Исследовательская работа Тема: Роль ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения
проект на тему

 Тема: Роль  ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vov.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки КЧР

Муниципальное казённое образовательное учереждение

«Лицей №1 г.Усть-Джегута»

Исследовательская работа

Тема: Роль  ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения


Великая отечественная война 1941-1945 годов — освободительная война советского народа против фашистской Германии и ее союзников (Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия); важнейшая часть 2-й мировой войны.

Непосредственную подготовку к нападению на СССР Германия начала в 1940 (план «Барбаросса»). Вместе с европейскими союзниками Германия сосредоточила для нападения на СССР 191,5 дивизий; силы противника насчитывали 5,5 млн. человек, около 4,3 тыс. танков и штурмовых орудий, 47,2 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. боевых самолетов, 192 корабля. Германия планировала против СССР «молниеносную войну» («блицкриг»).

Усилия СССР в 30-е годы по созданию системы коллективной безопасности не увенчались успехом. Пакт о ненападении с Германией (август 1939) позволил оттянуть начало войны. Однако подписанные при этом, а также при заключении в сентябре 1939 договора о дружбе и границе с Германией секретные протоколы были несовместимы с нормами международного права, подрывали престиж страны. Обороноспособность страны была подорвана проводившейся тоталитарным режимом социально-экономической политикой, массовыми репрессиями, охватившими и военные кадры, а также крупными просчетами в военном строительстве, в определении вероятных сроков начала войны, главная вина в чем ложится на И. В. Сталина и его ближайшее окружение. К июню 1941 Красная Армия имела 187 дивизий; в ее составе было около 3 млн. человек, более 38 тыс. орудий и минометов, 13,1 тыс. танков, 8,7 тыс. боевых самолетов; в Северном, Балтийском и Черноморском флотах насчитывалось 182 корабля и 1,4 тыс. боевых самолетов. Советские войска не были полностью укомплектованы личным составом, танками, самолетами, зенитными средствами, автомобилями, инженерной техникой; войска и командный состав имели низкий уровень подготовки.

22 июня 1941 фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство в воздухе. Приграничные сражения и начальный период войны (до середины июля) в целом привели к поражению Красной Армии. Она потеряла убитыми и ранеными 850 тыс. человек, 9,5 тыс. орудий, св. 6 тыс. танков, около 3,5 тыс. самолетов; в пленпопало около 1 млн. человек. Враг оккупировал значительную часть страны,продвинулся вглубь до 300-600 км, потеряв при этом 100 тыс. человек убитыми, почти 40% танков и 950 самолетов.

23 июня была создана Ставка Главного Командования (с 8 августа — Ставка Верховного Главнокомандования). Вся полнота власти была сосредоточена в созданном 30 июня Государственном Комитете Обороны (ГКО). С 8 августа И. В. Сталин стал Верховным Главнокомандующим. Основными военными событиями летне-осенней кампании 1941 были Смоленское сражение, оборона Ленинграда и начало его блокады, военная катастрофа советских войск на Украине, оборона Одессы, начало обороны Севастополя, утрата Донбасса, оборонительный период Московской битвы. Красная Армия отступила на 850-1200 км, однако враг был остановлен на основных направлениях под Ленинградом, Москвой и Ростовом и перешел к обороне. Зимняя кампания 1941-42 началась контрнаступлением советских войск на западном стратегическом направлении. В ходе ее осуществлены контрнаступление под Москвой, Любанская, Ржевско-Вяземская, Барвенковско-Лозовская и десантная Керченско-Феодосийская операции. Советские войска сняли угрозу Москве и Сев. Кавказу, облегчили положение Ленинграда, полностью или частично освободили территорию 10 областей, а также св. 60 городов. Стратегия «блицкрига» рухнула. Было разгромлено около 50 вражеских дивизий.

Выступление Молотова по радио 23 июня 1941 г.

В летне-осенней кампании 1942 советские войска имели нереальную задачу: полностью разгромить противника и освободить всю территорию страны. Основные военные события развернулись на юго-западном направлении: поражение Крымского фронта, военная катастрофа советских войск в Харьковской операции, Воронежско-Ворошиловградская, Донбасская, Сталинградская оборонительные операции, сражение на Сев. Кавказе. На северо-западном направлении Красная Армия провела Демянскую и Ржевско-Сычевскую наступательные операции. Противник продвинулся на 500-650 км, вышел к Волге, захватил часть перевалов Главного Кавказского хребта. Была оккупирована территория, где до войны проживало 42% населения, производилось 1/3 валовой продукции, находилось более 45% посевных площадей. Экономика переводилась на военные рельсы. В восточные районы страны было перебазировано большое количество предприятий (только во 2-м полугодии 1941 — 2593, в т. ч. 1523 крупных),вывезено 2,3 млн. голов скота. В 1-м полугодии 1942 было выпущено 10 тыс. самолетов, 11 тыс. танков, около 54 тыс. орудий. Во 2-м полугодии их выпуск увеличился более чем в 1,5 раза. Советско-английское соглашение от 12 июля 1941, Московская конференция представителей СССР, США и Великобритании (29 сентября — 1 октября 1941), Декларация 26 государств от 1 января 1942 о военном союзе стран, сражавшихся против фашизма, советско-американское соглашение от 11 июня 1942 оформили ядро антигитлеровской коалиции.

Текст приказа Сталина «Ни шагу назад!»

В зимней кампании 1942-43 основными военными событиями были Сталинградская и Северо-Кавказская наступательные операции, прорыв блокады Ленинграда. Красная Армия продвинулась на запад на 600-700 км, освободив территорию св. 480 км2, разгромила 100 дивизий (40% сил врага на советско-германском фронте). Были созданы благоприятные условия для завершения наступления союзников в Северной Африке, Сицилии и Южной Италии.

В летне-осенней кампании 1943 решающим событием была Курская битва. Важную роль сыграли партизаны (операция «Рельсовая война»). В ходе битвы за Днепр было освобождено 38 тыс. населенных пунктов, в т. ч. 160 городов; с захватом стратегических плацдармов на Днепре созданы условия для наступления в Белоруссии. В битве за Днепр партизаны провели операцию «Концерт» по разрушению коммуникаций врага. На др. направлениях осуществлены Смоленская и Брянская наступательные операции. Красная Армия прошла с боями до 500-1300 км, разгромила 218 дивизий. Важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений стала Тегеранская конференция (28 ноября — 1 декабря 1943).

В зимнюю кампанию 1943-44 Красная Армия провела наступление на Украине (10 одновременных и последовательных фронтовых операций, объединенных общим замыслом), завершила разгром группы армий «Юг», вышла на границу с Румынией и перенесла боевые действия на ее территорию. Почти одновременно развернулась Ленинградско-Новгородская наступательная операция; Ленинград был окончательно деблокирован. В результате Крымской операцииосвобожден Крым. Советские войска продвинулись назапад на 250-450 км, освободили около 300 тыс. км2 территории, вышли на государственную границу с Чехословакией.

В июне 1944 союзники открыли 2-й фронт во Франции, что ухудшило военно-политическое положение Германии. В летне-осеннюю кампанию 1944 советские войска провели Белорусскую, Львовско-Сандомирскую, Восточно-Карпатскую, Ясско-Кишиневскую, Прибалтийскую, Дебреценскую, Восточно-Карпатскую, Белградскую, частично Будапештскую и Петсамо-Киркенесскую наступательные операции. Было завершено освобождение Белоруссии, Украины и Прибалтики (кроме некоторых районов Латвии), частично Чехословакии, принуждены к капитуляции и вступили в войну против Германии Румыния и Венгрия, освобождены от оккупантов Советское Заполярье и северные области Норвегии. 4-11 февраля 1945 в Ялте состоялась Крымская конференция руководителей СССР, Великобритании и США.

Кампания 1945 в Европе включала Восточно-Прусскую, Висло-Одерскую, завершение Будапештской, Восточно-Померанскую, Нижнесилезскую, Верхнесилезскую, Западно-Карпатскую, Венскую и Берлинскую операции, которые завершились безоговорочной капитуляцией фашистской Германии. После Берлинской операции советские войска совместно со 2-й армией Войска Польского, 1-й и 4-й румынскими армиями и 1-м чехословацким корпусом провели Пражскую операцию. 24 июня в Москве состоялся Парад Победы. На происшедшей в июле — августе Берлинской конференции руководителей трех великих держав была достигнута договоренность по вопросам послевоенного устройства мира в Европе.

9 августа 1945 СССР, выполняя союзнические обязательства, начал военные действия против Японии. В ходе Маньчжурской операции советские войска разгромили Квантунскую армию, освободили Южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября 1945 Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции.

На советско-германском фронте были разгромлены и пленены 607 дивизий противника, уничтожено 75% его военной техники. По различным данным, потери вермахта составили от 6 млн. до 13,7 млн. человек. СССР потерял около27 млн. человек, в т. ч. 11,3 млн. человек на фронте, 4-5 млн. партизан, много людей погибло на оккупированной территории и в тылу страны. В фашистском плену оказалось около 6 млн. человек. Материальный ущерб составил 679 млрд. руб. В тяжелой кровопролитной войне советский народ внес решающий вклад в освобождение народов Европы от фашистского ига. День Победы (9 мая) отмечается ежегодно как всенародный праздник и день памяти по погибшим. (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

К сожалению война, также, не обошла стороной и наши края. Она принесла много горя ,боли и слёз, но наш ,сильный духом ,выстоял, не сломился и по окончании войны старался продолжать жить, учиться и работать. В своей исследовательской работе я хотела бы рассказать об учителях,участвовавших в великой отечественной войне.

Учитель-фронтовик,образно говоря ,напоминает садовника ,растившего молодой сад, цветы. Но вот налетел на этот сад ураган с градом ,вырывает деревья с корнями, ломает ветви и смешал с землёй цветы .А он всё бегает, мечется, старается спасти своих питомцев, а потом падает ,сражённый молнией.

А сколько их было,таких учителей? Кто их считал ?

Духновский Александр Александрович. С первых дней Отечественной  войныучаствовал в боях за город Черкассы,в составе 12 армии юго-западного фронта.В 1945г. В сентябре вели бои за оборонуг.Полтавы.С боями шли до Харькова.2 года участвовал в обороне Ржева-Калининского фронта в составе 143 танковой бригады.В 1944 освобождал г. Гротков составе 3-го гвардейского краснознаменного кавалерийского корпуса. В 1945 вели ожесточённые бои в Восточной Пруссии.Закончил войну на реке Эльба. После войны работал во 2-ой школе,преподавал черчение и рисование.

Шейкин Александр Фёдорович. Александр Фёдорович воевал с 1942 по 1944 год. Участвовал в боях на Сталинградском Юго-Западном ,4-ом Украинском фронтах. За образцовое выполнение заданий на фронте был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалью «За победу над Германией» и др. Александр Фёдорович имел высокую гражданскую позицию. Все ,кто встречался с этим человеком ,хранят в сердце добрую память о нём. После войны Александр Фёдорович преподавал физику и математику в средней школе №1.

Байрамуков Борис Хасанович. Борис ХасановичБайрамуков,ушедший на фронт добровольцем. И на всём боевом пути с болью в сердце видел учитель –боец те ужасающие разорения ,слёзы,горе осиротевших детей,жён и матерей. Борис Хасанович в звании старшего лейтенанта был назначен командиром роты.Был награждён медалью «За оборону Кавказа»,»За боевые заслуги».На войне ему помогали педагогические знания,быстро поднимать настроение,осоенности характера своих солдат.После войны работал учителем в вечерней школе.

Киселёв Дмитрий Андреевич. Дмитрий Андреевич прошёл всю войну с 1941 по 1945г.г. Служил  он в отдельной приморской армии,на 4-ом Украинском фронте, в 3-ем горноспасательном корпусе.Закончил войну в звании капитана.Вернувшись в родную станицу Дмитрий стал преподавать немецкий язык.С 1966 г. Стал директором школы.Для многих поколений 1 школа долгие годы ассоциировалась с именем Д.А.Кисилёва.В то время ,когда он работал директором ,активно работали пионерская дружина и комсомольская организация . Проводились вечера,диспуты,соревнования.Учащиеся школы занимали первые места на смотрах художественной самодеятельности,спортивных соревнованиях.Жизнь Кисилёва Дмитрия Андреевича-пример того, каким должен быть человек,патриот своей родины.

Евдокимова Анна Николаевна. Анна Николаевна прошла всю войну с 1941 по 1945г.г.Воевала на Украинском фронте , в войсках связи.После войны преподавала в школе историю.До 1965 года возглавляла школу ,где учащиеся занимали первые места на смотрах художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях.

Прилипко Иван Григорьевич. Боевой путь И.Г.Прилипко начался в феврале 1942г. Под Сталинградом ,после окончания Сталинградского военного училища связи, а завершился в Берлине.В Берлине И.Г. Прилипкобыл 1 мая 1945г.,и в этот день война для него ,как он говорит ,закончилась. А 2 мая он уже услышал само это слово-капитуляция…И.Г.Прилипко внёс большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодёжи, будучи педагогом по профессии, и по призванию, в средней школе №1 г. Усть-Джегутапреподавал физкультуру и начальную военную подготовку.

Расул Гамзатов

Нас двадцать миллионов

 От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Нас двадцать миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,

Где путь, как на вершину, был не прям.

Еще мы женам снимся молодыми,

И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,

И в окнах свет покуда не погас,

Мы все от рядовых до генералов

 Находимся незримо среди вас.

Есть у войны печальный день начальный,

А в этот день вы радостью пьяны.

Бьет колокол над нами поминальный,

И гул венчальный льется с вышины.

Мы не забылись вековыми снами,

И всякий раз у Вечного огня

 Вам долг велит советоваться с нами,

Как бы в раздумье головы клоня.

И пусть не покидает вас забота

 Знать волю не вернувшихся с войны,

И перед награждением кого-то

 И перед осуждением вины.

Все то, что мы в окопах защищали

 Иль возвращали, кинувшись в прорыв,

Беречь и защищать вам завещали,

Единственные жизни положив.

Как на медалях, после нас отлитых,

Мы все перед Отечеством равны

 Нас двадцать миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Где в облаках зияет шрам наскальный,

В любом часу от солнца до луны

 Бьет колокол над нами поминальный

И гул венчальный льется с вышины.

И хоть списали нас военкоматы,

Но недругу придется взять в расчет,

Что в бой пойдут и мертвые солдаты,

Когда живых тревога призовет.

Будь отвратима, адова година.

Но мы готовы на передовой,

Воскреснув,

вновь погибнуть до едина,

Чтоб не погиб там ни один живой.

И вы должны, о многом беспокоясь,

Пред злом ни шагу не подавшись вспять,

На нашу незапятнанную совесть

Достойное равнение держать.

Живите долго, праведно живите,

Стремясь весь мир к собратству

 сопричесть,

И никакой из наций не хулите,

Храня в зените собственную честь.

Каких имен нет на могильных плитах!

Их всех племен оставили сыны.

Нас двадцать миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Падучих звезд мерцает зов сигнальный,

А ветки ив плакучих склонены.

Бьет колокол над нами поминальный,

И гул венчальный льется с вышины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Дети Великой Отечественной войны"

В нашем селе проживают люди, которые в годы войны были детьми. И пускай на тот момент им было от  1 - 10 лет, но всё, же они были свидетелями той страшной войны. Только они смогут передать свою б...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Великая Отечественная война", 4 класс, УМК "Школа России"

Данный конспект урока составлен с учетом требований ФГОС начального общего образования. Поможет формировать представление о Великой Отечественной войне и ей героях . Урок разработан в деятельностном м...

Исследовательская конференция "История Великой Отечественной войны в семье моих родственников" Автор Захарина Нина Леонидовна учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

Исследовательская конференция  проведена среди учащихся начальных классов. Дети представляют проектные работы по обобщению исследовательской работы об участии в ВОВ своих родственников....

Исследовательская работа. Тема: «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Эту работу написала ученица 2 класса. Цель её работы - узнать как можко больше от жизни ее родных во время войны....

Статья "Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, как краеугольная задача гражданско-патриотического воспитания"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта своего народа-одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного н...

История Великой Отечественной войны глазами ученика начальной школы (2022 г.)

Наши ученики учатся в начальной школе. Именно в этом возрасте вырабатывается чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным стра...