ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
рабочая программа (изобразительное искусство, 1 класс) по теме

Тынкова Вера Анатольевна

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей. Современные исследования и практика работы говорят о том, что в результате обучения учащиеся могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, которыми пользуется скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.

Данная образовательная программа «Лепка» предназначена для учащихся, поступающих на отделение изобразительного искусства в младшем школьном возрасте (7-11 лет), и служит подготовительным курсом к дисциплине «Скульптура».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2

ЗАТО ШИХАНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ПРИНЯТО                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета                                             Директор МОУДОД ДШИ №2

от ___________________________                                            _______________ Зенкин А. П.

Протокол №__________________                                            ___________________________

ЛЕПКА

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Срок реализации – 3 года

Возраст учащихся – 7-11 лет

Составитель: Тынкова В.А.,

преподаватель отделения

изобразительного искусства

МОУДОД ДШИ №2

ЗАТО Шиханы

Саратовская область

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей. Современные исследования и практика работы говорят о том, что в результате обучения учащиеся могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, которыми пользуется скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.

Данная образовательная программа «Лепка» предназначена для учащихся, поступающих на отделение изобразительного искусства в младшем школьном возрасте (7-11 лет), и служит подготовительным курсом к дисциплине «Скульптура».

Лепка в младшем школьном возрасте – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того детям доступно выполнять небольшие украшения и сувениры. Навыки, полученные детьми в процессе занятий лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

Для успешного овладения навыками лепки преподаватель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. Чем раньше дети будут знакомиться с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.

В программе используются элементы таких учебных предметов, как декоративная, рельефная, предметная и сюжетная лепка.

Цели программы – развитие элементарных навыков и умений в работе с различными пластическими материалами, знакомство учащихся с народными художественными промыслами, которые связаны с декоративной пластикой (народной игрушкой, декоративной посудой и др.)

Задачи программы:

развить у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление;

воспитать творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей;

научить владеть различными материалами: пластилином, глиной, соленым тестом, стекой;

обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие характерные их признаки;

сформировать умение использовать во время лепки знания формы, пропорций предметов, а также различные приемы лепки;

способствовать проявлению фантазии ребёнка в изображении лепных композиций.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 7-11 лет.

Срок реализации – 3 года.

Форма занятий: групповой урок, продолжительностью 40 минут. Периодичность занятий 1 раз в неделю. Занятия проходят в течение 34 учебных недель.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Темы и задания уроков предполагают создания игровых и сказочных ситуаций. Процесс обучения на уроке характеризуют:

сотворчество учителя и ученика;

диалогичность;

созидательной творческой практической деятельности ученика по теме;

четкость поставленных задач и варианты их решения.

Также занятия совмещаются с просмотрами видеофильмов о народном искусстве, диапозитивов, наглядных пособий и образцов, экскурсиями в краеведческие, художественные музеи.

Ожидаемые результаты:

умение применять все приёмы лепки;

умение пользоваться стеками и пластическими материалами;

умение украшать и расписывать свои работы;

самостоятельное создание интересных, красивых и декоративных предметов из глины;

 приобретение художественного вкуса, развитие фантазии и воображения.

Формы контроля успеваемости и подведения итогов. Формой контроля является проведение отчетных выставок в четверти и за год, а также участие в общегородских выставках и конкурсах.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Наименование темы

Количество часов

1.

Вводная беседа

1

2.

Композиция на свободную тему

2

3.

Основные приемы лепки

2

4.

Лепка предметов простой формы

1

5.

Лепка сосудов округлой и цилиндрической формы

3

6.

Лепка посуды способом кругового налепа

2

7.

Декоративные композиции «Торт», «Пряник», «Поднос»

3

8.

Декоративные композиции «Птица», «Рыба»

2

9.

Декоративные композиции по литературным произведениям

4

10.

Лепка по представлению «Забавные зверюшки»

2

11.

Орнаментальный рельеф

4

12.

Композиция «Игрушка», с последующей росписью

4

13.

Композиция «Сказка». Заключительная коллективная работа.

4

Итого за 1 год обучения

34

2 год обучения

Наименование темы

Количество часов

1.

Композиция по летним впечатлениям

2

2.

Декоративная композиция «Сказочная птица»

3

3.

Декоративная ваза с фруктами, овощами

4

4.

Декоративная композиция «Орнамент»

2

5.

Лепка декоративных пластин с последующей росписью

3

6.

Композиция «Волшебная фантазия»

2

7.

Этюд животного с натуры

2

8.

Этюд фигуры человека с натуры

4

9.

Сюжетная лепка

4

10.

Композиция «Сувенир»

2

11.

Орнамент из сочетания растительных и животных форм с последующей росписью

3

12.

Композиция «Человек и животное». Итоговая работа.

3

Итого за 2 год обучения

34

3 год обучения

Наименование темы

Количество часов

1.

Лепка на тему: «Покажем мамам, что мы умеем лепить»

1

2.

Вводная беседа о народном творчестве

1

3.

Дымковская игрушка с последующей росписью

4

4.

«Барыня», (дымковская игрушка).

3

5.

Знакомство с декоративной посудой и ее роспись

2

6.

Вводная беседа о Каргопольской декоративной игрушке

1

7.

«Козлик», «Конь», «Олень» (по каргопольской игрушке)

4

8.

Вводная беседа о Филимоновской игрушке

1

9.

«Танцующая пара», «Петушок», «Уточка» (филимоновская игрушка).

4

10.

Вводная беседа о Калининской игрушке

1

11.

«Матрешка» (по калининской игрушке)

4

12.

Вводная беседа о Богородской игрушке

1

13.

«Мишка» (богородская игрушка)

4

14.

Композиция «Веселая ярмарка». Экзаменационное задание.

3

Итого за 3 год обучения

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

В течение первого года обучения учащиеся должны научиться пользоваться стеками, почувствовать свойства пластических материалов, приобрести первых навыки работы с натуры, построения композиции на основе наблюдения природы и предметов быта.

Тема 1. Вводная беседа. Предмет – лепка. Оборудование и материалы, порядок работы. Понятие «композиция» в скульптуре. Круглая скульптура и рельеф.

Тема 2. Композиция на свободную тему.

Задачи: Выявить наклонности у детей и уровень их подготовки.

Материалы: пластилин, стеки или палочки, рабочая дощечка.

Тема 3. Основные приемы лепки.

Задачи: Познакомить детей со свойствами материала, научить детей формообразующему движению – раскатыванию, скатыванию, сплющиванию, оттягиванию, отщипыванию, вдавливанию, присоединению.

Материалы: пластилин, рабочая дощечка.

Тема 4. Лепка предметов простой формы. Овощи, фрукты, грибы, гусеница и т.д.

Задачи: Познакомить с понятием объемности предметов; представление о пропорциях и характере предметов.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Тема 5. Лепка сосудов округлой и цилиндрической формы.

Задачи: Научить детей делать сосуд путем выбирания пластилина стекой из шарообразной и цилиндрической формы; украшение узором.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Тема 6. Лепка посуды способом кругового налепа.

Задачи: Познакомить с новым способом изображения посуды – из колец; научить передавать особенности формы, творчески подходить к выполнению задания. Самостоятельно придумать форму посуды. Закреплять умение пользоваться мокрой тряпочкой, отглаживать поверхность изделия.

Материалы: пластилин, глина, стеки, мокрые тряпочки.

Тема 7. Декоративные композиции: «Торт», «Пряник», «Поднос».

Задачи: Научить ритмично украшать округлую плоскую форму, дать понятие о декоративном рельефе.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Тема 8. Декоративные композиции «Птица», «Рыба».

Задачи: Декоративная переработка форм, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.

Материалы: пластилин, стеки, глина, дощечки.

Тема 9. Декоративные композиции по литературным произведениям. «Сказка о золотой рыбке», «Колобок» и т.д.

Задачи: Освоение рельефной лепки на картоне.

Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки.

Тема 10. Лепка по представлению: «Забавные зверюшки».

Задачи: Учиться самостоятельно изображать животных, пользуясь знакомыми способами лепки: скатывание, вдавливание, присоединение.

Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, дощечки.

Тема 11. Орнаментальный рельеф.

Задачи: Дать понятие о рельефе, развить способность создавать цельную композицию; познакомить учащихся с русскими изразцами. Выполнить растительный или геометрический орнамент на глиняной плитке.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Тема 12. Композиция «Игрушка» с последующей росписью.

Задачи: Познакомить детей с произведениями народного творчества; дать сведения о народной игрушке, показать последовательность ее изготовления.

Материалы: глина, пластилин, стеки, дощечки, мокрые тряпочки, гуашь или акриловые краски, кисти.

Тема 13. Композиция «Сказка». Заключительная коллективная работа.

Задачи: Выяснить степень усвоения материала учебного года; выявить смысловую связь изображаемых фигур, развить умение передавать характер персонажей средствами скульптуры.

Материалы: пластилин, соленое тесто, глина, стеки, дощечки, мокрые тряпочки.

2 год обучения

Программа второго года обучения рассчитана на развитие навыков и умений в работе с пластическими материалами. Изобретательная деятельность значительно совершенствуется, прежде всего, более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. Одновременно углубляются знания учащихся.

Тема 1. Композиция по летним впечатлениям. Выполнение одно-двухфигурной композиции.

Задачи: Развитие наблюдательности, образной памяти, умения выразить то, что особенно заполнилось.

Материалы: пластилин, глина, стеки, дощечки.

Тема 2. Декоративная композиция «Сказочная птица».

Задачи: Научиться самостоятельно придумывать образ сказочной птицы, передавать форму, пропорции и характерные детали, умение создать образ, используя знания и умения при украшении предмета налепами и росписью стекой.

Материалы: глина, пластилин, мокрые тряпочки, стеки, кисти, гуашь или акриловые краски.

Тема 3. Декоративная ваза с фруктами, овощами.

Задачи: Учить детей проявлять самостоятельность в выборе темы и творчество при выполнении ее. Использовать опыт в отборе форм, украшений и способов лепки.

Материалы: глина, пластилин, стеки, мокрые тряпочки.

Тема 4. Декоративная композиция «Орнамент». Лепка пластины (10*10*2), орнаментальная роспись гуашью.

Задачи: Пояснения понятия «орнамент», подбор гармонического сочетания цветов.

Материалы: глина, пластилин, стеки, гуашь, кисти.

Тема 5. Лепка декоративных пластин, с последующей росписью.

А) Лепка пластины путем наложения формы на основу.

Задачи: Научить новому способу лепки, путем наложения формы на основу.

Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки, дощечки.

Б) Лепка пластины путем выбирания пластины с основной формы.

Задачи: Научить новой технике лепки путем выбирания пластилина стекой.

Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки, дощечки.

Тема 6. Композиция «Волшебная фантазия».

Задачи: Найти большую форму изображаемого, развить фантазию, освоить художественные приемы декора.

Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, гуашь или акриловые краски, кисти.

Тема 7. Этюд животного с натуры.

Задачи: Развить у детей наблюдательность, умение подмечать характерное движение, позу; навык быстрой прокладки фигуры животного, пластического решения наброска с учетом кругового обзора.

Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, дощечки.

Тема 8. Этюд фигуры человека с натуры.

Задачи: Дать понятие о пропорциях человека; первоначальные навыки передачи движения.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки, мокрые тряпочки.

Тема 9. Сюжетная лепка. «Курочка и цыплята», «Маша и медведь», «Конь с наездником».

Задачи: Научить учащихся задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета.

Материалы: пластилин, глина, стеки, картон, мокрые тряпочки.

Тема 10. Композиция «Сувенир». Изготовление небольшого размера декоративных фигурок людей или животных, с последующей росписью.

Задачи: Дать понятие о декоративности. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях, добиться завершенности проработки формы.

Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, глина, дощечки, гуашь, кисти.

Тема 11. Орнамент из сочетания растительных и животных форм с последующей росписью.

Задачи: Вписать орнаментальный мотив в квадрат, освоить технические приемы лепки рельефа и росписи.

Материалы: пластилин, глина, стеки, гуашь, кисти, мокрые тряпочки.

Тема 12. Композиция «Человек и животное». Итоговая работа.

Задачи: Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний и умений, полученных за два года обучения.

Материалы: пластилин, соленое тесто, глина, стеки, дощечки.

3 год обучения

Программа третьего года обучения рассчитана на усовершенствование всех полученных ранее навыков и умений. В основе этого года обучения лежит знакомство учащихся с народными художественными промыслами, которые связаны с декоративной пластикой.

Тема 1. Лепка на тему: «Покажем мамам, что мы умеем лепить». Декоративные украшения.

Задачи: Вызвать интерес у учащихся к занятию, выяснить, как дети пользуются ранее освоенными способами лепки.

Материалы: пластилин, соленое тесто, иголка, стеки, нить, дощечки.

Тема 2. Вводная беседа о декоративно-прикладном народном творчестве.

Задачи: Познакомить учащихся с народными художественными промыслами, которые связаны с декоративной пластикой (народной игрушкой, декоративной посудой и др.). Известные центры народных художественных ремесел России.

Тема 3. Дымковская игрушка с последующей росписью. «Лошадка», «Петушок», «Уточка» и т.д.

Задачи: Передать выразительные особенности игрушки, передать пластику перехода одной части к другой. Отличительные особенности росписи дымковских игрушек, тематика игрушек.

Материалы: пластилин, глина, стеки, мокрые тряпочки, гуашь, кисти.

Тема 4. «Барыня», (дымковская игрушка).

Задачи: Передать выразительность куклы, уметь пользоваться во время лепки деталей налепами, украсить куклу.

Материалы: глина, пластилин, стеки, мокрые тряпочки, гуашь, кисти.

Тема 5. Знакомство с декоративной посудой и ее роспись.

Задачи: Знакомство учащихся с декоративной, художественно оформленной посудой. Умение создавать посуду в каком-либо определенном стиле. (Гжель, Хохлома и т.д.)

Материалы: пластилин, глина, стеки, мокрые тряпочки, гуашь, кисти.

Тема 6. Вводная беседа о Каргопольской игрушке.

Задачи: Познакомить учащихся с историей промысла, с характерными отличиями в росписи игрушки, с тематикой.

Тема 7. «Козлик», «Конь», «Олень» (по каргопольской игрушке)

Задачи: Познакомить с последовательностью изготовления игрушки, научиться передавать пластику и форму игрушки научиться лепить пластическим способом из одного куска глины или пластилина туловище, шею и голову.

Материалы: пластилин, глина, стеки, гуашь, кисти.

Тема 8. Вводная беседа о Филимоновской игрушке.

Задачи: Знакомство с Филимоновской игрушкой. Познакомить учащихся с историей промысла, с характерными отличиями в росписи игрушки, с тематикой.

Тема 9. «Танцующая пара», «Петушок», «Уточка» (филимоновская игрушка).

Задачи: Показать традиции изготовления филимоновской игрушки в трактовке формы и росписи.

Материалы: пластилин, глина, стеки, гуашь, кисти.

Тема 10. Вводная беседа о Калининской игрушке.

Задачи: Познакомить учащихся с историей промысла, с характерными отличиями в росписи игрушки, с тематикой.

 Тема 11. «Матрешка» (по калининской игрушке)

Задачи: Передать форму и пластику в игрушке, показать особую гамму цветов в росписи.

Материалы: пластилин, глина, стеки, гуашь, кисти.

Тема 12. Вводная беседа о Богородской игрушке.

Задачи: Познакомить учащихся с историей промысла, с характерными отличиями в росписи игрушки, с тематикой.

Тема 13. «Мишка» (Богородская игрушка)

Задачи: Учить самостоятельно проявлять творчество на заданную тему и на основе знаний о Богородской игрушке создавать образ медведя в динамике.

Материалы: пластилин, глина, стеки, дощечки.

Тема 14. Композиция «Веселая ярмарка».  Выполнение многофигурной композиции. Экзаменационное задание.

Задачи: Развитие образного мышления у учащихся, способности передать характер веселой, праздничной атмосферы. Закрепление всего пройденного в году.

Материалы: пластилин, глина, стеки, дощечки, гуашь, кисти, мокрые тряпочки.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение:

предметы декоративно–прикладного искусства, в частности художественные изделия народных умельцев, а также работы преподавателя;

методические разработки, пособия, схемы, выполненные педагогом;

открытки, специальные журналы и книги;

видеоматериалы о народном декоративно-прикладном творчестве.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, доски, стеки, блюдца для воды, тряпочки, краски, кисти.

Техническое оснащение: столы, стулья, подиумы, доска, шкафы и полки для работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аракчеев Ю., Хайлов Л. Чудеса из глины. – М., 1980.

Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л., 1975.

Ватагин В. Изображение животного. Записки анималиста. – М., 1957.

Горичева В., Нагибина М. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 1998.

Морозова О. Волшебный пластилин. – М., 2007.

Фирсова А. Чудеса из соленого теста. – М., 2008.

Халезова Н. Народная пластика и декоративная лепка. – М., 1998.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы

Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы ...

Рабочая образовательная программа по курсу «Математика» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор И.И.Аргинская, С.Н.Кормишина) на период 2011 – 2015 годы

Рабочая образовательная программа по курсу «Математика» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор И.И.Аргинская, С.Н.Кормишина) на период 2011 – 2015 годы...

Рабочая образовательная программа по курсу «Музыка» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Г.С.Ригина) на период 2011 – 2015 годы

Рабочая образовательная программа по курсу «Музыка» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Г.С.Ригина) на период 2011 – 2015 годы...

Рабочая образовательная программа по курсу «Технология» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Н.А.Цирулик) на период 2011 – 2015 годы

Рабочая образовательная программа по курсу «Технология» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Н.А.Цирулик) на период 2011 – 2015 годы...

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

Обзор методических нотных и цифровых ресурсов помогающих в обучении детей младшего возраста на музыкальном отделении детской школы искусств

Преподаватель может использовать всю широту предшествовавшего педагогического опыта, опираясь на традиционные педагогические школы и, несомненно, прибегать к современным технологиям как компьютерным, ...