Конспект урока окружающего мира "Трудовой фронт России" УМК "Перспектива" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру

Тема: Трудовой фронт России

Цели деятельности учителя: формирование представления о перестройке промышленности на военный лад, о тяжелом крестьянском труде, о сохранении культурного наследия в годы войны, о героизме людей, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.

 

Планируемые результаты

Предметные: раскрывать понятие «трудовой фронт»;

составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны.

 

Личностные: развивать познавательный аппарат, мышление, память; способствовать развитию патриотизма

Основные понятия: трудовой фронт,

Тип урока: комбинированный;

Оборудование:  УМК «Перспектива», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Трудовой фронт России40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                        ФИО учителя

Школа:                                                                                                                ФИ студента Шестакова Татьяна группа№ 21

Класс: 4                                                                                                                ФИО методиста: Сачкова Татьяна Алексеевна

Кабинет:  

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру

Тема: Трудовой фронт России

Цели деятельности учителя: формирование представления о перестройке промышленности на военный лад, о тяжелом крестьянском труде, о сохранении культурного наследия в годы войны, о героизме людей, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.

Планируемые результаты

Предметные: раскрывать понятие «трудовой фронт»;

составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны.

Личностные: развивать познавательный аппарат, мышление, память; способствовать развитию патриотизма

Основные понятия: трудовой фронт,

Тип урока: комбинированный;

Оборудование:  УМК «Перспектива», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкая


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

(развивающие)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Методы:

         Словесный 

 

1 мин

- Здравствуйте ребята.

- Проверьте готовность к уроку, все ли у вас на парте: дневник, учебник, тетрадь?

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

Приветствуют учителя
Настраиваются на урок

Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II. Актуализация знаний и мотивация
Практический (тестирование)

6 мин

Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке.    

  1. Тест

А1. Когда началась Великая отечественная война?

  1. В 1939г.
  2. В 1941г.
  3. В 1945г.
  4. В 1922г.

А2. Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?

  1. Германия
  2. Франция
  3. Япония
  4. Монголия

А3. Какой город находился в блокаде 900 дней?

  1. Москва
  2. Сталинград
  3. Курск
  4. Ленинград

А4. Когда мы празднуем день победы?

  1. 22 июня
  2. 9 мая
  3. 23 февраля
  4. 12 июня

В1. Кто руководил штурмом Берлина?

  1. Маршал Конев
  2. Маршал Рокоссовский
  3. Маршал Жуков
  4. Генерал Панфилов

В2. Почему наша армия сначала терпела неудачи?

  1. Она была малочисленной по сравнению с фашистской армией.
  2. Не было современного оружия и техники.
  3. Нападение было внезапным и вероломным.
  4. Не было талантливых полководцев.

В3. Какое название относится к нашей легендарной военной технике времен  войны 1941 – 1945гг.?

  1. «МиГ»
  2. «Акула»
  3. «Буран»
  4. «катюша»

С1. Какие города получили звание героя?

  1. Новороссийск
  2. Мурманск
  3. Владивосток
  4. Смоленск

Ответ: 2

(1941г.)

Ответ: 1

(Германия)

Ответ: 4

(Ленинград)

Ответ:2

(9 мая)

Ответ: 3

(маршал Жуков)

Ответ: 3

(нападение было внезапным и вероломным)

Ответ: 4

(«катюша»)

Ответ: 1, 2,4

(Новороссийск, Мурманск, Смоленск)

Контроль (Р).

Коррекция (Р)

Оценка (Р).

Саморегуляция (Л)

III. Постановка учебной задачи
Словесный (беседа)

7 мин

Сейчас я покажу вам видеофрагмент. Посмотрев его, ответьте мне на вопросы.
Кто трудился на заводах во время войны?
Как жилось людям во время войны? Хватало ли им еды?
Какая армия была сильнее благодаря труженикам тыла? Советская или германская?

-А теперь вернемся к нашему уроку.

- А говорить мы сегодня будем о том, как люди трудились во время ВОВ. Тыл в этой войне и стал Трудовым фронтом.
Какие у нас цели и задачи?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свое мнение.

Подведение под понятие (П)

IV. Открытие нового знания
Словесный (беседа, рассказ)
Практический (чтение материала)
Наглядный (Анализ иллюстрации)

10-11 мин

2 мин

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о Великой Отечественной войне и подробнее остановимся  на теме «Трудовой фронт России»

Весь народ встал на защиту отечества. Воевать шли юноши и взрослые мужчины, девушки и женщины, старики и дети, а что было еще, вы узнаете, открыв учебник на с. 82

Я начинаю читать, вы следите, потом продолжите.

Рассмотрите иллюстрации на с. 83 прочитайте задание к ним.

Давайте ответим на вопросы:

- Кто оставался во время войны в тылу?

- Как участники трудового фронта обеспечивали армию всем необходимым?

- Кто занял место мужчин на заводах, фабриках и в колхозах?

- Какие фотографии на с. 83 иллюстрируют это?

- Как дети, женщины, старики помогали ковать победу?

- Какой вклад вносили в дела трудового фронта школьники и студенты?

Многие школьники работали после школы в госпиталях, а собираясь вечерами у какого – нибудь дома, шили и вязали для бойцов теплые вещи: варежки, носки. Все вещи сопровождали письмами, надписями, которые поддерживали солдат на фронте.

- Как вы думаете, как сказывалось это на состоянии боевого духа солдат?

- Обратите внимание на изображение медали на стр.

82. Найдите в учебнике объяснение этой награде.

- Прочитайте статью «Подвиг ленинградцев» на с. 84.

 - Почему так важно для страны было сохранить произведения искусства?

Работники музеев по ночам, во время артобстрелов, дежурили на крышах зданий, обезвреживали зажигательные снаряды, тушили пожары.

- Вспомните, что вы говорили о блокадных днях Ленинграда на прошлом уроке. Какой ценой работники музеев охраняли экспонаты?

- В каких условиях была проведена эвакуация?

 - какие планы Гитлера, главы фашистской Германии, были сорваны?

- В чем же заключается подвиг ленинградцев?

Физминутка

Чтение текста, работа по тексту, ответы на вопросы

(Они, ценой неимоверных усилий, голодая, под обстрелами, сохраняли произведения искусства нашей страны)

Большой Екатеринский дворец в царском селе.

Янтарная комната

Выполнение физминутки

Определение основной и второстепенной информации (П)

Структурирование знаний (П)
Аргументация своего мнения и ответа (К)
Учет разных мнений в работе с коллективом (К)

V. Первичное закрепление во внешней речи
Словесный (рассказ)

4 мин

А я хочу рассказать о моем прадеде. Фаст Генрих Корнеевич. (1921- 2001). По национальности он – немец. Он очень хотел уйти на фронт, воевать за Советский союз, но так как он немец, ему не доверяли и не пускали на фронт. Помимо этого он каждый день ходил отмечаться, что он живет в этом же поселке и никуда не ушел. Он преподавал в школе немецкий язык. А во время войны он работал в угольной шахте. А женился на русской женщине Первых Зинаиде и рожденных детей записывали на фамилию жены, т.к. после войны  немцам все равно не доверяли.
 - Может и у вас есть какие - нибудь семейные истории, касающиеся трудового фронта?

(Если не знаете, спросите у своих бабушек и дедушек)

Воспринимают информацию

- установление причинно-следственных связей (П)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический (дополнение упражнений)

3 мин

Сейчас мы выполним работу, для закрепления сегодняшнего материала

- Закончите предложения.

1. В дни наступлений работники тыла эвакуировали…

2. Из западных областей заводы эвакуировали в …

3. Рабочие места мужчин занимали…

4. Студенты после экзаменов уезжали…

5.Во время войны школьники…

Дети производят взаимопроверку, 1 ребенок читает ответы, другие корректируют, дополняют ответ

заводы

Казань, Омск,

Новосибирск

женщины, старики, дети

сооружать

Противотанковые рвы.

ухаживали за ранеными, шили для бойцов теплые вещи, готовили бутылки с зажигательной смесью

готовили  к эвакуации музейные коллекции

- извлечение необходимой информации (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
-контроль (Р);
- коррекция (Р);
-оценка (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

VII. Включение в систему знаний

Словесный (Беседа)

3 мин

- Сделайте вывод: почему медаль, которую вручали участникам трудового фронта, называлась «За трудовую доблесть»?

 - В чем состоит доблестный труд наших соотечественников в тылу?

- Лозунгом жизни в тылу во время войны стали слова «Все для фронта, все для победы». Как вы понимаете его смысл?
Домашнее задание
Учебник: Прочитать с 82-85, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 85
Рабочая тетрадь стр. 46-47, упр. 2-3.

Дополнительное задание: рассказать о членах своей семьи – участниках фронта.

Чтение статьи, ответы на вопросы

понимание текстов, извлечение необходимой информации из текстов (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
формулирование и аргументация своего мнения (К);

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Наглядный
Словесный (рассуждение)

4 мин

Учащимся предлагается оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звездное небо. Каждый оценивает свой вклад в работу группы:

- красный – не доволен, сделал не все, что мог;

- желтый – мог бы лучше;

- зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы.

Звездочки  наклеиваются на плакат, затем идет обсуждение. На доске появляется наглядный итог урока.

Оценивают свою деятельность

- адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей (К);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»

На этом уроке дети знакомятся с органами  чувств, изучая материал  в групповой работе....