Главные вкладки

    Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

    Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы

      

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 7._izo.doc195.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Администрация г. Хабаровска

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Военно-морской лицей имени адмирала флота Н. Д. Сергеева

    «Утверждаю»                                                  Согласовано

    директор школы                                              на школьном методическом

    ____________________                                 объединении учителей

    Приказ № __________                                    начальных классов                        

    от «___» _________2011 г.                             «___» ___________2011 г.

    Рабочая образовательная программа

    по курсу «Изобразительное искусство»

    в начальной школе (автор Б.М.Неменский)

    на период 2011 – 2015 годы

    Составитель программы:

    учитель начальных классов

    МОУ Военно-морского лицея

    имени адмирала флота Н.Д.Сергеева

    Никитенко Надежда Алексеевна

    педагогический стаж – 11 лет

    I квалификационная категория

    ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

    (для четырёхлетней начальной школы)                                                                                                                    

    Б.М.Неменский

    I. Пояснительная записка

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

    Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

    Цели курса:

    1. воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
    2. развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
    3. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роль в жизни человека и общества;
    4. овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

    Пречисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

    1. совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
    2. развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
    3. формирование навыков работы с различными художественными материалами.

    II. Общая характеристика учебного предмета

    Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

    Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его тдуши средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

    Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положени принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

    Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.

    Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

    Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

    - изобразительная художественная деятельность;

    - декоративная художественная деятельность;

    - конструктивная художественная деятельность.

    Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постПойка. постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

    При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность – это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющих коомуникативные функции в жизни общества.

    Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

    Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

    Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

    Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

     Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотопия, лепка, бумажная пластика и др.).

    Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

    Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мыщления детей.

    Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

    Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условем освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

    Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т.е.способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

    Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями осовения детьми материала курса. Конечная цель – формирование у ребенка спосбности видения мира, развития о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

    Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

    Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, - рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

    Тема 2 класса – «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на спсобах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе – злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

    Тема 3 класса – «Искусство  вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где живут, трудятся и созидают окружающий мир.

    Тема 4 класса – «Каждый народ – художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непоходая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

    Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответсвующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

    Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практичекого творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

    Коллективные формы работы могут быть разными: работв по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

    На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

    Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скулптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

    Осмысление детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

    Периодическая организация выстовок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащиеся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

    III. Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство»  изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 135 часов:

    1 класс – 33 часа

    2 класс – 34 часа

    3 класс – 34 часа

    4 класс – 34 часа.

    IV. Описание ценностных ориентиров  

    содержания учебного предмета

    Уникальность и значимость курсаопределяются нацеленность на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

    Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

    Овладение основа художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического воспитания мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьниками при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

    Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

    V. Личностные, метапредметные и предметные

    результаты освоения учебного предмета

    Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты:

    1. в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
    2. в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
    3. в трудовой сфере  навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

    Метапредметные результаты:

    1. умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
    2. желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
    3. активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
    4. обогащение ключевых компетенций (коомуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
    5. формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замвсла;
    6. формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

    Предметные результаты:

    1. в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
    2. в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценвать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
    3. в коммуникативной сфере – спосбность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
    4. в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительностидля передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

    В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус.

    Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

    Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

    Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

    Выпускник научится:

    1. различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
    2. различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
    3. эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
    4. узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
    5. называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

    Выпускник получит возможность научиться:

    1. воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
    2. видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
    3. высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

    Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

    Выпускник научится:

    1. создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
    2. использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
    3. различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
    4. создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
    5. наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
    6. использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

    Выпускник получит возможность научиться:

    1. пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
    2. моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
    3. выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

    Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

    Выпускник научится:

    1. осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
    2. выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
    3. передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

    Выпускник получит возможность научиться:

    1. видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
    2. понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
    3. изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
    4. изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

    VI. Содержание учебного предмета

    Виды художественной деятельности 

    Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

    Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

    Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

    Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания вырази тельного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

    Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вы резание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

    Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

    Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

    Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции:  низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

    Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

    Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

    Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

    Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

    Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

    Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? 

    Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и при родных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

    Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

    Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.

    Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былина ми, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

    Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

    Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материально го окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

    Опыт художественно творческой деятельности.

     Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

    Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

    Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

    Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

    Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. 

    Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

    Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

    Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

    VII. Тематическое планирование и основные виды

    деятельности учащихся

    Из предложенных авторами учебников четырёх вариантов тематического планирования, нами выбран к реализации первый вариант. Тематическое планирование курса «Изобразительное искусство» обеспечено учебниками по изобразительному искусству для 1-4 классов и рабочими тетрадями «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» для 2-4 класса.

    Тематическое планирование курса «Изобразительное искусство»

    (1час в неделю, всего 135 часов)

    Тематическое

    планирование

    Характеристика деятельности

    учащихся

    Виды художественной деятельности

    Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создаёт художественный образ. В художественном образе воплощены реальность и воображение, идеи и чувства, отношение художника к природе, человеку обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того, чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором говорит художник.

    Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор).

    Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.

    Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

    Понимать условность и субъективность художественного образа.

    Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

    Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

    Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

    Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).

    Как говорит искусство?

    Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

    Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи или стайки рыб (рисунок, живопись, граттаж, аппликация — по выбору учителя). Передача движения в композиции с помощью ритма.

    Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета (примерные темы: «Цветы для мамы», «Цветущий луг», «Воздушные шары», «Разноцветные бабочки» и т. п.). Передача с помощью цветов теплой или холодной гаммы характера постройки или персонажа, его эмоционального состояния.

    Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Примерные темы: «Гроза», «Ветер», «Снежная буря», «Весенний день», «Солнечный день в горах», «Закат».

    Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Образ человека в традиционной культуре. Представления народов о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

    Изображение женского и мужского портретов персонажей русских народных сказок, выражающих отношение народа к красоте человека (например, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Аленушка, Настенька, Иван-Царевич, Илья Муромец и т. д.).

    Образ человека в разных культурах мира. Создание женских и мужских образов Античности, Средневековья, стран Востока.

    Изображение портрета современника (друга, автопортрета, мамы, солдата Великой Отечественной войны и т. д. по выбору учителя).

    Приемы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и

    вспомогательная. Красота и разнообразие природы,

    Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния природы, человека, животного. Создание образов деревьев: старое, крючковатое, покосившееся; молодое, нежное, стройное; величавое, мощное, раскидистое. Образы: «Дуб-богатырь», «Березка — девица-красавица» и т. п.

    Примерные темы композиций: «Зимний лес», «Лес Снегурочки», «Лес Деда Мороза», «Лес Мальчика-с-пальчика», «Лес Кощея Бессмертного» и т. п.

    Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, фантастических существ, сказочных замков; выражение их характера.

    Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы.

    Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

    Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве.

     Лепка животных, человека, сказочных персонажей. Лепка фигуры спортсмена, выразительного сказочного или литературного персонажа. Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа.

    Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

    Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных зданий. Например, сказочного зоопарка (в котором форма и декор домиков для животных передают черты их обитателей) или улицы в Цветочном городе.

    Коллективная работа. Конструирование детской площадки, парка, городской улицы (с транспортом) при использовании простых геометрических и растительных форм.

    Коллективная работа. Создание макета мемориального комплекса «Защитникам Отечества».

    Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик», «Снегурочка», «Садко» и др.). Конструирование макета костюма сказочного персонажа.

    Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека.

    Создание композиции на тему «Гармония жилья с природой» (коллективная или индивидуальная работа).

    Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объеме), использование элементов декора.

    Древние образы и их знаковый характер.

    Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве.

    Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д.

    Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов народной культуры: конь, петух, птица Сирин, птица Алконост, Древо Жизни и др.

    Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т. д.).

    Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа (коллективные или индивидуальные работы).

    Изготовление эскизов украшения прялки, вышивки на полотенце, России (с учетом местных условий).

    Проявления художественной культуры вокруг нас: музеи искусства, пластические искусства в доме, на улице, в театре.

    Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональные музеи.

    Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.

    Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.

    Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

    Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

    Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

    Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

    Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

    Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

    Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы.

    Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

    Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт.

    Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

    Овладевать на практике основами цветоведения.

    Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.

    Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

    Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского изарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

    Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к красоте человека.

    Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета.

    Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, предавать своё отношение к персонажу.

    Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д.

    Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

    Овладевать приемами работы различными графическими материалами.

    Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

    Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).

    Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

    Изображать графическими средствами реальных и фантастических птиц, насекомых, зверей, строения; выражать их характер.

    Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

    Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи.

    Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.

    Использовать простые формы для создания выразительных образов человека и животного в скульптуре.

    Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объеме.

    Использовать приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных.

    Изображать в объеме выразительные образы человека, литературного персонажа.

    Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

    Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

    Наблюдать постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

    Различать разнообразие форм предметного мира.

    Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т. д.

    Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина.

    Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т. д.

    Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.

    Понимать роль художника в театре.

    Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов.

    Выполнять простые макеты.

    Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

    Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур.

    Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

    Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях.

    Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

    Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками.

    Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

    Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

    Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

    Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

    Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России.

    Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России.

    Изображать многофигурные сцены.

    Откликаться эмоционально на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства и выражать свое отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

    Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека.

    Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.

    Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

    Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

    Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам.

    Группировать и соотносить произведения разного искусства по характеру, эмоциональному состоянию.

    Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

    VIII. Описание материально-технического

    обеспечения образовательного процесса

    1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

    Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и стриошь. 1 класс.

    Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс.

    Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс.

    Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс.

    Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс.

    Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс.

    Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.

    Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.

    Книги о художниках и художественных музеях.

    Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

    Словрь искусствоведческих терминов

    2. Специфическое сопровождение (оборудование):

    1. индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
    2. таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
    3. таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
    4. схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
    5. таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
    6. портреты художников;
    7. репродукции произведений живописи;
    8. интерактивная доска.

    Список используемой литературы:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
    2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
    3. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2011.
    4. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
    5. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – М.: Просвещение, 2011.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая образовательная программа по курсу «Окружающий мир» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) на период 2011 – 2015 годы

    Рабочая образовательная программа по курсу «Окружающий мир» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) на период 2011 – 2015 годы...

    Рабочая образовательная программа по курсу «Литературное чтение» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор В.Ю. Свиридова) на период 2011 – 2015 годы

    Рабочая образовательная программа по курсу «Литературное чтение» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор В.Ю. Свиридова) на период 2011 – 2015 годы...

    Рабочая образовательная программа по курсу «Музыка» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Г.С.Ригина) на период 2011 – 2015 годы

    Рабочая образовательная программа по курсу «Музыка» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Г.С.Ригина) на период 2011 – 2015 годы...

    Рабочая образовательная программа по курсу «Технология» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Н.А.Цирулик) на период 2011 – 2015 годы

    Рабочая образовательная программа по курсу «Технология» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Н.А.Цирулик) на период 2011 – 2015 годы...

    Рабочая образовательная программа по курсу «Русский язык» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (авторы А.В.Полякова, Н.А.Песняева) на период 2011 – 2015 годы

    Рабочая образовательная программа по курсу «Русский язык» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (авторы А.В.Полякова, Н.А.Песняева) на период 2011 – 2015 годы разработана в соответствии с ФГОС ...

    ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

    В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное...

    Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство 4 класс Школа России

    Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Постановления Главного ...