Главные вкладки

    Исследовательский проект "Дети Великой Отечественной войны"
    проект (3 класс) на тему

    Петренко Светлана Вадимовна

    В нашем селе проживают люди, которые в годы войны были детьми. И пускай на тот момент им было от  1 - 10 лет, но всё, же они были свидетелями той страшной войны. Только они смогут передать свою боль и переживания потерянного детства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»

    Мишкинского района  Курганской области

    Исследовательский проект

    «Дети Великой Отечественной войны»

                                                                      Автор: Петренко Светлана Вадимовна,

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                    Ассистенты: учащиеся 3 А класса,

                                                                                      МКОУ «Кировская СОШ»

    2014 г.

    70 лет уже минуло с начала грозной той войны,

       И светлый летний день июня стал самым горьким для страны.

                         Вы встали на борьбу с врагами, ни жизни не щадя, ни сил,

                       Мы, ветераны, рядом с вами клянемся память сохранить.

                  Мы соберем воспоминанья о ваших подвигах, друзья,

                        Мы - юные, но точно знаем: о прошлом забывать нельзя!

                                                                  Введение

       Актуальность темы проекта обусловлена тем, что сегодня Великая Отечественная война - окончание, которой  в 2015 году будет 70 лет,  не стала прошлым, которое нас не волнует и не вызывает переживаний. Великая Отечественная война, это ужасные потери и это радость побед!  Но с  каждым годом становится всё меньше и меньше тех,  кто имел  непосредственное  отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях,  трудился на благо Победы в тылу. И  живы ещё другие свидетели войны.  Это те Ветераны, кто в Великую Отечественную войну были  детьми.

         У  детей  войны  разные  судьбы,  но  всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и вероятно стойкие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной  войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

        Сегодня,  люди преклонного возраста со слезами на глазах вспоминают своё военное детство, и, несмотря  на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Наши земляки могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Об этом и будет наш исследовательский проект «Дети Великой Отечественной войны».

       Цель проекта: выявление учащимися сведений об условий, в которых жили дети нашего края в период с1941 по 1945 годы и после военное время, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить брошюру по результатам исследования.

       Задачи проекта:

    • Изучить с учащимися необходимые сведения о Великой Отечественной  войне;
    • Узнать о жизни детей в военное время;
    • Создать условия для организации совместной и самостоятельной деятельности учащихся по исследованию условий жизни детей нашего края во время ВОВ;
    • Провести интервью с людьми, рождёнными войной, об их трудном детстве;
    • Способствовать формированию у детей чувства гордости за Родину, за наш народ. 

    Гипотеза: дети военного времени –  участники войны.

    Объектом  исследовательского проекта является наш край во время Великой Отечественной войны.

    Предметом исследовательского проекта определена деятельность и условия жизни детей во время Великой отечественной войны.

    Возраст учащихся 3 класс

    Продолжительность работы над проектом  4 недели

    1. Теоретическая часть

         Почти 70 лет прошло со дня победы русского народа над фашизмом. Какой ценой  досталась нам победа? Великая Отечественная война оставила неизгладимый  след в истории нашей страны и всего мирового сообщества.

    …В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью. Война – это горький пот и кровь, погибшие молодые люди, мужчины, непрожитые жизни, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, не совершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами, это письма, которых ждут и боятся получать. Это горе, большое горе для всего народа, для всех односельчан, для родных и для семьи. Но есть  целое поколение, у которого украли детство. Это сегодняшние 80 – летние  бабушки и дедушки. Их воспитала война.

    Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят.  Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам. Затрубили тревожно горны: «Война!»

         Есть поговорка «На войне детей не бывает». Но те из них, которые жили в военное время, должны были расстаться с детством – в обычном смысле этого слова. Несмотря на свой юный возраст, испытали все тяготы тылового военного времени. Они, подростками в 10 – 14 лет сменили своих отцов на трудовой вахте. Какими они были дети 40 годов? О чем мечтали, что переживали за эти 4 грозных года?  Память эта впитана глазами наших дедушек и бабушек  - детей той войны, и передана нам  - людям послевоенных поколений. Но помнят ли об этом сегодняшние мальчишки и девчонки?

    Вывод

         В нашем селе проживают люди, которые в годы войны были детьми. И пускай на тот момент им было от 1- 10 лет, но все, же они были свидетелями той страшной и тяжёлой войны.  Только они смогут передать свою боль и переживания  потерянного детства.

    2. Практическая часть

    2.1. Подготовительный этап

    Для  того, чтобы начать исследовательский проект   необходимо было выяснить уровень  знаний обучающихся по теме «Великая Отечественная война». Поэтому  учащимся была предложена анкета по данной теме. В анкетировании приняли участие 100% обучающихся класса.

     Анкета для учащихся

    1. Назови дату начала  Великой Отечественной войны.

    2. Почему эта война называется Великая Отечественная?

    3. Как называлась армия нашей страны?

    4. Какое государство развязало Великую Отечественную войну?

    5. Назови дату окончания  Великой Отечественной войны.

    6. Какие герои войны тебе известны?

    7. Как называется праздник, который отмечает наша страна 9 Мая?

    Результат анкетирования

    Анализируя полученные результаты, было выявлено, что знаний у обучающихся по теме «Великая Отечественная война» недостаточно, для работы над проектом. Поэтому была организована следующая работа:

    1. просмотр презентации «Брестская крепость»;
    2. чтение книг о ВОВ;
    3. урок внеклассного чтения «Дети – герои ВОВ»;
    4. просмотр документального фильма «Дети войны».

    Вывод: Великая Отечественная война – это часть истории, о которой необходимо знать.

    2.2 Проектировочный этап

    В первую очередь при работе над исследовательским проектом мы обсудили общий план работы.

    1. Провести анкетирование среди людей пожилого возраста.
    2. Распределить детей ВОВ на  группы по возрасту.

    В дальнейшем учащиеся объединились по микрогруппам, некоторые дети решили работать индивидуально. Перед детьми стояла задача: выяснить условия жизни детей нашего края во время ВОВ и после военное время.

    • I  микрогруппа – дошкольники.
    • II микрогруппа – школьники.

      Каждая микрогруппа наметила план работы:

    1. Изучить анкеты.
    2. Провести интервью с людьми, рождёнными войной, об их трудном детстве.
    3. Найти информацию в библиотеке и школьном музее по данной теме.
    4. Выступить с работой перед одноклассниками.

    Учащимся, работающим индивидуально, выяснить о жизни родственников, которые  в годы войны были детьми. Их сочинения будут памятью в семейном архиве.

    Вывод: Таким образом, мы узнали о свидетелях той страшной войны.

    2.3. Проведение необходимых исследований

    В ходе проведения анкетирования среди сторожил нашего села, мы выяснили, что большинство из них родились за год, два до войны или во время неё. То есть это люди, которые помнят конец ВОВ и после военное время.

    В дальнейшем мы организовали встречу с людьми, рожденными войной. Предварительно обсудили с детьми вопросы для гостей. С большим интересом и тревогой слушали обучающиеся рассказы детей ВОВ.  В конце дети выразили гостям свою благодарность за интересные рассказы, преподнесли подарки. Гости также благодарили детей за теплый прием и внимание.

    Работники сельской библиотеки помогли детям найти материалы об условиях жизни детей нашего края во время ВОВ. В газете «Искра» за 2013 год  был напечатан рассказ о прабабушке нашего обучающегося Штрапова К., которая 9 летней девочкой попала в концлагерь. Узнали о том, что в 1941 году в село Шаламово был эвакуирован детский дом из города Волоколамска, а в 1942 году в здании Кировской средней школы располагался эвакуационный госпиталь № 3858.

    Посетив школьный музей, учащиеся рассмотрели экспонаты и фотографии времён ВОВ. Библиотекарь Абаполова О.В. показала мемориальную доску на школе в память о погибших выпускниках 1941 года выпуска.

    Анализируя и обсуждая собранный материал в группах, учащиеся планируют представить работу одноклассникам.

    Вывод: Дети  ВОВ стали её участниками и многие из них  получили увечив из-за невыносимо тяжёлой работы.

    Заключение

         Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар, и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

        К сожалению, результаты первого анкетирования показали, что мои учащиеся  мало знали о Великой Отечественной войне. Проведя определённую работу по данной теме, у детей не только появились теоретические знания, но возникло желание провести исследования по теме «Дети Великой Отечественной войны нашего края». У каждого участника проекта была возможность  выбора работать в группе или индивидуально.

        Собрав все сведения и сделав необходимые наблюдения, учащиеся оформили их в своих докладах и сочинениях, а затем мы все поделились находками друг с другом. Обобщив  информацию, по результатам исследования, мной была подготовлена брошюра «Дети Великой Отечественной войны», которой могут воспользоваться учащиеся младших классов.

        В результате реализации проекта учащиеся получили знания непосредственно из окружающей жизни, из уст самих жителей. Мы выяснили, что дети военного времени –  участники войны. Выпускники нашей школы 1941года сражались с врагом на фронте, подростки на ровне со взрослыми сеяли и убирали зерновые культуры, дети от 12 до 7 лет учились в школе и помогали поднимать младших. Стать взрослыми им пришлось очень рано. И дело даже не в том, что им приходилось работать наравне со взрослыми. Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.

     Таким образом, обучающиеся 3 класса осознали, что история края – это история людей, которые здесь проживают, каждый из них – соучастник прошлого, настоящего и будущего.

    Вывод

        Работая над данной темой, я поняла самое главное, что всё уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Сегодняшние дети имеют возможность прикоснуться к Великой Отечественной  войне, слушая рассказы не только о их трудовых подвигах, о голодном, босоногом детстве, но и о том о чём они мечтали, из воспоминаний живых свидетелей того времени. Новое поколение должно знать настоящую правду о прошлом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская творческая работа по истории Великой Отечественной войны. «Из вечной памяти военных лет. Летчик – истребитель С.С. Дядьков.»

    Скромное величие человека… Что стоит за этой строкой? Заглянем в седую древность. Наши славные предки остановили у границ Европы татаро- монгольскую орду, освободили Европу от власти Наполеона, разбил...

    Методическая разработка исследовательского проекта по воспитательной работе "Дети Великой Отечественной войны"

    Воспитание патриотизма, любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Очень важно, чтобы герои бы...

    Исследовательская работа "Мой прадедушка - герой Великой Отечественной войны"

    Представленная работа знакомит с участником Великой Отечественной войны Галлямовым Абулгасимом Газимовичем. Она показывает, что Галлямов А.Г. прошёл достойный, боевой путь. Он был награждён медалями «...

    Исследовательский проект «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»

    Цель исследования: -- узнать о жизненном пути своих родственников  -  участников  Великой Отечественно войны 1941 – 1945 годов.§ как  воевали,§чем были награждены, §как сложил...

    Исследовательская работа Тема: Роль ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения

    Тема: Роль  ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения...

    исследовательский проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

    В годовщину 75-летия Победы в ВОВ учащиеся провели поисково-исследовательскую работу по теме "Великая Отечественная война в истории моей семьи". Данный материал можно использовать на классны...