Реформы в образовании Старооскольской школы
статья по истории на тему

Один из путей демократических реформ школы предлагала, в частности, РДСРП. В программе  партии (1902) предполагалось обучение на родном языке, отделение школы от церкви, всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет. Все настоятельнее из уст политических лидеров и представителей общественности звучит идея всеобщего начального образования.  Но реформы пробуксовывали, а население России  по – прежнему  оставалось неграмотным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starooskolskaya_shkola.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реформы в образовании Старооскольской школы

Один из путей демократических реформ школы предлагала, в частности, РДСРП. В программе  партии (1902) предполагалось обучение на родном языке, отделение школы от церкви, всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет. Все настоятельнее из уст политических лидеров и представителей общественности звучит идея всеобщего начального образования.  Но реформы пробуксовывали, а население России  по – прежнему  оставалось неграмотным.

Пришедшие в октябре 1917 года большевики начали разрушение существовавшей системы образования. За 2 года в Старом Осколе закрылись частная и казенная гимназии, духовное и реальное училище, вследствии запрета прекратилось преподавание древних языков и основ религии. Некоторые типы школ были упразднены, а другие целиком или, разбившись на части, вошли в систему единой трудовой школы.

В течении 20-х годов дореволюционная структура школьного образования была ликвидирована, большевики стали управлять страной, используя школу и учительство как инструмент своего влияния.

Вступило в силу «Положение о единой трудовой школе», появились  другие директивные документы, на основании которых единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: 1-я ступень – 5 лет обучения и 2-я ступень – 4 года обучения.

По данным статистики, в Старооскольском уезде в 1923-1924гг. существовали 3 школы 1 ступени с 856 учащимся, в 1924 – 1925гг. – 6 школ, в которых обучалось 1999 учащихся. Соответственно возросло и число школьных работников с 22 до 55.

В 1920 г. Создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Основная задача была сформулирована так: «… немедленно приступить к составлению плана ликвидации неграмотности среди населения губернии в возрасте от 15 до 35 лет».

Губернский отдел народного образования в целях налаживания более эффективной работы по борьбе с неграмотностью предписывает  Старооскольскому  уполитпросвету составить перспективный план по ликвидации  неграмотности, малограмотности на 1927/28-й год, «сосредоточив внимание на первоочередных группах населения допризывников 1906-07гг. рождения, сельхозрабочих и батраков».

Советская власть железной рукой сажала за парты своих несознательных граждан, ломались стереотипы в поведении и образе жизни. Обидно только: тяга к знаниям воспитывалась через покорность.

Все больше и больше граждан страны  садилось за парты,  повышались требования к качеству преподавания предметов  и  Старооскольские педагогические курсы уже более не удовлетворяли кадровых потребностей. Вот поэтому  согласно предложению Курского Упрофоба 11 августа 1921 года решено было открыть Старооскольский педагогический техникум.  Возглавил новое образовательное учреждение Стефан Васильевич Бунтовников.  Старооскольский  педтехникум стал подлинной кузницей по подготовке народных учителей и вскоре стал лучшим в Курской губернии. Кроме двух общеобразовательных отделений  здесь имелось два специальных , где готовили педагогов для работы в детских садах, а также работников школьного  воспитания.  

Техникум располагал собственным зданием (бывшая женская гимназия). Занятия проходили в двух  смежных  двухэтажных помещениях. В учебном корпусе было устроено водяное отопление и канализация. От бывшей казенной гимназии техникуму достались прекрасные классные комнаты,  учительская, канцелярия, помещения для общежития. От педагогических курсов – приличная библиотека, хорошо оборудованные кабинеты: физический, химический, естествознания и оснащенная столярная мастерская.

Советская власть создавала новые структуры школьного управления, и одним из низовых звеньев стали уездные отделы народного образования.

23 марта 1921 года постановлением Старооскольского уисполкома во главе школьного образования  назначили В. М. Ширинского. Образовательные органы заботились о восстановлении разрушенного, решали задачи  нового строительства. УНО занимался искусством, охраной здоровья детей, профессионально- техническим образованием, курировал другие направления, связанные с общей культурой. Унаробраз заботился о театре, выпускал свою газету.

С перенапряжением сил, недоедая, преподавая в холодных, плохо оснащенных классах при хронической нехватке учебных принадлежностей и пособий, советские учителя ухитрялись давать детям и взрослым положенные по программе знания, расширяя их представление о мире. Благодаря усилиям первых советских педагогов страна подготовилась к важному  этапу культурной революции – в 1930 году было введено начальное (четырехклассное) обучение как обязательное. Советская система внесла поправку в земскую статистику,  предрекавшую вековое отставание России от передовых держав мира.

Вначале 30-х система школьного образования в стране подвергается коренному реформированию, обретая стройность с преемственностью структурных подсистем. Вводятся стандартные программы и учебники, узаконивается единый режим занятий, осуществляется ряд других новшеств. В качестве важного  фактора, способствующего повышению образовательного уровня населения, можно рассматривать провозглашение курса на организацию, прежде всего в городах, всеобщего семилетнего обучения. Эта тенденция коснулась и школ района. К примеру, в 1931 году Казацкая школа была реорганизована  в семилетнюю, а в слободе Пушкарской с  1939 года начала функционировать вечерняя школа – десятилетка, в которой обучалась рабочая молодежь.

Во главу угла ставилась задача подготовки защитников отечества и история старооскольской школы сохранила немало эпизодов самоотверженного труда учителей, решающих архиважную государственную проблему. Явная тенденция предвоенных лет - рост качества преподавания в лучших образовательных учреждениях не только фундаментальных дисциплин, но повышение внимания к урокам фзкультуры (волейбол, футбол).

Война с немецко-фашистскими захватчиками страшной бедой обрушилась на   россиян. В 1941/42 учебном году в РСФСР школу не посещали 25% учащихся, было разрушено около 20 тыс. школьных зданий.

После войны принимались административные меры по восстановлению учебного процесса. Уже к началу учебного 1948/49 гг. все старооскольские школы были обеспечены в достаточном количестве тетрадями и письменными принадлежностями, лучшими по подготовке к зиме были признаны: Верхнечуфичевская, Обуховская, Новокладовская школы.
К началу 1950-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение.

В 1954-м году была образована Белгородская область, в ее состав вошел и Старооскольский район. Советская школа готовила плацдарм на всеобщее восьмилетнее обучение.

В 1954/55 учебном году в Старооскольском районе насчитывалось 65 школ. Из них 46 – начальных, 2 семилетки и 7  средних. Кроме того, работала 1 средняя школа рабочей молодежи и семилетняя школа сельской молодежи. В первые послевоенные годы объединенный  районный отдел народного образования возглавляет Леонид Федорович Гатилов.

1958г.- реформа – преобразование 7летних школ в 8-летние. Стояла задача организовать горячее питание и  подвоз детей в сельских школах. Приоритетным считалось трудовое обучение, а также краеведение и туризм.

Начало 60-х отмечено активизацией школьного строительства и укреплением учебно-материальной базы. Построены и сданы в эксплуатацию Казаченская, Нижнеатаманская, Монаковская, Песчанская, Стойленская, Казацкая школы, а также Роговатовская, Архангельская, Долгополянская, Каплинская и другие.

Решая задачи реформы образования, город Старый Оскол пошел на своеобразный эксперимент, создав одну полную среднюю школу №5 с контингентом учащихся 9-10 классов. Одной из первых выпускниц новой школы была Валентина  Петровна  Аршинник, в девичестве Жилина, возглавлявшая Старооскольский отдел народного образования с 1986 по 1993-й  годы.

Школьная реформа 1984 года с попыткой профессионализации общеобразовательной школы внесла новые ритмы в жизнь школьных коллективов. Главная тенденция реформы проявилась в создании условий для профессиональной подготовки по 5 специальностям  (основы механизации, автодела, животноводства, плодоводства, овощеводства) и введении уроков производительного труда для учащихся 9-10 классов.

1989-й год характерен созданием в сельской школе первых профильных классов и классов с углубленным изучением предметов. Школьники села начинают изучать основы информатики, вводится раннее изучение иностранного языка.

В 1991 – 1993 годы осуществляется переход на новые программы, выбор учебных планов.

На протяжении последующих лет происходило выравнивание городской и сельской школы на основе взаимного обмена опытом.

В 1994/95  учебном году проведена целенаправленная работа по переводу школ на базисный учебный план. Три средние общеобразовательные школы преобразованы в школы с углубленным изучением  отдельных предметов. По итогам 1999 года впервые сельский сектор Старооскольского управления образования был признан наряду с городским победителем областного соревнования.

Объединение города и района Старооскольской  школе пошло на пользу, пережив момент кризиса, система из режима выживания стала переходить в фазу саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Преемственность образования начальной школы и средней школы"

Причины дезадаптпции учащихся. Создание благоприятных условий для преодоления 1 и 2 адаптационного периодов. Опыт работы МО учителей начальных классов, учителей-предметников, воспитателей детског...

Выступление на педагогическом совете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы".

Данная публикация представляет собой выступление на педсовете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы". Приложен опыт работы....

Нравственное образование в школе

Данная статья рассматривает вопрос о необходимости усиления внимания нравственному образованию в школе....

Возможности современных педагогическихз технологий для повышения качества образования в школе в контексте реализации ФГОС нового поколения

Мы живем в век информационных технологий,когда меняется время,меняются люди и наша с вами задача-научить жить и адаптироваться новое поколение в новом времени....

«Дополнительное образование в школе- составная часть общего образования (на примере ГБОУ С(К)ОШИ V вида)»

Мы все знаем, что младший школьный возраст - важнейший период формирования и обогащения мировосприятия и развития личностных качеств ребенка. В силу специфики нашего учреждения, мы, педагоги школы-инт...