Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
рабочая программа (изобразительное искусство, 3 класс) по теме

Попова Елена Валерьевна

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            МОКУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа

                            Октябрьского района»

           

                                               

Рабочая программа

по изобразительному искусству 3 класс

            по программе Б.М.Неменского

                   

                                       Составитель: Попова Е.В.

                                               учитель начальных классов

                                 

           

                         

Рассмотрено                            Согласовано:                              Утверждаю:

на заседании МО                        Заместитель директора                     Директор:

начальных классов                      по УВР

Протокол №

от

                     Пояснительная записка

 Статус документа

      Рабочая  программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая  программа распределяет учебные часы по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся.

 

Структура документа

      Рабочая  программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс начальной школы.

 Общая характеристика учебного предмета

     Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

      Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно

информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

      Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком  рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

      Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

     Изобразительное искусство является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно- прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно - творческую активность, интерес к внутреннему миру, к сознанию своих личных связей с искусством, развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.

В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения жизни.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных: видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Основные содержательные линии

В рабочей  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

     

Цели обучения

      В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  1. освоение первичных знаний о мире пластических искусств:

изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

  1. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  2. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия  произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

      В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б.М.Неменского, В.Г.Горяева, Г.Е.Гурова, Л.А.Неменской и др.  

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

      На уроках изобразительного искусства формируются умения:

  1. воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  2. выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения;
  3. объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
  4. работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
  5. решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
  6. создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  7. умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Задачи художественного развития учащихся в 3 классе

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- развивать понимание неразрывной связи своей жизни, предметного окружения с деятельностью пластических (пространственных) искусств;

- развивать понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании любого предмета быта и произведений искусства в окружающей человека жизни;

- развивать умение видеть и ценить труд художников, создающих неповторимый облик родного города на протяжении веков;

- развивать интерес к восприятию памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства;

- развивать эмоциональную сферу ребёнка средствами комплексного воздействия разных видов искусств: изобразительного искусства, музыки, литературы.

Формирование художественно-творческой активности:

- уметь видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для дома, для придания своего облика городу, улице, театру;

- творчески участвовать в создании эскизов предметов, окружающих детей дома (игрушек, книжек, посуды и др.), на улицах города, в театре;

- активно участвовать в беседах на уроке, в индивидуально-коллективных формах творчества;

- активно участвовать в организации выставок в классе и школе.

                            Результаты обучения

 

Формирование художественных знаний, умений, навыков у учащихся 3 класса:

- учиться понимать, что в создании разных предметов для дома, школы, театра, города важную роль играют качество и красота материала, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций;

- знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды, произведений искусства принимают участие Мастера Изображения, Украшения и Постройки;

- знать основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;

- знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительного искусства, художественных галереях, музеях декоративно-прикладного искусства и музеях под открытым небом; знать основные музеи нашей страны;

- иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (И.Билибин, Ю.Васнецов и др.), об известных народных художественных промыслах России (Хохлома, Гжель, промыслы народной игрушки, промыслы своего региона);

- запомнить ряд имён мастеров, с работами которых встречались на уроках (И.Левитан, А.Саврасов, И.Репин, В.Серов, В.Ватагин);

- владеть элементарными навыками работы гуашью, цветными мелками, а также работы с пластилином или глиной, бумагой, необходимыми для осуществления творческих замыслов;

- владеть элементарными приёмами изображения глубины пространства (наблюдательной перспективой) с элементами загораживания, передачи величины предметов (дальше – меньше, ближе – больше);

- знать начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс);

- учиться передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;

- владеть простейшими навыками объёмного конструирования из бумаги при создании «проектов» оград, фонарей, зданий, витрин, транспорта, выразительных масок и кукол для школьного театра.  

Содержание программного материала

        

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Сроки изучения

Контрольные и диагностические работы

Сроки проведения

Примечания

1.

«Искусство в твоём доме»

8 часов

   I четверть

Выставка работ

На уроке

2.

«Искусство на улицах твоего города»

7часов

   II

четверть

Выставка работ

На уроке

3.

«Художник и зрелище»

10часов

   III

четверть

Выставка работ

На уроке

4

«Художник и музей»

9 часов

   IV

четверть

Выставка работ

На уроке

Всего

34 часа

                         

                 

                 Календарно-тематическое планирование

                       Планирование раздела №1

                      «Искусство в твоём доме»  (8 часов)

№ п/п

Тема учебного  занятия

 Кол-во                    

 часов

 Тип урока

Материалы и зрительный ряд

    Дата        

 проведения

1.

Твои игрушки

 (Создание формы)

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Пластилин, глина, мука, водоэмульсионная краска.

Практическая работа в создании будущей игрушки из данных м-ов.

Подлинники, слайды образцов дымковской, филимоновской , богородской и др. игрушек.

2.

Твои игрушки

(Украшение)

  1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Гуашь, крупные  и мелкие кисти.

Практическая работа в росписи самодельной игрушки. Слайды.

№ п/п

Тема учебного  занятия

 Кол-во                    

 часов

 Тип урока

Материалы и зрительный ряд

    Дата        

 проведения

3.

Посуда у тебя дома

(Создание посуды на каждый день и праздничной. Связь формы и декора посуды с её назначением)

  1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Пластилин.

Практическая работа в лепке посуды.

Слайды и подлинники образцов посуды (Хохлома, Гжель и др.)

4.

Мамин платок

(Создание эскиза росписи платка. Композиция и эмоциональное звучание цвета в росписи)

 1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы.

Практическая работа в росписи платка на цветной бумаге. Слайды платков.

5.

Обои и шторы в твоём доме

(Создание орнамента для обоев)

  1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Альбом (белая бумага), цветная бумага, гуашь, кисти.

Практическая работа в

Создании орнамента для обоев на белой или цв. бумаге. Образцы обоев, слайды.

6.

Твои книжки

(Создание книги. Форма, цвет, размер, оформление обложки, иллюстрации)

  1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Белая бумага, цветной картон, белые нитки, игла, степлер, цв. карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.

7.

Поздравительная открытка

Создание поздравительной открытки-образа.

Открытка как предмет искусства)

  1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Пластилин, стеки, картон, белая и цв. бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти, сухие травы.

Слайды и подлинники поздравительных открыток.

8.

Что сделал художник в нашем доме

(Обобщение темы четверти)

 1

Обобщение

изученного

материала

Занимательные игры-угадайки, экскурсия по выставке детских работ, выполненных за это время.

                              Планирование раздела №2

                      «Искусство на улицах твоего города» (7 часов)

№ п/п

Тема учебного  занятия

 Кол-во                    

 часов

 Тип урока

Материалы и зрительный ряд

    Дата        

 проведения

1

Памятники архитектуры – наследие веков

(Изображение памятников архитектуры, основываясь на разнообр. архит. форм и их нарядном декоре).

         

    1

 

Изучение и первичное закрепление нов. знаний

 

Белая или тонир. бумага, гуашь, кисти, восковые мелки.

Слайды архитектурных памятников.

     

     

             

2.

Парки, скверы, бульвары 

(Изображение культурной природной среды. Разные по характеру парки (для сказочных героев, весёлый детский парк-аттракцион, аллея воинской славы)

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Белая или тонированная бумага, гуашь, крупные  и мелкие кисти. Слайды парков культуры и отдыха.

3.

Ажурные ограды

(Создание проектов ажурных оград. Приобщение детей к красоте ажурно-сетчатых конструкций оград и решёток скверов, парков, перил мостов (чугунное литьё, ковка); деревянного узорочья изб, ворот и т. д.

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Белая, чёрная и цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон, серпантин.

Слайды ажурных узоров (ковка, деревян. узорочье).

     

                                 

4.

Фонари на улицах и парках

(Создание проектов фонарей.

Важная роль уличных и парковых фонарей в создании неповторимого облика города.)

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Цветная бумага, клей, ножницы. Белая бумага, гуашь, кисти.

Слайды Московского музея фонарей.

5.

Витрины магазинов

(Создание проектов оформления витрины. Композиционное решение, цветовой строй, ритм. расположение предметов в пространстве).

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Коробка от обуви, цветная бумага, клей, ножницы.

Слайды витрин магазинов.

6.

Транспорт в городе

(Создание проектов машин.

Образ машины через её форму.)

 

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Коробочки разных размеров, цветная бумага, клей, ножницы.

Слайды городского транспорта.

7.

Что сделал художник на улицах моего города (моего села)

(Обобщение темы четверти)

    1

Обобщение

изученного

материала

Урок-викторина, игра в экскурсоводов по коллективному панно детских работ.

                         

                         Планирование раздела №3

                      «Художник и зрелище» (10 часов) 

№ п/п

Тема учебного  занятия

 Кол-во                    

 часов

 Тип урока

Материалы и зрительный ряд

    Дата        

 проведения

1.

Художник в цирке

(Изображение циркового зрелища, отдельного номера или персонажа в процессе выступления).

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Гуашь, кисти, белая бумага, восковые мелки, пастель.

Слайды цирковых выступлений.

2-3

Художник в театре

(Создание «Театра на столе».  

Художественно-декоративное

оформление спектакля).    

    2

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Гуашь, кисти, белая и цветная бумага, картон, ножницы, клей, коробки от обуви, пластилин.

Слайды театр. выступл.

4-5.

Театр кукол

(Изготовление перчаточных кукол и создание спектакля).

    2

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Пластилин, мука,  водоэмульсионная краска, картон, кусочки ткани, ножницы, клей, картон, большая обувная коробка.

Слайды, образцы кукол.

6-7.

Маска

(Создание маски).

    2

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Цветной картон,

цветная бумага, клей, ножницы, старые очки, большое фото лица из журнала (глаза), верёвки,

пакля, бусы и т. д.

Слайды масок, образцы.

8.

Афиша и плакат

(Составление эскиза афиши к своему кукольному спектаклю или цирковому представлению).

   1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Альбомный лист, гуашь, кисти, восковые мелки, пастель.

Слайды афиш.

9.

Праздник в городе

(Создание эскиза праздничного оформления города, села, двора на

тему «День инопланетянина»).

   1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Альбомный лист, гуашь, кисти.

Слайды оформления улиц села (города).

10.

Школьный карнавал

(Обобщение темы четверти).

   1

Обобщение

изученного

материала

Урок-путешествие по темам четверти (просмотр кукольных спектаклей, афиш, масок).

   

                            Планирование раздела №4

                          «Художник и музей»  (9 часов)

№ п/п

Тема учебного  занятия

 Кол-во                    

 часов

 Тип урока

Материалы и зрительный ряд

    Дата        

 проведения

1.

Музеи в жизни города

 (музей искусства)

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Просмотр слайдов с изображением Третьяковской галереи, Музея изобраз. искусств им. А.С.Пушкина и др.

2.

Картина – особый мир

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знакомство с станковым искусством. Отличие картины от иллюстрации в книге. Роль рамы в восприятии картины. Просмотр слайдов.

3.

Картина-пейзаж (жанр пейзажа)

Изобразить два эмоционально разных пейзажа: радостный и грустный.

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Гуашь, акварель, кисти, альбом.

Слайды пейзажной живописи (И.Левитан,

А.Саврасов, А.Куинджи).

4.

Картина-портрет (жанр портрета)

(Изобразить портрет интересного для себя человека).

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Гуашь, акварель, кисти, альбом.

Слайды портретов.

5.

Картина-натюрморт

 (жанр натюрморта)

(Изобразить натюрморт разного эмоционального звучания: радостный,

грустный, нежный).

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Гуашь, акварель, кисти, альбом.

Просмотр слайдов.

6.

Исторические картины и картины бытового жанра

(Создать композицию на тему исторических событий или будничной человеческой жизни).

    1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Гуашь, акварель, кисти, альбом.

Просмотр слайдов (П.Корин «Александр Невский», В.Васнецов «Витязь на распутье» и др.

7-8.

Скульптура в музее и на улице

(Создать из глины (пластилина) фигурку человека или животного в движении).

    2

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Глина (пластилин), мука, водоэмульсионная краска, гуашь, кисти.

Слайды скульптур.

9.

Художественные выставки

(Обобщение темы четверти и года)

    1

Обобщение

изученного

материала

Занимательные игры-угадайки, экскурсия по выставке детских работ, выполненных за год.

                           

               

Список литературы по реализации программы

          1.  Концепция и программы начальных классов.  2  часть.

          2.  Учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс  

              под ред. Б.М. Неменского.

          3.  Поурочные планы 3 класс по программе Б.М. Неменского.

          4.  Набор таблиц по ИЗО, слайды.



 

Комментарии

Мишина Елена Викторовна

Спасибо за разработку. В этом году обязательно пригодится.