, нога, голова, голова.

Картинный материал:

луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.

Бывает – не бывает?

Ход игры.

 Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басака>? А <собака>?»

Примерный речевой материал:

 басака - собака, магазан – магазин, самалат – самолет, газема – газета, телефан  - телефон, тапата – лопата, масалет – самолет, равабей – воробей, тамалок – молоток.

Найди слово

Ход игры.

 Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: < лисак>. Покажите подходящую картинку»

Речевой материал:

а) добавление звуков: лисак – лиса, лунак – луна, пилак – пила, рукан – рука;

б) перестановка слогов/звуков: мотолок - молоток, моколо – молоко, басака – собака, рагуда – радуга, бугама – бумага, велописет – велосипед, тевелизор – телевизор, бемигот – бегемот;

в) перестановка звуков: чашак – чашка, тывка – тыква, фрутки – фрукты, порав – повар.

Картинный материал:

 лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.

Закончи слово

 ( на основе восприятия инициальной части лексической единицы)

Ход игры.

 Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух  (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<бума…>, <забо…>».

Речевой и картинный материал:

    а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:

        бума…(га),  забо… (ры),  руба…(ха),  пана…(ма),  маши…(на),

         соба…(ка),  газе…(та),  лопа…(та),  часи…(ки),  бана…(ны),

         раду…(га),  моло…(ко),  воро…(на),  соро…(ка),  коро…(ва),

         доро…(га),  топо…(ры),  мали…(на),  каче…(ли),  ряби…(на),

        бере…(за),  мага…(зин),  поми…(дор),  беге…(мот),  теле…(фон),

         васи…(лек),  коло…(бок),  коше…(лек),  паро…(ход), пуго…(вица),

        гусе…(ница),  Бура…(тино),  поми…(доры),  само…(леты),

        само…(каты),  бара…(баны),  оде…(яло);

   б) слова со стечениями согласных звуков:

         коф…(та),  пал…(ка),  бел…(ка),  вет…(ка),  бан…(ка),  пол…(ка),

         лам…(па),  руч…(ка),  мыш…(ка), птич…(ка), спич…(ка), свеч…(ка),

         конфе…(та),  каран…(даш),  картош…(ка),  стака…(ны),

          подуш…(ка),  ромаш…(ка),  букаш…(ка);

   в)  слова из двух слогов без стечений согласных звуков:

         но…(га),  ли…(са),  ли…(цо),  лу…(на),  лу…(жа),  ту…(ча),  ру…(ка),

          но…(ты).

Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия инициальных

                           частей: два слога в трехсложных словах, два слога

                           (затем три слога) в четырехсложных словах;

                           один  слог в двухсложных (затем в трехсложных и

                           четырехсложных) словах.

Угадай начало слова

(на основе восприятия финальной части лексической единицы)

Ход игры.

                Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

«я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<…бина,  …тошка, …шонок>».

Речевой материал: (ду)…бина,  (кар)…тошка,  (ры)…балка, (ка)…бина,  (бо)…тинки,  (бу)…тылка, (жур)…налы,   (ска)…калка,  (мы)…шонок,  (ко)…тенок,   (зай)…ченок,   (те)…ленок,  (ба)…тарейка, (пис)…толеты, (ав)…тобусы, (по)…росенок;

 (дуби)…на,  (картош)…ка,  (ры-бал)…ка,  (каби)…на,   (ботин)…ки,   (бутыл)…ка,  (жур-на)…лы,   (скакал)…ка, (мышо)…нок,  (коте)…нок,  (зайчо)…нок,  (теле)…нок,  (но)…га,  (ли)…са, (ли)…цо,  (лу)…на,   (лу)…жа, (ту)…ча, (ру)…ка, (но)…ты.

Картинный материал:

нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок,  журналы,  котенок,  скакалка,  мышонок,  батарейка,  пистолеты,  автобусы,  поросенок.

Примечание. Рекомендуемый  порядок восприятия финальных частей слов: два слога в трехсложных словах, три слога (затем два слога) в четырехсложных словах, один слог в двухсложных (затем  трехсложных, четырехсложных) словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....

Презентация по теме "Коррекция нарушений слоговой структуры слова"

Нарушение слоговой структуры с лова - одно из сложных и трудно поддающихся коррекции нарушений речи. Предлагаю  презентацию по данной теме, которая, я надеюсь, будет полезна учителям-логопедам в ...

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...

Признаки нарушения слоговой структуры слов у младших школьников

В статье дан краткий перечень нарушений слоговой структуры слов. Родители и педагоги могут вовремя опознать эти нарушения  у учеников и обратиться к специалисту-логопеду....

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Это н...

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выраз...

Преодоление нарушений слоговой структуры слов

Преодоление нарушений слоговой структуры слов. Диагностика и система коррекционной работы....