Разработка занятия и презентация по изобразительному искусству по теме: "Такие разные бабочки"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Карпова Ольга Евгеньевна

 

Тема занятия: «Такие разные бабочки» 

Цель: способствовать созданию условий для приобщения обучающихся к искусству росписи через знакомство с приемами росписи пальцами и создания творческой атмосферы на занятии.

Задачи:

 Развивающие – расширение знаний о технологических приемах декоративной росписи, развитие творческого воображения, фантазии, эстетического вкуса, активизация словарного запаса

Обучающие - знакомство с различными видами  узоров на крыльях бабочек; приемами росписи пальцами;

Воспитательные – воспитание любознательности и интереса к окружающему миру.

Для достижения целей использованы различные методы и приемы – это и метод беседы, и работа со справочной и художественной литературой, и метод межпредметных связей (окружающий мир, история, экология, литература, живопись).

 Данную разработку можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий с экологической и природоведческой направленностью,  на уроках «Окружающего мира» в начальной школе, на уроках изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon takie_raznye_babochki_1.ppt2.44 МБ
Office presentation icon takie_raznye_babochki_2.ppt2.07 МБ
Microsoft Office document icon takie_raznye_babochki_1.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Такие разные бабочки

Слайд 2

Спал цветок И вдруг проснулся Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.

Слайд 3

Спал цветок И вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.

Слайд 4

Бабочки Дневные Ночные

Слайд 5

Бражник «Мертвая голова»

Слайд 6

Сатир гетера

Слайд 7

Белоснежная пальцекрылка

Слайд 8

Непарный шелкопряд

Слайд 9

Капустная белянка

Слайд 10

Тутовый шелкопряд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зорька Верхняя окраска крыльев Нижняя окраска крыльев

Слайд 2

Различие бабочек Форма тела Размер Форма крыльев Окраска

Слайд 4

Приемы росписи пальцем

Слайд 5

Кулачком Полураскрытым кулачком

Слайд 6

Придумай узор для своей бабочки (различные овалы, кружки неправильной формы, пятнышки)

Слайд 7

С. Говил

Слайд 9

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее тему стихотворения (о чем шла речь на занятии). Вторая строка – два слова отвечающих на вопрос Какая?, характеризующих данное слово. Третья срока – три слова, отвечающих на вопрос Что делает?. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором вы высказываете своё отношение к бабочкам. Пятая строка – одно слово, которое выражает Ваши чувства, отношения к предмету.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Разработка «Такие разные бабочки» является занятием в системе разделов программы «Волшебный карандаш», которая утверждена Управлением образования г. Тайшета (приказ № 1320 от 29.12.08).

Трехгодичный курс программы рассчитан на детей 8-10 лет. Цель: развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения. Одна из задач – формирование   доступных возрасту детей основ изобразительных умений, путем освоения приемов пользования графическими и живописными материалами.

Программа реализуется в изостудии  на базе МОУ СОШ № 14 г. Тайшета

Данное занятие  проводится на первом году обучения с детьми 8-9 лет при знакомстве с приемами декоративной росписи.

Тема занятия: «Такие разные бабочки»

Цель: способствовать созданию условий для приобщения обучающихся к искусству росписи через знакомство с приемами росписи пальцами и создания творческой атмосферы на занятии.

Задачи:

  1. Развивающие – расширение знаний о технологических приемах декоративной росписи, развитие творческого воображения, фантазии, эстетического вкуса, активизация словарного запаса
  1. Обучающие - знакомство с различными видами  узоров на крыльях бабочек; приемами росписи пальцами;
  2. Воспитательные – воспитание любознательности и интереса к окружающему миру.

Форма: учебное занятие

Предварительная подготовка: создание презентации; помощь в подготовке детских сообщений о бабочках

Для достижения целей использованы различные методы и приемы – это и метод беседы, и работа со справочной и художественной литературой, и метод межпредметных связей (окружающий мир, история, экология, литература, живопись). Особенность данного занятия заключается в том, что дидактический материал транслируется через мультимедиа, логично и поэтапно демонстрируя последовательность изучения материала. Занятие богато яркими иллюстрациями, что, безусловно, создает эмоциональную атмосферу на занятии и творческий настрой.

Актуальность занятия очевидна, так как практика показала, что приемы росписи пальцем легко усваива ются детьми, позволяя им легко и быстро изобразить окружающий мир и мир дет ских фантазий. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Рисование пальцами развивает мелкую моторику, гибкость пальцев и мышцы рук, приводит к раскрепощению, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность, обостряет ощущения. Можно в краску добавить немного манной крупы перед рисованием, получатся еще и сенсорные краски - при рисовании они будут массировать кончики пальцев. Этот прием рисования дает наиболее сильное восприятие цвета, обостряет ощущения и позитивно влияет на настроение детей. Яркие цвета стимулируют воображение,  чем лучше развиваются пальчики, тем быстрее развивается образное и абстрактное мышление. Работая с красками, ребенок формирует художественный вкус, учится наблюдать и сравнивать, различать не только цвета, но и оттенки.

Данную разработку можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий с экологической и природоведческой направленностью,  на уроках «Окружающего мира» в начальной школе, на уроках изобразительного искусства

Методическая разработка занятия

Тема:  «Такие разные бабочки»

Цель: способствовать созданию условий для приобщения обучающихся к искусству росписи через знакомство с приемами росписи пальцами и создания творческой атмосферы на занятии.

Задачи занятия:

Развивающие – расширение знаний о технологических приемах декоративной росписи, развитие творческого воображения, фантазии, эстетического вкуса, активизация словарного запаса

Обучающие - знакомство с различными видами  узоров на крыльях бабочек; приемами росписи пальцами;

Воспитательные – воспитание любознательности и интереса к окружающему миру, учить видеть красоту природы;

Оборудование:Сведения о товаре или услуге

Сведения о товаре или услуге

Сведения о товаре или услуге

Сведения о товаре или услуге

 акварельные краски, влажные салфетки, атлас - определитель «От земли до неба», стихи, загадки, слайдовая презентация «Такие разные бабочки»

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Объявление темы.

Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока (Слайд 2):

Спал цветок

И вдруг проснулся

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Педагог: О ком идет речь в загадке?

Дети: О бабочке

Педагог: Верно. О бабочках. Посмотрите на полянку (панно для коллективной работы, на котором изображены цветы и трава), нравится ли вам наша полянка?

Ответы детей.

Педагог: Что бы вы добавили?

Дети: бабочек, мотыльков

Педагог: Для чего бы вы это сделали?

Ответы детей.

Педагог: Сегодня на занятии мы поговорим с вами о многообразии бабочек, рассмотрим узоры на их крыльях, и вы сами нарисуете свой узор на крыльях бабочки. Образ бабочки часто привлекает художников. Я вам приготовила на занятие несколько картин одной художницы – Жозефины Уолл. (Слайд 3)

  1. Понравились ли картины?
  2. Что особо заинтересовало?
  3. Одинаковые ли бабочки на картинах?
  1. Подготовительный этап
  1. Вступительная беседа

Педагог: В природе существует множество бабочек. Все они разные и непохожие друг на друга. В этом вы сейчас убедитесь сами. Посмотрите на иллюстрации. Рассматривание иллюстраций в атласе- определителе «От земли до неба» с изображением бабочек.

Педагог: Скажите, на какие группы можно разделить всех бабочек?

Дети:  Дневные и ночные (Слайд4)

Педагог: Что вы знаете про бабочек?

Высказывания  детей

  1. Рассказ педагога:

Существуют бабочки, расцветка которых очень необыч на. И одна из них — это Мертвая голова (Слайд 5). Ни с одной дру гой бабочкой в мире не связано столько мрачных суеве рий. У народов многих стран эта бабочка считается пред вестником смерти. А виной тому необычный рисунок на верхней стороне ее груди. На самом деле если бабочка и может принести какой-то вред, то только картошке. Ее гусеницы питаются листьями этого растения. Живет Мер твая голова в Северной Африке и Южной Европе. (Энциклопедия стр. 140)

  1. Выступление заранее подготовленных детей:

Ученик 1: Стеклянная гетера (Слайд 6) — крылья этой тропической бабоч ки абсолютно прозрачны. Она живет в лесах Южной и Центральной Америки. Это дневная бабочка. Прозрачные крылья служат ей своеобразной шапкой-невидимкой. Врагов у гетеры много — это птицы, ящерицы, лягушки. Если ей нужно спрятаться, достаточно повернуться так, что бы крылышки не отражали свет, и она совершенно слива ется с растением, на котором сидит. (Рисунок на доске) 

Ученик 2: Белоснежная пальцекрылка (Слайд 7) такое впечатление, что на крыльях этой бабочки растут перья. На самом деле у нее просто очень расщепленные лопасти передних и зад них крыльев. Эта бабочка живет и у нас. Она очень широ ко распространена в Европейской части России, в Прибал тике, в Белоруссии, на Украине, в Сибири и на Дальнем Востоке. Летают бабочки только ночью и в сумерки, да и размера они не очень большого — размах крыльев мень ше 4 см, вот и в глаза не бросаются.

Ученик 3: Самые вредные бабочки

Бабочки могут приносить не только пользу, но и вред. Непарный шелкопряд (Слайд 8) — самый страшный вредитель ле сов, садов и парков. Основной вред приносят не сами ба бочки, а их гусеницы, которые питаются листьями деревь ев. Гусеницы могут запросто вообще лишить дерево лис тьев. Два-три таких гусеничных раздевания — и дерево умирает. У гусениц есть защитное приспособление. Тело их покрыто бородавками, которые выделяют паутину. При малейшем сигнале опасности они падают вниз с ветки дерева и повисают на паутине, скрываясь таким образом от врага. Паутинки с гусеницами часто подхватываются и уносятся ветром. Живые и невредимые, гусеницы могут пролететь несколько десятков километров и оказаться в новом, еще не зараженном ими месте. Из-за этой непри ятной особенности Непарного шелкопряда охранять от них леса особенно трудно.

Ученик 4: Капустная белянка или попросту Капустница (Слайд 9) одна из самых обычных наших бабочек. Ее можно отличить от других видов белянок по расположению черных пятен на крыльях. Вылупившиеся прожорливые гусеницы едят лис тья разных растений, но предпочитают капусту и запросто могут превратить плотный кочан в кружевной скелет

Педагог: А сейчас я хочу рассказать вам о бабочке, которая по трясла мир.

Давным-давно, около пяти тысяч лет назад, китайская императрица Си-Лин сидела в своем саду под большим тутовым деревом и пила чай. Вдруг прямо в чашку сверху упала страшная гадость — кокон из паутины, сделанный гусеницей. Императрица поморщилась, взяла двумя паль чиками кончик паутины, чтобы вынуть кокон из своей чаш ки, и вдруг он стал разматываться, а у Си-Лин в руках ока залась довольно длинная нитка. Именно с этого момента началась история шелка — ткани с необыкновенными свойствами. Оказалось, что шелк столь же красив, сколь практичен и даже — полезен. Людей в шелковых одеждах никогда не кусали вши и блохи. Ткань не так сильно про мокала, как хлопок или шерсть. Рана, края которой были стянуты шелковой ниткой, заживала быстрее. Торговать шелком было настолько выгодно, что именно он был ос новным товаром торговцев, что путешествовали с востока на запад по бескрайним азиатским просторам. И все это — благодаря одной бабочке, которая называется Тутовый шелкопряд (Слайд 10). Ее гусеницы едят только листья тутового де рева. На теле гусеницы есть особая железа, которая выде ляет шелк. Перед окукливанием гусеница «завивает» ко кон. Длина шелковой нити, полученной из одного кокона, может достигать 1 км в длину!

Педагог: Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами бабочка Зорька. Как вы думаете, почему у нее такое название? (Слайд 11) (ответы детей)

Педагог: Для того чтобы узнать, кто же из вас был прав прочтите описание ЗОРЬКИ из подарочной книги Ю. Линника «ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (у детей на партах распечатки. Приложение № 1)

Бабочка-зорька впитала в себя эти тонкие краски. Ее крылья воспринимаются как пейзаж белой ночи,— как метафора этой поры, ее лирическое выражение. Белую ночь писали многие художники. И все же смею сказать: лучший образ этого времени создала сама природа. И вместо холста она выбрала крылья небольшой бабочки из семейства белянок.

Половину своих верхних крылышек зорька словно обмакнула в майский рассвет. Удивительно чистая оранжево-рдяная краска!

-Такой цвет у зари сулит хорошую погоду на день. Обязательно с теплым южным ветром, с кучевыми облаками.

У самого краешка зари, изображенной на крыльях, виден темный штришок. Он похож на силуэт птицы. Так и хочется подумать: это стриж в зоревом поднебесье! Посмотрев на низ задних крыльев бабочки-зорьки, мы попадаем в другое состояние белой ночи. Это ночь среди трав. Серебристый сумрак заполнил все пространство между - стеблями и листьями. Так это и запечатлелось на маленькой картине: зеленые, с прожелтью от лютиков пятна трав. И среди них просветы. И в просветах этих — белая ночь.

Педагог: Почему бабочка носит такое название?

Дети: Окрас ее крыльев похож на окрас неба во время восхода солнца.

Педагог: Одинаков ли окрас крыльев сверху и снизу?

Дети: Нет. Снизу он похож на небо в облаках.

Педагог: С глубокой древности люди восхищались красотой и изяществом бабочек.

Болгары во время засухи просят бабочку о дожде. Они считают, что она летает возле Бога и обязательно передаст ему просьбу своих «потомков».

Древние греки заметили грустное выражение словно плачущих глазков на крыльях дневного павлиньего глаза и связали эту бабочку со страданиями, выпавшими на долю возлюбленной Зевса — прекрасной девушки По.

В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме - к счастью: пара бабочек означает семейное счастье.

В индийской легенде говорится, что если нашептать бабочке свое желание и выпустить ее, то оно непременно исполнится.

Люди в России считают своим долгом отогнать ночную бабочку от огня, на который она летит из мрака ночи. По сохранившимся старинным поверьям, такая бабочка является воплощением души умершего предка, а ночная темнота, из которой она появляется, ассоциируется с потусторонним миром. Поэтому на юге России, когда видят бабочку, кружащуюся вокруг пламени свечи или электролампочки, поминают умерших, называя их имена.

А вот в Сербии бабочек называют «мара», «вампир». По народным поверьям, душа-бабочка вылетает из вампира, когда его протыкают осиновым колом, и, чтобы обезвредить кровопийцу, нужно убить эту бабочку. Считалось также, что в виде бабочки ведьма ночью летает к чужой корове, чтобы отобрать молоко. Поэтому в глухих местах Сербии и в наши дни специально калечат (но не убивают!) бабочку, прилетевшую ночью на огонь: ей слегка подпаливают крылья, чтобы наутро по ожогам на руках опознать женщину-ведьму.

  1. Основной этап
  1. Беседа

Педагог: мы рассмотрели и поговорили о некоторых бабочках. Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Формой тела, крыльев; раскраской; размером

Педагог: Посмотрите, одинаковые ли у них усики? 

Дети: Есть усики, как антенны; есть с утолщением на конце; есть с ворсинками по всей длине усиков (Слайд 12)

Педагог: Сколько крыльев у каждой бабочки?

Дети: Четыре: два крыла впереди и два поменьше сзади

Педагог: Что можно сказать о раскраске крыльев

Дети: Нарядная, очень красивая

Педагог: Верно. Об этом даже есть стихотворение, которое мне хотелось бы вам прочесть:

На поляне у реки жили-были мотыльки.

Братья разноцветные, как фантики конфетные!

Первый – красный, как рябина, словно капелька рубина.

А второй – небесно-синий в белых брызгах, будто иней.

Третий – жёлтый, как лимон, светом солнца окрылён.

А четвёртый – белоснежный, лепесток ромашки нежный.

В синих точках брат шестой, бело-красно-золотой.

А седьмой – совсем лиловый, лишь с полоской бирюзовой.

Брат восьмой – чуть-чуть зелёный, словно океан солёный.

А девятый – в белых точках, красных ромбах и кружочках.

Пёстрый весь, как конфетти брат десятый, к нам лети!

Педагог: Почему на некоторых рисунках одно название, но 2 бабочки разной раскраски, так например: непарный шелкопряд, каллима,  птицекрыл королевы Александры? (Слайд 13)

Дети: Мужская и женская особь имеют разную окраску

Педагог: Различается ли окраска дневных и ночных бабочек?

Ответы детей

Педагог: Из чего состоят узоры на крыльях?

Дети: Пятнышки, волнистые каемки, мелкие точки, как будто брызги

Педагог: Для того чтобы создать такой узор нам не понадобятся кисточки.  Для этого у Вас имеется пять пальцев на правой руке и пять на левой. Еще наши далекие предки украшали сте ны своих пещер, многократно продавливая по влажной глине извилистые линии паль цами. Эти узоры называют макаронами. Постепенно приемы росписи пальцем усо вершенствовались.

  1. Показ учителем и одновременно просмотр на слайде (Слайд 14)

Приемы росписи пальцем (Приложение 2)

Касанием

Взяв краску на указательный палец, слегка касаемся им листа бумаги.

Легкий нажим

Взяв краску на указательный палец, слегка придавливаем им бумагу и ставим на ней отпечаток.

Тычком

Взяв краску на указательный палец, сильно надавливаем на бумагу так, чтобы краска из-под пальца выдавилась на края ягоды. Ягода получается объемной.

Мазком

Взяв краску на указательный  палец, ста вим его на бумагу и слегка протягиваем к себе.

Радужным мазком

На подушечку указательного пальца с разных сторон берем краски разного цвета, ставим палец на бумагу и слегка потягива ем к себе. Элементы росписи становятся многоцветными и живописными.

Мазком с поворотом

Взяв краску на указательный палец, ста вим его на бумагу и круговым движением слегка протягиваем к себе (мазок похож на запятую).

Протяжкой

Взяв краску на указательный палец, дли тельно протягиваем его по листу бумаги.

Гусиная лапка

Взяв краску на указательный палец, де лаем три мазка, сходящиеся в одной точке. Листики получаются похожими на отпе чатки гусиных лап на песке.

Отпечатком

Взяв краску на подушечку указательно го пальца, прикладываем его к бумаге, ос тавляя отпечаток. Если взять на палец с разных сторон краски разного цвета, то от печаток получится живописным (желуди, кизил, удлиненные виноградины).

Бочком

Взяв раскраску на боковую поверхность указательного пальца, прикасаемся им к бу маге (шляпка желудя).

Прокаткой

Взяв краску на указательный палец, прикасаемся к листу и круговым движени ем увеличиваем размер ягоды (вишня). Если взять на палец с разных сторон крас ки разного цвета, то отпечаток получится живописным (виноград). По овалу можно «прокатать» абрикосы, сливы, персики, яблоки. 

Такими приемами можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску.

А так же можно рисовать (слайд 15):

полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п.

ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка - вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка - одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);

кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки)

  1. Творческая практическая деятельность учащихся.

Педагог: А теперь творческое задание. Предлагаю вам разделиться  на две группы (Слайд 16).

1 группа будет рисовать дневных бабочек, а 2 группа рисует ночных бабочек. Возьмите листы с заготовками бабочек (Приложение 3)и попробуйте раскрасить бабочку, нанесите узор, который вам больше всего понравился. По окончанию работы возьмите ножницы, вырежьте своих бабочек и прикрепите на луг, туда, куда вам захочется. Только помните правила работы с ножницами.

  1. Передавать ножницы следует колечками вперед.
  2. На парте ножницы лежат с сомкнутыми лезвиями.
  3. Вырезаем серединкой лезвия, а не кончиками, разрез ведем по контуру с правой стороны.

Самостоятельная деятельность детей (роспись, вырезание, приклеивание на общее панно) под музыку. (Слайд 17)

  1. Контрольный этап. (Заставкой слайд 18)

Педагог: Посмотрите на наш луг. Правильно ли размещены бабочки.

Ответы детей

Педагог: Почему поместили свою бабочку именно на этой части луга?

Дети: Если бабочка яркая – дневная, то ее помещаем на светлую часть луга, а если ночная – то на темную часть луга.

Педагог: Какая бабочка понравилась больше всего? Почему?

  1. Итог занятия

Педагог: Что нового узнали на занятии?

Дети: Узнали о разных красивых бабочках

Педагог: Чему учились? 

Дети: Рисовать пальчиками узор на крыльях бабочек

  1. Рефлексия  

Педагог:  Как итог нашего занятия предлагаю вам составить синквейн – т.е стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором бы вы высказали своё отношение к изученной нами теме. 

Порядок написания синквейна таков (Слайд 19):

Первая строка  одно ключевое слово, определяющее тему стихотворения (о чем шла речь на занятии).

Вторая строка два слова отвечающих на вопрос Какая?, характеризующих данное слово.

Третья срока три слова, отвечающих на вопрос Что делает?.

Четвёртая строка  короткое предложение, в котором вы высказываете своё отношение к бабочкам.

Пятая строка – одно слово, которое выражает Ваши чувства, отношения к предмету.

  1. Самостоятельная работа (составление синквейнов)
  2. Зачитывание синквейнов (Приложение 4)
  3. Уборка рабочих мест

Литература

  1. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Насекомые. // М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.
  2. Ленц Н. 1000 чудес мира животных / Пер. с нем. Е. Зись. // М.: ООО "Издательство «Олимп», 2002.
  3. Плешаков А.А От земли до неба / атлас-определитель // М.: «Просвещение» 2005
  4. Жизнь животных. / Под ред. Зенкевича Л.А. //  М.: «Просвещение», 1968.  т. 1- 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-викторины в 1 классе по окружающему миру Тема: Такие разные животные.

Цель урока: закрепить  знания  учащихся о  группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые); дать учащимся чёткие представления о важнейших характерных признаках этих групп; учить опред...

Тема. Такие разные праздники.

Цели.1. Сформировать представления о праздниках в России, их различиях и особенностях.2. Развивать воображение.3. Воспитывать патриотизм....

Презентация по окружающему миру на тему "Такие разные праздники" 4 класс

В презентации рассмотрены различные виды праздников...

Методическая разработка урока технологии. Тема "Такие разные дома.Изделие "Домик из веток".

Методическая разработка урока технологии. Тема "Такие разные дома.Изделие "Домик из веток"....

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе Тема «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений А.П. Чехова «Ванька», Л.Н. Андреева «Петька на даче».

Тема: «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений   А.П. Чехова «Ванька»,Л.Н. Андреева «Петька на даче».Тип урока: систематизация, обобщение зна...