Трудовой фронт России
план-конспект урока по истории (4 класс)

Смагина Надежда Вячеславовна

Конспект урока предназначен для детей 4 класса, можно использовать на классном часе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории

Класс: 4

Тема: «Трудовой фронт - России»

Цель урока: Формировать представления об эвакуации промышленных предприятий на востоке страны, перестройка промышленности на военный лад, о тяжелом крестьянском труде, о сохранении культурного наследия в годы войны, о героизме людей, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечеству.

       Этапы

 

            Содержания

      Примечание

Орг. Момент

- Здравствуйте ребята!

Здравствуйте.

Актуализация знаний

Итак, урок мы начнем с проверки д/з. Кто мне скажет, что вы проходили на предыдущем уроке? (верно). Какое было д/з? кто готов? ( слушаю пересказ 2-3чел) Сейчас я вам раздам тесты и вы поработаете, а я посмотрю как вы усвоили предыдущий материал.(раздаю тесты на 10мин)

Давайте вспомним, что вы проходили на предыдущем занятии.

Кто первым принял на себя удар?

Какой подвиг совершил Н.Ф Гастелло?

Какая дивизия отличилась под Волоколамском в боях за Москву?

Молодцы ребята!

Вставай, страна огромная!

Пересказ.

Первый удар приняли на себя пограничники.

Вражеский снаряд пробил бензобак.

Изучения нового материала(работа по учебнику)

Ребята, вы узнали многое о Великой Отечественной войне, вы знакомились в военными действиями, но и война была для, тех кто находился в тылу. Тема сегодняшнего урока «Трудовой фронт России».  Откройте учебник на стр.82-83 давайте прочитаем текст(чтения по обзацам).

-Вспомните, каким было нападения фашистов и как развивались события в начале войны?

-Как вы думаете, в каких условиях шла эвакуация?

Рабочие и руководители предприятия работали в условиях, приближенных к боевым. Как тогда говорили, с них спрашивали по законам военного времени. Если эвакуация была невозможна, так как враг наступает стремительно, заводы минировали и взрывали.

-Как вы думаете, почему это было необходимо?

-Как называли в те годы тыл?

-Как участники фронта обеспечивали армию всем необходимым?

-Кто занял место мужчин на заводах, фабриках и в колхозах?

-Какие фотографии на стр. 83 иллюстрируют это?

-Какой вклад вносили в дела трудового фронта школьники и студенты?

(студенты были организованы в строительные отряды, а школьники собирали пустые бутылки)

-Что такое противотанковые рвы?

Многие школьники работали после школы в госпиталях, а собираясь вечером у кого-нибудь дома, шили и вязали для бойцов теплые вещи: носки, варежки. Для табаки шили кисеты. А вы знаете, что такое кисеты? Все вещи сопровождались письмами, надписями, которые поддерживали солдат на фронте. Рассмотрите иллюстрацию и расскажите с их помощью о работе фронта во время войны 1941-1945г.

Прочитайте статью «Подвиг ленинградцев» (чтения по абзацам) читаем внимательно.

-Почему так важно было сохранить произведения искусства?

Работники музеев по ночам, во время артобстрелов, дежурили на крышах зданий, обезвреживали зажигательные снаряды, тушили пожары.

-Вспомните, что мы говорили о блокадных днях Ленинграда на прошлом уроке. Какой ценой работники музеев охраняли музеи?

-В каких условиях была проведена эвакуация?

-Какие планы Гитлера, главы фашистской Германии, были сорваны?

(стереть город и его культурное наследие с лица земли).

-В чем заключался подвиг ленинградцев?

(сохранить ценные экспонаты, культурное наследия в целости и сохранности). Рассмотрите иллюстрации на стр.84(расскажите свои впечатления)

Дети читают.

Нападения было внезапным.

Врагу не должны были достаться богатства страны.

Тыл называли Трудовым фронтом.

Бесперебойно работали железная дорога, морской и речной транспорт. Все виды связи-телефоны, телеграфы, радио и.т.д

Старики, женщины и подростки.

Грозное оружие против танков.

Это маленький мешочек для табака, застегиваемый шнурком.

Дети читают.

-

-

Приезжали опытные упаковщицы Гос. Завода. имени М.В Ломоносова. Именитые ученые, скромные уборщицы, экскурсоводы. И.т.д

Физминутка

(музыкальная)

Ребята, давайте с вами немного отдохнем.

Закрепление изученного материала

А сейчас я покажу вам фильм о подвиге тружеников тыла.

Расскажите свои впечатления.

-Почему медаль, которую вручали участникам трудового фронта, называлась «За трудовую доблесть»?

-В чем состоит доблестный труд наших соотечественников в тылу?

-Лозунгом жизни в тылу во время войны стали слова «Все для фронта, все для победы». Как вы понимаете его смысл?

-Ребята, а кто знает какую роль сыграл г.Магнитогорск во время Трудового фронта?

А сейчас, давайте обсудим на стр. 85.

Ребята, давайте поработаем в рубрике «Подумаем!» та работа в парах, затем обсудим всем классом.

Выполним задания в рабочей тетради

Дети смотрят фильм.

За их добросовестный труд.

За их высокую трудоспособность.

Потому что, люди трудились для того, все силы вкладывали в это.

Он производил металл, для орудия, патрон и.т.д

Итог урока.

-Какой вклад внесли участники трудового фронта в победу страны?

-В каких условиях сохраняли культурное наследие страны работники музеев?

-Кто работал в тылу на заводах, фабриках, в колхозах?

д/з

Запишите домашнее задание, пересказ по сегодняшней теме.

Всем спасибо за урок до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. 4 кл. Тема: «Трудовой фронт России»

Тема: «Трудовой фронт России». Перспектива – 4 класс.Тип урока: комбинированный.Цель: познакомить учащихся с историей Трудового фронта России. Планируемые результаты: Личностные:  воспитыват...

Трудовой фронт 4 класс "Перспектива"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Трудовой фронт"...

Трудовой фронт России

Эта презентация составлена к уроку окружающего мира по теме: "Трудовой фронт России" для обучающихся 4 клааса, УМК "Перспектива".  ...

Конспект урока окружающего мира на тему "Трудовой фронт России", 4 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений об истории Трудового фронта России; ознакомление с изменениями, которые произошли в России и Челябинской области.Планируемые результ...

Конспект урока окружающего мира "Трудовой фронт России" УМК "Перспектива" 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему мируТема: Трудовой фронт РоссииЦели деятельности учителя: формирование представления о перестройке промышленности на военный лад, о тяжелом крестьянском труде, о сохранен...

Рабочий лист для урока окружающего мира по теме "Трудовой фронт России". 4 класс. УМК "Перспектива".

Рабочий лист для урока окружающего мира по теме "Трудовой фронт России". 4 класс. УМК "Перспектива"....