Нравственное образование в школе
статья по теме

Данная статья рассматривает вопрос о необходимости усиления внимания нравственному образованию в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nravstvennoe_obrazovanie_v_shkole.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

      Вопросы воспитания и образования в современных условиях выдвигаются на первый план. Отсутствие культуры на всех уровнях больно бьет по нашему обществу, приводит его к тотальной деградации. Сегодня не только в России, но и в других благоденствующих странах, отмечается этот кризис. Некогда Ян Корчак писал: «Реформировать мир, прежде всего реформировать образование». Именно в глубочайшей культурной реформе нуждается сегодня весь мир и, в первую очередь, Россия.

    Повсеместно наблюдается одно и то же: резкое снижение качества образования в массовой школе; увеличение отсева и второгодничества; процветание формализма и показухи; низкий уровень дисциплины в школе и усиление преступности среди молодежи; перегрузка учащихся, а равно и учителей.

   Общая, обязательная система образования на современном этапе выявляет свою малую эффективность. Дети всегда разные: уровни сознания являют собой многоцветье устремлений. Здоровый ребенок из трезвой семьи, как правило, любопытен, и его в этом мире всегда интересуют созидательные процессы. Познание «маленького человека» - это образ жизни, что заметно в начальных классах. Но затем происходят антиэволюционные метамарфозы. Общая традиционная программа, разом обрушившаяся на всех, порождает школьные дисгармонии. В переполненных классах учитель не имеет возможности уделить внимание каждому ребенку, поэтому наблюдается общее нивелирование учащихся, подгонка под среднего ученика: более способные скучают, слабые усваивают материал частями или ничего не понимают.

   Жесткая система образования, как правило, у детей порождает протест, который выражается в разных формах: раздраженность, агрессия или безразличие к школьному обучению, ненависть к учителю и, как следствие, падение дисциплины. Предметы обучения у школьника, в лучшем случае, разделяются на любимые и противные... Но самое главное, в сознание на всю оставшуюся жизнь внедряется отвращение или безразличие к процессу познания; ученик внутренне отторгается от школы, и, как следствие, происходит переключение подростков на негативные проявления нашего общества.

   Главное преимущество нашего образования было в массовости и общедоступности. И в начале 50-х годов наше образование считалось лучшим в мире. И не случайно, что мы первыми вышли в Космос, не случайно, что свыше половины всех открытий в фундаментальной науке - это наши.

В процессе школьного воспитания утверждались такие непреходящие ценности, как любовь к Родине, дружба народов, труд - как основа жизни, товарищество. Со школьных лет мы знали, что наша Родина ищет путь в будущее, что оно в устроении справедливого общества - Коммунизма.

      Но почему тогда среди учащихся продолжает расти преступность, алкоголизм и наркомания? Дело в том, что главное внимание уделялось и уделяется именно образованию, как накоплению суммы внешних знаний, сам процесс воспитания всегда оставался на вторых или даже третьих планах. Школе не хватало духовности.

     И сегодня современная школа более не способна формировать нравственных, грамотных, деятельных членов общества. Сегодня из учебных заведений выходит молодое поколение со стойкими, эгоистическими, потребительскими устремлениями. Цинизм, жестокость, бездеятельность, безынициативность, безжизненность - вот характерные свойства и качества учеников*.

     Еще В.А.Сухомлинский писал о том, что нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Подлинная школа - это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение - очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе**. И сегодня задача школы, не в том, чтобы снабдить ученика как можно большим количеством знаний.

     Жизни ведь все равно придется снова учиться: никакая школа никогда не даст всех нужных знаний, а в том, чтобы пробудить в учащихся интерес к знанию, интерес ко всему живому в мире и научить их любить все это. Дети должны понимать, что получают образование не только затем, чтобы получить в дальнейшем работу. Ведь жизнь состоит не только из одной работы. Она сложна. Жизнь можно уподобить великой тайне, которую нужно уметь раскрыть. Школа - место, где человек призван не только получить знания, необходимые в повседневной жизни, но и учиться искусству жить со всеми его сложностями и тонкостями. Когда человек заканчивает школу, он не прекращает учиться, а продолжает жить, используя то, что накопил в качестве знания. Мы редко рассматриваем жизнь как целостный процесс обучения, как школу, в которой надо учить уроки и сдавать экзамены. Необходимо довести до сознания детей, что вся жизнь есть учение. Накопление знаний, называемое учением, к которому мы так привыкли, необходимо нам для того, чтобы понять мир и самих себя.

*Материалы второй научной сессии Института Человекознания. Томск, 1997 г. **В.А.Сухомлинский. О воспитании. М., Политиздат, 1973 г

       И в этом плане неоценим опыт работы Школы Радости, Школы Жизни, который внедряет учитель современности Ш.А.Амонашвилли. В сегодняшней школе знания должны приобрести иное качественное назначение, сливаясь в одно русло познавательного процесса, они должны служить воспитанию новой личности. Именно знания всегда должны нести в себе моральное содержание, воспитывающий фактор. Назначение любой научной дисциплины, как составной части Культуры, служит духовному обогащению личности, иначе просто такая наука без нравственных устоев не имеет права на существование. Знание должно нести Добро и Красоту в жизнь каждого человека, раскрывать, углублять и расширять его сознание, которое не подразумевает накопление только одних знаний, предлагаемых учебниками, а имеет в виду самоусовершенствование, переработку таких качеств, как жадность, нетерпимость, злобность и т.п. - в противоположные качества, такие, как любовь, дружелюбие.

     Русская пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Так народная мудрость емко и кратко выразила основной закон причинно-следственных связей. Именно он определяет условия человеческого бытия, выступая регулирующим фактором между человеком и окружающей его действительностью. Очень важно учителю осознать сущность этого мирового космического закона и довести его до своих воспитанников.

      Как важно суметь показать, что все происходящее с ним самим, окружающими его людьми, государством, миром есть следствие человеческих мыслей, желаний, поступков. Именно они творят наш собственный мир, мир нашей планеты.  

     Часто ли мы задумываемся над качеством своего мышления? А дети? Надо учить детей тому, чтобы завершая день, они задавались вопросом, что они дали сегодня миру, людям, своим близким*.

     Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты. У ребенка бывают свои - маленькие и большие - тревоги, огорчения, заботы, несчастья. Бывает, что у ребенка какая-нибудь пустяковая, с точки зрения взрослого, обида; например, кто-то спрятал его игрушку... Но нельзя забывать, что у детей свои масштабы измерения радостей и горестей, добра и зла. В годы детства каждый человек требует участия, ласки. И если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Школа не может в полной мере заменить семью и особенно мать, но если ребенок лишен дома ласки, сердечности, заботы, мы, воспитатели должны быть особенно внимательны  к  нему**.

     *Ш.А.Амонашвилли.  Антология гуманной педагогики.  Издательский дом Шалвь: Амонашвилли, 2005 г.

 **В.А.Сухомлинский. О воспитании. М., Политиздат, 1973 г.

     Сейчас очень модно говорить о свободном воспитании, под которым многие понимают отсутствие всякого воспитания. Родителей убеждают в том, что надо позволять ребенку развиваться самому, без всякого внешнего вмешательства, так как это может разрушить его оригинальность, не дать проявиться всем его природным качествам. Такой подход игнорирует тот факт, что каждый ребенок несет не только ангельские черты, у него много недостатков. И если позволить ему расти, как сорняку, не ухаживая и не создавая питательной почвы для раскрытия его положительных качеств, то результат будет негативным. Если же понимать под свободой удовлетворение всех желаний ребенка, то мы выпестуем слабовольного эгоиста, и любая трудность, требующая усилий для его преодоления, может восприниматься им как посягательство на его свободу.

    Такой ребенок будет всегда перекладывать ответственность за свои неудачи на внешние обстоятельства. Свобода необходима ребенку, но она не означает вседозволенности. Избавляясь от внешних запретов, налагаемых на него родителями и учителями, ребенок получает некую иллюзию свободы, но попадает в рабство собственных страстей.

    Необходимо, чтобы родители правильно осознали свою ответственность за детей. А ответственность эта не исчерпывается тем, чтобы накормить, одеть, отослать в престижную школу, ВУЗ и обеспечить ребенка всем, что доставляет ему удовольствие. Если для родителей главными становятся интеллектуальные качества и материальное благополучие ребенка, то можно считать, что в будущем этот ребенок для них потерян. Они будут поражены тем, что он неблагодарен и груб, жаловаться, что они стольким жертвовали - и вот что получили! Родители должны помнить о том, что они своими качествами воспитывают детей. Здесь все важно: и обстановка в доме, и взаимоотношения близких в семье, и жизненные установки родителей. Поэтому учитель обязан обучать родителей тому, что надо знать и как вести себя, чтобы благотворно влиять на своих детей.

     Никогда не следует унижать ребенка. Это наносит детской душе такие глубокие раны, которые заживают нескоро и следы от них остаются на всю жизнь. Точно так же недопустима несправедливость по отношению к детям. Детские обиды - это самые горькие обиды, которые причиняют обидчику самые тяжкие последствия. Должны быть изгнаны ложь, недоверие и недоброжелательство в обращении с детьми. Чуткий детский организм все это видит, учитывает и делает свои выводы, отвечая тем же. Не должно быть никаких запретов, запретами достигаются обратные результаты. Поэтому не нужно запрещать даже вредное. Но нужно указать какие последствия произойдут от поступка вредного и полезного. Нужно отвести внимание от вредного и направить устремление на полезное и привлекательное*.

     Программа нравственного образования так широка, как сама жизнь. Не исчерпать всех возможностей улучшения. Но всегда нужно помнить о том, что цель образования - духовное становление, сотворение такой личности, которая стремилась бы познавать новое, творить и умножать добро, стремилась бы помогать ближнему.

*А.К.Клизовский. Основы миропонимания новой эпохи. Минск, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: «Роль, место духовно-нравственного образования и воспитания в образовательной системе современной России»

Одна из проблем современного образования, состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей живших в прошло...

Нравственное образование в начальной школе. Открытый урок "Почему труд кормит, а лень портит"

Проблема нравственного воспитания учащихся приобретает особую значимость в связи с новой общественной и политической ситуацией в стране и изменением отношения к морали, выделением в ней приоритетов об...

Духовно-нравственное образование и воспитание в школе.

Последняя цель педагогики.Для чего мы отдаем детей в школу? Приспособить к будущей профессии? Для поддержания внешнего порядка в социальной жизни и производстве? Нельзя начинать мысль с середины...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Православная культура русского народа как обязательный элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания в общеобразовательной школе.

В основе модели духовно-нравственного воспитания учащихся представлена система работы педагога в условиях комплексного подхода к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, построенному на при...

Конспект урока"Что значит быть хорошим товарищем", опубликованный в сборнике "Нравственное образование в школе"

Национальный образовательно- методический центр "Звенислав" Сборник из опыта работы учителей и педагогов школ по программе нравственно-правового образования." Издательство "Другая галактика", Москва, ...