4. | Постановка учебной задачи и её решение | 2 мин | В каком веке на Русь напали степные кочевники?(в 13в.) Имя хана, возглавившего первый поход на Русь.(Мамай) Какой русский город оказался первым на пути монголов?(Рязань) Почему монголам удалось завоевать русские земли? Чем запомнился Иван Калита(при нём центром Руси стала Москва) А какой вклад внёс Дмитрий Донской?( сумел нанести сокрушительный удар ордынцам в Куликовской битве, перестал платить дань, после этого началось освобождение русских земель)при каком князе Русь полностью освободилась от Орды?( при Иване3) | Словесный: ответы на вопросы определение темы и целей урока | Слушают. Отвечают на вопросы. Называют тему урока. Ставят цели.
| П: строят речевое высказывание М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний. Л:самоопределение |
5. | Решение частных задач | 20 мин | Что означает слово «патриот»? Где можно узнать?(в словаре) «Патриот»- это человек, одушевлённый патриотизмом, патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Патриотичный человек- тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
С.87 В начале 17 века полякам удалось войти в Москву. Почему? Где об этом можем узнать?(в учебнике) Что ещё нового узнали из этой статьи? Сформулируйте свои вопросы по этой статье.
Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди , которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили патриотизм. Рассмотрите карту на с. 92-93 учебника. Прочитайте название народов, населявших Сибирь. Чем испокон веков занимались люди, населявшие эти территории? Это вы узнаете, когда прочитаете статью «Здравствуй, Сибирь- матушка!» на с. 90-91 и подготовьте ответы на вопросы. - Кто прокладывал дорогу в Сибирь?
- Почему казаки отправились в Сибирь?
- Кого называли землепроходцами?
Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России- м. Дежнёва. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова- Хабаровск. История присоединения Сибири к России- это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служивых людей. На протяжении всего 17 века они осваивали и заселяли просторы нашего гос-ва. Среди них были талантливые , предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. началось всё с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича, о котором вы сейчас прочитали. Физкультминутка Выполняя задание 1 на с. 30Р.Т сформулируйте Определение понятия «народное ополчение»( это добровольцы, готовые постоять за родную землю. Кого мы называем патриотом? Запишите ответ на с. 31. Выполняя задание на 4 с. 31, подчеркните нужное для рассказа о России начала 17 века( народное ополчение, борьба за независимость, Кузьма Минин, Нижний Новгород, Китай- город,1612г., Дмитрий Пожарский) Когда в России стали править цари из рода Романовых?(в 1613г.) В годы Вов воинов вдохновляли подвиги Пожарского и Минина , Невского и Донского. В разные условия попадали русские солдаты на войне. Им приходилось в одиночку вступать в битву с врагом, и силы им давали подвиги предков и родная земля. Ты воюй, солдат, воюй Ты воюй, солдат, толково Там , где ты сейчас стоишь, Там и поле Куликово. М. Матусовский И действительно, солдаты героически сражались за каждую пядь родной земли, отдавали жизни за свободу и независимость Родины. На все ли поставленные вопросы в начале урока вопросы мы с вами ответили? | Практический : работа со словарём
Словесный: Задает вопросы.
Практический :работа с учебником
Практический : работа с картой
Словесный: рассказ
работать с учебником
Выполнять задания в рабочей тетради
Словесный: ответы на вопросы | Отвечают на вопросы.
Слушают.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают. | П: осознанное построение речевого высказывания. П: осмысленно слушают.
П: осознанное построение речевого высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
7. | Рефлексия | 3 мин | Закончите фразу : « Сегодня на уроке я почувствовал…» На этом наш урок окончен. Запишите домашнее задание: 1.Читать материал учебника на с.87-91. 2.Р.т. №2, с. 30 3. Привести примеры патриотизма в наше время. 4. написать сочинение- рассуждение : «Могу ли я себя назвать патриотом России?» | Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.
| Осуществля-ют: самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке
|
П: Контроль и оценка результатов своей деятельности. Р: Коррекция, контроль |