рабочая программа в 1 классе по изобразительному искусству по УМК "Школа России"
рабочая программа (изобразительное искусство, 1 класс) по теме

Паромова Алла Александровна

Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhiv_winrar.rar31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

«Согласовано» 

Руководитель МО

ПридвороваО.М  / ------/

Протокол № _6 от

«23»июня 2011_г.

«Согласовано» 

Заместитель директора  по УВР МОУ «Пятницкая СОШ»

Сильченко Н.В./__________/

 «30»_августа 2011г.

«Утверждаю» 

Директор МОУ «Пятницкая СОШ»

Бурменcкий В.Г. /___________/

Приказ № 225 от

«31»августа 2011г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

в 1 «А» КЛАССЕ

НА 2011-2012  УЧ. ГОД

Разработала:

учитель начальных классов

Паромова Алла Александровна

2011год

Пояснительная записка

Рабочая  программа создана на основе   программы «Изобразительное искусство и художественный труд», авторы: Неменская Л.А.,   Неменский Б.М., М.: Просвещение, 2011 год в соответствии с Федеральными государственными стандартами общего образования второго поколения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс/ Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2011

 дополнительных пособий для учителя:

  1. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 2010;

– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агаров, 2009;

 для учащихся:

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Просвещение, 2010.

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Просвещение, 2009.

– Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие. – М.: Просвещение, 2009.

– Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. – М.: Просвещение, 2009.

Цели программы:

  1. развитие личности учащихся средствами искусства;
  2.  получение эмоциональноценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, и опыта художественно творческой деятельности.

    Задачи:

  1. воспитание интереса к изобразительному искусству; обо гащение нравственного опыта, формирование представлений о

добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  1. развитие воображения, творческого потенциала ребенка,желания и умения подходить к любой своей деятельности твор

чески, способностей к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в ху

дожественной деятельности;

  1. освоение первоначальных знаний о пластических искус ствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре

и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  1. овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта

работы в различных видах художественно творческой деятель ности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать

разными художественными материалами

      Данная программа представляет собой  целостный интегративный курс, который  системно соединяет в себе  основы всех видов пространственно – визуальных искусств: изобразительных, декоративных, архитектуру и дизайн.  Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью.

   Программа включает четыре раздела : «Ты учишься изображать», «Ты украшаешь», «Ты строишь», «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.»

    На  материале первого раздела учащиеся знакомятся с  основами художественного обучения.

 Второй раздел насыщен нарядными, яркими заданиями, которые позволяют освоить многие художественные материалы.  В задания, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно. Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству, умению договариваться, создаёт общую атмосферу совместного игрового действия.

    Третий раздел посвящен конструированию. Видеть и понимать конструктивную основу всякого предмета – важнейшее качество мышления. Здесь мы встречаемся с пространственными построениями.

   Четвёртый раздел является итоговым: здесь происходит обобщение пройденного материала и в то же время ребёнок поднимается на новый уровень знаний. Что значит: Братья – Мастера всегда работают вместе, не расстаются, но в  каждой работе один из них занимает главенствующее место? Всякая художественная работа начинается с её конструктивной организации – построения, будь то изображение на плоскости или орнамент декора.

   Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

     Изменений , внесённых в примерную (типовую) и авторскую учебную программу нет.

          Рабочая программа рассчитана на 33 часа.  

     Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, индивидуально – групповые.

      Формы контроля ЗУН:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум.


Требования к уровню подготовки учащихся оканчивающих 1 класс

В результате изучения изобразительного искусства  должен:

знать/понимать

  1. значение слов: художник, народный мастер; кра ски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гон чар, русский народный костюм;
  2. отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  3. основные средства выразительности графики, жи вописи, декоративно-прикладного искусства;
  4. основные и смешанные цвета, элементарные прави ла их смешивания;

эмоциональное значение теплых и холодных цве тов;

  1. особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
  2. название материалов, ручных инструментов и при способлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
  3. условные обозначения, применяемые при художест венной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
  4. правила техники безопасности при работе с режу щими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
  5. способы и приемы обработки различных материа лов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные расти тельные материалы);

уметь

  1. организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
  2. применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (каран даш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
  3. передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  4. составлять композиции с учетом замысла;
  5. применять основные средства художественной вы разительности в рисунке и живописи (с натуры, по па мяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
  6. рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
  7. решать художественно-трудовые задачи по созда нию изделий из бумаги, ткани, глины, природных мате риалов;
  8. выполнять на бумаге разметку с помощью склады вания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки;
  9. конструировать из бумаги на основе техники ори гами, гофрирования, сминания, сгибания;
  10. применять прямолинейное и криволинейное выре зывание с помощью ножниц;
  11. конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;

  1. выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
  2. конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на осно ве приемов скручивания, скрепления, нанизывания;
  3. пользоваться простейшими приемами лепки: тя нуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;

использовать приобретенные знания и умения в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

  1. проявления эмоционального отношения к произве дениям изобразительного и народного декоративно-при кладного искусства, к окружающему миру;
  2. выражения собственного мнения при оценке произ ведений искусства;
  3. проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
  4. проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.

Содержание программы учебного курса

(33 часа)

  1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. (1 1часов)

  Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства.

  1. Знакомство с Мастером Украшения. (8 часов)

    Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.

  1. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (8 часов)

     Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративноприкладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета,  композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема.

  1. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (6 часов)

     Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:  аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки,  карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.


Учебно-методические средства обучения

  1. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс/ Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2011
  2. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. ―М.: Просвещение,2010.
  3. Примерные программы по учебным  предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2― М.: Просвещение, 2010.
  4. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1/ [М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Федеральный государственный  образовательный стандарт начального  общего образования. М.: Просвещение, 2011.

   Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения:

  1. изобразительного искусства: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);
  2. народного декоративно-прикладного искусства: Н.Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов)

Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения:

  1. изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Жу равлева.  Рисунок к месяцеслову;  С.  Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка;  Н.  Рерих.  Лес;  Е.  Чарушин.  Иллюстрации к русской народной   сказке   «Заяц   и   лиса»;   К.   Воробьев.   Волшебный   мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима; Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская   лазурь;   И.   Билибин.   Русский   Север;   А.   Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Тол стого «Русак»;
  2. народного искусства: С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голи ков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черно мора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материа лов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы)

Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения:

  1. изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара;  Е.  Зверьков.  Луг цветет;  Н.  Рерих.  Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»;  П.  Корин.  Александр Невский;  В.  Суриков. Взятие снежного городка;
  2. народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех;  У.  Бабкина,  В.  Шевелев,  И.  и Е.  Дружинины.  Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.

Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:

  1. профессионального искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Конча-ловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень; Весен няя   аллея;   Е.   Ширяева.   Батик;   И.   Айвазовский.   Лунная   ночь; Н.  Рерих.   Сеча под  Керженцем.   Заморские  гости;  Е.   Волошинов. Лук;  И.  Машков.  Ягоды  на фоне  красного  подноса;  В.  Телегин. Осенний вечер;  К.  Бритов.  Мстера.  Голубая Весна;  В.  Юкин.  Ран ний снег;  В.  Крылов.  Новодевичий монастырь;  Е.  Жуков.  Натюр морт с незабудками;
  2. народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Коес-Деныпина, 3. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина — дымковские игрушки; М. Чижов. Праз дник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяце слову


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС

                  Технологическая карта                               ...

Рабочая программа с КТП по изобразительному искусству. УМК "Школа России". Автор Кузин В.С.

Рабочая программа изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом МО РФ от 6.10.2009 г. №...

Рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство УМК "Школа России" 4 класс

Программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...

Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),  авторской программы  Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и худож...