Статья "Преемственность образования начальной школы и средней школы"
статья по теме

Макарова Елена Валерьевна

Причины дезадаптпции учащихся. Создание благоприятных условий для преодоления 1 и 2 адаптационного периодов. 

Опыт работы МО учителей начальных классов, учителей-предметников, воспитателей детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemtvennost.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И  СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

Макарова Е.В.

            МОУ "Частоозерская средняя общеобразовательная школа", учитель                       начальных классов.

Современная образовательная система представляет собой непрерывный процесс вхождения ребёнка в единое образовательное пространство. Но вследствии рассогласованности на образовательном, содержательном и методическом уровнях происходит снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной части учащихся.

           ШМО начальных классов МОУ "Частоозерская средняя общеобразовательная школа" с 2004 года работает над темой "Преемственность в обучении между детским садом и начальной школой, начальной школой и средним звеном. Создание благоприятных условий в преодолении 1 и 2 адаптационного периодов". Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тревожной. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт из-за новых требований учителей, особенностей и условий обучения. Состояние внутренней напряжённости приводит к школьной дезадаптации.

         Причины дезадаптации:

1.Неполнота данных о выпускниках начальной школы.

2.Неподготовленность учителя к работе с детьми младшего школьного возраста.

3.Рассогласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы.

4.Рассогласованность в нормах выставления оценок.

         Первым этапом нашей работы был анализ успеваемости учащихся 5 классов по сравнению с 4 классом. Выявлены слабоуспевающие учащиеся, второгодники, установлены причины их неуспеваемости. Для практического осуществления преемственности в нашей школе разработана "Программа действий по осуществлению преемственности и создание благоприятных условий в преодолении 1 и 2 адаптационных периодов".

На совместном методическом объединении учителей начальных классов и учителей гуманитарного цикла составили план мероприятий по решению данной проблемы.

          В помощь классному руководителю 5 класса  решили создавать "Информационно-диагностические материалы", в которые входят:

-характеристика классного коллектива;

-характеристика учащихся по уровню сформированности умений, навыков, способов познавательной деятельности;

-диагностика учебных возможностей учащихся.

Узнать об индивидуальных возможностях учащихся, результатах техники чтения за 4 года, участии в олимпиадах различного уровня, творческих работах по предметам можно из "Папки достижений", которые ведутся в некоторых классах.

         Уже в 4 классе устанавливаются тесные контакты между учителями начальных классов и учителями-предметниками, активизировалось взаимопосещение уроков. Проводятся открытые уроки русского языка, литературы, истории, немецкого языка в 5 классах, учителя-предметники посещают уроки в начальных классах, знакомятся с будущими учениками, их особенностями. Не секрет, что даже для опытных учителей камнем преткновения является незнание индивидуальных особенностей пятиклассников. Чтобы сгладить эти трудности, был проведён педсовет "Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста".

          Чтобы избежать рассогласованности в содержании учебных курсов и в нормах выставления оценок, проводим совместные практикумы "Преемственность контроля и оценки результатов обучения", "Анализ содержания программ по предметам гуманитарного цикла", на которых анализируем содержание программ по предметам, вырабатываем единые требования к контролю и оценке результатов обучения.

         Учащиеся 4 классов группами посещают уроки истории, иностранного языка, русского языка, литературы с целью знакомства с учителями, с новыми предметами, требованиями, которые предъявляются к учащимся 5 классов. Учащиеся 4 классов принимают участие во внеклассных мероприятиях 5-6 классов.

         Большую помощь во время сложного периода адаптации должны оказывать родители, с которыми мы тесно сотрудничаем. Они наши союзники. В конце 4 класса проводится родительское собрание, на котором родителей знакомят с учителями-предметниками, классным руководителем, с учебным планом,  программами и учебниками.  В сентябре проходит родительское собрание "Роль родителей в подготовке домашних заданий в 5 классе".

          Проанализировав нашу работу, мы увидели положительную динамику успеваемости учащихся 5 классов, отсутствие учащихся, оставленных на повторное обучение, качество знаний остаётся на уровне четвёртого класса, что говорит об эффективности данных мероприятий.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на 2 ступень обучения

сентябрь

Кл.рук. 5 класса

2.Родительское собрание «Роль родителей в подготовке домашних заданий в 5 классе»

октябрь

Кл.рук. 5 класса

3. «Старт» учащихся 5 классов: входящие проверочные работы, их анализ

сентябрь

4.Анализ результатов на «выходе» из 5 класса

май

5.Практикум «Преемственность контроля и оценки результатов обучения по русскому языку и литературе»:

-открытый урок« развития речи в 5 классе;

-проверка творческих работ учителями начального и среднего звена;

-выработка общих критериев к оценке работ по развитию речи в 4 и 5 классах

2 четверть

Макарова Е.В.

Солодовникова С.И.

6.Взаимопосещение уроков учителями 4 и 5 классов, знакомство с методикой преподавания, психологическими,

познавательными возможностями учащихся

2 раза в месяц

Кл.рук. 4 классов

Учителя-предметники

7.Групповое посещение учащимися 4 классов уроков гуманитарного цикла с целью освоения нового школьного пространства, знакомства с новыми учебными предметами,

учителями-предметниками

3 четверть

8.Психолого-педагогическая диагностика детей на выходе из начальной школы:

-характеристика классного коллектива;

-характеристика учащихся по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности;

-характеристика учащихся с учётом их психологических особенностей

апрель-май

Кл.рук. 4 классов

9.Создание папки «Информационно-диагностические материалы: выпуск 2007-2008 уч. года

май

Кл.рук. 4 классов

10.Открытый урок истории

февраль

Богун Е.А.

11.Открытый урок немецкого языка

     март

Гаспарян Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...

Прощай, начальная школа! Здравствуй, средняя!

В жизни любого человека , необходимы праздники. Хотя слово Праздник однокоренное слово к слову Праздность, т. е безделье, развлечение, но на самом деле именно этот праздник прощания с начальной школой...

Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена

Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...

Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихс...