Тема урока: «Князь Владимир и крещение Руси.» 4 класс ( 3 класс)
методическая разработка по истории (4 класс)

Русакова Татьяна Константиновна

Окружающий мир. Тема: «Князь Владимир и крещение Руси.» 4 класс ( 3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon svyataya_rus.ppt2.39 МБ
Microsoft Office document icon hod_uroka_svyataya_rus.doc51.5 КБ
Файл krossvord.docx730.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов

Слайд 3

Восстановите правильный порядок правления первых русских князей: Ольга, Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир.

Слайд 4

Рюрик Олег Игорь Ольга Святослав Владимир

Слайд 6

Князь Владимир и крещение Руси Князь Владимир Крещение Руси Значение принятия христианства для народа и государства

Слайд 7

Князь Владимир Красное Солнышко

Слайд 8

Богатыри. В. М. Васнецов, 1898 г.

Слайд 9

Идолы. Языческая Русь. Н. К. Рерих, 1910 г. Капище

Слайд 10

Князь Владимир-язычник. В. М. Васнецов.

Слайд 11

Великий князь Владимир избирает религию. И. Эггинк, 1822

Слайд 12

Более всего поразила послов вера греческая. «Когда стояли мы на их богослужении, то не знали, где были: на небе или на земле… Воистину там был сам Бог!» Современный внутренний вид храма Святой Софии, Стамбул (Константинополь).

Слайд 13

«Владимир захотел креститься в греческую веру. Пошёл он в греческую землю с большим войском и послал сказать греческим царям: «Отдайте мне в жёны сестру вашу, Анну. Я готов креститься, мне нравится ваша вера. Пусть придёт ко мне ваша сестра, а с нею отпустите священников, которые бы крестили меня». Когда Анна приехала к Владимиру, он лежал больной. У него болели глаза, так что он не мог видеть. Греческие священники окрестили его. В тот же день он стал видеть и совсем скоро поправился. Тогда Владимир сказал: «Теперь я узнал Истинного Бога!»

Слайд 14

Крещение князя Владимира. Фреска В. М. Васнецова. во Владимирском соборе в Киеве.

Слайд 15

«Вернувшись в Киев, Владимир велел изрубить всех деревянных идолов и старшего — Перуна бросить в воду.»

Слайд 16

И обратился к городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий, или раб — да будет мне враг».

Слайд 17

Крещение киевлян. К. В. Лебедев. «И все люди с радостью шли креститься и говорили друг другу: «Пойдём креститься в новую веру. Если бы эта вера не была хорошей, князь и дружина не приняли бы её!» Множество людей пришло к реке Днепру. Все вошли в воду. И греческие священники крестили всех.»

Слайд 18

Значение принятия христианства Сплочение государства. Единое мировоззрение. Новые правила. Признание Руси другими государствами. Развитие культуры.

Слайд 19

В Л А Д И М И Р Я З Ы Ч Е С Т В О Х Р И С Т И А Н С Т В О К Р Е Щ Е Н И Е Н п П К Е Кроссворд По горизонтали: Религия, основанная на многобожии. Мировая религия, принятая в 988 году на Руси. Обряд , совершаемый над человеком, вступающим в Христианскую церковь. 4. Имя князя, принявшего христианство на Руси. По вертикали: Река, в которой был совершён первый на Руси обряд крещения. Город, в котором проходил первый обряд крещения на Руси.

Слайд 21

1 2 4 3

Слайд 22

Князь Владимир и крещение Руси Князь Владимир Крещение Руси Значение принятия христианства для народа и государства: Сплочение государства. Единое мировоззрение. Новые правила. Признание Руси другими государствами. Развитие культуры.

Слайд 23

Иконы святого равноапостольного князя Владимира

Слайд 24

Владимир Святославич на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. 1862 г. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади был открыт в Москве в ноябре 2016 года.



Предварительный просмотр:

Открытый урок

с использованием элементов информационных технологий (презентация)

по предмету «Окружающий мир»

Тема урока: Князь Владимир и крещение Руси.

Цели: 1. Формировать представление о Древней Руси, русских князьях, о принятии христианства на Руси.

             2. Развивать устную речь, расширить кругозор, логическое мышление, память, воображение, фантазию, умение делать выводы и обобщать.

             3. Воспитывать интерес к истории, любовь к Родине.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

                                                  Слайд № 1.

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

                                                                         Михаил Ломоносов

  • Как вы понимаете смысл высказывания Михаила Ломоносова?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

- Давайте вспомним, как образовывалось Древнерусское государство? ( Ответы учеников)

Слайд № 2.

- Что же происходило на Руси в те далёкие времена? Расскажите об образовании Древнерусского государства ….

- Внимательно прочитайте задание.

Слайд № 3.

- Постарайтесь восстановить правильный порядок правления князей Древней Руси – Ольга, Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир.

Слайд № 4.

    Рюрик        Олег        Игорь         Ольга             Святослав         Владимир

-  Молодцы, отлично справились с заданием.

Слайд № 5.

- А теперь посмотрите на картину и объясните, что на ней изображено. И почему художник объединил разные эпизоды из истории нашей страны в одном художественном произведении?

III. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание было предложено? (Мы должны объяснить, что изображено на картине и почему).

     - С какими затруднениями вы столкнулись? (Не знаем, что изображено на картине.)

- А почему? (Мы не знаем, не изучали.)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Слайд № 6.

- Тема нашего урока «Князь Владимир и крещение Руси». Исходя из темы урока, скажите, что вы узнаете сегодня на уроке?

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке вы узнаете  о князе Владимире и его делах во благо Руси.

- Вы узнаете о том, где и как проходило крещение Руси, о значении крещения Руси для народа и государства.

- А для того, чтобы нам всё лучше представить и понять, мы отправляемся в путешествие во времени. Представьте, что вы находитесь в машине времени, которая перенесёт нас в прошлое, в I тысячелетие нашей эры, во времена Древней Руси.

 - Мы на нашей машине времени отправимся в Древний Киев, в гости к князю Владимиру.

Слайд № 7.

- Давно Владимир княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят князя Владимира.

Сообщение о князе Владимире.

Слайд № 8.

- Спасибо. Вы внимательно слушали этот рассказ? Скажите, а почему народ прозвал своего князя Красное Солнышко?

Физминутка.

- Наши далёкие предки были язычниками, верили во многих богов. Ведь язычество – это религия, основанная на многобожии. А поскольку мы сейчас с вами находимся в Древней Руси, то легко можем увидеть капище.

Слайд № 9 «Кáпище»

- Капище – это языческое культовое сооружение, где ставили идолов и поклонялись им. Так было и в самом начале правления князя Владимира. Он тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но Владимир понимал, что ещё сильна раздробленность русских земель и увидел возможность сплочения государства в принятии единой веры в единого Бога.

Слайд № 10 Князь Владимир-язычник.

Слайд № 11 Великий князь Владимир избирает религию.

- К тому времени уже сложились основные мировые религии.

- Может, вы знаете какие-нибудь мировые религии?

- Ислам (мусульманство), буддизм, христианство.

- Перед Владимиром встал вопрос, какую же веру выбрать?

- И о том, как Владимир выбрал для себя и для своего народа веру, вы можете узнать из сообщения.

Слайд № 12 Современный  внутренний вид храма Святой Софии, Стамбул (Константинополь).

- Владимир выбрал для себя и для своего народа греческую веру, т.е. христианство (в форме православия)

В 988 году Русь принимает новую веру – ХРИСТИАНСТВО.

- А для того, чтобы принять христианство, нужно пройти  обряд Крещения.

- А как же Владимир принял Крещение? Об этом мы прочитаем в летописи.

Слайд № 13 Летопись «Крещение Владимира»

Слайд № 14 Крещение князя Владимира.

- Вернувшись в Киев, Владимир велел изрубить всех деревянных идолов и старшего — Перуна бросить в воду.

Слайд № 15

- Теперь давайте перенесёмся в Киев на берег Днепра и посмотрим, что там происходило в 988 году?

Слайд № 16

- Что об этом нам рассказывает летопись?

Слайд № 17

- Как называется религия, основанная на многобожии? (язычество)

- Какую религию выбрал Владимир? (христианство)

- В каком году было принято христианство? (в 988г.)

- В каком городе проходил первый обряд крещения на Руси? (в Киеве)

- Назовите реку, в которой был совершён первый обряд крещения на Руси. (Днепр)

- С какой целью князь Владимир принял новую веру? (для сплочения государства)

Значение принятия христианства на Руси. Работа по учебнику.

 - Принятие христианства оказалось очень важным для Руси. Давайте подумаем, почему?

- Прочитайте статью в учебнике и найдите ответ на вопрос:  Какое значение для Руси имело принятие христианства?

Слайд № 18

Вывод: 1. сплочение государства, единое мировоззрение;

                  2. новые правила;

                  3. признание Руси другими государствами;

                  4. развитие культуры.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

- Какую религию выбрал Владимир? (христианство)

- В каком году было принято христианство? (в 988г.)

- В каком городе проходил первый обряд крещения на Руси? (в Киеве)

- Назовите реку, в которой был совершён первый обряд крещения на Руси. (Днепр)

- С какой целью князь Владимир принял новую веру? (Для сплочения государства и т. д.)

Слайд № 19

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

- А теперь, узнав много нового из нашего путешествия, разгадайте кроссворд.

- Попробуйте найти ответы на вопросы кроссворда самостоятельно.

- Давайте проверим, правы ли вы?

- Кто правильно заполнил весь кроссворд? Молодцы!

VII. Включение в систему знаний и повторение

Слайд № 20

- Посмотрите ещё раз на картину и объясните, что на ней изображено. Почему  же художник объединил разные эпизоды из истории нашей страны в одном художественном произведении?

Слайд № 21

- На фотографиях изображены: исламская мечеть, буддийский храм, христианские соборы – католический и православный. Найдите православный собор.

- Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.

Слайд № 22

VIII. Рефлексия деятельности на уроке

- Вот и подошло к концу наше путешествие в Древний Киев и знакомство с князем Владимиром. Что же вы узнали из нашего путешествия?

- Если вам интересна и понятна тема сегодняшнего урока, если вы разгадали кроссворд без ошибок, поднимите радостное солнышко.

- Если вам осталось что – то непонятно или в кроссворде были допущёны ошибки, поднимите грустное солнышко.

- А если тема урока вызвала у вас серьёзные затруднения, то поднимите облачко.

Домашнее задание. ….. Учебник …

- Те, кто хочет узнать, что такое христианство, могут взять и почитать Детскую Библию.

Резерв времени

Слайд № 23

- Церковь прославила князя Владимира в лике святых.

Слайд № 24

- Князю Владимиру были поставлены памятники в Великом Новгороде и в Москве.

Слайд № 25

-   28 июля Россия отмечает православный праздник - День крещения Руси. Учреждён он был не так давно. 1 июня 2010 г.

        Дата выбрана неслучайно. В православном церковном календаре 28 июля - день памяти великого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси в 988 г., внука великой княгини Ольги. Историки называют его Великим, церковь - святым равноапостольным, а народ его прозвал Владимиром Красное Солнышко.



Предварительный просмотр:

              Принятие Русью христианства                 3 класс

По горизонтали:

  1. Религия, основанная на многобожии.
  2. Мировая религия, принятая в 988 году на Руси.
  3. Обряд, совершаемый над человеком, вступающим в Христианскую церковь.
  4. Имя князя, принявшего христианство на Руси.

По вертикали:

  1. Река, в которой был совершён первый на Руси обряд крещения.

6.  Город, в котором проходил первый  обряд крещения на Руси.

C:\Users\Василий\Pictures\2013-02-13\Scan10025.BMP

Ответы:

  1. язычество;
  2. христианство;
  3. крещение;
  4. Владимир;
  5. Днепр;
  6. Киев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."

Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...

Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."

Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Урок по теме «Как христианство пришло на Русь» в 4 классе является составной частью предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» (авторская рабочая программа А.В.Кураева «Основы правосла...

"Святой князь Владимир и крещение Руси". Дополнительный материал по ОРКСЭ.

Материал в доступной форме поможет рассказать учащимся, как Святой князь Владимир обратил Русь от тьмы язычества к христианству и начал духовное просвещение Руси....

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"

“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...

Технологическая карта урока окружающего мира по тем «Князь Владимир. Крещение Руси» для 4 класса УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока окружающего мира по тем «Князь Владимир. Крещение Руси» для 4 класса УМК "Перспектива"...