Сценарий урока изобразительного искусства « Цвета радуги» 1 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Урок по программе "Изобразительное искусство" Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Содержит материал по здоровьесбережению(пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, логопедические упражнения(звукопроизношение) "запоминалки"), поэтичесий материал яркий, эмоциональный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа № 15 им. Г. Е. Николаевой

г. Томска

Сценарий

 урока изобразительного искусства « Цвета радуги»

1 класс

                                                                                                               

                                                                                                               Автор:

                                                                             учитель начальных классов

                                                                                 Сухушина Елена Игоревна                            

                                                 

Томск  2011

Сценарий урока изобразительного искусства в 1 классе

Тема: « Цвета радуги» 

Цель: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Задачи:

1. Формировать умение работать акварельными красками, закрепить навыки правильной организации рабочего места.

2. Раскрыть ученикам красоту природных явлений.

3.Развивать эстетическое восприятие и эмоционально чувственное отношение к предметам и явлениям природы.

4. Воспитывать культуру общения, любовь к природе.

Оборудование и материалы для занятия:  акварельные краски, палитра, баночка с водой, картины художников (А. Жозеф, Б.Кустодиев),  компьютер, мультимедийный проектор, презентация, магнитофон.

Ход урока

  1. Проверка организации рабочих мест
  2. Определение темы урока

Учитель: Ребята, закройте глаза.  Слушая запись, представьте услышанное, а потом  поделитесь своими ощущениями и впечатлениями.

(Звучит запись: « Шум дождя».   Накрапывание. Ливень.  Окончание дождя).

Учитель: Что вы услышали? Одинаковой ли силы был дождь? Включите в свой рассказ слова: небо, тучи, ливень, капли, серые, тяжёлые, свинцовые, лужи, солнце. (Слова напечатаны на доске).

Выглянуло солнце, но капельки дождя ещё остались висеть в воздухе и мы можем увидеть удивительное явление…

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная …радуга

Дети хором заканчивают стихотворение.

Учитель: Догадались? Что мы будем сегодня рисовать на уроке? Радугу.

Учитель: Соберите  это слово.

Работа в парах.  На партах лежат разрезные буквы, из которых дети должны составить слово «радуга» (цвета букв и восклицательного знака соответствуют цветам радуги)

Учитель:  А в какое время года мы можем увидеть радугу после дождя?

Представим луг, на котором растут множество цветов. Их запах усиливается после дождя. Понюхаем! (слайд № 2)

Дыхательная гимнастика. Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

  1. Рассматривание фотографий и картин, изображающих радугу (слайд № 3 - 4)

Подготовленный ученик во время показа читает стихотворение С. Маршака

 « Радуга – дуга».

Солнце вешнее с дождем                      А построили в два счета
Строят радугу вдвоем -                                                                 Поднебесные ворота.
Семицветный полукруг                                                                 Радужная арка
Из семи широких дуг.                                                                   Запылала ярко,

Нет у солнца и дождя                                                                  Разукрасила траву,
Ни единого гвоздя,                                                                        Расцветила синеву.
Учитель: С чем можно сравнить радугу?  (полукруг, дуга, коромысло). Какое настроение возникает у человека, который видит это замечательное природное явление? (счастье, радость, восторг, удивление).

Радуга предвещает конец дождя и ясную погоду. Видеть радугу к добру, удаче. Радуга выступает символом тёплого лета, радости, и дружбы неба и Солнца.  Обычно мы видим радугу, когда дождь ещё не закончился. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу. А вот если летишь на самолёте, то можно увидеть внизу не радугу – дугу, а целое кольцо радуги.

Физминутка

Вот из радужных ворот                                  Поскорей, поскорей
К нам выходит хоровод,                                 Выбегай из дверей,
Выбегает из-под арки,                                     По траве босиком,
Всей земле несет подарки.                             Прямо в небо пешком.

Эй, ребята, поскорей                                        Ладушки! Ладушки!
Выходите, из дверей                                  По радуге,                          
На поля, в леса и парки                                    По радужке,
Получать свои подарки!                                   По цветной

Учитель: Произнесём слово « радуга». Какой звук мы слышим в начале слова. Звук [р].

Речевая разминка:

Ра – Ра – Ра – начинается игра.

Ры – ры – ры – у мальчиков шары.

Ре – ре – ре – стоит домик на горе.

Ри – ри  - ри – на ветках снегири.

Ру – ру – ру – завершаем мы игру.

  1. Запоминаем цвета радуги

Ярким коромыслом радуга повисла.
Над домами, лесом, речкой и полями.
Расскажи нам радуга, чем ты нас порадуешь?
Удиви нас радуга своими цветами!!

Учитель:  Посмотрите внимательно  на фотографию (слайд № 5).

В небе радуга – дуга                         Пусть ответит

Замыкает берега.                                 Тот, кто знает

Расцветая всё ясней                                     Или может сосчитать,

Чудо – краски светят в ней.                 Сколько красок

                               В ней играет, озаряя моря гладь? (семь)

Сравним разные фотография радуги. Отличаются ли на них радуги? Может быть у них разные цвета? Разная форма, или цвета по - другому расположены друг за другом? (слайд № 4)

Выберите слова, которые передадут форму радуги: окружность, дуга, полукруг, овал, кривая линия, прямая линия  (слова напечатаны на доске).

Проведите по воздуху линию,  по которой бы располагалась радуга.

Разминка для глаз.  Ученики работают по схеме универсальных символов, которая располагается над доской.  Найдите на схеме линии радуги и «скользите» по ним глазами (кратность движений 10 – 12 раз).

Учитель: Назовите цвета радуги.  

Дети перечисляют: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.     (слайд № 6)

 Учитель: Ребята, постарайтесь услышать в стихотворении Е. Благининой цвета радуги    (слайд № 7). Читает хорошо читающий ученик.

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную - цветную
На лугу подстерегу.

Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.

Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу...

Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?

Учитель: Перечислите,  какие цвета вы услышали в стихотворении.

Известны выражения, которые помогают запомнить последовательность цветов. Первая буква слова указывает на определённый цвет (слайд № 8).

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Как Однажды Жан – Звонарь Головой Свалил Фонарь.

Заучите понравившееся выражение наизусть.

Работа в парах. На каждой парте разложены кружки цветов радуги и 3 лишних цвета. Дети должны нужные выбрать  цвета и расположить их в правильном порядке. При этом в классе исчезают изображения радуги.

Самопроверка по слайду презентации (слайд №  6).

Учитель: Посмотрите на слово « Радуга», которое вы собрали в начале урока и скажите в какие цвета окрашены его буквы?

Игра в ассоциации.

Учитель: Ребята, поиграем в ассоциации. Я называю цвет, а вы предметы, которые ассоциируются с этим цветом. Иллюстрацией послужат слайды презентации № 9 - 16

Физминутка 

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты – ромашка, я – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре.

Раздвигайте круг пошире.

Становитесь в круг опять будем в солнышко играть.

Мы – весёлые лучи.

Мы – резвы и горячи.

Раз два. Три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

  1. Рисование радуги – дуги

Учитель: Назовите  правила работы акварельными красками.

Разомнём пальчики перед работой.

Гимнастика для пальчиков.

Наши алые цветки распускают лепестки.            Руки в стороны, в кулачок,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.            Разожми и на бочок.

Наши алые цветки закрывают лепестки,                          Руки вверх и в кулачок.

Головой качают, тихо засыпают.             Разожми и на бочок.

            Руки вниз , в кулачок,

                                                                                                Разожми и на бочок.

Учитель: Ребята, подумайте, что означает выражение "радужное настроение"? Можно ли их сегодняшнее настроение назвать "радужным"? Люди связывали радугу со счастливой жизнью. Например, считалось, что тот, кто пройдет под радугой (как под аркой), всегда будет счастлив.

Ученики  работают в рабочей тетради В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной (слайд № 17).

Во время рисования звучит песня со словами:

КРАСНЫЕ кисти рябины на ветках
Любят зимою клевать снегири.
Яркий ОРАНЖЕВЫЙ солнечный зайчик-мандарин
ЖЕЛТЫЙ подсолнух приветливо встретит
Желтых шмелей ,подлетевших к нему.
Кроны дубов, ЗЕЛЕНЬ парков и скверов
нас укроют в жару.
Ярким коромыслом радуга повисла
Над домами, лесом, речкой и полями
Расскажи нам радуга, чем ты нас порадуешь
Удиви нас радуга своими цветами!!

Цвет ГОЛУБОЙ - цвет весеннего неба
Цвет незабудок, спокойной реки
"СИНЯЯ птица" приносит удачу- не упусти
Цвет ФИОЛЕТОВЫЙ- это фиалка
Тайны и магии цвет у нее.

VII. Самооценка получившихся  работ
VIII. Выставка работ учеников

Список литературы:

  1. Е. А. Воронова. Здоровый образ жизни в современной школе, М.,                                    « Феникс», 2007.
  2. Г. К. Зайцев, Твоё здоровье: Укрепление организма. С – П. 2000.
  3. С. И. Исаева.  Физкультурные минутки в начальной школе. М., « Айрис Пресс» 2004.
  4. Н. К. Смирнов. Анализ проведения урок с позиции здоровьесбережения. Журнал

« Практика» № 8, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства "Цветы" ( 1 класс 2 четверть) по программе Б.М. Неменский

В презентации происходит просмотр фотографий цветов: они украшают все наши праздники, все события нашей жизни! Цветы можно назвать украшением Земли! Они такие бесконечно разные - и торжественные, и не...

КОНСПЕКТ урока Изобразительное искусство Чудо-радуга (первый урок темы) Тема Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.

КОНСПЕКТ урокаИзобразительное искусствоЧудо-радуга (первый урок темы)Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги....

Конспект урока изобразительного искусства «Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета» (2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «тихих» и «звонких» цветах; обучение состав...

Конспект урока изобразительного искусства «Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета» (2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «теплых» и «холодных» цветах; обучение сост...

Конспект урока изобразительного искусства "Цвет как средство выражения. Тихие цвета" (2 класс, Школа России)

Конспект урока изобразительного искусстваТема: Цвет как средство выражения. Тихие цветаЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием "тихие цвета"; формирование умений для...

Конспект по изобразительному искусству «Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет», 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «тихие» и «звонкими&raq...

Открытый урок по изобразительному искусству 1 б класс Тема: Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.

Урок был представлен в рамках методического семинара. Цель: создать условия для знакомства с основными и составными цветами и научить получать цветовые смеси с помощью трех красок  чере...