Статья "Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, как краеугольная задача гражданско-патриотического воспитания"
статья по истории

Анахина Татьяна Александровна

 

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта своего народа-одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия, исторической памяти и воспитывать бережное отношение к этому необходимо с дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_rozhdestv._chten._2019g.anahina_vasileva.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне как краеугольная задача гражданско-патриотического воспитания.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта своего народа-одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия, исторической памяти и воспитывать бережное отношение к этому необходимо с дошкольного возраста.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения великими людьми, героическими поступками. [1]

Ярчайшим примером мужества, стойкости и героизма всего нашего народа являются годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Победа в Великой Отечественной войне была достигнута советским народом благодаря его неимоверному усилию, самоотдаче, смекалке и самопожертвованию. Особенно ярко это раскрывается в героях войны, которые совершили невероятные подвиги на поле боя и за ним. Этих великих людей должен знать каждый, кто благодарен своим отцам и дедам за возможность жить в мире и спокойствии.

Таким образом, одним из важнейших направлений в работе по патриотическому воспитанию в детском саду является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне.          

           В нашем детском саду №33 «Радуга» в рамках муниципального проекта «Развитие и популяризация военно-патриотического движения "ЮНАРМИЯ" существует отряд помощников юных армейцев «Патриот», который успешно продолжил свою увлекательную жизнедеятельность в подготовительной к школе группе №8.

           В течение года содержание деятельности отряда отражало идею сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне через решение поставленных задач: 

- расширять знания о героях ВОВ;

    - расширить знания о воинских специальностях, родах войск;

[1]-Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. -М., 2009,- 390с.

- развивать нравственные качества: самостоятельность, дисциплину, взаимопомощь, дружбу;

- развивать физические качества (выносливость, скорость силу, меткость, координацию движений)

- воспитывать чувство патриотизма;

- содействовать активному сохранению связей между поколениями.

Для реализации поставленных задач нами был составлен перспективный план работы в подготовительной группе. На каждый месяц были разработаны игры, беседы, экскурсии, разнообразные культурные практики, которые сопровождались продуктивной деятельностью.

Родителям и детям наиболее запомнились такие из них, как «На страже Родины любимой» - праздничный утренник в честь Дня Защитника Отечества в форме соревнования двух команд; «Достойны памяти герои»- экскурсия в городской краеведческий музей.

Знакомство дошкольников с историей Великой Отечественной войны и осознание значения в ее победе родного народа - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Для того, чтобы достичь положительного результата, проводилась систематическая работа.

При знакомстве дошкольников с великими соотечественниками, а также земляками-героями Великой Отечественной войны приходилось многое им рассказывать. При рассказе использовались следующие правила:

- По ходу рассказа обязательно использовался наглядный материал: фотографии, картины, портреты. Так, создавая проект о герое-земляке Жулове Ф.Е., мы нашли интересные фото документы: приказ о присвоении звания Героя СССР Жулову Ф.Е., памятник в честь нашего земляка в далеком городе на Украине. [2]

- При составлении рассказа в него включались вопросы детям. Это было необходимо для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращался из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствовало более успешному усвоению знаний. Так, например, были проведены тематические беседы: «Губкинцы-герои Вов», «День Победы».

- При рассказе о каких-либо исторических фактах и событиях, даты употреблялись редко, так как в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, употреблялись так же выражения: «Это было очень давно», «Это было, когда ваши прадедушки и прабабушки были молодыми».

Знакомя детей с великими событиями военных лет, учитывалось то, что информация, которую дали детям, должна вызвать не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности.

   [2]-Агапова, И.А. Беседы о великих соотечественниках 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005, - 96с.

         У ребят появлялось желание нарисовать, слепить то, о чем они только что услышали, поиграть в игру.

        Ярким примером такого опыта практической деятельности является, ставшее традицией, проведение муниципального спортивно-патриотического соревнования «Зарница» среди воспитанников ДОО Губкинского городского округа.

В первую очередь, участников, и детей, и взрослых, захватила торжественная, праздничная атмосфера. Вынос флага юнармейцев, приветствие Тарасова Николая Антоновича, начальника штаба местного управления «Юнармия», увлекательная, сформулированная в стиле военного времени постановка задач перед командами («Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие, из сейфа были похищены: военные «трофеи» и очень важные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы все найти и доставить в штаб…»), все это способствовало высокому эмоциональному настрою ребят на преодоление всех препятствий, которые были разнообразны и увлекательны. Испытания: «Полоса препятствий», «Песни Победы», «Саперы», «Снайперы», «Марш-парад команд», «Аллея героев», «Интеллект-викторина», «Открытка для ветерана» позволили каждому ребенку проявить свои силы, умения, показать знания, физические возможности в самых различных областях, но все эти навыки в детском опыте отвечали главной цели: сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне, воспитанию чувства гордости за свою страну, стремление соответствовать прославленным героям. [3]

              В содержании деятельности по реализации нашего проекта есть и практические результаты. Так, в рамках творческой мастерской «Дарить людям радость» появились сувениры, изготовленные руками ребят и их родителей, для ветеранов Великой Отечественной войны. Еще теперь у нас в группе есть самодельный альбом «Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на Земле!»

          Перспективы нашей работы видим в более широком овладении методами и формами пропаганды мирной жизни на Земле среди подрастающего поколения с участием родителей.

           

             

Литература:

  1. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. -М., 2009,- 390с.
  2. Агапова, И.А. Беседы о великих соотечественниках 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005, - 96с.
  3. Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005, - 144С

[3]-Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005, - 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание исторической памяти у школьников на примерах судеб героев Великой Отечественной войны

Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения....

Исследовательская работа Тема: Роль ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения

Тема: Роль  ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения...

ВАХТА ПАМЯТИ. " О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12258417","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"384","width":"480"}}]]В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затрону...

Методическая разработка внеурочного проекта по теме “Книга Памяти. Героям Великой Отечественной войны посвящается” для учащихся 3-4 классов»

Адресат: Данный проект предназначен для учащихся 3-4 классов. Цель: Сформировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувства сопричастности к истории Отечества, героическому прошл...

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...

Квест – игра «Я не был на той войне», посвящённая Дню памяти и скорби, дню начала Великой Отечественной войны.

Квест – игра «Я не был на той войне», посвящённая Дню памяти и скорби, дню начала Великой Отечественной войны....