Конспект урока по истории в 4 классе "Нет в России семьи такой".
план-конспект урока по истории (4 класс)

Смагина Надежда Вячеславовна

В данном конспекте рассматривается жизнь в военные  и послевоенные годы, а также памятники города Магнитогорска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории учителя начальных классов.

Дата:

Класс: 4 «г»

Тема: «Нет в России семьи такой»

Цель: Формировать представление о жизни людей, в послевоенный период.

Задачи:

Предметные результаты: характеризовать жизнь во время войны и после военные годы.

Личностные: Уважение и любовь к своему народу. Формировать базовые ценности такие как: «Родина», «справедливость», «победа» и т.д.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. Уметь анализировать ответы других учащихся и свои. Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события. Читать вслух и про себя тексты учебников и понимать прочитанное.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Актуализация знаний

Изучение нового

Итог урока

Здравствуйте ,ребята, меня зовут Надежда Вячеславовна и я сегодня проведу у вас урок истории.

Итак, урок мы начнем с проверки д\з. Кто мне скажет, что вы проходили на предыдущем уроке?

Как назывался в годы войны фронт?

Кто занял место мужчин на заводах, фабриках и в колхозах?

Какой вклад вносили в дела трудового фронта школьники и студенты?

Ребята, а для чего нужно было наполнять бутылки горючей смесью?

Что такое противотанковые рвы?

Как музейные работники сохраняли прекрасные произведения искусства?

Послушайте, пожалуйста, 6 симфонию Шостаковича.

Обратите внимание, какие инструменты используются?

Какая музыка, какие звуки?

Ребята, какое настроение вызвала у вас 6 симфония Шостаковича?

Понравилась ли она вам?

Откройте страницу 86 и прочитайте тему урока.

Тема нашего урока «Нет в России семьи такой….»

 Сегодня наш урок пройдет в виде экскурсии по местам военной славы.

Первый зал, в который мы с вами зайдем, будет посвящен Ленинграду. Много семей пострадало в это время. Дети могли оставаться совсем одни, без родителей.

 «Здесь лежат ленинградцы._Здесь горожане – мужчины, женщины, дети. 
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита._Но знай, внимающий этим камням
НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!».

Это стихотворение написала Ольга Берголльц в память о погибших Ленинградцах.

Посмотрите на экран, вы видите дневник маленькой девочки, блокадницы Ленинграда.

Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре  блокадной «Дороги Жизни».

Ребята, мы с вами прослушали одну из историй блокадного Ленинграда, историю Тани Савичевой.

Что вы можете сказать о ней, какая она?

Почему ее дневник затронул многих людей?

Мы с вами побыли в комнате посвященной  Ленинграду, перейдем в следующую комнату посвященную памятникам.

А как вы думаете, для чего мы изучим памятники?

Первый памятник, который мы с вами видим на экране установлен учащимся школ города Тюмени.

Идея установить памятник принадлежит выпускникам школ Тюмени 1941—1945 гг. и их учителю П. Ю. Хайновскому. Памятник представляет собой скульптурную группу из юноши в солдатской шинели с винтовкой и девушки, провожающей его на войну. Девушка изображена босой: война началась внезапно, и сборы были слишком поспешными. Рядом с постаментом из мрамора есть памятная надпись, а на пилонах перечислены фамилии павших выпускников школ Тюмени, сражавшихся и павших за свободу Родины.

Памятник войнам-землякам установлен в селе Оранки Нижегородская область.

Несколько лет назад в Оранки приехали родственники тех, кто остался лежать в нашей земле, чтобы поклониться их могилам. На месте захоронений, прямо в лесу, был построен мемориальный комплекс: несколько огромных камней с памятными надписями на чешском и словацком языках: «Здесь покоятся жертвы Второй мировой войны».

Сейчас посмотрим памятник нашего города. Как называется этот памятник? (тыл фронту)

"Тыл-фронту" был открыт 29 июня 1979 года на берегу Урала в Магнитогорске. Памятник представляет собой двухфигурную композицию рабочего и воина. Рабочий ориентирован на восток, в сторону Магнитогорского металлургического комбината. Воин — на запад, в сторону где, во время Великой Отечественной войны, находился враг. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине. В композицию также входит вечный огонь, в виде гранитной звезды-цветка. Монумент дополняется двумя трапециями высотой в человеческий рост, на которых барельефом написаны имена магнитогорцев, получивших звание Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне.

В Магнитогорске также есть памятник, посвященный военной технике, которая участвовала в ВОВ.

Напротив бронзового Пушкина - площадь Победы, центром которой является монумент «Танк». Это танк, собранный из советских танков Т-40 и ИС-3. Он установлен в память о вкладе магнитогорцев в Победу над фашизмом во Второй мировой войне, в знак того, что в военное время на Магнитогорском Металлургическом Комбинате отливали башни для танков ИС-2 и Т-34(85), а также производили бронелист и другую продукцию военного назначения. По статистике, каждый второй танк и каждый третий снаряд были изготовлены из магнитогорской стали.

Итак, ребята, скажите, какие памятники, вы услышали из рассказа, которые находятся в Магнитогорске?

Сейчас мы с вами узнаем, какие города стали называться городами героями.
Перейдем в следующий зал, зал городов – героев во время Великой Отечественной войны.

Почетное звание «Город-герой» присваивалось Указом Президиума Верховного Совета СССР тем городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны. Вот список городов-героев, с указанием года, в котором было присвоено это звание:

Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год*;

Сталинград (Волгоград) – 1945 год*;

Севастополь -1945 год*;

Одесса – 1945 год*;

Киев -1965 год;

Москва -1965 год;

Брест (крепость-герой) -1965 год;

Керчь – 1973 год;

Новороссийск -1973 год;

Минск -1974 год;

Тула -1976 год;

Мурманск -1985 год;

Смоленск -1985 год.

Город-герой Москва

Среди 13 городов-героев Советского Союза, город-герой Москва занимает особое место. Именно в битве под советской столицей мир весь мир увидел первое в истории поражение безупречно-отлаженной военной машины III Рейха. Именно здесь состоялась битва колоссального масштаба, равной которой всемирная история не знала ни до, ни после, и именно здесь советский народ продемонстрировал высшую степень мужества и героизма, которая потрясла мир.

Город-герой Ленинград

Среди 13 городов-героев Советского Союза, Ленинград стоит на особом месте - он единственный город, переживший почти 3-х летнюю блокаду (872 дня), но так и не сдавшийся врагам. Для Гитлера, мечтавшего полностью уничтожить и стереть город на Неве с лица земли, взятие Ленинграда было как вопросом личного престижа, так и престижа всей германской армии в целом; именно поэтому в немецкие войска, осаждавшие город, были спущены директивы, в которых говорилось, что взятие города является "военным и политическим престижем" вермахта.



Следующий зал, во время войны не только воевали, но и влюблялись.


Александр Васильевич и Анна Петровна Медяник познакомились в партизанской школе летом 1941-го, когда им было по 17 лет. Воевали и на Донбассе, и в Прикарпатье. "Страшным был первый бой. Командир повел в атаку, и на моих глазах ему оторвало голову. Очень страшно! Но рядом был Саша, который говорил: "Держись, Анечка, это война", — вспоминает партизанка. Влюбленные жили в сделанном из деревьев и брезента жилье, но часто разлучались — на недели уходили на задания.

Эти браки были самые крепкие. Они жили вместе до конца своих дней,” душа в душу” .



Последний зал, который мы с вами сегодня посетим, это Письмо с фронта. Ребята, в каждой семье, преодолевая боль разлуки с родными, ждали писем с фронта. А на фронте солдаты ждали весточек из родного дома. Письма давали надежду, надежду на то, что сын, муж, брат жив.


Трагические и героические сороковые годы прошлого века – одна из самых значимых, важнейших вех в истории нашей страны. И не только потому, что русский народ отчаянно и самоотверженно сражался за свободу своей Родины – своим огненным крылом война коснулась буквально каждого. Любой из нас, обратившись к истории своей семьи, обнаружит, что на фронтах Великой Отечественной воевал кто-нибудь из его родных или кто-то из них отдавал все силы работе в тылу.


А также с фронта писали письмо, давайте мы для начала прочтем письмо в учебнике на стр. 90.


Все понимали, что нужно защищать свою родину и шли на все что бы хоть как то помочь своей родине.


Сейчас мы с вами посмотрим ролик «Письмо с фронта».



Вы увидели, сколько было боли и тоски в этих письмах. Существовали разные формы  писем, одной из них были письма-треугольники, без марок.


Когда почтальон видел такое письмо, то обязательно его отправлял адресату, даже без наличия марки. И такие письма можно было отправлять еще долго после войны и доставить их по назначению – было “дело святое”. Напишите 2-3 предложения в письме самому близкому человеку и сложите его треугольником.


Память о Великой Отечественной войне в каждой семье- наше духовное сокровище, которое делает нас достойными потомками тех, кто сражался и победил.


Итак, ребята мы с вами много о чем поговорили, вы, что-то новое для себя узнали, теперь ответим на пару вопросов.


Кого во время войны называли беженцами?


Почему эвакуированные дети были похожи на старичков?


Что принесло фронтовику радость, о которой он пишет в ответном письме детям?


Какие чувства переживали наши соотечественники, живя в тылу и сражаясь на фронте?


Почему ежегодно 22 июня в России отмечают день памяти и скорби?


Какова тема нашего урока сегодня?


Что нового узнали?


Что было интересно?


Здравствуйте

«Трудовой фронт- России»

Трудовой фронт

Старики, женщины и подростки

Студенты были организованы в строительные отряды, а школьники собирали простые бутылки, которые потом наполняли горючей смесью.

Бутылка становилась грозным оружием против танков.

Это широкая канава, используемая для заграждения против танков.

       Измученные за голодную зиму люди латали крышу и убирали мусор в залах музея.                                                                            

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Нет в России семьи такой", УМК "Перспектива", 4 класс

    Предметные:Знать: какую роль играет семейная память- основа исторической памяти народа;Уметь: находить аргументы и делать выводы.     Личностные:принимать и ос...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

Открытый урок по окружающему миру "Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мир.Класс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:- формировать представление и понятие о семейной памяти &nda...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Нет в России семьи такой..." по УМК Перспектива

Урок окружающего мира по это теме имеет большое воспитательное значение....