Культура 17 века
план-конспект урока по истории

Жигули Анастасия Александровна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_kultura.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ»

Учитель: Сегодня урок изучения нового материала проведем в форме экскурсии. Приготовьтесь к уроку. Покажите свои знания.

Прежде чем отправимся в увлекательное путешествие в XVII век, давайте вспомним

Чем же ознаменован этот период? Какие важные исторические события произошли в эту эпоху?

Начало XVII в. связано с серьезными социальными конфликтами Смутного времени,

Воцарилась новая династия Романовых.

Ребята, а почему XVII век современники называют «бунташным»?

  • Городские восстания в середине XVII века в Москве, Воронеже, Курске, Пскове, Новгороде и др.городах
  • «Медный бунт» 1662 года
  • Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина
  • произошел церковный раскол,
  • Борьба против внешних врагов
  • Усилилось влияние западноевропейской культуры.

Все это привело к изменениям в социально-экономической жизни общества Российского государства.

Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города.

Москва- столица Российского государства в XVII веке- это большой многолюдный город. Каждый день через городские ворота сюда въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон матушки России, да и с иноземных сторон. Именно отсюда и мы начнем наше путешествие.

Итак, тема урока: Культура России в XVII веке.

Цели нашего урока:  познакомиться с развитием русской культуры изучаемого периода.

показать её многообразие, своеобразие и противоречивость;

сочетание старых и новых элементов;

воспитать чувство прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважения к культурному достоянию России.

Итак, в плане нашей экскурсии:

Знакомство с основными жанрами русской литературы, достижениями архитектуры и живописи.

XVII век очень от нас далек, многие исторические источники, постройки не выдержали испытания временем

Наша экскурсия начинается и мы переходим в зал «Архитектура XVII века».

Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры XVII века. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества.

Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры был дворец в Коломенском (1667-1668), разобранный «за ветхостью» столетие спустя- при Екатерине II.

Дворец производил сильное впечатление и на иностранцев, и на соотечественников. Он имел 270 комнат и около 3 тыс.окон и оконцев. Памятник деревянного зодчества построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым.

Симеон Полоцкий назвал дворец «восьмым чудом света» и сравнивал его с библейским дворцом царя Соломона:

Ученик:

Красоту его можно есть равняти
Соломоновой прекрасной полате…
А злато везде пресветло блистает,
Царский дом быти лепота являет…
Окна, яко звезд лик в небе сияет,
Драгая слюдва, что сребро, блистает.
Множество жилищ, градови равнится,
Все же прекрасны – кто не удивится!..
Единым словом, дом есть совершенный,
Царю велику достойне строенный…

В архитектуре, как и в других направлениях культуры шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявилось в стремлении к внешней нарядности (т.н. «дивное узорочье»).

Одним из самых ярких памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635-1636 годах для Михаила Федоровича.

Я передаю слово экскурсоводу, которая расскажет об этом памятнике архитектуры.

Экскурсовод. Теремной дворец был большим трехэтажным зданием на высоких подклетях, увенчанным «теремком». Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов делали здание нарядным. На фоне красных стен выделялась белоснежная каменная резьба. В трехэтажном Теремном дворце размещались покои царицы и царских детей, над ними располагались покои царя. В верхнем этаже-надстройке, так называемом златоверхом Теремке, заседала Боярская дума. На третьем и пятом этажах дворца располагались галереи-гульбища. С восточной стороны на второй этаж дворца вело Верхнее Золотое крыльцо, служившее парадным входом в царские покои. Основными декоративными украшениями фасадов дворца являются белокаменные резные наличники, украшенные подвесными гирьками с растительными орнаментами, включающими геральдические изображения зверей и птиц. Это первое каменное здание на Руси, предназначенное для повседневной жизни, а не для торжественных приемов . Строителями дворца были народные мастера- Антипа Константинов, Бажен Огурцов, Ларион Ушаков и Трофим Шарутин.

Первоначальные интерьеры дворца не сохранились.

Учитель: о внутренних помещениях Теремного дворца в народе говорили: «Ни в сказке сказать, ни пером описать…»

Изменила свой облик архитектура многих монастырей: богатой, декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.

В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Архитектурный стиль барокко - вычурный и пышный, был призван прославлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь. Сложные изогнутые формы,  подчеркнутые яркостью красок,  обилие позолоты на фасадах, множество витых колонн, спиралей — характерные черты барокко.

 Наиболее яркими примерами московского барокко стали церковь Покрова в Филях и колокольня Новодевичьего монастыря.

Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий

Вывод: Светские черты проникают в храмовую архитектуру, основываются на народной культуре, которую отличает жизнерадостность, разнообразие и «узорочье».

Мы с вами в зале «Литература XVII века». Наша задача- познакомиться с основными жанрами русской литературы изучаемой эпохи.

Центральное место в литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеевича», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и другие) была откликом на события Смутного времени.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII веке жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои.

Вопрос классу:  Как вы считаете, какие пороки общества высмеивали сатирические повести? (Ложь, пьянство, жадность, ябедничество и т.д.)

Например: Обман- «История о российском дворянине Фроле Скобееве»

Земельные тяжбы, кончавшиеся победой сильного-«Повесть о Ерше Ершовиче»

Жадность и корыстолюбие судей- «Повесть о Шемякином суде»

 Повесть "О Фоме и Ереме" разоблачает дворянских детей, не способных ни к какому труду. Из жития святых,    начал формироваться новый жанр биографическая повесть ( например «Повесть об Улиании Осорьиной», в центре которой- образ ничем не примечательной женщины – дворянки.) Большой популярностью пользовалась зарубежная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.

В XVII веке в русской литературе появляются поэтические произведения-вирши Симеона Полоцкого.

Ролевая игра . Выступление Симеона Полоцкого.

Симеон Полоцкий: Я ученый и поэт Самуил Петровский- Ситнианович, получил образование в Киево- Могилянской академии. В 27 лет я стал монахом Симеоном и учителем православной школы. В 1660 году я побывал в Москве и подарил государю свои произведения. Одним из известных моих сочинении является комедия, сюжет которой взят из библейской притчи о блудном сыне. Позже я стал воспитателем царских детей. Став придворным, я был обязан сочинять вирши к торжественным мероприятиям. Вирши эти составили поэтический сборник «Стихослов».

Вывод: Таким образом, литература XVII века стала носить светский характер и была направлена на широкий круг читателей.

Переходим в следующий зал «Живопись XVII века»

Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симона Ушакова.

Ролевая игра Ушаков Симон (Пимен) Фёдорович (1626–1686 гг.)

Симон Ушаков:  Я Симон Ушаков, прославленный живописец, до 1664 года я работал иконописцем. Занимался монументальной росписью, писал иконы, миниатюры, делал гравюры. Мне не нравились традиционный символизм и сказочность, я хотел, чтобы изображения были ближе к реальности. И я начал создавать икону «Великий архиерей», я внес элементы реализма. В 1668 году я создал икону больших размеров «Насаждение древа государства Российского», прославляющую Алексея Михайловича.

Учитель: В русской живописи XVII в. С. Ушаков выступил как реформатор: используя традиционные приёмы иконописи, он вместе с тем стремился к объёмности изображения ликов, добиваясь большей их реальности, чтобы подчеркнуть индивидуальные черты, сделать лики «жизнеподобными».

Перед вами икона «Спас Нерукотворный». Художник расположил лик святого так, как это предписывали традиции иконописи. В остальном Ушаков пошел по своему пути: он высветил скулы, подбородок, положил тени под глазами Христа, чтобы сделать его лик объемным. Чтобы придать взгляду живость, художник направил лицо не прямо на зрителя, а немного влево. Цвет лица близок к естественному.

Со второй половины XVII века появляются в России самые первые портреты с натуры, их стали называть парсунами.

Это парсуны с изображением царя Федора Иоанновича и Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

Оба портрета написаны в иконописной манере на липовых досках. Несмотря на традиционность написания, становится очевидно, что на смену лику, характерному образу святых, приходит лицо- узнаваемое, со своими индивидуальными чертами.

В этот период стал развиваться такой живописный жанр, как книжная и летописная миниатюра.

Вывод: Итак, изменения коснулись и живописи. Это наблюдается в медленном, но постепенном отходе от канонических образцов иконописания. Изображениям придают портретное сходство с конкретными людьми.

И если присмотреться к иконам, фрескам, миниатюрам, парсунам XVII века, прослеживается настойчивое стремление к реальности, выразительности и подвижности фигур.

Завершается экскурсия в музей. Ребята, вам понравилась наша экскурсия? Что нового вы узнали для себя?

Вывод.

Главной отличительной чертой развития русской культуры17 века стало начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры. Появление новых стилей.

Закрепление.

Каждый из вас дома подготовил стихотворение собственного сочинение по методу «Сенкан»

  1. Должна содержать слово, которое определяет тему (существительное)
  2. Описание темы, которое состоит из двух слов ( прилагательное)
  3. Называет действие, связанное с темой, состоит из трех слов (глагол)
  4. Является фразой, состоит из четырех слов и выражает отношение к теме, чувства.
  5. Состоит из одного слова- синоним к первому, подводит итог.

Культура. Изменчива. Многолика.

Творит, украшает, слышит.

Луч света в темноте.

Творчество.

Итог урока. Выводы.

Что же явилось главным в развитии русской культуры XVII века?

После перехода от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от определенных, незыблемых правил:

  • Творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные черты;
  • В XVII веке проявилось заметное уменьшение зависимости русской культуры от церкви;
  • В XVII веке в русской культуре активно развиваются светские элементы

Дом. зад. Прочитать параграф 10, работа с документом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 2 класс "Школа XXI века"

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта НОО. Авторы Петрова Т.В., Копылова Ю.А....

Культура России XVIII века(барокко в Петербурге)

Урок окружающего мира в 4 классе....

планирование по физической культуре для учащихся 1 классов УМК Начальная школа XXI века

рабочая программа педагога по физической культуре для учащихся 1 -х классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения УМК Начальная школаXXI века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Рабочая программа разработана на основе программы «Физическая культура: программа 1-4 классы» Т. В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н. В. Полянская, С. С, Петров.-М.: Вентана-Граф, 2012.-48с....

Рабочая программа по физическо культуре "Школа XXI века"

Рабочая программа курса «Физическая культура» разработана на основе авторской программы Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов и др. Программа. Физическая культура. 1-4 классы. Начальная школа 21 века...