Программа гражданско - патриотического воспитания " Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"
рабочая программа по истории по теме
Программа построена с учетом «Концепции четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и «Межведомственного плана мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» на территории Кемеровской области».
Данная программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных школьных, городских, областных и общероссийских мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания школьников, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МКОУ «Ш-И № 18» на период с 2016 по 2020 годы. Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
Программа представляет собой определенную систему форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Составлена учителем истории Бондаревой О.Л. и учителем начальных классов Новиковой Л.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkou_sh-i_no18_programma_kuzbass-_moya_malaya_rodina.docx | 953.52 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка………………………………………………………….3
1.1. Обоснование для разработки Программы ……………………………...........3
1.2. Принципы организации гражданско-патриотического воспитания…..........4
II. Цель и задачи Программы ………………………………………………..........6
III. Основные направления реализации Программы ……………………………6
IV. Этапы реализации Программы…………………………………………..........7
V. Планируемые результаты………………………………………………............9
VI. Оценка эффективности реализации Программы…………………………...10
VII. Содержание гражданско-патриотического воспитания…………………...16
7.1.Историко – краеведческое и экскурсионное направление…………………16
7.2.Гражданско – патриотическое воспитание………………………………….21
7.3.Гражданско – правовое воспитание………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………….33
I. Пояснительная записка
1.1. Обоснование для разработки Программы
Вопросы гражданско-патриотического воспитания являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Патриотическое и гражданское воспитание школьников – одна из основных задач современной школы. Формирование гражданина и патриота России – актуальная задача образования и воспитания школьников. Она обусловлена тем, что организация жизнедеятельности учащихся направлена на выполнение социального заказа общества.
Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Патриотизм предполагает любовь не только к своей стране, но и уважительное отношение к другим странам, народам, культурам.
Смысл гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, включающего внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
В содержание гражданско-патриотического воспитания входит работа семьи, общества, школы и государства по патриотическому воспитанию и формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, политической культуры, экологической культуры.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Программа построена с учетом «Концепции четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и «Межведомственного плана мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» на территории Кемеровской области».
Данная программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных школьных, городских, областных и общероссийских мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания школьников, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МКОУ «Ш-И № 18» на период с 2016 по 2020 годы. Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
Программа представляет собой определенную систему форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
1.2. Принципы организации гражданско-патриотического воспитания
- Научность, гуманизм, демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системно-деятельностная организация воспитания (активность, инициативность);
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- учет региональных условий в пропаганде идей и ценностей;
- полисубъектность воспитания (включение в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности);
- скоординированное партнерство, которое предполагает скоординированную, целенаправленную работу ОУ, УДО, общественных структур по воспитанию граждан Российской Федерации;
- рефлективность (проведение анализа и коррекции деятельности, способы мышления и взаимодействия с коллективом).
- Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве (рисунок 1)
Рисунок 1.Реализация принципа скоординированного партнерства
II. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является совершенствование системы гражданско - патриотического воспитания через учебно – воспитательную деятельность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.Развивать патриотизм и гражданскую солидарность, укреплять веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество.
2.Продолжать совершенствовать систему гражданско - патриотического воспитания с учётом инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях.
3.Шире привлекать к участию в гражданско - патриотическом воспитании родительскую общественность, общественные организации в рамках взаимоотношений «школа – семья» и «школа – местное сообщество».
4.Углубить знания о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов.
5.Популяризировать подвиги героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней.
Решение указанных задач предполагается осуществить путём реализации программных мероприятий.
III. Основные направления реализации Программы
Программно-целевой и системно-правовой подходы к гражданско - патриотическому воспитанию школьников реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового общества к глобальной информационной среде, что актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, духовных традиций страны.
1.Историко – краеведческое направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
2.Гражданско-патриотическое направление – система мероприятий, направленная на формирование гражданской позиции служения своему народу, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве.
3.Гражданско-правовое направление - система мероприятий, ориентированная на изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
развитие реально действующего школьного самоуправления.
Работа по данным направлениям проходит на общеобразовательных уроках и во внеурочное время.
IV. Этапы реализации Программы
1 этап: организационно-мобилизационный (2016 г.)
- Изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников.
- Отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.
- Отбор наиболее эффективных форм и методов, всего многообразия педагогических средств и подходов к патриотическому воспитанию учащихся с учётом их возрастных особенностей.
2 этап: практический (2017-2019 г.)
- Внедрение разработанных современных педагогических технологий по гражданско - патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Расширение и укрепление связей и отношений школы-интерната с учреждениями культуры, социальными партнерами, ветеранскими организациями.
- Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях патриотической тематики.
- Проведение мониторинга эффективности внедрения программы через диагностические методики.
- Проведение коррекции затруднений в реализации программы.
- Информирование педагогов, учащихся о ходе реализации программы.
- этап: аналитический (2020 г.)
- Анализ и обобщение результатов работы.
- Издание методического комплекса (перспективных планов, методик, методических рекомендаций, дидактических пособий).
- Планирование работы на следующий период.
V. Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации задач программы, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности неслышащих учащихся, выработаны гражданские компетенции воспитанников.
Среди них:
в познавательной деятельности:
- понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций;
- проявление интереса к изучению истории Отечества;
- проявление уважения к законности;
- расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;
- самовыражение в различных видах познавательной деятельности.
в коммуникативной сфере:
- овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками;
- общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения,
чувственное восприятие мира;
- умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением;
в культурно – досуговой сфере:
- укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных программах, посещение музеев, выставок и театров.
в гражданско-правовой сфере:
- начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;
- положительная тенденция нравственного развития;
- становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;
- духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;
- формирование психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
По завершению обучения в основной школе выпускник должен обладать следующими качествами: (рисунок 2.)
Рисунок 2. Личность Гражданина и патриота России
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации программы гражданско- патриотического воспитания осуществляется на основе оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и стремлением учащихся школы - интерната к выполнению своего гражданского и гражданско-патриотического долга во всём многообразии форм его проявления (табл.1).
Таблица 1.Уровни сформированности и патриотизма
Уровни сформированности гражданственности и патриотизма | ||||
высокий | средний | низкий | крайне низкий | |
1. Гражданское самосознание | ||||
Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда добросовестен в делах, умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей. | Знает основные правила и нормы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей. | Не всегда придерживается общепринятых норм поведения, принимает участие в любой деятельности только под контролем взрослых и товарищей. | Сознательного отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Не дисциплинирован, пассивен. | |
2. Гражданская ответственность | ||||
Ответственно относится к поручениям, к учебе, проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность. | Выполняет поручения, хорошо учится, инициативу в делах коллектива проявляет не всегда. | Поручения выполняет только при условии побуждения со стороны взрослых. | Неуважителен к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требований общества. | |
3. Правовая культура | ||||
Осознает себя гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни. | Осознает себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет реализовывать их в жизни. | Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых. | Неуважителен к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требований общества. | |
4. Соблюдение законов государства | ||||
Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения, проявляет нетерпимость к злу и аморальности. | Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения, но к хорошему поведению других не побуждает. | Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых и товарищей. | Нарушает дисциплину, не реагирует на внешние воздействия и требования взрослых. | |
5. Гражданское достоинство | ||||
Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя, встает на защиту слабых. | Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, стремится выполнять трудные дела и поручения, не позволяет унижать себя, на защиту других встает не всегда. | Развито чувство собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, так как не проявляет требовательности к себе, с несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого. | Требований к себе не предъявляет. Нет силы воли, труслив. | |
6. Социальная культура | ||||
Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчив, умеет организовать ребят, повести их за собой. | Принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое дело до конца. | Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует, требует контроля со стороны взрослых. | Уклоняется от участия в трудовых делах, трудится неохотно, недобросовестно. | |
7. Политическая культура | ||||
Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, с интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их. Активно пропагандирует политические знания среди товарищей, участвует в доступных общественно политических акциях. Умеет организовать ребят, повести их за собой. | Принимает участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, следует за другими ребятами. Участвует в обсуждении общественно-политических событий, в основном правильно их оценивает, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения. | Малоактивен в общественно-политических делах, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. При оценке общественно-политических событий не умеет правильно аргументировать свою точку зрения. | Безразличен к общественно политическим делам школы, страны, пассивен в работе, неверно оценивает события, происходящие в стране и за рубежом. | |
8. Патриотизм и интернациональность | ||||
Интересуется историей и культурой родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре, участвует в историко-патриотической работе. Выступает организатором акций интернациональной дружбы. Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности. | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко-патриотической работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях интернациональной дружбы. | Мало интересуется историей родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности. | Пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны, проявляет неуважение к людям другой национальности и не дружит с детьми другой национальности. |
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста проявления патриотизма в конкретных действиях учащихся
Способы оценки:
- анкетирование;
- методика «Незаконченный тезис»;
- анализ воспитательных мероприятий;
- мониторинг воспитанности;
- семинары, педсоветы, методические объединения педагогов;
- диагностические работы по изучению уровней гражданской компетентности у учащихся (табл.2).
Таблица 2. Модель системы гражданско – патриотического воспитания в МКОУ « Ш-И №18»
VII. Содержание гражданско-патриотического воспитания
Таблица 3. Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Ответственные | |||
7.1.Историко – краеведческое и экскурсионное направление | ||||||
1.Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание под девизом «Я — патриот Кузбасса!» | ||||||
1.1. | Мероприятия по теме «История возникновения Кузбасса» 1. С древнейших времён до присоединения к русскому государству. 2. Освоение Земли Кузнецкой. 3. Кузбасс в боях за Родину. 4. Кузбасс – Кемеровская область. 5. Кузбасс расправляет плечи. 6. История моего края. 7. История Кемеровской области. 8. Из истории Кузбасса. 9. «Наш край в далеком прошлом». 10. «Покорение Сибири Ермаком». | беседы экскурсия в городской музей музейные уроки викторина КВН «Поле чудес» экскурсия в краеведческий и виртуальный музей проект | классные руководители учитель истории учителя начальных классов воспитатели активисты школьного музея члены школьной организации «Зелёные береты» | |||
1.2 | Цикл интеллектуально-познавательных мероприятий «Моя малая Родина»
14. «История города в названиях улиц». 15. «Встречи с замечательными людьми города». 16. «Наш любимый город». | экскурсия на аллею славы экскурсия по городу экскурсия в городской музей заочное путешествие викторины встречи с замечательными людьми виртуальные экскурсии интеллектуальное казино (к 75-летию Кемеровской области, 85-летию г. Анжеро - Судженска) познавательный час музейный урок | классные руководители старшая вожатая воспитатели учителя начальных классов активисты школьного музея библиотекарь органы детского самоуправления руководитель школьного музея «Память» | |||
1.3. | Выставки: 1. Выставка, посвящённая 100-летию города Кемерово. 2 «Кузбасс – мой край родной». 3. «К своим истокам прикоснись». 4. «Кузбасс - мой дом родной». 5. «Моя большая Родина». 6. «Мой любимый уголок родного города». | фотовыставки выставки рисунков выставки книг выпуск стенгазеты | учителя истории учителя литературы классные руководители старшая вожатая библиотекарь | |||
1.4 | Исследовательские работы: 1. «Слава Кемеровской области». 2. «Заповедная земля Кузнецкая». 3. «Люди, достойные подражания». 4. «Летопись Кузбасса». | проекты | учитель географии учитель истории учитель литературы | |||
1.5 | Конкурсы, викторины: 1. «Здесь родины моей начало». 2. «Знаешь ли ты свой край?» 3. «Мой любимый уголок родного города». 4. «Люблю и знаю свой Кузбасс». 5. «Я шагаю по Кузбассу». 6. «Кузбасс – мой край родной». 7. Краеведческий калейдоскоп «Народы Кузбасса». | конкурс слайд – презентаций краеведческая викторина фотоконкурс игра-викторина КВН выпуск стенгазеты всероссийские и областные конкурсы | учитель географии учитель истории старшая вожатая библиотекарь учителя начальных классов классные руководители | |||
2. Мероприятия, в рамках работы школьного музея «Память» | ||||||
2.1. | Выставки, экспозиции: 1. «Кузбасс – фронту». 2. «Кузбасс в истории». 3. «Край мой – гордость моя». 4. «Кемеровская область». 5. «Герои-кузбассовцы», посвящённого 75-летию Кемеровской области. 6. «Календарь событий Великой Отечественный войны 1941—1945гг.». 7. «Дорогами войны». 8. «Мастера педагогического труда». 9. «История нашей школы». | музейная экспозиция выставка-обзор информационный стенд | руководитель и активисты школьного музея учитель истории и географии библиотекарь учителя начальных классов | |||
2.2. | Экскурсии: 1. «По достопримечательным местам города и области». 2. «Памятники Кузбасса». 3. Экскурсия в МБУК «Городской краеведческий музей» Анжеро–Судженского городского округа. 4.Посещение МБУЦБС: книжно – иллюстративные выставки, информационные стенды по увековечиванию значения Победы в Великой Отечественной войне. | экскурсии по городу виртуальные экскурсии беседы | руководитель и активисты школьного музея учителя истории и географии учителя начальных классов | |||
2.3. | Музейные уроки, уроки мужества, вечера встречи: 1. «А герои-то рядом». 2. «Славен край шахтерскими руками». 3. «Дети войны». 4. «Ваш юбилей в юбилей Кузбасса». 5. «Наши старожилы». 6. «Листая летопись времени». 7. «Защитникам Отечества посвящается…». 8. «Через тернии к звёздам». 9. «Тревожные годы - бессмертные годы». 10. «Солдаты великой России с бессмертной и гордой судьбой». 11.Воинский подвиг и доблестный труд трепетно помнят и чтут». 12. «Полководцы и герои». 13. «Без вины - виноватые», посвящённое Дню памяти жертв политических репрессий. 14. «200 дней ада – Сталинград». 15. «Недаром помнит вся Россия». 16. «Погиб при исполнении». 17. «История пионерской и комсомольской организации школы». | тематические беседы встречи с Героями войны и труда, участниками локальных войн) чествование ветеранов шахтерского труда визиты внимания юбилярам музейный урок музейно - литературный час по страницам произведений кузбасских поэтов вечер воспоминаний урок памяти | руководитель и активисты школьного музея классные руководители учителя предметники воспитатели учителя начальных классов | |||
2.4. | Исследовательские работы: 1. «Кузбасс моей жизни». 2. «Край отчий, край древний». 3. «Наши земляки в Великой Отечественной войне». 4. «Наши земляки и Афганская война». 5. «С Кузбассом связаны судьбы». 6. «Герои живут рядом». 7. «История символики земли Кузнецкой». 8. «Листая старые подшивки – страницы истории о городе Кемерово». 9. «Война в судьбе моей семьи». 10. «Наша общая Победа». 11. «Живой голос ветерана». 12. Участие в формировании «Бессмертного полка». 14. «Книга памяти». 15. «Конституция – главный закон государства». 16. «Летопись школы». | подборка статей из газет «Наш город», «Кузбасс» защита проектов на школьной конференции создание и защита презентаций участие в областных конкурсах, конференциях исследовательских работ участие в конкурсном движении по патриотическому воспитанию на интернет сайтах в исследовательских проектах | руководитель и активисты школьного музея классные руководители учитель истории библиотекарь учителя предметники учителя начальных классов | |||
2.5. | Конкурсы, викторины, олимпиады: 1.Конкурс экскурсоводов школьного музея «Память». 2. «Кузбасс – это я, Кузбасс – это мы, Кузбасс – это гордость целой страны». 3. «Это нашей истории строки»: час информации. 4. «Поле чудес» по истории края, его людях, основных событиях. 5. «Кузбасс – сердце Сибири». | конкурс экскурсоводов викторины информационный час познавательные игры | руководитель и активисты школьного музея классные руководители учитель истории | |||
2.6. | Акции, митинги: 1. Митинг – реквием, возложение венков к памятнику Воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. 2. «И шли на фронт сибиряки». 3. «Цветы солдату». 4. «Лица Победы». 5. «Подарок ветерану». 6. «Я - гражданин России». 7. «Дар музею – дар бесценный». | городские акции и митинги | руководитель и активисты школьного музея классные руководители учитель истории старшая вожатая | |||
7.2. Гражданско-патриотическое воспитание | ||||||
1.Гражданско-патриотическое воспитание в урочное время | ||||||
1.1 | Моё Отечество «Родина любимая», «День Победы», «Наш край», «Государственные символы и праздники», «Родная страна», «Город, в котором я живу»; «Задачи» и «Упражнения» с патриотическим и краеведческим направлением. | уроки литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира | учителя начальных классов | |||
1.2 | Уроки мужества «Ради жизни на Земле» (5кл.). «Произведения о Великой Отечественной войне» (6кл.). «На дорогах войны…» (7кл.). «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8кл.). Поэтические произведения о войне: М.Ю. Лермонтов «Бородино». «Повести временных лет». «Житие Александра Невского». «Слова о полку Игореве». А.С. Пушкин «Дубровский». Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». А.С. Пушкина «Капитанская дочка». М.А. Шолохова «Судьба человека». Конкурсы сочинений: 1. «Память жива». 2. «Вот она, какая, моя Родина большая». 3. «А нам в Кузбассе довелось родиться». 4. «Мой Кузбасс – моя гордость». | уроки русского языка и литературы | учителя русского языка и литературы | |||
1.3 | «Я и мои права» . Свобода и закон» (викторина). «Право и мораль» (КВН). «Ваш выбор: право или бесправие». «Что закреплено Конституцией». «Признаки правового государства». «Каким я вижу своё будущее» (проект). Гражданин и государство». «Мы – многонациональный народ». «Национальности народов Кузбасса». | уроки обществознания | учитель истории и обществознания | |||
1.4 | «Великие Победы» 1. «Блокада Ленинграда». 2. «Сталинградская битва». 3. «День защитника Отечества». 4. «Александр Невский. Ледовое побоище». 5. «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне». 6. «Полтавская битва». 7. «Курская битва». 8. «Бородинское сражение». 9. «Русско – турецкая война». 10. «Куликовская битва». 11. «Минин и Пожарский». 12. «Битва за Москву». 13. «Великий полководец А.В. Суворов». | уроки истории | учитель истории и обществознания | |||
1.5 | «Великие путешественники и исследователи» 1. Мужество Великих путешественников и исследователей В.В Юнкера, Е.П. Ковалевского, А.В.Елисеева, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, Н.И. Вавилова, С. Дежнёва. В. Беринга, А.И. Чирикова, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова» 2. «География России. Население. Хозяйство» - вклад в мировую науку наших учёных и инженеров. 3. «География родного края» -краеведческий материал. 4. «География материков и океанов». 5. «Физическая география России». | уроки географии | учитель географии | |||
1.6 | Великие русские и современные учёные, внесшие большой вклад в развитие науки: Н.И.Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Н. Бурденко; Д.И. Менделеев, М.И. Ломоносов, Н.Д. Зелинский, Н.Н. Семёнов. | уроки биологии | учитель биологии | |||
1.7 | Технические открытия (Циолковского, Попова, Курчатова), советских ученых физиков, конструкторов, инженеров, которые исполнили свой патриотический долг помощи фронту в ВОВ. | уроки физики | учитель физики | |||
1.8 | Художественная культура на уроках эстетического цикла: любви к ближнему, к своему народу, к Родине. Знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием, с культурой малых народов, их традициями, обычаями, музыкой, художественной культурой. Воспитание гордости за героическое прошлое родного города, края, страны. | музыкально-ритмические занятия уроки изобразительного искусства | учителя музыки руководитель детского объединения «Вдохновение»
учитель изобразительного искусства | |||
1.9 | Математические задачи с учётом дидактических и методических требований, но с патриотическим направлением, сообщений исторических данных, показывающих роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны. | уроки математики | учителя математики | |||
2. Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной и (или) внешкольной деятельности Мероприятия, направленные на воссоздание ценностей российской нации, народов РФ; на углубление знаний, полученных учащимися на уроках, и на формирование гражданского поведения. | ||||||
Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание в детской школьной организации «Зелёные береты» | ||||||
2.1 | Цикл тематических мероприятий: 1. «Хроника Великой Отечественной войны». 2. «Славны были наши деды». 3. «Ордена и медали». 4. «Пионеры – герои в годы ВОВ». 5. «Ветераны о войне». 6. «Воспоминания ветеранов ВОВ». 7. «Салют победителям». 8. «У войны — не женское лицо». 9. «Хлеб войны». 10. «Помним, храним, дорожим». | воспитательские мероприятия встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла уроки памяти флеш-моб просмотр документальных хроник музейные уроки | воспитатель классные руководители старший воспитатель руководитель детского объединения «Вдохновение органы детского самоуправления члены детской организации «Зелёные береты» учителя начальных классов | |||
2.2 | Патриотические акции 1. «Ветеран живет рядом». 2. «Дорогой мой Человек». 3. «Белый голубь победы». 4. «Письмо солдату». 5. «Лучшая открытка ветерану». 6. «Клумба Великой Победы». | акция помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла и ветеранам труда акция поддержки солдат, проходящих срочную службу | старший воспитатель орган детского самоуправления члены детской организации «Зелёные береты» | |||
2.3 | Конкурсы, выставки: 1. «Война глазами детей». 2. «Есть память, которой не будет забвенья». 3. «Мы – будущее России». 4. «Я только слышал о войне». 5. «Мальчишки и девчонки рисуют победу». | конкурс рисунков книжная выставка познавательная игра выпуск стенгазеты | библиотекарь старший воспитатель классные руководители | |||
2.4 | Познавательно - развлекательные мероприятия: 1. «Солдатушки, браво, рябятушки». 2. «А ну-ка, парни». | конкурсно– развлекательная программа военно-спортивный праздник | руководитель детского объединения «Вдохновение» учитель физической культуры воспитатели | |||
3.Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание под девизом «Всё начинается с семьи» | ||||||
3.1 | Мероприятия, направленные на привитие гордости за родной край, страну и семью: 1. «День защиты детей». 2. «Любовь к Родине начинается с семьи». 3. «Доброта спасет мир». 4. «День пожилого человека». | городской праздник музыкально-литературная композиция для ветеранов | воспитатели руководитель детского объединения «Вдохновение» учителя РСВ и ФП старшая вожатая | |||
3.2 | Исследовательские работы: 1. «Орден в моем доме». 2. «Загляни в бабушкин сундук». 3. «Моя родословная». 4. «Фотография из семейного альбома». 5. «Наши семейные традиции». 6. «Спасибо деду за Победу!» 7. Наши папы – защитники Родины». 8. «Лицо войны на страницах семейного альбома». | защита проектов на школьной конференции создание и защита презентаций участие в областных конкурсах, конференциях исследовательских работ | родительские комитеты классов классные руководители учителя начальных классов | |||
3.3 | Акции 1. «Адреса заботы». 2. «От сердца к сердцу». 3. «Синий платочек». 4. «Спешите сделать добрые дела». 5. «Тепло родного дома». | участие в городских, областных акциях и митингах | классные руководители социальный педагог старшая вожатая | |||
4.Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание под девизом «Я — патриот России!» | ||||||
4.1 | Мероприятия, направленные на повышение уважения к символам России и выдающимся россиянам: 1. «Государственные символы Российской Федерации». 2. «День Государственного флага РФ». 3. «День России — будем всегда Россией гордиться». 4. «Моя Россия!» 5. «Путешествие по карте России». 6. «День героев Отечества». 7. 100-летие со дня рождения Героя Социалистического труда, Героя России генерал-лейтенанта М.Т. Калашникова (10.11.1919). 8. 129-летие со дня рождения Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова. 9. «Подвиг во имя Отечества». 10. «Знаете, каким он парнем был…» 11. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». 12. «Солдат из Трептов – парка». 13. «Ему было всего 19". 14. «Герои космоса – Герои России». 15. «Кузьма Минин – великий гражданин и патриот России». 16. «Поле русской славы. Куликово поле». | общешкольный праздник игра-викторина линейка памяти познавательная беседа библиотечный урок музейный урок выставочная экспозиция патриотический час виртуальная экскурсия просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы конференция урок мужества | руководитель школьного музея «Память» классные руководители старший воспитатель органы детского самоуправления библиотекарь члены родительского комитета школы члены детской организации «Зелёные береты» | |||
4.2 | Мероприятия, посвящённые памятным датам российской истории: 1. «Годовщина вывода советских войск из Афганистана». 2. «Не забудем тебя, Афган!» 3. «День защитника Отечества». 4. «Международный день освобождения узников фашистских лагерей». 5. «День космонавтики». 6. «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне». 7.День славянской письменности и культуры». 8. «День памяти и скорби». 9. «День памяти блокады Ленинграда». 10. «Есть памятная дата в январе». | виртуальные экскурсии классные часы викторины встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками локальных войн, солдатами срочной службы дискуссии | классные руководители воспитатели социальный педагог представители школьной ветеранской организации | |||
4.3 | Мероприятия культурно-патриотической направленности:
| фестиваль конкурс-проект концерт-поздравление литературно-музыкальная композиция | учителя РСВ и ФП старший воспитатель | |||
5. Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание под девизом «Поклонимся великим тем годам!» | ||||||
5.1. | Тематические мероприятия «Памяти павших будьте достойны»: 1. «Героями не рождаются – героями становятся». 2. «Память о героях не уйдёт в забвенье». 3. «Гордимся славою героев». 4. «Люди мира, на минуту встаньте!». 5. «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!». 6. «Через века, через года помните…». 7. «Строки, опалённые войной». 8. «Он тогда не вернулся из боя». | урок мужества патриотический час просмотр документальных фильмов конкурс чтецов | классные руководители учитель истории старший воспитатель учителя индивидуальных коррекционных занятий руководитель детского объединения «Вдохновение» библиотекарь | |||
5.2. | Акции:
| акции шествия митинги | старший воспитатель классные руководители | |||
5.3. | Исследовательские работы:
| проекты | учитель русского языка и литературы учитель истории | |||
5.4. | Конкурсы, викторины:
| конкурс презентаций выставочная экспозиция создание музейных экспозиций | учитель КТ библиотекарь классные руководители воспитатели | |||
5.5. | Мероприятия культурно-патриотической направленности:
| конкурс патриотической песни литературно-музыкальная композиция | учитель истории воспитатели руководитель детского объединения «Вдохновение» классные руководители | |||
7.3. Гражданско-правовое воспитание мероприятия, направленные на формирование гражданской позиции и осознание прав и обязанностей перед государством и обществом | ||||||
7.3.1. | Тематические мероприятия: 1. «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». 2. «Быть гражданином». 3. «День Конституции РФ». 4. «Знаешь ли ты свои права?». 5. «Обязанности и права – неразлучные друзья». 6. «Жить в мире с собой и другими». 7. «Кто такой президент». 8. «Если бы я был депутатом». 9. «Азбука закона». 10. «Избирательное право». 11. «Ответственность и формы её реализации». 12. «Ты и твоя ответственность». 13. «Привычки хорошие и плохие». 14. «Я имею право…». 15. «Путешествие в страну закона». 16. «Мой паспорт – я гражданин». | тематические классные часы викторины дискуссия предметные недели единый классный час митинг игровая программа устный журнал конкурс презентаций познавательное занятие | классные руководители воспитатели социальный педагог старший воспитатель учитель КТ | |||
7.3.2. | Работа с родителями: 1. «Конфликты между детьми и родителями. Способы разрешения». 2. «Растим патриотов и граждан России!». 3. «Дисгармония семейных отношений». 4. «Конституция – основной закон государства». 5. «Задачи и трудности подросткового возраста». | конференция родительское собрание дискуссия консультации | классные руководители социальный педагог зам. директора по УВР | |||
7.3.3. | Работа с педагогическим коллективом: 1. «Гражданственность, патриотизм, культура межнациональных общений – российский путь развития». 2. «Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников». 3. «Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания». | семинар для классных руководителей и воспитателей педагогический совет | Зам. директора по УВР руководитель МО классных руководителей | |||
7.3.4. | Конкурсы, викторины, выставки:
| творческий конкурс рисунка выставка творческих работ выставочная экспозиция | учитель изобразительного искусства воспитатели классные руководители учитель трудового обучения учителя начальных классов |
Список литературы
1. Боголюбов Л.Н., Кинкулькин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко, Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 9.
2. Вырщикова А.Н. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления. – Волгоград, 2008.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.
4. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». URL: http://proektpatriot2. jimdo.com/гражданская-идентичность/(18.10.2013).
5. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
6. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11.
7. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000.
8. "О национальной доктрине образования в Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.
9. Об утверждении межведомственного плана мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» на территории Кемеровской области.
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.07.2013 № 09-979 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
11. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, конспекты уроков, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2009.
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО ОВЗ).
14. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом
Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом» разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Мы помним !Мы гордимся!"
Наш земляк, владимирский писатель В.А. Солоухин, справедливо замечал, что любовь к "Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы" начинается "с любви к родным местам", которая вырастает из "детск...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...
программа гражданско-патриотического воспитания "Мрй родной край"
Данная программа составлена учителями начальных классов (авторы:Брызгаева Т.Т., Попова Г.Д., Батарина А.А.) на основе традициям школы , с целью сохранения любви к родному краю. Конечная цель: воспитат...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»
Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...
Жить, чтобы помнить - помнить, чтобы жить
Материалы по внеурочной деятельности, посвященные военным профессиям фронтовиков и профессиям труженников тыла, а также в восстановительный послевоенный период - на основе судеб земляков. "...
Классный час в 3 классе на тему "Чтобы помнили..." Презентация "Чтобы помнили"
Конспект классного часа и презентация в 3 классе на тему "Чтобы помнили"...