Конспект урока на тему: "Герб Свердловской области"
план-конспект занятия по истории (3 класс)

Хохлова Анна Юрьевна

Данный конспект разработан для обучающихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_gerb_sverdlovskoy_oblasti.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж»

Специальность  44.02.02 "Преподавание в начальных классах"

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

по краеведению в 2 «В» классе

         

ФИО Хохлова Анна Юрьевна                                                  группа   34

Дата проведения 23 ноября 2015г.

База практики МОО Гимназия №35

Методист Виноградова Татьяна  Александровна

Замечания методиста: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К занятию допущена   ____________________________________________

(подпись методиста)

Екатеринбург

2015

Образовательная программа Школа 2100

Тип занятия Изучение нового материала

Тема занятия «Герб Свердловской области и г. Екатеринбурга»

Цель: Познакомить обучающихся с гербами Свердловской области и города Екатеринбурга.

Задачи занятия

Образовательная:

- познакомить с историей возникновения гербов

- познакомить с понятием слова «герб»

- познакомить с символикой гербы г. Екатеринбурга и Свердловской области

Воспитательная: способствовать воспитанию гордости за свой родной край.

Развивающая:

- развивать логическое мышление

- грамотную речь

- развивать умение работать в группе

Оборудование:

Формы работы:

  • Фронтальная форма

  • Индивидуальная форма

  •  Работа в паре

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Осознают свою принадлежность к своему краю.

Расширять свои знания о городе Екатеринбурге.

Осознанно строить  рассуждения на заданную тему

Осуществляют самоконтроль и самоанализ.

Слушать собеседника и вступать в диалог с педагогом.

Знакомятся с гербами Свердловской области и г. Екатеринбурга

 

Технология изучения темы

Этап I. Самоопределение к деятельности

Цель

Ситуативные задания (Деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Форма работы

  • актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока;
  • мотивация обучающихся к изучению темы

1

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Меня зовут Анна Юрьевна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие.

2

В среду 18 ноября жителя нашего  города отметили День рождения города Екатеринбурга.

Сколько лет исполнилось нашему городу?

Нашему городу исполнилось 292 года.

Сегодня, на нашем занятии мы заглянем в историю нашего города.

3

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Что изображено на экране?

Какие гербы вы увидели?

Где рыцарский герб на экране?

Гербы

На экране у нас рыцарский герб, государственный и города.

Этап II. Изучение нового содержания

Цель

Учебные задания и методы работы с информацией

(Деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Форма работы

Познакомить обучающихся с толкованием слова герб и гербом Екатеринбурга и Свердловской области.

1

Прежде, чем начнём говорить о рыцарских гербах, государственных и городских.

Выясним, а что же обозначает слово герб?

Если мы обратимся к толковому словарю то, вот как толкуется данное слово: герб-это условное изображение, присвоенное государству, городу или знатному роду.

Теперь, знаем, что обозначает слово герб переходим к первым гербам которые появились – это как вы думаете какие герба?( на экране картинки)

Изначально не было у рыцарей гербов. Отправляясь в военных поход, они рисовали на щитах какое-нибудь изображение, чтобы отличить своих от чужих. Но вскоре стало принято отражать на щитах количество выигранных битв и побеждённых врагов.

Первое время на щиты наносили очень простые символы. Например, если человек проявлял чрезмерную смелость на полях сражений, то он, при общем одобрении, рисовал льва. А вот власть и могущество олицетворял орёл. Если рыцари, только отправляющиеся на Восток, изображали  на своём гербе черную собаку, показывая этим, что и они сами, странствуют и не имеют дома. Если же птицы были показаны на гербе без клюва или лапок, это означало, что рыцарь получил в битвах за освобождение тяжелые раны.

Рыцарские гербы передавались по наследству от отца к сыну,

Для составления герба были разработаны специальные правила. Они должны были соблюдаться, что означает то или иное изображение, и кому оно может принадлежать. Вот это были первые гербы- рыцарские.

Затем посмотрите на экран - государственный герба.

Каждое государство имеет свои символы, которые отражают внутреннее его устройство: могущество, территорию, природные особенности и другие приоритеты. Одним из символов государства является герб.

Герб каждой государства имеет свою историю создания.

Какие символы могут быть изображены на государственных гербах?

Лев – царь всех зверей, поэтому его присутствие на гербе говорит о мощи и силе страны.

Царем птиц считается орел, поэтому его изображение на гербах носит тот же смысл, что и лев. К тому же, орел – имперская птица. А история возникновения двуглавого орла на гербах восходит к Древнему Риму.

В качестве символов на гербах используются не только животные, но и различные фигуры и предметы.

Так, башня говорит о готовности сражаться в одиночку, колесо – символизирует благосостояние владельца герба, пятиконечная звезда – редкое качество в характере, данное от рождения (советская трактовка пятиконечной звезды говорила о единстве пяти материков). Мечом украшали свои гербы те, кто прошел сражения за своего царя; открытая ладонь левой руки означала веру и правосудие, пшеница – изобилие. Наличие стрел на гербе – постоянная готовность к войне.

Герб государства составляется по определенным правилам, исходя из особенностей того или иного государства.

Итак, о каких гербах мы говорили?

А теперь посмотрите на экран, какие это гербы?

Что может быть изображено на гербах разных городов.

Например, город Тула- имеет в своем гербе набор оружия, что свидетельствовало о главном ремесле горожан.

Кострома- в гербе этого города на голубом щите серебряная вода, золотая галерея с орлиной головой и крылами на носовой части, парусом, флагом и семью гребцами- это говорит о развитии судоходства.

Старая Русса – на гербе сковородка для выварки соли, стоящая печи, что отражало главное занятие горожан - солеварение.

И из этого, какой можно сделать вывод?

Что герб города или любого населенного пункта есть визитная карточка, и зачастую он отражает основы хозяйственной жизни.

Девиз может быть одним символом на гербе?

Вообще, девизы характерны рыцарским гербам (посмотрите на экран)

Так же вы наверное обратили внимание на то, что гербы имеют свои цвета, которые символизируют определенные качества (например, силу, богатство).( посмотрите на экран) Представлены основные цвета, которые используются на герба и их символика.

Ответы детей (предположения)

Рыцарские гербы

Ответы учащихся

О рыцарских гербах, государственных

Герба городов

 

Может

2

Теперь, посмотрите на экран. Здесь представлены гербы различных областей, но среди  них находится герб Свердловской области.

Найдите его, кто увидел герб, который принадлежит Свердловской области?

Герб Свердловской области был утверждён 26 марта 2005 марта.

Герб Свердловской области представляет собой щит с серебряным восстающим соболем, держащим передними лапами золотую стрелу, положенную в столб оперением вверх. На щит золотая императорская корона. Щит поддерживают золотые грифоны, держащие поставленные в столб по сторонам щита знамена в цвет флага Свердловской области.

Кто изображен на гербе?

Почему соболь изображен на гербе свердловской области?

Ещё кто изображен на гербе?

А кто из вас знает кто такие грифоны?( на слайде картинки и определение)

Красный цвет поля олицетворяет власть, достоинство, почет, а золотая стрела -государственную крепость.

Почему именно, такое существа оказались на гербе Свердловской области?

Что в лапах держат грифоны? Кто знает?

"Флаг Свердловской области представляет собой прямоугольное полотнище с четырьмя полосами во всю длину флага: сверху - белой, посередине - голубой (лазурной), снизу – зеленой.

Символика «белый цвет символизирует собой чистоту, мудрость, а, кроме того, снега и воды; синий - служит знаком постоянства, преданности, и мира. Зеленый — цвет весны, обновления жизни, процветания, и стабильности. В целом две широкие полосы олицетворяют собой Средний и Северный Урал, их природные чистоту и богатства, а две узкие – символизируют подземные месторождения металлов и самоцветов.

На щите золотая императорская корона.

Почему, на гербе императорская корона?

Ответы учащихся

Соболь, который держит стрелу, грифоны.

В центре герба стоит белый (серебристый) соболь –символ исторический. «Белый соболь» –

всемирно известная марка железа, выпускавшегося Верх- Исетским

заводом. Соболь присутствовал в эмблеме Сибирского царств.

Белый соболь,  не черный. Является символом чистоты, а также независимости.

Грифон-это существо с головой, шеей, передними лапами, крыльями орла и телом льва. Грифон символизировал силу льва, а также бдительность и мудрость орла. В то же время мифический зверь обозначал двойственность. По преданиям грифон может отыскать и хранить золото.

Грифоны символизируют силу льва, а также бдительность и мудрость орла. Способны защищать, то чем богата наша область (золото, самоцветы, руды).

Флаг Свердловской области.

Корона — величественный символ власти, знак могущества, достоинства, славы и победы.

Императорская корона  установлена для столиц империи и губерний. Губерния - Основная территориальная единица в России(т.е., если говорить современным языком это  область: Москва -московская обл., Санкт-Петербург - ленинградская обл.,Екатеринбург - свердловская обл. и др. если мы посмотрим на гербы этих областей(по-старинному губерней), то скорее всего, увидим на них императорскую корону. По наличию на гербе императорской короны можно сделать вывод, что данная территория является губернией (области).

Из золотых кедровых ветвей, перевитых лентой с золотыми каймами, на которой серебряными буквами написан девиз «ОПОРНЫЙ КРАЙ ДЕРЖАВЫ».

Как  вы понимаете девиз, который написан на гербе?

Известная цитата из стихотворения уральской поэтессы Л.Татьяничевой, - символику природных богатств и промышленность Урала.

  Золотой (жёлтый) цвет обозначает богатство, достаток.

3

Итак, теперь, когда выяснили, что обозначает каждый символ на гербе Свердловской области, что можно сказать о нашей области?

Что Свердловская область является территориальной единицей в России. Очень богата золотом, самоцветами и их охраняют грифоны. Область называют опорным краем державы, т.к. развита промышленность.

4

Это мы познакомились с гербом Свердловской области.

А как вы думаете, наш город Екатеринбург имеет свой герб?

Ответы детей

5

Совершенно верно, наш замечательный город, безусловно, имеет свой герб.

Герб Екатеринбурга был утверждён в 1998 году.

Но что самое интересное, что у города Екатеринбурга был не один герб.

Было 6 гербов и последний 7 герб, который и по сей день является, гербом города Екатеринбурга  был утвержден 23 мая 2008.

И вы заметили, что я не показываю вам герб города Екатеринбурга, а на кране только его символы, из которых он состоит.

Сейчас, я предлагаю вам поработать в группах по 4-ре человека и расположить символа на фигурной форме щита. Каждая группа получает, конверт в конверте лежат символы герба. Ваша задача, обсудить и расположить символы герба так, как,  по вашему мнению, они должны быть расположены на гербе города Екатеринбурга.

После того, как вы сделаете. Мы обязательно посмотрим герб города Екатеринбурга и  проверим, какая из групп более точно расположила символы на фигурной форме щита.

Теперь давайте проверим. ( на экране герб Екатеринбурга).

Как же всё-таки располагаются символы на гербе.

Серебряные рудокопная шахта (в виде колодца с двумя рукоятками) и плавильная печь с  красным огнем внутри, кристаллы, медведь, соболь, волнистая лазурная полоса, короны, фигурная форма щита.

Верхняя часть щита символизирует крепость, которой был город Екатеринбург первые годы своего существования.

Зелёный цвет олицетворяют границу между Европой и Азией. 

На  пересечении зеленом и золотом поле - серебряная рудокопная шахта и плавильная печь с красным огнем внутри, внизу - лазоревый голубой волнистый пояс, вдоль  тонко разделенный серебром.

С разных сторон щит поддерживают Медведь — европейский символ и Соболь- азиатский символ, что говорит о принадлежности Екатеринбурга к этим двум частям света. Кроме того, на Урале выпускался известный металл под маркой «Белый Соболь». Животные изображены с оскалом и высунутыми языками, таким образом, представляя грозных стражников города. Они стоят на золотой ленте, расположенной под щитом — символ столичности Екатеринбурга.

Щит увенчан золотой башенной короной с пятью зубцами, имеющей на обруче золотой лавровый венок.

Есть такая группа, которая правильно расположила всё символы на гербе города Екатеринбурга.

1.Рудокопная шахта символизирует горнорудные работы и добычу полезных ископаемых.

Печь олицетворяет металлургию, которая развита в нашем городе.

2.Волнистая лазоревая полоса - это река Исеть, соединяющая историю и современность, Европу и Азию. Медведь - европейский символ, соболь - азиатский. Соболь еще при Демидовых был маркой уральского металла.

3.   Корона виде крепостной башни с пятью зубцами, венчанную лавровым венком, которая символизирует то, что Екатеринбург является городским округом.

4. Кристаллы - символизируют природные богатства, которыми богат наш город.

6

Выяснила, как должны быть расположены символы на гербе г.Екатеринбурга.

Что может рассказать герб г.Екатеринбурга  о самом городе?

Что это богатый край полезными ископаемыми, в 40 км. от нас находится граница Европы и Азии, очень развитый город- металлургия, добывание полезных ископаемых. Для Екатеринбурга река Исеть — это настоящий источник становления города, как крупного промышленного, а также культурного центра.

7

Где в нашем городе можно увидеть герб г.Екатеринбург?

Администрация города Екатеринбург.

В музее истории Екатеринбурга.

Этап V. Рефлексивная деятельность

Цель

Варианты заданий (Деятельность учителя)

Самоанализ и самооценка ученика

Форма работы

научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:

1

Домашнее задание.

2

На следующее занятие вам нужно принести  приносите картон, цветную бумагу, клей карандаш, карандаши, фломастеры, ножницы.

3

было интересно…

мне захотелось…

меня удивило…

Продолжают фразу

Молодцы, вы активно работали на занятии.

Спасибо за урок!

Урок окончен!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Водоемы Астраханской области!

Урок проводится в 4 классе по предмету "Окружающий мир" по УМК "Школа России"....

Конспект урока на тему "Водоемы Астраханской области!

Урок по предмету "Окружающий мир" в 4 классе...

классный час "Свердловской области - 80 лет"

Классный час с презентацией...

классный час "Свердловской области - 80 лет"

Классный час о Свердловской области, её месте в РФ, на карте страны...

Конспект урока по математике по теме "Области и границы" 1 класс (Школа-2100)

Цели:Создание условий для знакомства с понятиями «область», «граница»;в результате освоения данного модуля учащиеся овладевают умением правильно использовать понятия «область», «граница»Универса...

Урок по окружающему миру на тему Свердловская область

урок по окружающему миру на тему Свердловская область для обучающихся 2 класса по УМК Школа России...