Памяти Холокоста
классный час по истории

Козлова Наталья Михайловна

Классный час для учащихся 5 класса.

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями" И. Бауэр

Памяти более 15 милл. жертв Холокоста посвящается.

Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Задачи:

формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

ознакомление с понятиями “толерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”;

развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;

формирование патриотизма, гражданственности.

Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с лица земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyati_holokosta.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация

Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Задачи:

формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

ознакомление с понятиями “толерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”;

развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;

формирование патриотизма, гражданственности.

Вступительное слово учителя.

Слайд 1

Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с лица земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста.

(Стих) 1     Молитвою начать должны мы этот день,

чтоб память жертв нацистских мы почтили,

пусть души их поднимутся все выше,

чтоб они точно знали — мы их не забыли.

Когда мир узнает про Холокост,

немеет сердце, холодеют руки,

и просит Господа с рыданием душа,

пусть никогда не повторятся эти муки!

(по щелчку)  . Звучит песня “Бухенвальдский набат” 1-ый куплет

(по щелчку) остановить звучание песни

(стих) 2 Давайте помолчим, сегодня это так непросто,

В день памяти международной Холокоста.

О страшных издевательствах не смеем забывать,

Нам велено потомкам всю правду передать.

Я от души желаю всем, от сердца,

Чтоб доброты у вас была открыта дверца.

Ведь главное не кто ты, а какой —

Нам Богом передан завет такой.

Возможно, вы спросите: почему именно сейчас, когда прошло столько лет, когда мир и так напряжен, агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о холокосте?

Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскребы, и тысячи людей гибнут только по воле безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем не повинных людей?! Почему снова – о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост – это общечеловеческая трагедия. И нам сегодня крайне важно понять его источники.

Рассказывая вам о том, как гибли люди, а среди них было много детей, мы говорим:

Слайд 2

 “Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми.

(по щелчку)  

Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?”

Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших.

Слайд 3. (Звучит еврейская музыка)

День памяти жертв Холокоста

Помнит погибших в войне.

Расстрелянных было не мало,

Замученных — больше вдвойне.

Скорбят за погибшими люди,

Свечу, зажигая в церквях.

Пусть больше такого не будет,

Пусть сердце не мучает страх.

Давайте же вместе с вами,

Пусть это и больно порой,

Зажжем свечу и помянем

Евреев, убитых войной.

Слайд 4.  Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом “холокост”

(чтение по слайду)

Слайд 5. Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.

Слайд 6. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название “Хрустальная ночь”. Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена.” После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Слайд 7. Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

Слайд 8. Особой гордостью обитателей Вильнюсского гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. И отнюдь не по вине учеников их количество постоянно уменьшалось… Где эти ученики? Где их учителя? Они ушли в лагеря смерти или были уничтожены во время одной из многочисленных акций.

Учитель Александр Ерусалимский вёл дневник. Вот что он писал о школе и судьбе детей в гетто в 1943 году. “29 апреля. Полуофициально, без шума, открылась народная школа в гетто площадью 18 кв. метров. Школа работает с 9 до 16 часов. Обучается 90 детей в четырёх группах, каждая по 1,5 –2 часа в день. Стоит отметить, что, несмотря на тяжёлые условия жизни, детишки с радостью бегут в школу, учатся охот но и со вниманием. 35-40 детишек сидят, а то и стоят, тесно прижавшись друг к другу. В классе никакого шума, но в этой тишине гетто словно ожило”

Слайд 9. “Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. (…) Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.

Слайд 10. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Слайд 11. Этот ужас пережили дети. В трубах лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Слайд 12. Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы.

(по щелчку) обручальные кольца жертв Холокоста

 Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в

Слайд 13. Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

 (ученица читает стихотворение

Убивали всех, детей и взрослых,

Будто ад восстал в лице людей,

Превративши их в зверей, в животных,

Для которых целью был еврей.

Холокост… Событий нет ужасней.

Просто вспомним. Просто помолчим.

Пусть хранит нас Бог от злой напасти

И пошлет с небес на землю мир.

 Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом.

Слайд 14.

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.

 (стих) Бабий Яр

Мама, отчего ты плачешь,

Пришивая мне на платье

Желтую звезду?

Вот такое украшенье

Хорошо б щенку на шею -

Я его сейчас же приведу.

А куда уводят наших,

Может, там совсем не страшно,

Может, там игрушки и еда?

Мне сказал какой-то дядя,

Сквозь очки в бумажку глядя,

Что назавтра нас возьмут туда.

Посмотри, какая прелесть,

Вот оркестр играет фрейлехс,

Отчего так много здесь людей?

Мама, ну скажи мне, мама,

Кто тут вырыл эту яму

И зачем нас ставят перед ней?

Что ты плачешь, ты не видишь -

Их язык похож на идиш,

Ну почему все пьяные с утра?

Может быть, в войну играют,

Раз хлопушками стреляют…

Мама, это вовсе не игра.

Мама, отчего ты плачешь,

Мама, отчего ты пла…

Слайд 15.

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Слайд 16

Звучит “Реквием” Моцарта.

(стих Холокост)

Бродят тучи над планетой,

Словно пленники в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышатся мне звуки боли.

Это души Холокоста,

Чьи разбросанные кости,

Что остались без погоста,

Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,

И обмыли, и одели,

И земле родной предали,

И молитву прошептали.

А в просторах неба где-то

Тихо бродят тени гетто,

Словно звездочки на небе,

Только нету с ними ребе.

Тихо, буднично и просто,

Бродят души Холокоста...

Ученик 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Ученик 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Ученик 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Ученик 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Слайд 17. Минута молчания.

Слайд 18. “Бухенвальдский набат” (3-й куплет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Холокост

Презентация по истории "Холокост"...

Внеклассное мероприятие ко Дню памяти жертв Холокоста

Данное мероприятие подходит для проведения в 3-4 классах начальной школы. К конспекту прилагается презентация....

Презентация : "День в истории: 27 января – День снятия блокады города Ленинграда и Международный День памяти жертв Холокоста»

Автор презентации:Учитель начальных классов, Спивакова Алла Николаевна, МКОУ «Скороднянская СОШ»2018-2019 уч.год...

Международный день памяти жертв Холокоста

С 24 по 27 января 2022 года обучающиеся начальных классов нашей школы  приняли участие в «Неделе памяти», посвященной годовщине освобождения Красной армией узников концлагеря Аушвиц (...

Международый день памяти жертв Холокоста

В целях понимания обучающимися трагического события Второй мировой войны, вошедшего в историю под названием Холокост, в период с 24 по 27 января 2022 года обучающиеся начальных классов нашей школы при...

Презентация "День памяти Холокоста"

В презентации "День памяти Холокоста" собран необходимый материал для проведения бесед, классных часов, дающих понять и осознать трагедию, которая произошла в те страшные года....

«Международный день памяти жертв Холокоста»

Сценарий мероприятия «Международный день памяти жертв Холокоста»...