Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников
статья по логопедии (1 класс)

Пешая Ирина Владимировна

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Это нарушение характеризуется трудностями произношения слов сложного слогового состава (перестановка слогов в слове, пропуск, либо добавление новых слогов, опускание слогообразующей гласной, сокращение стечений согласных; слова с малознакомыми значениями наиболее часто подвергаются изменениям на слоговом уровне). Нарушение слоговой структуры слова выявляется при логопедическом обследовании детей с ОНР и фонетико-фонематичским нарушением речи. Такие дети есть в первых классах. Недостаточная степень коррекции данного вида нарушения приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии и вызывает появление вторичных психических наслоений, связанных с переживаниями этих явлений. Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в речи наиболее труднопроизносимых слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Это нарушение характеризуется трудностями произношения слов сложного слогового состава (перестановка слогов в слове, пропуск, либо добавление новых слогов, опускание слогообразующей гласной, сокращение стечений согласных; слова с малознакомыми значениями наиболее часто подвергаются изменениям на слоговом уровне). Нарушение слоговой структуры слова выявляется при логопедическом обследовании детей с ОНР и фонетико-фонематичским нарушением речи. Такие дети есть в первых классах. Недостаточная степень коррекции данного вида нарушения приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии и вызывает появление вторичных психических наслоений, связанных с переживаниями этих явлений. Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в речи наиболее труднопроизносимых слов.

Работа должна вестись длительно, по принципу «от простого к сложному», с применением наглядности.

Коррекционная работа состоит из нескольких этапов. Очень важен подготовительный, цель которого состоит в подготовке ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка. Работа ведется сначала на невербальном, а затем на вербальном уровнях. Используются следующие упражнения:

  1. Где позвонили?
  2. Узнай музыкальный инструмент по звуку.
  3. Узнавание предмета по характерному для него звуку.
  4. Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике.
  5. Отстучать ритм – длинный и короткий.
  6. Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой.
  7. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак левой руки, ребро правой руки и т.д.).
  8. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).

Работа на вербальном материале

Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец, перед, за, после; первый, последний. Длинное - короткое слово – ребенок ставит фишку на длинную или короткую полоску.

Основной этап состоит из 4 частей: звуки, слоги, слова, предложения). Помимо речевого анализатора включаем в работу слуховой, зрительный и тактильный.

  1. Звуки:
  1. Произнеси звук «а» столько раз, сколько точек на кубике. Звук «о» – столько раз, сколько я хлопну в ладоши.
  2. Узнавание звука по беззвучной артикуляции.
  3. Пение серии звуков с выделением ударного звука.

  1. Коррекционная работа на уровне слога («от простого к сложному»,                        А. К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слов). Помним также правило слогового деления – в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  1. Произнесение цепочки слогов с одновременным перекладыванием предметов.
  2. Пальчики здороваются.
  3. Слепить комочек (При назывании гласного звука дети сжимают ладошки. При таком сжатии ладони в головной мозг поступают более сильные импульсы).
  4. Составление слоговых таблиц.
  5. Чтение слоговых таблиц.
  6. Сосчитать количество слогов и  поднять соответствующую цифру.
  7. Скажи слог наоборот.

  1. Коррекционная  работа на уровне слова:
  1. Подбросить мяч столько раз, сколько в слове слогов.
  2. Отхлопать, отбить ритм заданного слова.
  3. Разложить картинки под схемами.
  4. Назвать гласные в слове.
  5. Телеграф.
  6. Купи игрушки.
  7. Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слова.
  8. Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
  9. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
  10. Добавь слог – получи слово (жок, шок). Сне - , пу- , ме- , кру- . (Ша). Ка - , ма - , са - .
  11. Измени слово так, чтобы получилось двухсложное, трехсложное слово.                    Кот – коты – котики. Дом – дома – домики.
  12. Поменять слоги местами. Мышка – камыш, кабан – банка.
  13. Цепочка. Последний слог становится первым. Рыба – баран – ранка – каша.
  14. Найди лишнее слово. Бак, рак, мак, ветка.
  15. Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Са-лет, пы-сос, па-ход, те-фон.

  1. На уровне предложения (стихи, чистоговорки, тексты, загадки):
  1. Послушать предложения. Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье, второе, первое предложение.
  2. Доскажи словечко.

Мы цветы поставим сразу в эту голубую … (вазу)

Если хочешь ты поспать, ляг на мягкую … (кровать)

Ша-ша-ша – мама моет … (малыша)

Ши-ши-ши – тут шумят … (камыши)

  1. Добавлялки. Колючий …, воздушный …, хитрая ….
  2. Снежный ком. Вырасти предложение: сколько слов – столько движений.

Птичка – летит птичка – красивая птичка летит – маленькая красивая птичка летит.

Заключение

Несмотря на актуальность данной темы, методологические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. При систематизированной работе наблюдается положительная динамика развития ССС, что отражается в письменных работах детей.

Список литературы

1. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова:система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет . -- М.: Гном Пресс, 2006 ...

2. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми наружениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70

3.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4.Косинова, Е.А. Уроки логопеда: игры для развития речи [Текст] / Е.А. Косинова. – М.: Эксмо, 2007. – 173 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.     В ли...

"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....

Презентация по теме "Коррекция нарушений слоговой структуры слова"

Нарушение слоговой структуры с лова - одно из сложных и трудно поддающихся коррекции нарушений речи. Предлагаю  презентацию по данной теме, которая, я надеюсь, будет полезна учителям-логопедам в ...

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выраз...

Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры у дошкольников

Представлен дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры у дошкольников...

Преодоление нарушений слоговой структуры слов

Преодоление нарушений слоговой структуры слов. Диагностика и система коррекционной работы....