Методическая разработка викторины Я – юный петербуржец
методическая разработка по истории на тему

Тема: История и культура Санкт-Петербурга.

Форма: игровая (викторина).

Цель: Повторение и диагностика усвоения знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга, приобретенных на занятиях «Знай и люби свой город».

Формируемые УУД

Познавательные

Создать условия для применения на практике навыка ориентирования по сторонам света.

Коммуникативные

Создать условия для формирования навыка работы в группе (команде).

Личностные

1. Способствовать формированию мотивации изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.

2. Создать условия для воспитания личностных качеств: воли к победе, чувства патриотизма, толерантности к товарищам по команде и соперникам.

Здоровьесберегающие технологии

1. С целью предотвращения интеллектуального и эмоционального утомления, организация занятия в занимательной и игровой форме с использованием соревновательных элементов.

2. С целью повышения мотивации, применение эффективной системы оценивания – накопительной; фиксация сильных сторон каждого учащегося.

3. С целью предотвращения гиподинамии, включение в занятие двигательной нагрузки в игровой форме.

Оборудование: карта Санкт-Петербурга; конверты с заданиями «Путешествие по сторонам света»; задания «Вычеркни лишнее», «Слово рассыпалось» (для каждой команды).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marina_2.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка викторины

Я – юный петербуржец

Тема: История и культура Санкт-Петербурга.

Форма: игровая (викторина).

Цель: Повторение и диагностика усвоения знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга, приобретенных на занятиях «Знай и люби свой город».

Формируемые УУД

Познавательные

Создать условия для применения на практике навыка ориентирования по сторонам света.

Коммуникативные

Создать условия для формирования навыка работы в группе (команде).

Личностные

1. Способствовать формированию мотивации изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.

2. Создать условия для воспитания личностных качеств: воли к победе, чувства патриотизма, толерантности к товарищам по команде и соперникам.

Здоровьесберегающие технологии

1. С целью предотвращения интеллектуального и эмоционального утомления, организация занятия в занимательной и игровой форме с использованием соревновательных элементов.

2. С целью повышения мотивации, применение эффективной системы оценивания – накопительной; фиксация сильных сторон каждого учащегося.

3. С целью предотвращения гиподинамии, включение в занятие двигательной нагрузки в игровой форме.

Оборудование: карта Санкт-Петербурга; конверты с заданиями «Путешествие по сторонам света»; задания «Вычеркни лишнее», «Слово рассыпалось» (для каждой команды).

Подготовка

Игра является заключительным этапом серии занятий по истории и культуре СПб (теоретического материала, путешествий по карте СПб, раскрашивания изображений памятников архитектуры СПб, игровых занятий). Детям заранее предложено сформировать команды. Каждой команде необходимо выбрать название, подготовить приветствие, разработать герб своей команды.

Место игры: участники группируются командами вокруг столов в классе. Ведущий пишет на доске названия команд и отмечает количество баллов, заработанных командами (правильный ответ: 1-3 балла в зависимости от сложности вопроса).

Участники игры (Далее У. И.): воспитанники ГПД 2-ых классов до 40 человек.

Ведущий (Далее В.): воспитатель ГПД.

Жюри: приглашенные родители, старшеклассники или воспитатели.

Ход игры:

В. - Дорогие юные петербуржцы, мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашем любимом и родном городе. Вы сегодня будете играть, и вам понадобятся: сообразительность, знания, товарищеская взаимопомощь, умение слушать друг друга. К игре вы подготовили приветствия, нарисовали герб своей команды. Готовы ли вы к игре?

У. и. - Да!

В. - Начинаем!.. Для приветствия приглашается команда (название команды).

У. и. (Каждая команда по очереди объявляет свое название, приветствует присутствующих и знакомит их с гербом.)

В. (Подчеркивает сильные стороны и удачные находки каждой команды и объявляет следующий конкурс).

I. Конкурс «Разминка».

В. - В следующем конкурсе каждой команде будут предложены вопросы, связанные с историей и достопримечательностями Петербурга. Вопросы разной степени сложности: на 1, 2 и 3 балла. Степень сложности вопроса выбирает команда. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команда затрудняется с ответом, то остальные команды могут заработать очки на вопросе соперника.

Вопросы к конкурсу «Разминка».

1. Назовите имя основателя Санкт-Петербурга. (Петр Алексеевич Романов – царь Петр I) – 1 балл.

2. Что означает имя города: Санкт-Петербург? (Город святого Петра)

3. Дата основания Санкт-Петербурга. (27 мая 1703 года)

4. Главная река Санкт-Петербурга. (Река Нева)

5. Название крепости Санкт-Петербурга. (Петропавловская крепость)

6. Название главного проспекта Санкт-Петербурга. (Невский проспект)

7. Самый знаменитый музей Санкт-Петербурга. (Эрмитаж)

8. Название главного сада Санкт-Петербурга. (Летний сад)

9. Что является воздушными воротами Санкт-Петербурга. (Аэропорт)

10. Вспомните название железнодорожного вокзала, с которого можно доехать до столицы России. (Московский вокзал)

11. В каком музее можно узнать о животных, птицах, насекомых? (Зоологический музей)

12. Место в Санкт- Петербурга, где живут звери и птицы со всего мира.

(Зоопарк)

13. Назовите виды общественного транспорта Санкт- Петербурга. (Автобус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси)

14. Где слоны, львы, тигры, медведи выступают артистами? (В цирке)

15. На какой площади Санкт-Петербурга установлена Александровская колонна? (На Дворцовой площади)

16. Шпиль какого здания увенчан корабликом - символом Санкт-Петербурга?

(Корабликом увенчан шпиль Адмиралтейства)

У. и. (Конкурс проходит в обстановке повышенного возбуждения, обостренного внимания и борьбы волевых качеств участников игры).

II. Конкурс «Ориентирование по сторонам света»

В. - А сейчас вам предстоит задание, в котором вам потребуется умение ориентироваться по сторонам света. Команды выходят в рекреацию и по указанным в карточке направлениям, находят задания к следующим конкурсам. Задания и карточки одного цвета. У каждой команды - свой цвет: красный, зеленый, синий или желтый. Команды, сбившиеся с пути и обнаружившие задания чужого цвета, теряют баллы.

Пример задания:

1. 2 шага на север

4 шага на запад – ищите задание к 3-ему конкурсу.

2. 6 шагов на восток,

4 шага на юг – ищите задание к 4-ому конкурсу.

У. и. (Условие задания ставят игроков перед необходимостью сплочения, совместного поиска решения, взаимопроверки.

Команды выполняют задания «Вычеркни лишнее», «Слово рассыпалось»)

III. Конкурс «Вычеркни лишнее»

Вычеркните лишнее в каждой группе слов:

1. Ладожское озеро – р. Нева – р. Фонтанка –Финский залив – Балтийское море.

2. Нева – Большая Невка – Малая Нева – Фонтанка – Малая Невка-

3. Заячий – Васильевский – Кировский - Петроградский – Адмиралтейский.

4. Петропавловский – Казанский – Зимний - Исаакиевский – Смольный.

5. Аничков – Зелёный – Дворцовый – Троицкий – Летний.

6. Меншиковский – Осенний - Зимний – Летний – Строгановский

 

IV. Конкурс «Слово рассыпалось».

Составьте из «рассыпавшихся» слов названия Петербургских достопримечательностей. Допишите: что это такое?

Пример: цо двор я ва – Дворцовая площадь.

1. ское дож ла - ________________________ _______________

2. ва не - ____________________ ___________

3. ский фин - ________________________ ___________________________

4. е тий бал ско - __________________________ _______________________

5. я чий за _________________ ______________________________________

6. ев силь ва ский - _______________________ ________________________

7. лов пав ро пет ский - ___________________________ _________________

8. рал ми ад тей ство - ______________________________________________

9. ний зим - ________________________ ______________________________

10. ний лет - __________________________ ____________________________

11. ский нев - _________________________ ____________________________

12. зан ка ский - ___________________________ ________________________

13. ский ев ки а са и - _____________________________ _________________

14. а ков нич - __________________________ ___________________________

У. и. (При выполнении заданий члены команд используют опыт выработки единой стратегии и распределения обязанностей).

В. - Пока жюри подводит итоги и определяет победителя, я хочу предложить вам поразмышлять. Я думаю, что сегодня нет побежденных. В игре незримо присутствовал Петербург, мы могли «путешествовать» по любимым местам и еще раз поговорить о своем родном городе.

- Понравилось ли вам играть? (Ответы детей.)

- Задания не были трудными?

−•Но так как вы увлеченно участвовали в конкурсах, думаю, что играть вам было интересно.

- Спасибо всем за участие!

(Жюри награждает победителей дипломами «Знатоки Петербурга»1-ой, 2-ой, 3-ей степени и подарками.)