мастер-класс по изобразительному искусству
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Трифонова Ольга Алексеевна

Мастер-класс по теме: "Я рисую море..."

Цель: развитие творческих способностей, художественного вкуса детей младшего школьного возраста в процессе знакомства с произведениями искусства и и создания собственных художественных работ о море.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: изобразительного искусства.

Тема: «Я рисую море…»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: мастер-класс.

Цель:  развитие творческих способностей, художественного вкуса детей младшего школьного возраста в процессе знакомства с произведениями искусства и создания собственных художественных работ о море.

Задачи:                        

1. расширить представления детей о мире природы, умение видеть, понимать и ценить её красоту;

2. познакомить учащихся с творчеством художников, поэтов, посвятивших свои произведения морю;

3. способствовать созданию детьми собственного художественного образа моря;

4. воспитывать интерес к предмету.  

Структура урока:

1. Орг. момент.

2. Эмоциональное погружение в тему:

- беседа;

- игра;

- знакомство с художником.

3. Практическая работа.

4. Самостоятельная работа.

5. Выставка работ. Выводы.

6. Итог.  

 Ход урока.

1. Орг. момент.

- Я рада вас приветствовать на уроке изобразительного искусства!

-Когда человек работает, он часто использует какие-нибудь инструменты (молоток, игла). Когда работает художник, он также использует инструменты. Давайте назовем некоторые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это:

 

Черный Ивашка

Деревянная рубашка

 Где носом поведет

Там заметку кладет. (Карандаш)

 

Разноцветные сестрицы заскучали без водицы,

Дядя длинный и худой                                                                            

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисточки и краски)

 

            Если ей работу дашь-

            Зря трудился карандаш. (Резинка)

 

- А также другие инструменты художника:

 -бумага,

-палитра,

-тряпочки для промокания кистей и уборки рабочего места.

-Что еще надо знать?

Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных, они подразделяются на круглые и плоские. Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета.

-Прежде чем мы приступим к рисованию, давайте подготовим краски и инструменты к работе.

-Смочить кисточку в воде.

-Смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть.

-Никогда нельзя пачкать краски грязной (т.е. в другой краске) кисточкой, для получения

Другого оттенка или цвета используют палитру.

Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать опущенной в воду (искривится волос).

-Карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой без сильного нажима.

 

2. Эмоциональное погружение в тему.

- Особенные чувства, волнение вызывают у нас такие явления природы как звуки дождя, плеск волны, журчание ручья.

Посмотрите на фотоэтюды. На них изображена русская природа в разные времена года – тихая речка и задумчиво плывущие на ней лебеди, заснеженные леса, чёрные проталины и журчащие меж ними ручьи…

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности это вода.

Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,                                                                                    
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.

Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега…
А время придет – все растает,
И будет простая вода.

- Как вы думаете, тема нашего урока с чем связана?  (с водой).

Игра «Окрась слово».

(Для ее проведения каждому учащемуся до начала урока выдается комплект прямоугольников (квадратов) или кружков из цветной бумаги 6–8 цветов).  

-  С каким цветом у вас ассоциируется слово “вода”? Объясните свой выбор.

(Потом учитель укрепляет на доске плакат со словами:

аквариум,
акватория,
акваланг,
акварель.

В беседе с учащимися учитель узнает: понятно ли им значение этих слов.)

Aqua в переводе с латинского – вода. Как алфавит начинается с буквы «а», так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока «Вода – это жизнь!

 (Учитель цитирует Антуана де Сент-Экзюпери: «…Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца…Ты самое большое богатство на свете…»)

- Я предлагаю вам послушать стихи и определить тему нашего урока.

Блещут волны, плещут волны!

Под стеклянным брызгом волн

Прям стоит наш парус полный,

Быстро мчится лёгкий челн,                                                                

Раздвигая сини волны                                                                          

И скользя по склонам волн!

- Тема моря. Действительно многие поэты посвятили свои стихи морю. Это и Николай Михайлович Языков, чьи стихи вы только что прослушали, Василий Андреевич Жуковский:

Безмолвное море, лазурное море,

Ты живо; ты дышишь;

Смятенной любовью, тревожною думой

Наполнено ты.

 Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну свою.

Знакомство с художником.

Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную  даль. Слыша лёгкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, вспоминаешь сказочных персонажей: чудо-кита, золотую рыбку…(показать иллюстрации).

- Какого же цвета море? Его по-разному видели и изображали известные художники. (выставка работ известных художников).

Художников, которые в своём творчестве главной темой выбрали море, называют маринистами, а картины с морскими видами – маринами. (слова – термины на доске).

Знаменитым русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Тихая гладь моря, отражение луны, бушующие волны, огненные отблески молнии – всё с удивительной точностью запечатлел художник. Когда мы смотрим на картины И.Айвазовского, то ощущаем дыхание моря, звуки, шум волн.

Айвазовский родился в Феодосии в 1817 г. Уже в раннем детстве проявились художественные способности мальчика, особенно любившего изображать корабли, море. Работал Айвазовский очень быстро. Он написал более 6000 картин, не считая многочисленных рисунков.

3. Практическая работа.

- Пусть мы ещё не знаменитые художники, мы пока ещё учимся. И учимся рисовать море. ( Учитель читает стихи, рисует и одновременно с ним рисуют дети).

                                                                                                         

Я рисую море

Я рисую море, голубые дали!
Вы такого моря просто не видали!
У меня такая краска голубая,
Что волна любая просто как живая!
Я сижу тихонько около прибоя —
Окунаю кисточку в море голубое.

В. Орлов

Для чего морю наряды?

В ночь любую, в день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем — одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
По ночам на черной глади —
Мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
Море, если не секрет,
Дай, пожалуйста, ответ:
Для чего тебе наряды?
— Чтобы люди были рады!

                                                                                                               В. Орлов

- Мне хотелось, чтобы вы воспринимали море как целый мир, похожий на мир человека; поняли, что у моря, как и у человека, есть свой характер — оно может быть ласковым и грозным, спокойным и шумным, задумчивым и шаловливым.

4. Самостоятельная работа.

(Создание своего образа моря).

5. Выставка работ. Выводы.

- Меня, как и вас, переполняют чувства, мне тоже нравится эта выставка. Так и хочется сказать:

 

Я не слепа, я слышу красок звук,

То – красота –

Творение ваших рук.      

                                                                                                                                                                                

6. Итог.

Море.

Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.

- Наш урок подошёл к концу.

- Главное, чему учились на уроке?

(Это - переживать единение с природой, ощущать в себе её движение, видеть бесценную красоту каждого её маленького кусочка жизни, её драгоценность и неповторимость.)

И в шесть, и в сорок лет, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует!
Цветы и море,
Лес из сказки…
Все нарисует, были б краски,

Да лист бумаги на столе.

Самое главное, я хочу, чтобы вы  

 Всмотрелись в привычное –

и увидели неожиданное;

Всмотрелись в простое –

и увидели сложное;

А  в некрасивом –

и увидели  красивое.

 Я желаю вам, друзья,

Учить, творить и воплощать

Свои идеи на белом, чистом полотне!

Пусть будет мир в семье и на земле!                                                 

                                                                                                 

…Все хорошо в природе,
но вода – красота всей природы!

                                                                                   С.Т.Аксаков

Красота — это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом... Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце расцветет благородство.

Василий Сухомлинский

                                                                                                        

 

                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс«Использование программы ArtRage на уроках изобразительного искусства»

Это мастер-класс по использованию графической программы "ArtRage" на уроках изобразительного искусства. Сейчас во многих школах имеются мобильные классы, и появилась возможность использовать графическ...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование художественной нетрадиционной техники изобразительного искусства — пластилинографии. Карлсон».

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующийся личности ребенка он оказывает свое благотворное влияние. Тактильная ак...

Разработка урока мастер-класса по изобразительному искусству на тему: Техника "набрызг" с элементами "вытынанки".

           Разработка  урока  мастер-класс по изобразительному искусству  на тему: «Техника  «набрызг»  с элементами  вытынанки»...

Мастер-класс в 1 классе по изобразительному искусству на крымскотатарском языке на тему "Золотая рыбка в технике "пуантилизм""

Конспект урока по изобразительному языку для  школ и классов с крымскотатарским языком обучения...

Мастер-класс "О чём говорит искусство"

На примере мастер-класса "О чём говорит искусство", мы можем рассмотреть процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, а также личностных универсальных учебных ...

Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли. Природные зоны России.» мастер -класс 4 классы

Данный урок был разработан с целью подготовки учащихся к ВПР по окружающему миру, расширению и углублению знаний о природных зонах России ,знаний о родном крае, Государственных символах России, а...

Мастер-класс для детей "Ораторское искусство"

Если вы хотите, чтобы ваши ученики свободно выступали перед аудиторией, предлагаю вам несколько интересных заданий для обучения детей ораторскому искусству....