«След войны в истории моей семьи».
проект по истории (3 класс)
Есть на земле места, которые являются символами страдания и низости, героизма и жестокости. Это - концлагеря, лагеря смерти. Построенные гитлеровскими инженерами, управляемые нацистскими «профессионалами» лагеря служили единственной цели - полному истреблению людей.....
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Я вернусь к тебе, Россия!
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой своих отцов.
Этих слов забывать не смейте
Ни в пути, ни в беде, ни в огне.
Узник чёрного лагеря смерти,
Как молитву, шептал в тишине.
Есть на земле места, которые являются символами страдания и низости, героизма и жестокости. Это - концлагеря, лагеря смерти. Построенные гитлеровскими инженерами, управляемые нацистскими «профессионалами» лагеря служили единственной цели - полному истреблению людей.
У заключенных практически не было шансов выжить в нечеловеческих условиях, однако они не теряли надежды. Они одерживали моральную победу, отстаивая достоинство человеческого рода. Их нельзя забыть, особенно сегодня, когда многие части мира снова охвачены фанатизмом, расизмом, нетерпимостью.
Тема концлагерей до конца не изучена. Многие считают, что концлагеря возникли во времена фашистской Германии, но они появились задолго до прихода Гитлера к власти. Фашистская Германия ужесточила содержание пленных и расширила границы концлагерей. Концлагеря делились на мужские, женские, детские.
Изучить данную тему меня заставил тот факт, что моя прабабушка, Зенцова Мария Филипповна, была узником одного из концлагерей. Работая над данной темой, я отдаю дань памяти всем тем, кто вытерпел все ужасы плена и выжил или погиб в застенках концентрационного лагеря. С каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Всё дальше и дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. В нашем поселке Онохой не осталось ни одного живого свидетеля Великой отечественной войны.
О малолетних узниках фашистских концлагерей до начала 1990-х годов мало что было известно, потому что нередко вокруг них создавалась зона отчуждения, вызванная недоверием как к людям с сомнительным прошлым. Врагами народа, предателями долгое время считались советские люди, прошедшие концлагеря и чудом выжившие. О них не говорили…, и они молчали… Мало что мы знаем о них и сейчас. Разве что только общие сведения из учебников истории… А знать надо. Чтобы не повторился ужас войны…
Фашизм жив и поныне. В последнее время он всё сильнее поднимает свою голову, представляя опасность для современного общества. Люди должны знать и помнить, что несёт с собой это страшное зло, и стремиться любыми возможными средствами не допустить его. В этом состоит актуальность работы.
Проблема исследования Мы, юное поколение, мало что знаем о той страшной войне, не задумываемся, какой след оставила война в наших семьях. В нашей стране, наверное, нет ни одной семьи, в которую бы не вмешалась Великая Отечественная война: у кого-то ещё живы прадедушки, прабабушки – «фронтовики» или «труженики тыла», или «дети войны». Другие, бережно хранят и передают воспоминания, фотографии о тех событиях и людях.
Мы обязаны помнить об этом, чтобы не повторять прежних ошибок. Мы и наши сверстники - правнуки героев, наследники Великой Победы. Мы должны знать о героическом прошлом нашей Родины, о героях – земляках. Мы должны пронести через года память о тех, кто отдал жизнь за нашу землю, за её народ, и я хочу приоткрыть страницы из чудовищной истории концлагерей. Я хочу рассказать о своей прабабушке – узнице концлагеря, Зенцовой Марии Филипповне, которая, будучи ребёнком, оказалась в застенках концентрационного лагеря. Хочу рассказать о тех условиях, в которых жили люди, находясь в плену у фашистов. Ведь сейчас об этом очень мало информации.
Цель исследования: получить сведения о жизни и военном прошлом моих прадедушек, об их вкладе в победу в Великой Отечественной войне, привлечь своих одноклассников к сохранению памяти о своих близких.
Основываясь на собственном интересе, я сформулировал следующие задачи:
1. Осмыслить, как люди пережили страшное время, проведенное за колючей проволокой.
2. Определить степень влияния трагического детства на дальнейшую судьбу этих людей.
3. Проследить путь моей прабабушки
4. Привлечь внимание одноклассников к изучению документов своих семей.
Объект исследования: учащиеся ОСОШ №2, родственники нашей семьи
Предметом исследования является влияние войны на дальнейшую судьбу бывших узников фашизма.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что собранный материал позволяет проследить судьбу моей прабабушки в ходе Великой Отечественной войны
В работе использованы следующие методы исследования:
Теоретические: анализ семейных архивных материалов, документов, фотографий;
записать воспоминания родственников;
обработать материал исследования и написание работы.
Эмпирический метод (опрос, анкетирования);
Логика исследования и последовательность решения поставленных задач обусловили структуру работы.
Гипотеза исследования: если привлечь внимание людей к изучению военного и исторического прошлого своих родных, то это будет способствовать сохранению памяти о них для будущих поколений.
2.Основная часть
2.1. Эхо войны – концлагеря
Концентрационный лагерь (сокращённо концлагерь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:
· военнопленных различных войн и конфликтов;
· политических заключенных при некоторых диктаторских и тоталитарных режимах правления.
Уже по дороге в лагерь будущий заключенный получал представление о том, какие физические и душевные муки ожидают его там. Товарные вагоны, в которых люди ехали по направлению к таинственному месту назначения, намеренно делались похожими на концлагерь в уменьшенном масштабе.
Санитарные условия в вагонах полностью отсутствовали, в них не было ни отхожего места, ни проточной воды. Посреди каждого вагона стоял большой бак, и люди вынуждены были отправлять свои естественные потребности на глазах у всех, публично, - мужчины и женщины, старые и молодые (бак, стоявший посреди вагона и служащий для нечистот, был переполнен, и при каждом толчке вагона содержимое его выплескивалось на плечи и на головы).
В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операциях на здоровых людях.
Условия содержания в концлагерях хотя и имели свои особенности, в целом отличались жестокостью и бесчеловечностью содержания, об этом свидетельствуют отрывки из писем: «Жили и работали русские солдаты в адских условиях, были оборванные, голодные, холодные, разутые, униженные и оскорбленные. За малейшее преступление эсэсовцы избивали заключенных в концлагерях. Засекали бичами. Травили собаками. Убивали палками. Топили в воде. Запихивали в «душегубки». Плотнее! Морили голодом. Убивали туберкулезом. Через стеклянный глазок смотрели, как корчатся умирающие. Жгли на кострах. Жгли в старом крематории. Пропускали поодиночке через узкие двери. Очень поразил меня еще один факт: с трупов состригались волосы, которые шли в текстильную промышленность Германии. Если кто-то пытался бежать, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. Это был весьма действенный метод препятствовать попыткам бегства.
Средний рацион питания заключенного в день принимает следующий вид:
0,800 кг хлеба,
0,020 " жира,
0,120 " крупы или мучных изделий,
0,030 " мяса или 0,075 рыбы (или морского зверя),
0,027 " сахара.
Хлеб выдается на руки, из остальных продуктов готовится горячая пища, состоящая из супа один или два раза в день и 200 граммов каши.
2.2. Из воспоминаний моей прабабушки Марии Филипповны Зенцовой: «Родилась я в с. Ивановка Богуславского района Киевской области. Закончила 9 классов средней школы Богуславского района.
Немцы стали территорию занимать и вывозить молодежь в Германию. Полицаи из дома нас прикладом выталкивали. В мае 1942 года в возрасте 17 лет фашистскими оккупантами была насильно отправлена в Германию в концентрационный лагерь. Попала вместе с подружкой в Германию, под Люксембург. Нас выгрузили с эшелона на большой площади. Меня и еще трех девочек забрал один немец в поселок. Ковериш. В плену ни у кого не было имён, был лишь номер. Заучить свой порядковый номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. Номера пришивались на одежду вместе со специальным значком, указывающим национальность. За цифрами руководство лагеря не видело ничего.
Я доила коров, кормила свиней, поила телят. Относились к нам очень плохо: сделаешь, что не так – били, чем попало. А когда немцы стали отступать, мы с подружкой попали на фабрику «Шургольц» в г. Клетенберг. Мы гайки выбивали, шайбы железные.
Тяжело было. Кормили кое-как: давали хлеб - немножко муки и опилки мелкие - мелкие. А потом стали травить русских: подсыпали какой-то яд в еду. Пробыла я там с 1942 по 1945 гг. Я, подруга и трое ребят надумали бежать из лагеря ночью. Одна полячка в лагере нас выпустила.
Лесом мы шли. Вышли к поселку. Ребята ночью наворовали картошку в подвале у немцев, и я, уже тогда хорошо говорящая по-немецки, пошла в поселок, постучалась в один из домов. Открыла немка. Она сварила картошку, накормила, напоила, риса с собой дала и предупредила о полицаях.
Мы шли дальше. Чуем: впереди снаряды рвутся. Зашли в поселок, где немцы живут. А те прячутся в подвалы. Увидали нас – и не отпускают. Выручали нас американцы: они первыми в поселок вошли, обнимали нас: «Русские, русские!..» Потом приехал русский военный, велел собираться в большие группы и готовиться к отправке на Родину. Родина нас ждёт! Только это оказалось неправдой… На Родине нас встретили как предателей: презирали за то, что мы на гитлеровцев работали… Уже потом жизнь стала понемногу налаживаться…»
После тщательной и многократной проверки домой вернулась 5 октября 1945 г.
С конца 1945 года начала трудовую деятельность в родном колхозе. В 1947 году вышла замуж, родила 3-х детей.
В мае 1962 года была направлена с семьёй в Казахстан, осваивать целинные земли.
Трудовую деятельность закончила в 1989 году, общий трудовой стаж 43 года.
В 1997 году после развала Советского Союза на почве межнациональной розни, была вынуждена выехать из Казахстана в Россию.
Награждена медалями: Ветеран труда, «50 лет Победы в ВОВ 1941-1945 гг.», «60 лет Победы в ВОВ 1941-1945 гг.», «65 лет Победы в ВОВ 1941-1945 гг.» «70 лет Победы ВОВ 1941-1945гг», многочисленными грамотами и благодарственными письмами за долголетний и добросовестный труд.
3. Практическая часть.
Я решил познакомить своих одноклассников со своим проектом и узнать, а что они знают о своих предках, об узниках концлагерей. Я провел анкетирование в своём и параллельном классе. Оказалось, что некоторые ребята совсем ничего не знают о своих родственниках и об их вкладе в военное и историческое прошлое своей страны. Некоторые ребята не знают, что такое концлагерь. Заинтересовавшись этой темой, ребята решили тоже поработать с архивными документами и узнать как можно больше о своих предках.
Таким образом моя гипотеза подтвердилась. Если привлечь внимание людей к изучению военного и исторического прошлого своих родных, то это будет способствовать сохранению памяти о них для будущих поколений.
Опрос учащихся Онохойской школы №2:
В ходе исследования в период с 2 сентября по 16 октября 2024 г были опрошены 21 человек.
Для этого были разработаны специальные анкеты, которые представляли собой перечень вопросов с предусмотренными к ним вариантами ответов.
№ | Вопрос | Количество респондентов |
Вопрос №1 | Знаете ли вы о своих родственниках и об их вкладе в военное и историческое прошлое своей страны. -Да -Нет | Да – 6 человек Нет- 15 человека |
Вопрос №2 | Знаком ли вам термин концлагерь? -Да -Нет | Да – 18 человек Нет- 3 человека |
Вопрос №3 | Вам известно, как жили узники концлагерей? -Да -Нет | Да-14 человек Нет – 7 человек |
Вопрос №4 | Как, по вашему мнению, относятся к бывшим узникам? -Положительно -Считают предателями | Положительно – 20 чел. Считают предателями -1 человек. |
Отсюда можно сделать вывод, что знания о бывших узниках очень краткие и поверхностные, в основном, из-за недостатка информации. Ребята слишком далеки от проблемы. Результаты анкетирования еще раз подчеркивают актуальность рассматриваемой темы.
4.Заключение
По статистике, которая велась в нашей стране, в годы войны, попали в фашистский плен более 4,5 млн. граждан СССР (по статистическим данным Германии - 5,7 млн. человек).
Причины пленения были самыми различными. По всей видимости, Германия включила в это число и так называемых перемещённых лиц. Это было в основном гражданское население оккупированной территории СССР.
Судьба этих людей была поистине трагичной. На них закрепилось клеймо «предатели». Глубокий страх засел в душах этих людей. По возможности они меняли фамилии и давали себе обет молчания на всю оставшуюся жизнь. Эта страница истории наглухо была закрыта. Об этом не говорилось и не писалось. Но это вовсе не значит, что мы не должны об этом знать.
Судьбы узников концлагерей очень поучительны для нас и сегодня. Они учат нас целеустремлённости, настойчивости, трудолюбию. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории взывают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизма.
Бабушка не любила рассказывать о своем детстве и поэтому родственники смогли ответить не на все наши вопросы. Но я считаю, что цель достигнута и поставленные задачи решены.
В моей семье часто вспоминают наших родственников - участников Великая Отечественная войны, говорят о них с уважением и гордостью. Ведь именно они, солдаты, тогда отстояли нашу Родину. Мы бережно храним фотографии и боевые награды, которые теперь стали нашей семейной реликвией и хранятся в семейном архиве. Сейчас, собрав эту информацию о моих родственниках-участниках Великая Отечественная войны, я с уверенностью могу сказать, что память о них живет в наших сердцах. Это наша история. Ее надо знать и передавать из поколения в поколение. И очень надеюсь, что со временем я узнаю еще больше информации о своих родных в годы войны.
Идут годы, зарастают травой окопы, но не зарастают душевные раны. Всё меньше остаётся живых свидетелей той страшной войны. Вот и в нашем поселке не осталось ни одного ветерана. Каждый год в День Победы у памятника, что находится на территории поселка, проходит митинг памяти всех тех, кто не вернулся с полей сражений. Каждый год к подножию монумента возлагаются цветы. И я вместе со всеми тоже возлагаю цветы. Память о моих прадедах будет жить вечно, я очень горжусь ими!
Литература.
1. Мельникова Д., Чёрная Л. Империя смерти. М.: Изд-во политической литературы, 1988 - 414 с.
2.Материалы из семейного альбома Зинцовых (Зенцовых)
3. Воспоминания родственников.
4. https://vk.com/wall-203155071_319
5. http://gazeta-ch.ru/lentanovostei/6-novosti/6036-detstva-ikh-lishila-vojna.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ "НАМ НЕ НУЖНА ВОЙНА. ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ"
2015 год – это знаменательный год для нашей Родины: год 70-летия Великой Победы нашего народа в самой страшной и кровопролитной Великой Отечественной войне. Войне, которая принесла на нашу землю...

НАМ НЕ НУЖНА ВОЙНА. ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 1.1. Актуальность проектной работы.1.2. Гипотеза1.3. Цель.1.4. Объект и предмет.1.5. Изученность вопроса.1.6. Задачи.1.7. Этапы реализации проекта.1.8. Методы работы.1.9. Исследо...

Исследовательская работа. Тема: «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Эту работу написала ученица 2 класса. Цель её работы - узнать как можко больше от жизни ее родных во время войны....

НПК "Первые шаги - 2018" Найденков Данила 4 класс Великая Отечественная война в истории моей семьи
Республиканская научно-практическая конференция "Первые шаги" 2018. Найденков Данила ученик 4 класса...
Проект на тему:«Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Выбранная тема очень актуальна, так как война коснулась каждой семьи. Все от мала до велика встали на защиту своего Отечества. На этом занятии мне хотелось показать вклад людей разных возрастов ...

«След Великой Отечественной войны в истории моей семьи»
Узнать больше о Великой Отечественной войне, узнать историю судьбы моей семьи в годы Великой Отечественной войны, записать воспоминания, иначе они исчезнут, не оставив нужного следа в истории....

исследовательский проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"
В годовщину 75-летия Победы в ВОВ учащиеся провели поисково-исследовательскую работу по теме "Великая Отечественная война в истории моей семьи". Данный материал можно использовать на классны...
