Разработка урока обществознания. Название темы работы: Государственные символы России
материал

Шимон Татьяна Юрьевна

Задачи урока – познакомить обучающихся с историей символов России, развести понятия   государственные  и неофициальные символы России, формировать уважительное отношение к государственной символике, а также создавать условия для формирования коммуникативных УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс

5

Авторы и название учебной программы

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов, составленная в соответствии с ФГОС, с примерной  программой основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов и  с учетом рабочей программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова для 5-9 классов.

Тема урока

 Государственные символы России

Цель

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Способствовать формированию представлений о государственной символике Российской Федерации,  Иркутской области, г. Братска, Братского р-на, п. Тарма

Задачи урока

Обучающие

-развитие познавательного интереса к истории России;

- формирование представления о символике российского государства, ее значении;

- изучение истории развития государственной символики.

Развивающие

- развитие и совершенствование навыков работы с текстом;

- формирование навыков участия в аналитической беседе;

- формирование умения выделять в тексте главное.

Воспитательные

- воспитание чувства патриотизма, уважения к государственным символам.

Планируемые образовательные  результаты учебного занятия

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Познакомить обучающихся с историей символов России, развести понятия: государственные  и неофициальные символы России.

-Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные:  участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

-Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Тип  урока

Открытие  новых знаний, обретение  новых умений и навыков

Методы и формы обучения

проблемно – диалоговое общение, частично – поисковый, активные методы обучения (дискуссия, работа в парах группах), объяснительно – иллюстративный.

Оборудование

учебник Обществознание 5 кл. Боголюбов Л.Н., М.: Просвещение, 2014, раздаточный материал, презентация PowerPoint/

Основные понятия

символы, герб, флаг, гимн, геральдика, держава, скипетр, вексиллология

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный       момент.

Приветствие учителя

Рассаживаются по своим местам

Личностные  УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

В какой стране мы живем?

Как раньше называлась наша страна?

Что такое федерация?

Назовите известные вам субъекты федерации.

Покажите, на карте в каком субъекте федерации мы живем. 

Работа с картой, отвечают на поставленные вопросы.

Письменно 2 ученика отвечают письменно на вопросы: Какие народы проживают в РФ?                         Кто такой патриот?

Личностные УУД:

Определение своей позиции

Познавательные УУД:

актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

Умение давать ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

Актуализация знаний. Мотивация.

 

Учитель просит обучающихся встать

Звучит гимн РФ

Знаете ли вы, что сейчас прозвучало?

Почему все граждане РФ слушают гимн стоя, вне зависимости от того, где они находятся?

Можно ли считать Гимн символом государства.  

Известны ли вам другие символы государства?

А кто ответит, что такое символ?

- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим на уроке?

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

Гимн нашей Родины.

Предлагают различные варианты

Флаг, герб 

-Условный знак, обозначение чего-либо

  Формулируют: «Государственная символика России».

Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные УУД:

Определение своей позиции

Предметные УУД:

Систематизируют информацию.

Регулятивные УУД:

Представление

результатов своей деятельности

Постановка  целей и задач. Создание проблемной ситуации

Исходя из темы урока, попробуем сформулировать задачи, которые мы должны с вами решить

А зачем нам всем необходимо  знать о символике нашего государства?

Формулируют задачи

Выдвигают варианты

Личностные УУД Определение своей позиции

Сознательная организация своей деятельности

Изучение нового материала.

Скажите, ребята, можно ли назвать пирамиды символом Египта? А берёзу символом России?

Задание классу: Разделите символы на 2 группы:

государственные и неофициальные.

Какие символы можно назвать государственными?

Организует работу с материалами учебника по группам: класс делится на три группы , получает задание. Необходимо совместно, распределяя работу, выполнить предложенные задания. Время на выполнение работы – 5 минут.

 Проверка  работы: беседа по вопросам, другие группы обучающихся  делают краткие записи .

Во время рассказа учащихся демонстрирует слайды

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Вывод: Государственными символами являются только те, которые утверждены Указами президента.

Первая группа  исследует историю изменения государственного герба России, определяет понятие «герб» и случаи использования герба.

-Из каких частей состоит герб?

 -Что символизируют фигуры двуглавого орла и всадника?

-Как изменилось изображение орла в XVIII веке по сравнению с  XV веком?

-Где еще изображается герб?

-Как называется наука о гербах?(Геральдика)

Вторая группа  исследует историю изменения государственного флага России, определяет понятие «флаг» и случаи использования флага

-Как выглядит флаг России?

-Когда отмечается День флага России?

-Что символизируют цвета флага?

-Как называется наука о флагах? (Вексиллология)

Третья группа  исследует историю изменения государственного гимна России, определяет понятие «гимн» и случаи использования гимна

-Что означает слово «гимн»?

-Какова история гимна?

-Кто автор современного гимна?

- В каких случаях принято исполнять  Государственный гимн  России?

Личностные УУД:

Освоение традиций,

Уважение к культуре своего народа.

Метапредметные:

Регуляция своей деятельности Представление результатов своей деятельности.

Оценка учебных достижений.

Умение работать в группе

Предметные  УУД:

Изучение информации из учебника.

Овладение целостными представлениями об историческом пути своей Родины.

Применение исторических знаний

Физминутка

В коридоре нашей школы висит стенд , где  размещена информация о символике Иркутской области, Братского района и нашего посёлка Тарма, давайте выйдем и посмотрим  

Рассматривают  символику, обсуждают, возвращаются  в класс

Предметные  УУД:

Систематизация новой информации.

Закрепление.

Задания:

-Логическая цепочка.

 1) Что здесь лишнее и почему?

а) красный, синий, желтый, белый;

б) С.В. Михалков, А.В. Александров, Ю.А. Гагарин.

в) держава, корона, скипетр, гимн.

2) Что объединяет эти слова

а) Гимн, Герб, Флаг

б) Держава, корона скипетр

в) Белый, синий, красный

-Ответ на проблемный вопрос. Нужна ли государству официальная символика?

Символы государства – это знаки общности государства, они являются признаками объединения народов, проживающих в России.

Выполняют задания.

Символы государства нужны для того, чтобы определять принадлежность чего – либо тому или иному государству,  для знания истории государств, городов или родов, для того, чтобы каждый гражданин своей страны мог гордиться своей Родиной, быть ее патриотом!  Отношение к самому государству должно быть уважительным

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • установление  причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждений
  • выдвижение гипотез; их обоснование

Коммуникативные УУД: владение устной и письменной речью.

Регулятивные УУД:

 умение планировать свою деятельность.

Предметные  УУД:

Систематизация новой информации.

Рефлексия.

 -С какой темой мы сегодня познакомились?

Задание : Закончите фразу (по выбору)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Я понял что….

У меня получилось…

Меня удивило…

-Государственными символами являются- флаг, герб и гимн, о науках вексилология и геральдика.

Выбирают фразу, отвечают

Личностные УУД:

Осознавать себя гражданином России и объяснять, что связывает тебя  с твоими народом, с историей, культурой, судьбой России. 

Регулятивные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Домашнее задание.

Домашнее задание дифференцировано.

Подобрать дополнительную информацию о государственных символах страны или прочитать §12 и ответить на вопросы.

Составьте синквейн на тему «Государственные символы России».

Существительное

Прилагательное Прилагательное

Глагол Глагол Глагол

Предложение по теме из четырёх слов

Существительное-синоним темы.

Оценивание.

Выбор и запись   домашнего задания.

Регулятивные УУД:

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель истории

ли урока: Обучающие: раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм Развивающие: самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; и...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Символы России"

Урок окружающего мира в 4 классе "Символы России" по системе Л.В.Занкова...

Методическая разработка классного часа в 4 классе «Государственные символы России»

Классный час для учащихся 4 класса по теме:«Государственные символы России»Цели: воспитание чувства гражданства, знакомство с символикой страны; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.Г...

Методическая разработка классного часа в 4 классе «Государственные символы России»

Классный час для учащихся 4 класса по теме:«Государственные символы России»Цели: воспитание чувства гражданства, знакомство с символикой страны; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.Г...

Презентация к уроку изобразительного искусства на тему: "Русская матрёшка - символ России"

Материал можно использовать в начальной школе на уроке изобразительного искусства. Тема: Русская матрёшка - символ России"....

Разработка урока математики по теме "Название компонентов и результата действия умножения"

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС, с использованием сингапурских структур обучения....

Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. Школа России.

Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. УМК Школа России....