Конспект урока по истории на тему :"Екатерина Великая" Школа России 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Окунева Светлана Сергеевна

Конспект урока по истории на тему :"Екатерина Великая" Школа России 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekaterina_velikaya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

«Екатерина Великая»

Тип урока: комбинированный

Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.

2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.

Планируемы результаты:

  • предметные:      

           -развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;

           -воспитывать любовь к истории;

           -прививать интерес к истории Отечества.

  • личностные:          

           -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  -формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Понятия: патриот, патриотизм.        

Оборудование: портреты А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, фотографии Зимнего дворца, набережной Невы, памятника «Медный всадник», а также чугунных и каменных мостов.

 


№ п/п

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Орг. момент.

1 мин

Итак, проверьте готовность к уроку.

Словесный: слово учителя

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап

2 мин

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Сегодня нас ждет  сама

Царица Екатерина Великая.

Нас ожидает встреча с императрицей Екатериной Второй и знакомство с Петербургом того времени.

Словесный:

инструктаж

Описывают свои качества

Л:самоопределение

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация опорных знаний.

5 мин

– Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?

– Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания?

– В чем были трудности учебы в то время?

– Назовите  заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры.

Сейчас проведём  графический диктант. Если высказывание верное, то учащиеся ставят «+». Если неверное, то «–».

1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве.

2. Отец М. Ломоносова был рыбаком.

3. В 11–12 лет он стал учить грамоту.

4. Его первым учителем был дьячок местной церкви.

5. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.

6. В это время английский язык был международным языком науки.

7. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию.

8. По возвращении на родину М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук.

О т в е т ы:  –  +  +  +  –  –  –  + .

Учащиеся сдают работы на проверку.

Словесный: ответы на вопросы

Практичекский: графический диктант

Отвечают на вопросы

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

4.

Постановка учебной задачи и её решение

2 мин

Сегодня на уроке речь пойдет о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему ее назвали Великой, мы узнаем на этом уроке.

Какие цели мы перед собой поставим на это уроке?

Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник.

Демонстрация фотографии памятника Екатерине II.

– Какие же изменения произошли в Петербурге при Екатерине II? Прочитайте текст на с. 105–107 учебника.

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа с учебником

Слушают.

Отвечают на вопросы. Называют тему урока. Ставят цели.

Смотрят памятник Екатерине II

П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

5.

Решение частных задач

20 мин

В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:

1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;

2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.

Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных крестьян стал невыносимой.

– Прочитайте статью на с. 107–108 учебника «Как жили дворяне и крепостные крестьяне».

Физкультминутка 

Дует ветер нам  в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей.

Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков. (Учитель демонстрирует портреты военачальников.)

– Прочитайте статью «Знаменитые военачальники» на с. 108–110 учебника. Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова?

Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.

Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать».

Практический : работа со словарём

Словесный:

Задает вопросы.

Практический :работа с учебником

Практический : работа с картой

Словесный:

рассказ

работать с учебником

Словесный: ответы на вопросы

Отвечают на вопросы.

Слушают.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

5 мин

Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?

– Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?

– Какие перемены произошли в России в это время?

– Как изменилась жизнь дворян и крепостных крестьян?

– Чем прославились А. В. Суворов  и Ф. Ф. Ушаков?

Словесный:

Ответы на вопросы

Отвечают на вопросы.

Подводят итог урока

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

Р:осуществляют итоговый контроль

7.

Рефлексия

3 мин

Закончите фразу : « Сегодня на уроке я почувствовал…»

На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание:

1.Читать материал учебника на С. 105–111. Ответить на вопросы «Проверь себя».

Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.

Осуществля-ют: самооценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Р: Коррекция, контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс

Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс...

Конспект урока по истории на тему :"Страна городов"Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Страна городов"Школа России 4 класс...

Конспект урока по истории на тему :"Иван Третий" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Иван Третий" Школа России 4 класс...

Конспект урока по истории на тему :"Куликовская битва" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Куликовская битва" Школа России 4 класс...

Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс...

Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс...