Мастер-класс "О чём говорит искусство"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Шашина Людмила Юрьевна

На примере мастер-класса "О чём говорит искусство", мы можем рассмотреть процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, а также личностных универсальных учебных действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.79 КБ
Файл master-klass.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс "О чём говорит искусство" 

Приветствую Вас, уважаемые коллеги!

(1слайд)

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к развитию универсальных учебных действий. А это не только работа по образцу, но и работа творчески, поиск решения в проблемных ситуациях. Развитие личностных универсальных учебных действий предполагает формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Новый подход заключается в том, чтобы языку пластических видов искусств учить как языку мышления. Учить способности видеть мир глазами художника. 

(2слайд)

Цель: сформировать представление о методах применяемых на уроках изобразительного искусства с целью развития  УУД.

Я попрошу Вас, уважаемые коллеги, разделится на группы. Первая группа -  это ученики. Вторая - эксперты. Экспертам даётся  задание внимательно следить за ходом нашего занятия и фиксировать УУД , формируемые на данном занятии . Ученики вливаются в диалог с учителем мастером.

(3слайд)

Давайте посмотрим на слайд! Что мы с Вами видим? Мы видим элементы "массовой культуры", "субкультуры", неонацистских организаций!

Что несёт она для общества, для наших детей? 

Деструктивное поведение: 

  • агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
  • враждебность при общении;
  • склонность разрушать материальные предметы и вещи;
  • желание расстроить сложившийся уклад жизни близких  людей; неспособность испытывать эмоции и чувства,
  • угроза жизни как чужой, так и собственной.

Отчуждение от эмоций и чувств, что приводит к неспособности чувствовать что-либо. И это на сегодняшний момент самая большая проблема в нашем обществе. Отсутствие чувств, здоровых эмоций, отрицание общепринятых норм добра, красоты, счастья.

А как вовлекаются наши дети в эти организации?

Как они делают выбор? Что их заставляет  сделать выбор?

Прежде всего визуальный образ!

Что нам нужно делать и как этому противостоять?

Здесь нам может помочь изобразительное искусство!

До того, как реальная жизнь поставит ученика в ситуацию выбора, у него нужно сформировать инструментарий оценивания явлений, личностные ориентации. Это поможет  ему  самостоятельно и адекватно принимать правильные решения.

Обучение художественному языку поможет использовать его на уровне мыслительных операций. Художественный язык станет языком общения.

(4-7слайд)

Средства выразительности очень просты и понятны: линия, цвет, пятно, форма. Но всё зависит от их характера.

Характер цвета!

Характер линий!

Образ пятна!

Агрессивные сочетания! Контраст! Ритм!

(8слайд)

Давайте разбираться! Исторически художественная культура уже имела примеры таких проявлений в разных обществах (фашистская свастика и форма). При этом мы видим общие символические свойства, если мы рассматриваем их с точки зрения художественных средств выразительности.

Например:

1. Характер линии - жесткая, корявая, грубая.

2. Характер цвета - контрастный, насыщенный, тёмный.

3. Характер пятна - объёмный, всепоглощающий. Недаром его называли пауком!!

(8слайд)

Для сравнения та же свастика в индийской и японской культуре!!

 1. Характер линии - плавный, нежный.

2. Характер цвета - нежный, светлый, теплый.

3. Характер пятна - изящный, закруглённый, обнимающий.

Волшебство изображения состоит в том, что по-разному изображённые одни и те же элементы  могут выглядеть по-разному и нести  разную информацию!

(9слайд)

Давайте воспользуемся методом проживания эмоционально-чувственного опыта через художественное творчество.

Первая группа - ученики выполняют творческое задание (проблемная ситуация): используя художественные средства выразительности: линию, цвет и пятно, украсить два флота - флот царя Салтана и пиратский флот.

Перед Вами два стола с красками, маркерами. Адекватными художественными средствами нужно украсить одинаковые шаблоны кораблей, но придавая им разное эмоциональное и поведенческое содержание. (Это делает первая группа участников).

Вторая работает экспертами. Осуществляя контроль и фиксируя УУД, формируемые на данном занятии: личностные, регулятивные, познавательные.

(10слайд)

В зал: выполняя эту работу, мы даём возможность понять ребёнку, как выражаются намерения через украшения. Что каждое украшение - это не элемент декора, а это еще и рассказ о сущности, о намерениях, о характере или настроении. Только сформированный инструментарий оценивания явлений, личностные ориентации позволят ребёнку делать правильный выбор

(11слайд)

Что по украшениям не только кораблей, но и человека можно судить о многом. О его мироотношении и миропонимании.

Участники первой группы самостоятельно выбирают элементы украшения.

 Готовые корабли помещаем на наше "море",  где и происходит встреча двух флотов.

Здесь прослеживается  основная человеческая проблема борьбы добра и зла.

Вопросы участникам первой группы:

Какие вы использовали средства выразительности, чтобы украсить добрые и злые корабли?

Как менялись ваши представления о средствах выразительности до и после мастер-класса?

Можно ли сказать, что проблема, затронутая на мастер-классе актуальна?

К экспертам:

Давайте посмотрим, какие УУД формировались на данном занятии? Сравним, что представлено на слайде.

 (12слайд)

Регулятивные УУД:

  • Определить цель и проблему;
  • Планировать деятельность;
  • Оценивать способы достижения цели.
  • Выбор средств выразительности как инструментарий.

Коммуникативные УУД:

  • Излагать своё мнение;
  • Организовать работу в группе;
  • Понимать позицию другого.

Личностные УУД:

  • Аргументировано оценивать себя и свои поступки;
  • Осознавать свои эмоции,
  • Эмоционально откликаться на прекрасное.

Как Вы можете оценить работу наших учеников, справились ли они с заданием, смогли ли, используя художественные средства выразительности достичь поставленной цели?

Уважаемые коллеги! Можно сказать, что проведённый мастер-класс дал преставление о возможностях предмета "изобразительное искусство" для формирования универсальных учебных действий. Помог раскрыть значимость всего преподавания искусства, его метапредметность. Обучение художественному языку поможет использовать его на уровне мыслительных операций.  Если художественный язык станет языком общения, то наши ученики научатся через искусство видеть жизнь. Она станет для них интереснее и содержательнее. Позволит задуматься о себе и о том, как мы позиционируем себя в реальном мире.

Искусство учит видеть и понимать другого человека, чувствовать его эмоции.

Спасибо за сотрудничество!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс " О чём говорит искусство" Составила Шашина Л.Ю., учитель изобразительного искусства МБОУ «Гимназии№4 им. А.С.Пушкина», к.п.н.

Слайд 2

Цель: сформировать представление методах применяемых на уроках изобразительного искусства с целью развития УУД.

Слайд 3

Проблема?

Слайд 5

Цвет

Слайд 6

Линия

Слайд 7

Пятно

Слайд 8

Противоположное звучание

Слайд 9

В чём отличие?

Слайд 10

Какой это флот?

Слайд 13

Формируемые УУД Регулятивные УУД: Определить цель и проблему; Планировать деятельность; Оценивать способы достижения цели: Выбор средств выразительности как инструментарий. Коммуникативные УУД: Излагать своё мнение; Организовать работу в группе; Понимать позицию другого. Личностные УУД: Аргументировано оценивать себя и свои поступки; Осознавать свои эмоции, Эмоционально откликаться на прекрасное.

Слайд 15

Мастер-класс " О чём говорит искусство" Составила Шашина Л.Ю., учитель изобразительного искусства МБОУ «Гимназии№4 им. А.С.Пушкина», к.п.н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО 2 класс "Школа России" «О чем говорит искусство»

Предмет: изобразительное искусствоКласс: 2 «а»Тема урока: «О чем говорит искусство.»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «теплые и холодные цвета».Планируемые результаты:·...

Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"

Применение нетрадициооных методик для развития мелкой моторики....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «О чём говорит искусство? Образ и характер сказочного героя»

Цели деятельности учителя: используя художественные средства выразительности (линия, цвет), помочь детям раскрыть характер и настроение образа сказочного героя.Программа "Перспектива"...

"О чем говорит искусство? Образ моря в искусстве" 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления об образе моря в изобразительном искусстве,Планируемые результатыПредметные:Обучение строению пейзажного пространства;Изображение моря в разном со...

Сценарий и презентация мастер-класса "Говорим правильно"

Сценарий мастер — класса «Говорим правильно».Аудитория - учащиеся младших классов пришкольного лагеря.Автор - Ненянг А.М., учитель-дефектологЗадачи:Развивать речевую активность, инт...