Урок изобразительного искусства. Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость.
классный час по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Семашко Юлия Викторовна

Цель:Создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа  древнего русского города с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами.

Задачи:  

 Образовательные:

-знать несколько названий древнерусских городов, основные элементы древнерусского города;

-понимать значение терминов: собор, колокольня, сторожевая башня, частокол, ров;

- уметь составлять композицию, подбирать цветовую гамму.

               Развивающие:

-развивать  творческий потенциала учащихся, эстетический вкус, образное мышление, чувства меры и композиционного строя.

- формировать представление о многообразии национальных художественных культур, их особенностях и красоте.

             Воспитательные:

-создавать условия для воспитания таких качеств как: аккуратность, усердие, уважение и любовь к древнерусской культуре, толерантность, умение работать в группе.

- прививать интерес к созданию собственной композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d._gorod_izo.doc79.5 КБ
Файл izo_drevnie_goroda.pptx645.82 КБ

Предварительный просмотр:

Фастенко Юлия Викторовна, учитель начальных классов

ГБОУ лицея №419 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Класс: 4

Тема:  Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость.

Цель: Создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа  древнего русского города с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами.

Задачи:  

 Образовательные:

-знать несколько названий древнерусских городов, основные элементы древнерусского города;

-понимать значение терминов: собор, колокольня, сторожевая башня, частокол, ров;

- уметь составлять композицию, подбирать цветовую гамму.

               Развивающие:

-развивать  творческий потенциала учащихся, эстетический вкус, образное мышление, чувства меры и композиционного строя.

- формировать представление о многообразии национальных художественных культур, их особенностях и красоте.

             Воспитательные:

- создавать условия для воспитания таких качеств как: аккуратность, усердие, уважение и любовь к древнерусской культуре, толерантность, умение работать в группе.

- прививать интерес к созданию собственной композиции.

Оборудование: лист А4, карандаш, ножницы, акварель, тряпочка, баночка с водой, кисти, палитра, ватман.

Наглядные пособия: презентация, рабочая тетрадь, педагогический рисунок.

План урока:

Название этапа урока

Время

Организация учебного процесса

1 мин.

Беседа - «Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость.»

9 мин.

Сообщение темы и цели урока, постановка задач урока

3 мин.

Обсуждение плана работы

3 мин.

Педагогический рисунок

3 мин.

Самостоятельная работа учащихся  и индивидуальная помощь учителя

23 мин.

Итог урока. Выставка

4 мин.

Уборка рабочего места

2 мин.

Приемы и методы, используемые на уроке:

  1. Словесный (беседа, анализ иллюстраций);
  2. Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение);
  3. Практический (выполнение работы);
  4. Частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом);
  5. Исследовательский (самостоятельная работа учащихся над собственной работой).

Ход урока

Название этапа урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

 Время

Организация учебного процесса

Учитель проверяет готовность детей  к уроку. (Дети заранее распределены учителем на 5 групп)

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

1 мин.

Беседа, сообщение темы и цели урока, постановка задач урока

   Чтоб узнать тему нашего урока, нам нужно решить кроссворд. (слайд1)

1)Желанный в доме человек?

2)Древнее название нашей страны?

3) Опоясал каменный ремень сотни городов и деревень. Что это?

   Кто догадался, что за слово получилось по вертикали?

   Осталось вписать 2 буквы, ребята, кто напомнит нам правило?

   Сегодня Мы будем говорить о городах. Посмотрите еще раз на кроссворд, кто понял, о каких городах будем вести беседу?

   Какие города Древней Руси вы знаете? Каким понятием можно объединить многие их названных Вами городов?

   Почему кольцо из этих городов называют золотым?

   Давайте вспомним, как выглядят эти города (слайды2-)

  Что в этих городах общего?

Сегодня на уроке мы будем создавать коллективную работу «Город-крепость»

Перед началом работы, давайте узнаем, что еще было общее в древних городах Руси. (работа с текстом – раздаточный материал (приложение 1)

Дети отвечают на вопросы кроссворда.

(Гость)

(Русь)

(Дорога)

(Город)

(буквосочетание оро)

(Города Древней Руси)

Ответы детей.

(Золотое кольцо России)

(История, цен-ность, богатство земли...)

(кремли, церкви, соборы, века постройки…)

Дети читают текст, заполняют пропуски, отвечаю на вопросы учителя.

9 мин.

Обсуждение плана работы

У каждой группы на парте есть задание для работы в группе.(приложение 2)

1 группа – собор, колокольня, 3 смотровые башни;

2 группа – люди (для каждого по 2 персонажа);

3 группа - избы;

4 группа – растительность, животные (деревья, скот);

5 группа – общий фон (ватман)

3 мин.

Педагогический рисунок

Учитель создает по ранее намеченному плану набросок, комментирует, напоминает про особенности древнерусского города.

(учителю необходимо показать несколько набросков для каждой группы)

Дети наблюдают за созданием  наброска учителем, внимательно слушаю комментарии, задают вопросы.

3 мин.

Самостоятельная работа учащихся  и индивидуальная помощь учителя

Физ. минутка (разминка для глаз и рук)

   Теперь, каждый готов к созданию своей части работы. Приступайте.

Учитель наблюдает за тем, как работают дети, оказывает индивидуальную помощь учащимся

Ребята воплощают задуманные композиции, по ранее составленному плану. Законченные работы вырезаются и прикрепляются на общий лист.

23 мин.

Итог урока. Выставка

Педагог оценивает общую композицию. Хвалит группы и каждого ребенка, говорит о его вкладе в коллективную работу.

Ребята рассматривают получившуюся работу.

4 мин.

Уборка рабочего места

Дети готовят рабочее место к следующему уроку

2 мин.

Приложение №1

Вспомним устройство жизни славян.

Славяне строили бревенчатые дома - ______________, они составляли поселок. Для того чтобы оборонять свое поселение, его строили на возвышенности и окружали рвом. Ров – глубокая, широкая яма залитая водой, через него перекидывался ________. Еще одно укрепление-забор из деревянных колышков, заостренных сверху -________________.

Русские города всегда подвергались набегам враждующих князей. Поэтому город имел оборонительный характер, непреступной крепости. Город - крепость для защиты мирной жизни и труда.

Позднее города стали более надежными, их укрепляли каменными  стенами - крепостными стенами (крепкие, крепость). В промежутках между стенами строили смотровые башни.

Центром города был собор (от слова сбор). Соборы раньше строились не только для службы, это были общественные здания, где люди встречались, перед которыми собирались люди и обсуждали дела частные и личные.

Любила Русь колокольный звон. Колокольня звучала «в дни торжеств и бед народных». Колокольный звон оповещал о том, что_________________________________

_____________________________________________________________________________.Литье колоколов считалось очень почетным делом на Руси.

Приложение№2

Группа№1

Изобразить собор, колокольню, 3 смотровые башни.

(Каждый участник изображает один объект)

Группа№2

Каждому необходимо изобразить по 2 человека.

Группа№3

Каждому необходимо изобразить 1 избу.

Группа№4

Каждому необходимо изобразить 2 дерева, 1 животное небольшого размера

Группа№5

Создать фон для коллективной работы (небо, земля, дальний план…)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Желанный в доме человек? 2. Древнее название нашей страны? 3. Опоясал каменный ремень сотни городов и деревень. Что это? 1 2 3

Слайд 4

Кострома

Слайд 5

Гусь -Хрустальный

Слайд 6

Сергиев Посад

Слайд 7

Москва

Слайд 8

Владимир

Слайд 9

Суздаль

Слайд 10

Ярославль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства "Строим город".

Презентация к уроку изобразительного искусства "Строим город" для 1 класса....

Конспект урока изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме"

Урок изобразительного искусства на тему "Игрушки в нашем доме" (изображение животного)....

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: расширение знаний обучающихся об украшениях, Задачи урокаДидактические:1. Расширять знания учащихся об этих понятиях, пользование красками и пр...

Технологическая карта урока Изобразительное искусство по теме "Богатыри земли русской"

Богатыри — славные защитники земель «русских». Они отражали атаки захватчиков на протяжении многих веков. О них сложено много былин, мифов, сказаний и сказок. Некоторых из богатырей ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца;2. рассмотреть ст...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Строим город» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: помочь приобрести навыки конструктивной работы с бумагой; развивать способности к творческому самовыражению.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление учащимся о навыках работе с бум...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Европейские города средневековья" 4 класс

Тема урока: Европейские города средневековьяТип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: закрепление представлений о средневековом городе, о конструкции витражей, мостовой и облако...


 

Комментарии

Дубровина Наталья Валерьевна

Большое спасибо за работу!