Конспект урока на тему: "Куликовская битва" 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Ерочкина Алена Юрьевна

Конспект урока на тему: "Куликовская битва" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl_kulikovskaya_bitva.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «КУЛИКОВСКАЯ БИТВА»

4 КЛАСС

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: ознакомить с ходом и значением Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью великого князя Дмитрия Донского.

Планируемые результаты:

Предметные:  развивать умение учащихся работать с исторической картой.

Метапредметные: умения делать выводы, развитие познавательных способностей учащихся посредством иллюстраций и их сопоставления; развитие речи у учащихся.

Личностные: ) развивать чувство любви к своей стране, выражающееся в развитии интереса к ее истории.

Понятия: шлем, кольчуга, поединок.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть А.А.Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир», историческая карта, презентация.

Этап

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

1 мин

Здравствуйте ребята. Начинается урок, он пойдет ребятам впрок, постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать, ответы полные давайте, и на уроке не зевайте.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствие

Смыслообразование.

Мотивационный

Постановка Учебной задачи

Основной период

закрепление знаний и способов действий.

Физминутка

Контроль и самопроверка

Подведение итога занятия

Рефлексия

Домашнее задание

5 мин

10 мин

2 мин

8 мин

5 мин

6мин

5 мин

2 мин

1 мин

Ребята, на доске записан ребус:

                ч=к м=в

кулич + Омск + АЯ + битва

- Что зашифровано в этом ребусе?                           - (Куликовская битва).

- Это тема нашего урока.

- Давайте подумаем, что мы должны сегодня узнать?

- Какие цели поставим? (когда произошла битва, планы сторон, каков итог урока,  значение и последствия для страны).

- Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории?

Мы с вами знаем, что на Руси происходят значительные изменения – стремление к объединению русских земель.

Какое княжество стоит во главе этого процесса? – (Московское).

Во многом возвышение Москвы зависело от великого князя. Большую роль в возвышении Москвы сыграл князь Дмитрий Иванович.

-При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами.   Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. В 1365 году в один из-за сушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Дмитрий Иванович возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2–3 метра. С тех пор прозвали Москву белокаменной.

-Между тем со времен похода хана Батыя на Русь зависимость ее от Золотой Орды ослабла. Князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, перестал платить   дань .

- Предположите, как  отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя?

-Орда в это время ослабела и распалась на части. Так же, как между русскими князьями, между ханами начались смуты и распри. После долгих смут в Золотой Орде овладел властью воевода Мамай. Сердился он на Дмитрия Ивановича, московского князя, что тот не обращал особого внимания на его требования, не хотел платить ему той дани, которую платили прежде московские князья ханам.

-Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придет конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

-Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

-  Ребята, посмотрите на стр.70 учебника рисунок «Вооружение русского воина»

- Задание: рассмотреть рисунок и составить небольшой рассказ.

( выбор опорных слов: доспехи, кольчуга, шлем с забралом, кольчужная сетка, панцирь, меч, копье, боевые топоры, ножи, булава).

- Какими качествами должны были обладать русские воины?

- На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

-Ребята, подумайте, почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка церкви?

-Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон.

-Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

- Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

-И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.

- Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулсябольшой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту.

- Войско Мамая было разгромлено, победа русских – полной. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Восемь дней хоронили погибших воинов.

- С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь совершались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали мериться с Русью силами в больших сражениях.

-  К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему?   (Погибло много воинов.)

- Ребята,  прочитайте  текст с последнего абзаца с. 70 до с. 72 учебника.

- Найдите  на карте место Куликовской битвы. 

-Расскажите  по карте о передвижении русских и монголо-татарских войск.

– Что нового узнали на уроке?

– Кто запомнил, когда произошла Куликовская битва?

– О чём заставил задуматься этот урок?

- Оцените свою работу на уроке. Кто сегодня гордится собой?

- У кого сегодня получилось то, что не получалось раньше?

- Кто был самым активным, самым любознательным?

- Ребята, найдите  сведения о Дмитрии Донском и  подготовьте сообщение.

Озвучивает тему и цель и урока.

Задает детям вопросы.

Задает вопросы.

Рассказывает о истории России.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы

Слушают легенду.

Задает вопросы.

Знакомит детей с картой.

Акцентирует внимание на конечных результатах урока

Задает домашнее задание

Отгадывают кроссворд

Формулируют  тему и цель урока.

Ответы на вопросы

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос.

Слушают  рассказ учителя

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Записывают домашнее задание

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П:узнавание  новой темы при взаимодействии с детьми.

Извлечение необходимой информации из текста (П).

К: уметь обмениваться мнениями; слушать  другого – ученика;

Умение сравнивать, высказывать своё мнение.

П: Умение сравнивать, высказывать своё мнение.

К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

П: умение делать выводы

Осознание и произвольное построение речевых высказываний (П