Научная статья "Наследие улегершина"
статья по истории

Батуева Ольга Геннадьевна

Наследие улегершина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл наследие улегершина903.01 КБ

Предварительный просмотр:

Батуева О.Г.  МКОУ Ворот-Онгойская ООШ

Наследие улигершина


Славим великое племя сказителей,

И улигерам хвалу воздаем.

В них мой народ разогнал всех мучителей.

Об этом сегодня мы в песнях поем.

Слава Земле, подарившей сказителей

Слава народу, что смог сохранить

 В памяти думы своих выразителей,

Что помогло старину нам постичь.

I. жизнь и творчество Парамона Дмитриева

Унгинская долина богата историей, традициями. Её силу можно сравнить с силой седого Байкала. По мере знакомства с не столь давним прошлым и более ранними временами, не устаёшь удивляться тому, как много ярких и интересных личностей дала Унгинская долина. Она внесла большой вклад в духовное развитие нации, подарила миру плеяду великих сказителей и знатоков Гэсэра. Среди деятелей бурятской культуры видное место занимает народный поэт, сказитель, наш замечательный земляк — улигершин Парамон Дылгирович Дмитриев.

Парамон Дылгирович родился в 1883 году (год Овцы по восточному календарю) в улусе Бартаа-Онгой  Балаганского ведомства (ныне Ворот-Онгой Нукутского района). Его отец — Дылгир Ханхаевич Балюев — бурят Онгоева рода, кости Хулмээнгэ, происходил из соседнего улуса Хулэри (Кулурей). В молодые годы он женился на Марии Жообоновне Мариновой, девушке из Онгоя и переехал жить в её улус. У них было четверо детей и все сыновья: Дажууп, Парамон, Сезоонха и Мяхаала. У Дылгира Ханхаевича имелось ни с чем несравнимое богатство — народная поэзия. Он постоянно посвящал детей и всех земляков в дела своих далеких предков, рисуя их яркие запоминающиеся образы... Несмотря на усталость после тяжелой работы, он вечерами подолгу рассказывал народные произведения. Исполнял их мастерски, интересно и увлекательно - никого не оставляли равнодушными песни и поэтические рассказы певца-улигершина. Эта его увлеченность поэзией, любовь к слову, передавалась и детям. Парамон легко и быстро запоминал песни, сказки, улигеры, затем сам их исполнял. Многому Парамон научился у талантливого народного поэта Жарбахи Малаханова и у многих других сказителей, которые приезжали в Онгой. Жарбахи с особой теплотой и вниманием относился к Парамону, отличавшемуся среди своих друзей чутким поэтическим восприятием и цепкой памятью. «Нюдэндоо галтай хүбүүн» («Мальчик с горящими глазами», т.е. с искоркой, задатками способностей), - говорил о нем сказитель. Иногда он специально приглашал его на свои выступления. Когда будущий рапсод достиг тринадцати лет, то начал состязаться в исполнении улигеров со сказителями-стариками.

Парамон был выше среднего роста, крепкого телосложения, смуглолицый, с черными глазами. Он даже внешне выделялся среди сверстников — молодых людей. Народные празднества — найр, зугаа, проводимые в улусе, сопровождались, как правило, спортивными состязаниями по борьбе, стрельбе из лука, скачками на лошадях, играми и танцами. В гуще спортсменов всегда находился Парамон. В соревнованиях по борьбе он непременно занимал одно из первых мест. Его так и звали - «барилдааша» (борец). Участвовал он и в упражнениях с гирями. Двухпудовую гирю поднимал высоко над головой и , не опуская на землю, двадцать пять раз бил ею по березовому столбу.

Улигер «Абай Гэсэр» он воспринял от одноулусника, талантливого улигершина Жарбахи Малаханова, которого считал своим учителем. П.Дмитриев по праву относится к числу выдающихся бурятских сказителей. Его репертуар состоял из больших «конных» улигеров (морин ульгэр), включая «Гэсэр», множества сказок, легенд, преданий, песен, благопожеланий, а также пословиц, поговорок и загадок. Знал он и шаманский фольклор. В общей сложности П.Дмитриев помнил наизусть по меньшей мере 200 - 250 тысяч стихов из устнопоэтического творчества бурят, чем может похвалиться не каждый сказитель.

В 1954 г. В.И.Золхоев, записав со слов П.Дмитриева «Бойлон Гоохон дуутэй Богдони Хубшэ мэргэн», приложил к нему весьма ценный и важный для нас документ - «Список улигеров, которые знает сказитель П.Д.Дмитриев...» В этом списке, явно неполном, значатся:
1) Гэсэр,
2) Элэнтэ Тархи хаани Эрхэн нюдэн хубуун,
3) Анзаари мэргэн хаан,
4) hoхор Богдо хаан,
5) Нарин Ногоон Намажа хаан,
6) Арнай Гэрдэ мэргэн,
7) Суута долоон Хулагшад,
8) Хаан Сагта мэргэн,
9) Хаан Сагта абхай,
10) Сайхар Сагаан,
11) hайдар Буудэр хоёр,
12) Алтай Гасуу,
13) Богдони Хубшэ мэргэн Бойлон Гоохон дуутэй,
14) Эрэдээ эрэ турэhэн Эрэ Хабтас мэргэн,
15) hуужа hамган,
16) Эреэн обогон hанжуургатай Эреэхэ басаган,
17) Теерсэгын хубуун,
18) Ошор Тайжа хубуутэй Оньел Гоохон басагатай.

Улигеры П. Дмитриев рассказывал (тооложэ хэлэдэг), но мог исполнять и пением. Пение у него часто сопровождалось игрой на хуре. Примечательно, что исполнение эпоса у него не было сухим и бесстрастным. Все собиратели, записывавшие от него (Д.Д. Хилтухин, В.И. Золхоев, Н.О. Шаракшинова,

отмечают, что он, «рассказывая улигер, сильно переживал», весь проникался искренним участием к судьбе героев и плакал, когда герои попадали в трагическую ситуацию. «Старик близко к сердцу принимал описываемое,- вспоминал Д.Д. Хилтухин о Дмитриеве.- Плачет и исполняет, вытирает платком слезы и продолжает повествование. Говорил сказитель с чувством, удивительно быстро, слова произносил четко, голос у него мягкий, бархатный, я бы сказал, красивый...».

        П.Дмитриев, как и П.Петров, верил в то, что и события в улигерах, и герои были когда-то в действительности; в то, что герои после смерти стали либо звездами, либо божествами на небе. От П.Дмитриева фольклористами было записано довольно большое количество героико-эпических произведений. В Рукописном отделе ИМБиТ СО РАН хранятся девять его улигеров объемом от 1400 до 2500 стихов. Самым крупным из всех сказаний является «Гэсэр» объемом в 6305 стихов, в котором отсутствует лишь «глава» о дьяволе Шэрэм Мината. Он был записан Д.Хилтухиным и вышел в 1953 г. в г. Улан-Удэ отдельным изданием под названием «Гэсэр». Наряду с другими полными вариантами, этот вариант был использован Намжилом Балдано для составления сводного текста бурятского народного эпоса «Гэсэр», выдержавшего два издания (Улан-Удэ, 1959, 1969).

Сказительский вариант «Гэсэра» П.Дмитриева занимает особое место в унгинской эпической традиции. Он состоит из следующих 10 глав:
1) Раздор и война тэнгриев,
2) О детских подвигах Нюхата Нюргай хубуна,
3) Рождение Гэсэра на земле,
4) Страна Гэсэра,
5) Война Абай Гэсэра с горой Агы,
6) Война Абай Гэсэра с Пестрым Огтонойским тигром,
7) О трех шараблинских ханах,
8) Война с Гал Дулмэ ханом,
9) Война с Лобсоголдоем,
10) Китайский Гумэл хан.

Хотя вариант П.Дмитриева имеет сюжетное сходство с вариантами его земляков П.Петрова и П.Тушемилова, поскольку все они относятся к единому сказительскому (унгинскому) ареалу, тем не менее дмитриевский вариант отличается своеобразием. Так, в его небесном прологе фигурирует ряд оригинальных персонажей, присущих только этому варианту. Это прародительница 44 восточных тэнгриев Нуран Гурмэ, мифологический персонаж Агын уула (досл. «Пещерная гора»). Последний образ является раритетом в бурятской эпической традиции, и по всей видимости, реликтом, относящимся к древнейшим пластам тюрко-монгольской мифологической общности. (Дугаров Б.С. Небесный пролог в эпосе «Абай Гэсэр» (унгинский вариант) // Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур. Т. II. - Улан-Удэ, 2003. – С. 64-65).

Дмитриев был человеком высокой природной культуры и большой души. Он отличался особым даром речи, голос его был приятный, мелодичный. Свои улигеры он пел живо, артистически, пением он завораживал слушателей, уводил их воображение в фантастический мир эпических героев. Его репертуар был обширен и разнообразен, знал многие жанры бурятского фольклора. Только улигеров он хранил в памяти больше семидесяти.

Парамон Дылгирович к своему исполнению всегда подходил творчески. У него нет совершенно одинаковых, совпадающих слово в слово улигеров. Он всегда изменял, вносил дополнения, делал перестановки стихотворных строк. Парамон хорошо знал шаманский фольклор. При своей памяти он легко запоминал молитвы, заклинания.

Он был другом и наставником земляков. Своего рода исследователь и тонкий психолог, он знал людей, их характеры. Каждому находил нужные слова, советовал по-отцовски, как лучше сделать, поступить, а в трудную минуту всегда готов был поддержать.

3 января 1958 года перестало биться сердце улигершина. Это случилось на семьдесят шестом году его жизни. Простой труженик, хороший сказитель старинных бурятских улигеров, прожил нелегкую трудовую жизнь. Умер Парамон Дмитриев и унёс с собой все легенды и сказки, мастерство рассказчика.

Парамон Дмитриев - один из самых замечательных сказителей XX века. Он живет в благодарной памяти народа, как живут и его бессмертные творения. Слушая произведения сказителя, унгинцы обычно говорили: «Сээжэдэ наран гараба, сэдьхэлдэ сэсэг ургаба» («В груди восходит солнце, в мыслях произрастает цветок»). Народ, отдавая должное, бережно относясь к созданному в прошлом, любит и не забывает тех, кто зажигал свет в его душе и сеял в ней цветы.

II. Отзвук в душе народа

Целостность общества обеспечивается не только воспроизводством новых поколений, но и неразрывной связью между ними, освоением молодежью культурно - исторических достижений своего народа.

Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности его граждан.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.

        Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Так как наши дети являются наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических моментах русскому человеку.

И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. Если в начальной школе сеют зёрнышки духовно-нравственной культуры, где появляются её маленькие росточки, то в основной и средней школе мы должны заботливо и целенаправленно ухаживать за ними. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.

Педагогический коллектив нашей школы одной из важных задач ставит перед собой воспитание активной гражданской позиции учащихся. Этот процесс происходит в рамках различных направлений воспитания, в том числе и духовно-нравственного. Краеведение – одно из важных средств духовно-нравственного воспитания.

Все мы помним песню «С чего начинается Родина?». А что для наших учеников – Родина?

На уроках обществознания, рассказывая о пространстве, где мы живём, я получила такие ответы: «Родина - это где находится моя семья. Родина – это мой дом. Родина – это русская природа. Родина – это мои земляки. В ней хорошо, уютно и тепло».

Трудно объяснить и перечислить все причины и проявления любви к родному краю, городу, деревне. Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главная задача школьного краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края.

Одно из  направлений краеведения способствующее духовно-нравственному воспитанию обучающихся -  литературное краеведение. Оно помогает ученикам узнать родной край, быт, нравы, обычаи народа, открыть для себя, сколь духовно богата земля, на которой мы живем. Именно акцент на знание культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов и стать истинным патриотом своей Родины.

Воспитывая любовь к  малой Родине  и, формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края, деревни с Родиной, помогаем  уяснить неразрывную связь: единства деревни с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

         «Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков», - вот лейтмотив краеведческой линии в духовно-нравственном воспитании обучающихся.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Наша школа  работает над проблемой реализации национально-регионального компонента. Я преподаю в школе историю и обществознание.  
              Одна из важнейших задач, которую я поставила  перед собой:
через историко-краеведческую работу воздействовать не только на сознание, но и на чувства детей, формировать у школьников историческое мышление, чувство национального самосознания и патриотизма, воспитывать гражданина России.         
               Наш  опыт позволяет представить основные направления современной практики, в рамках которых осуществляется реализация опыта гражданского воспитания:
        1. Через знаниевый компонент, основанный на изучении предметов истории, обществознания.
        2. Через изучение истории родного края, поисковую краеведческую работу.
        3. Через систему классных часов и внеклассных 
мероприятий по краеведению и гражданскому воспитанию.

Так, в рамках этого направления состоялась встреча школьников, педагогов и всех жителей деревни с Баиром Сономовичем Дугаровым. В 2014 году Баир Сономович посетил Нукутскую землю и высказал пожелание побывать на родине знаменитого улигершина Парамона Дмитриева. Конечно же, наша образовательная организация не могла упустить шанс послушать воспоминания о нашем знаменитом земляке, и услышать из уст автора знаменитые строки «Кочевника», и другие произведения.

Так как приезд поэта выпал на дни празднования Белого месяца, то и встретили мы его по всем правилам гостеприимства – белой пищей – по бурятскому обычаю и хлебом-солью – по русскому.

D:\Кирпиченкова Е.В\флешка\работа\мои фото\S1070001.JPG

Первым пунктом стал дом Парамона Дмитриева, который, к счастью, до сих пор сохранился и стоит на том же месте, что и раньше. D:\Кирпиченкова Е.В\флешка\работа\мои фото\S1070008.JPGD:\Кирпиченкова Е.В\флешка\работа\мои фото\S1070002.JPG

После посещения дома улигершина, все отправились к школе, где была запланирована встреча с односельчанами сказителя.  Баир Сономович начал свою речь с того, что выразил благодарность всем неравнодушным людям, которые стараются поддерживать память о таком великом человеке, как Парамон Дмитриев. Затем он рассказал всем присутствующим, как он впервые узнал о Дмитриеве, как в составе команды «Тысячелетие Гэсэра» в 1991 году впервые побывал у нас, в Ворот-Онгое, на родине улигершина. Свои воспоминания поэт сопровождал цитатами из Гэсэра.

В завершении встречи Дугаров читал свои стихи, всем желающим, приобретавшим его книги, он сделал дарственные именные подписи. Не остались и мы в стороне, заранее коллективом учащихся и учителей нашей школы были подготовлены  памятные календари, которые дети подарили Баиру Сономовичу.

 D:\Кирпиченкова Е.В\флешка\работа\мои фото\SDC14163.JPG      D:\Кирпиченкова Е.В\флешка\работа\мои фото\SDC14176.JPG

D:\Кирпиченкова Е.В\флешка\работа\мои фото\SDC14178.JPG

Совместная фотография со знаменитым поэтом порадовала как учеников, так и педагогов нашей школы.

D:\Кирпиченкова Е.В\флешка\работа\мои фото\S1070023.JPG                          D:\Кирпиченкова Е.В\флешка\работа\мои фото\S1070019.JPG

Список литературы

1. Балдаев С.П. Б.Е. Жатухаев//Балдаев С. Бурятские улигершины и гэсэршины: Избранное. – У-Удэ:Бурят, кн.изд-во, 1961. –С-37-38,52-53.

2.Дугаров Б.С. Небесный пролог в эпосе «Абай Гэсэр» (унгинский вариант) // Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур. Т. II. - Улан-Удэ, 2003. – С. 64-65.

3. Тугутов И. Улигершину -90 лет//Правда Бурятии. – 1981. -24дек.

4. Шерхунаев Р.А. Бажей Жатухаев//Шерхунаев Р.А. Бурятские народные сказители. Ч.I. –Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1986.-С.119-141:портр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская научная конференция педагогов Статья "Теоретическое обоснование и научные подходы методистов к решению проблемы роста орфографических ошибок у учащихся начальных классов"

В данной статье дано научное обоснование для выбора эффективных методов борьбы с орфографическими ошибками.Раскрывабтся взляды методистов на проблему орфографических ошибок.  Было проведено иссле...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...

Статья -публикация в сборнике- Материалы Республиканской научно-практической конференции "Научный потенциал-XXI"

Принимала участие в республиканской конференции Научный потенциал в 2020г....

Педагогическое призвание.Международный научно-методический конкурс. Тема научно-методической работы "Механизмы мотивации на внимательное изучение темы при выполнении домашнего задания"

В связи с загруженностью детей учебным процессом. внеурочной деятельностью и посещением различных кружков, у них не остается достаточно времени для качественного выполнения домашнего задания.Поэтому у...