программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2012 – 2013 учебный год

 

 

Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд                                          Класс       1

Количество часов   68

Учитель  Микоян А.С.

 

Программа:                                                                                         

Примерные программы по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, программы курса

«Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы / Под ред. Б. М. Неменский. – М.: Издательство «Просвещение», 2010. 

 

Учебник:

Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. для 1 кл. нач. шк../Л.А. Неменская; Под ред. Б.М. Неменского 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_kl._fgos_izo_i_hud._trud.docx87.43 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа «Кристалл»

Рассмотрено и принято на заседании кафедры «Естественно - научных и развивающих дисциплин»

__________________

Протокол №

от «___»_______20___г.

Рекомендовано к утверждению

Зам. директора по УВР

_________________

О.П. Титова

Утверждаю

к использованию

в учебном процессе

Директор НОУ СОШ

«Кристалл»

________________

Н.В. Кирюхина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2011 – 2012 учебный год

Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд                                          Класс       1

Количество часов   68

Учитель  Микоян А.С.

Программа:                                                                                          

Примерные программы по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, программы курса

«Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы / Под ред. Б. М. Неменский. – М.: Издательство «Просвещение», 2010.  

Учебник:

Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. для 1 кл. нач. шк../Л.А. Неменская; Под ред. Б.М. Неменского 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

 

Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся начальных классов  общеобразовательной школы.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе

4. Цель программы

Изучение курса изобразительного искусства и художественного труда в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание  эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  2. развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  3. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  4. овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

5.Задачи программы

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  1. совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  2. развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  3. формирование навыков работы с различными художественными материалами.

6. Целевая установка

Уникальность и значимость курса определяют нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно творческой деятельности помогут школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

7. Специфика  программы

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Поэтому главный смысловой стержень программы – это связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. В первом классе начинают осваиваться учащимися средства художественной выразительности  – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного класса.

Три способа художественного освоения деятельности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

8. Основные содержательные линии курса

Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство и технология» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира»

9. Структура программы

Учимся у природы

Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Изображение деревьев, птиц, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, рыбок, переплетение ветвей деревьев, паутин, морозные узоры на стекле и т.д. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия:  линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания, ритм. Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черной и белой красками. Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта. Пропорции фигуры человека и животных.

Художественно-творческая деятельность. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Освоение основ рисунка, живописи.

Фантастические образы в изобразительном искусстве

Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и художественная фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусства на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно прикладном искусстве. Выбор художественных материалов и средств для создания выразительных образов. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта, домов.  Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы.

Основы художественного языка. Особенности композиции при передаче сказочных образов, при создании фантастических композиций. Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма. Форма предмета, стилизация природных форм в декоративном творчестве. Пропорции: соотношение целого и частей.

Художественно-творческая деятельность. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Учимся на традициях своего народа

Значение изобразительного искусства в национальной культуре. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (взаимосвязь украшений жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыки, песен; былин, сказаний, сказок). Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагивающими тему родной природы, русских сказок, истории Отечества.

Основы художественного языка. Возможности композиции (в вертикальном и горизонтальном формате); равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование контраста крупных и мелких форм в объеме.

 Опыт художественно-творческая деятельность (внутри тем). Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.  Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

10.  Требования к уровню подготовки учащихся

к концу первого класса.

Обучающиеся должны знать

  1. основы трех видов  художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  2. начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их значение в жизни человека и обществе;
  3. выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
  4. о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
  5. о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия.

Обучающиеся должны уметь

  1. работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно прикладных и народных формах искусства;
  2. наблюдать и эмоционально отзываться на эстетические явления в природе и деятельности человека;
  3. проявлять фантазию, воображение в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  4. художественно воспринимать различные виды и жанры искусства;
  5. самостоятельно выполнять творческую деятельность и взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности при коллективном творчестве;
  6. изображать предметный мир, растения и животных.

11. Формы организации учебного процесса

  1. Используется индивидуальная и коллективная (по группам, индивидуально-коллективная) работы;
  2. В основе программы лежат интегрированные уроки – уроки изобразительного искусства и урок технологии, темы  их логически взаимосвязаны;
  3. Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, практических занятий и обобщающих уроков, а так же уроков - экскурсий и уроков - игр.

12. Итоговый контроль

  1. В течение четверти для оценки знаний и умений учащихся подготавливаются работы на выставки различного уровня.
  2. Текущий контроль в форме беседы.

13. Объем и сроки изучения

Изучается в течение года, 2 часа в неделю, итого 66 часов в год.

14. Методическое сопровождение программы

1.

Алехин А.Д.

Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. - М.: «Просвещение», 2000.

2.

Алексеева В.В.

Что такое искусство?  - М.:  «Просвещение», 2001.

3.

Гудилина С.И.

Игровая азбука / Изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги. - М.: Аквариум, 2006.

4.

Неменская Л.А.

Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 класса. - М.: «Просвещение», 2006.

5.

Под редакцией Неменского Б.М.

Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы// Под ред. Б.М. Неменского. – М.: «Просвещение», 2007.

6.

Составитель

Нечаева Н. В.

Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2005.

7.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.


Календарно-тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство и художественный труд» в 1 классе в рамках учебно-методического комплекта

п\п

1.

Тема урока

2

Тип урока

Кол. Часов

3

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты ( личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Дата

Содержание урока

(Ученик должен знать)

4.

Личностные УУД

5

Познавательные УУД

6

Коммуникативные УУД

7

Регулятивные УУД

8

9

Раздел 1      Учимся у природы

1.

Изображе-ние всюду вокруг нас

Экскурсия.    (1 ч)

Знакомство с Мастером Изображения и Украшения. Роль деятельности изображения в жизни людей. Развитие умения наблюдать за природой, окружающим миром

Знать:

- что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума;

- о роли родителей и учителей  в ознакомлении детей с окружающим миром;

Уметь:

- видеть различные изображения, которые сделали художники..

 - изображать раннее увиденное по памяти

Способность к эстетической оценке явлений окружающей жизни. Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям).

Способность к художественному познанию мира. Сравнивать предметы по цвету, форме,

размеру;

-выделять свойства предметов;

- объединять предметы по цвету, форме, размеру;

-ориентироваться в пространстве.

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание об искусстве

Совместно договариваться о правилах общения  и поведения в школе и следовать им.

Принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

2.

Ты изобража-ешь. (свободная тема рисунка)

Практичес-кий (1 ч.)

3.

Мастер Изображения учит видеть. Деревья и Листья.

Комбинированный.      (1 ч.)

Знакомство с понятием «Форма». Формирование поэтического видения мира.

Знать:

- разновидности листьев и деревьев.

Уметь:

- сравнивать по форме разные листья и находить схожесть в них с деревьями.

- изображать сказочный лес  в форме листьев из цветной бумаги

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков Умение:

- рассматривать, сравнивать

Слушать и понимать речь других. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков.

Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию)

4.

Мастер Изображения учит видеть. Животные

Комбинированный урок.

(2ч.)

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Изображение животных с помощью геометрических фигур.

Знать:

- виды животных и их характер

Уметь:

-находить отличия и сходства разных животных;

- изображать животных

Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя.

Анализ объектов под разным углом зрения в зависимости от поставленного вопроса.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

5.

Изобра -жать можно пятном

Комбинированный урок.

(1ч.)

Пятно – одно из главных средств изображения. Развитие воображения.

Знать:

-какими бывают у зверей уши, хвосты, лапы, усы

Уметь:

- видеть изображение в пятнах;

- изобразить зверушку из сделанного краской пятна.

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Умение:

- сравнивать и группировать предметы и их образы. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Слушать и понимать речь других.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

6.

Изобра- жать можно в объеме. Животные

Комбинированный урок.

(1ч.)

Объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Примеры выразительных объемов (пни, камни, коряги, сугробы) похожие на кого-то.. Лепка от большой формы.

Знать:

- приемы лепки из пластилина путем вытягивания, вдавливания и присоединения деталей.

Уметь:

- работать с пластилином

- лепить объемных животных и птиц;

- видеть целостную форму

Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение(версию)

Умение использовать приобретенные знания .

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

7.

Изобра- жать можно в объеме. Птицы

Комбинированный урок.

(1ч.)

Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение(версию)

Умение использовать приобретенные знания .

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

8.

Изобра-жать можно линией. «Расскажи нам о себе»

Комбинированный урок.

(1ч.)

Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказывать; повествовательные возможности линии.

Знать:

- специфику линейных изображений

Уметь:

-видеть линии в природе;

-выполнять рисунок линией черным фломастером или карандашом;

-выполнять линейные иллюстрации на стихотворения с веселым развитием сюжета

Осознание необходимости совершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Слушать и понимать речь других. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

9.

Изобра-жать можно линией. Рисунки на тему стихов.

Комбинированный урок.

(1ч.)

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности

10.

Разноцвет-ные краски

Урок - игра

(1ч.)

Знакомство с красками гуашь. Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка.

Знать:

- теплые и холодные цвета;

- особенности смешивания красок;

- специфику письма гуашью

Уметь:

-пользоваться красками на уроке;

- организовывать рабочее место

- сочетать цвета, например,  при создании красочного «коврика»

Формирование  выбора оптимальных форм поведения во взаимоотношениях с одноклассниками ,друзьями.

Способность к художественному познанию мира.

Оформлять свою мысль в устной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста.)

Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

11.

Проба красок – красочный «коврик»

Практический (1ч.)

Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение.

Анализировать объекты с целью выделения признаков Умение:

- выделять свойства предметов;

- объединять предметы по цвету, форме, размеру

Формировать собственное мнение и позицию.

 Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

12.

Изобра-жать можно и то, что не видимо (настрое-ние) Изображение радости в природе

Комбинированный урок.

(1ч.)

Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств как бы невидимый

Знать:

- способы отображения настроения в рисунке;

Уметь:

- применять нужные цвета красок для передачи настроения и вложения смысла в изображаемый рисунок

Умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности своей и класса на уроке.

Анализ объектов под разным углом зрения в зависимости от поставленного вопроса.

Наблюдать и самостоятельно делать выводы.

Установление причинно – следственных связей. Построение логической цепи рассуждений.

Умение применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.

Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учиться работать самостоятельно.

Формирова-ние целеустремленности и настойчивости в достижение цели. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

13.

 Изображение грусти в природе.

Комбинированный урок.

1ч.

14.

Изображение веселой музыки.

Комбинированный урок.

(1ч.)

15.

Изобра-жение грустной музыки.

Практическое занятие

(1 ч.)

16.

Художники зрители

Обобщаю-щий урок(1ч.)

Выставка детских работ. Начальное формирование навыков восприятия. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников

Уметь:

- понимать работу художника;

- участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста.)

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижение цели.

17.

Мир полон украшений

Комбинированный       ( 1ч.)

Знакомство с Мастером Украшения. Украшения всюду вокруг нас. Цветы.

Знать:

- разновидности цветов;

- формы лепестков, тычинок, узорчатые детали разнообразных цветов.

Уметь:

-расписывать цветы-заготовки;

- придумывать и рисовать сказочные цветы.

- принимать участие в оформлении коллективной работы «Корзина с цветами»

Анализ объектов под разным углом зрения в зависимости от поставленного вопроса.

Учиться  работать по предложенному плану.

Сравнивать и группировать факты и явления .Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

18.

Сказочный цветок

Практическое занятие  (1 ч.)

Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя.

Умение использовать приобретенные знания.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. Умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

19.

Красоту надо уметь замечать.

Экскурсия

(1 ч.)

Многообразие и красота узоров в природе. Узоры на различных поверхностях  (кора дерева, пена волны, капли на ветках, иней на окнах и тд.). Развитие наблюдательности. Приобретение опыта эстетических впечатлений.

Знать:

- узоры созданные природой

Уметь:

- видеть яркую и неброскую, тихую и «неожиданную» красоту в природе.

- изображать по памяти, увиденные в природе узоры.

Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя.

Способность к эстетической оценке явлений окружающей жизни.

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Учиться уважительно относиться к позиции другого.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. другого ,пытаться договариваться.

Умение контролировать свою деятельность по результату. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

Выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки.

20.

Кора дерева.

Практическое занятие (1ч.)

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Анализ объектов под разным углом зрения в зависимости от поставленного вопроса. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

21.

Иней на окне

Практическое занятие (1ч.)

22.

Узоры на крыльях. Изображение бабочки.

Комбинированный       ( 1ч.)

Разновидности бабочек.  Красота узоров на крыльях.

Знать:

- о существующих узорах расцветках крыльев бабочек

Уметь:

- сочетать цвета при украшении крыльев бабочки (заготовки)

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшение.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение:

- рассматривать, сравнивать, классифицировать.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки.

23.

Красивые рыбы

Комбинированный       ( 1ч.)

Знакомство с выразительными возможностями фактуры. Неброская и «неожиданная» красота в природе.

Знать:

- о технике монополи и специфике ее выполнения

Уметь:

- работать в технике монополии (цветное пятно);

- украшать рыбу узорами чешуи

Работая по предложенному плану ,использовать необходимые средства. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Способность к художественному познанию мира. Развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности. Умение применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.

Вести диалог, понимать точку зрения другого, уметь формулировать высказывание.

Формирование у учащихся умения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности.

24.

Морское царство для рыбок

Комбинированный       ( 1ч.)

Морские глубины. Подводный мир. Цвет воды.

Знать:

- особенности окраса воды от темного к светлому.

Уметь:

- изображать подводный мир

Учиться  работать по предложенному плану.

Анализ объектов под разным углом зрения в зависимости от поставленного вопроса.

Слушать и понимать речь других. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Раздел 2       Фантастические образы в изобразительном искусстве

25.

Украшение птиц.

Комбинированный       ( 1ч.)

Развитие декоративного чувства при рассмотрении цвета и фактуры материала, при совмещении материала. Разнообразие фантастических украшений в природе. Различные формы украшений.

Знать:

- о цветных орнаментах окраски птиц, формы хохолков, хвостов, оформлении лапок.

Уметь:

- выполнять объемные работы с бумагой разной фактуры.

Анализ объектов под разным углом зрения в зависимости от поставленного вопроса.

Учиться работать по предложенному плану.

Умение:

- рассматривать, сравнивать, классифицировать.

Способность к художественному познанию мира.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Формирование готовности к преодолению трудностей, установки на поиск разрешения трудностей.

26.

Уголок для райской птицы

Практическое занятие (1 ч.)

27.

Мастер Украшения помогает сделать праздник. Сказочная игрушка

Комбинированный       ( 1ч.)

Без праздничных, удивительных и сказочных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новогодние украшения – традиционные и необычные.

Знать:

- как создать праздник;

Уметь:

- делать необычные украшения на елку из разных материалов, и используя разные техники (ранее изученные).

Учиться работать по предложенному плану.

Умение использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы..

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Высказывать свою версию, точку зрения

Формирование готовности к преодолению трудностей, установки на поиск разрешения трудностей.

28.

Новогод-няя гирлянда

Практическое занятие (1 ч.)

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

29.

Коллективное панно «Новогод-няя елка»

Обобщающий урок

(1 ч.)

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться        выполнять различные роли в группе

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки

30.

Постройка в нашей жизни. «Сказочный дом»

Комбинированный

(1 ч.)

Знакомство с Мастером Постройки. Многообразие архитектурных построек. Развитие воображения ребенка и формирование его представлений о существовании самых разных типов построек. Знать:

- какие постройки нас окружают;

- из каких основных частей состоят дома.

Уметь:

- придумать и нарисовать сказочный дом для себя и своих друзей;

- строить дом из бумаги

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшение.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности.

Слушать других , пытаться принимать другую точку зрения ,быть  готовыми изменить свою точку зрения. Умение договариваться, находить общее решение.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

31.

«Сказочный дом»

Практическое занятие (1 ч.)

Умение использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

 Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

32.

«Сказочный дом»

Практическое занятие (1 ч.)

Учиться        выполнять различные роли в группе

Умение взаимодействовать со взрослыми  и со сверстниками в учебной деятельности

33.

Стрительство дома с помошью печаток

Комбинированный

(1 ч.)

Овладение новой техникой изображения – печатки.

Уметь:

- придумать  изобразить дом на бумаге с помощью печаток

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Сравнивать и группировать предметы и их образы..

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учиться работать самостоятельно.

Формирование готовности к преодолению трудностей, установки на поиск разрешения трудностей.

34.

Домики, которые построила природа. Изображение на бумаге.

Комбинированный

(1 ч.)

Изображение сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов.

Природные домики: стручки, орешки, раковины, норки, гнезда и т.п.

Уметь:

- видеть домик в любом предмете;

- работать с пластилином.

Определять успешность выполнения своего задания  в диалоге с учителем.

Развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности

Слушать других. пытаться принимать другую точку зрения ,быть  готовыми изменить свою точку зрения.

Формирование готовности к преодолению трудностей, установки на поиск разрешения трудностей.

35.

Лепка сказочных домиков

Практическое занятие (1 ч.)

Учиться работать по предложенному плану. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Умение использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

   

                   

Умение осуществлять деятельность по образцу и заданному правилу.

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

36.

Лепка сказочных домиков

Практическое занятие (1 ч.)

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

37.

Дом снаружи и внутри. Домик – книжка. Оформление фасада.

Комбинированный

(1 ч.)

Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома. По внешнему виду можно догадаться, как устроен дом внутри. Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. Понятия «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны для любого вида постройки. Беседа о внутреннем устройстве дома.

Знать:

- разновидности домов.

- какие комнаты существуют в доме и особенностях их интерьера.

Уметь:

- правильно располагать мебель и оборудование в комнатах.

- проявлять фантазию, воображение, используя для обустройства комнаты и домика в целом,  необычные формы предметов.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности.                         

 

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Умение осуществлять деятельность по образцу и заданному правилу.

38.

Оформление прихожей

Практическое занятие (1 ч.)

Учиться работать по предложенному плану. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

39.

Оформление спальни для родителей.

Практическое занятие (1 ч.)

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности.     

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Ориентация на образец и правило выполнения действия.

40.

Оформление детской спальни

Практическое занятие (1 ч.)

Учиться работать по предложенному плану. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Наблюдать и делать самостоятельно  выводы.

Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха –неуспеха в учении , связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

41.

Оформление кухни

Практическое занятие (1 ч.)

. Рефлексия  способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

42.

Оформление гостинной

Практическое занятие (1 ч.)

Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома. Понятия «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны для любого вида постройки. Беседа о внутреннем устройстве дома.

Знать:

- разновидности домов.

- какие комнаты существуют в доме и особенностях их интерьера.

Уметь:

- правильно располагать мебель и оборудование в комнатах.

- проявлять фантазию, воображение, используя для обустройства комнаты и домика в целом,  необычные формы предметов.

Определять успешность выполнения своего задания  в диалоге с учителем.

Наблюдать и делать самостоятельно  выводы.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Умение осуществлять деятельность по образцу и заданному правилу.

43.

Оформление террасы, оранжереи или балкона

Практическое занятие (1 ч.)

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Умение использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха –неуспеха в учении , связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

44.

Сказочные человечки для домика - книжки

Урок - игра (1 ч.)

Сказочные человечки, – какие они, что любят делать, как они будут жить в домике - книжке? Развитие нестандартного мышления.

. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное

Умение различать  объективную трудность задачи и субъективную сложность.

45.

Все имеет свое строение.

Комбинированный

(1 ч.)

Создание из простых геометрических форм изображения разных зверей в технике аппликации. Формирование первичных умений видеть конструкцию – построение предмета. Любое изображение сводиться к взаимодействию нескольких простых геометрических форм.

Учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно

Умение использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Умение осуществлять деятельность по образцу и заданному правилу.

46.

Изображение разных зверей

Практическое занятие (1 ч.)

Умение отделять новое от  известного; выделять главное.

47.

«Сказочная страна». Создание панно

Урок развития умений и навыков (1 ч.)

Изображение сказочного мира. Мастера помогут увидеть мир сказки и воссоздать его. Выбор любой сказки и сочинение ее вместе с детьми.

Уметь:

- выполнять индивидуальное изображение по придуманной сказке и принимать участие в оформлении коллективного панно «Сказочная страна»

Учиться работать по предложенному плану.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Умение отделять новое от  известного; выделять главное.

Умение различать  объективную трудность задачи и субъективную сложность

48.

«Сказочная страна». Создание панно

Урок развития умений и навыков (1 ч.)

Учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно .Определять успешность выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Слушать и понимать речь других.

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

49.

«Сказочная страна». Создание панно

Урок- обобщения (1 ч.)

Наблюдать и делать самостоятельные выводы. Делать выводы в результате совместной работы всего класса

Способность сохранять доброжелательное отношение друг другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения творческого задания.

Ориентация на образец и правило выполнения действия.

Раздел 3     Учимся на традициях своего народа

50.

 Прогулка по историческим местам города

Экскурсия

Расширять знания о родном крае, показать красоту и разнообразие природы родного края. Основные профессии быт  людей своего города, района, области. Наблюдение реальных архитектурных строений  родного города.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Формирование адекватной и познавательной самооценки.

Сравнивать и группировать факты и явления .Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний.

Слушать и понимать речь других. Способность высказывать суждения о проявлениях художественной культуры в окружающей жизни.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

51.

Строим город.

Комбинированный

(1 ч.)

 Человечество должно жить в гармонии с окружающим миром.

Расширять знания о родном крае, показать красоту и разнообразие природы родного края.

Приобретение навыков конструктивной работы с бумагой. Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – уметь рассматривать реальные здания разных форм.

Уметь:

- строить домик из бумаги с учетом архитектурных особенностей родного города;

- строить город из бумажных домиков.

Учиться работать по предложенному плану.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Способность высказывать суждения о проявлениях художественной культуры в окружающей жизни.

Ориентация на образец и правило выполнения действия.

52.

Строим город

Практическое занятие (1 ч.)

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

53.

«Город, в котором мы живем». Коллективное панно

Практическое занятие (1 ч.)

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы ( задачи) Умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

Умение адекватно понимать оценку взрослого.

54.

«Город, в котором мы живем». Коллективное панно

Урок- обобщения (1 ч.)

55.

Постройка предметов. Шкатулки

Комбинированный

(1 ч.)

Конструирование шкатулки. Развитие конструктивного изображения и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера.

Уметь:

- продумывать форму для наших бытовых вещей.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Умение отделять новое от  известного; выделять главное.

Умение контролировать свою деятельность по результату.

56.

Узоры, которые создали люди.

Комбинированный

(1 ч.)

Красота орнаментов, созданных человеком. Разнообразие орнаментов. Природные и изобразительные мотивы. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Уметь:

- придумывать и писать орнаменты красками.

Учиться работать по предложенному плану. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого

Готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

57.

Украшение шкатулок

Практическое занятие (1 ч.)

Украшение шкатулок орнаментами, узорами.

Уметь:

- повторять мотив орнамента;

-верно подбирать цветовое решение узора.

Рефлексия  способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения.

Умение выбирать средства для реализации художественного замысла

58.

Как украшает себя человек

Комбинированный

(1 ч.)

Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине – статус в обществе, характер, участие в каких-либо событиях. Описание внешнего вида героя сказок.

Уметь:

- изображать любимых сказочных героев в костюмах и украшать их.

Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Учиться работать по предложенному плану.

Уметь использовать приобретенные знания  для удовлетворения познавательных интересов.

.Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Умение выбирать средства для реализации художественного замысла

59.

Украшение сказочных героев

Практическое занятие (1 ч.)

Умение контролировать свою деятельность по результату. Умение адекватно понимать оценку учителя.

60.

Урок любования. Умение видеть.

Экскурсия

Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Весна - пробуждение природы.

Эмоционально -ценностно относиться к окружающему миру .

Развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности Сравнивать и группировать факты и явления .Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний.

Способность высказывать суждения о художественных особенностях окружающего мира.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

61.

«Праздник весны»

Комбинированный

(1 ч.)

Конструирование из бумаги объектов природы – деревьев, кустарников, цветов птиц, насекомых и украшение их. Развитие наблюдательности -  изучение природных форм. Овладение навыками бумагопластики. Создание коллективной композиции

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшение. Определять успешность выполнения своего задания  в диалоге с учителем.

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Умение выбирать средства для реализации художественного замысла. Умение моделировать новые образы путем трансформации известных

62.

Птицы, бабочки, жуки.

Практическое занятие (1 ч.)

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

63.

Весенние цветы

Практическое занятие (1 ч.)

64.

«Здравствуй лето!» Создание композиции

Комбинированный

(1 ч.)

Образ лета в творчестве российских художников.  Картина и скульптура. Развитие зрительских навыков.

Уметь:

- создавать композицию «Здравствуй лето!» по впечатлениям от природы (гуашь)

Анализ объектов под разным углом зрения в зависимости от поставленного вопроса.

Учиться работать по предложенному плану.

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы ( задачи).

Умение выбирать средства для реализации художественного замысла

65.

«Здравствуй лето!» Создание композиции

Практическое занятие (1 ч.)

Умение контролировать свою деятельность по результату.

66.

Совместная работа трех Братьев - Мастеров

Урок- обобщения (1 ч.)

Выставка детских работ. Игра в художников и зрителей.

Уметь:

- смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, аппликации, выделяя в них работу каждого из Мастеров (изображение, украшение, постройка)

Осознание необходимости совершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Эмоционально -ценностно относиться к окружающему миру .

Понимание значение искусства в жизни человека и общества

Способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Виды контроля и диагностики

Тема

Тематический

Промежуточный

Комплексный

Предметный

Стандартизированный

Нестандартизированный

Итоговый

Включение в состав портфолио

Дата проведения

Учимся у природы

+

+

+

Фантастические образы в изобразительном искусстве

+

+

+

Учимся на традициях своего народа

+

+

+

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

УМК "Перспектива"Программа по изобразительному искусству и художественному труду 4 класс

Программа с календарно-тематическим планированием по изобразительному искусству и художественному труду.УМК "Перспектива" 4 класс....

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС

Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...

Рабочая программа по "Изобразительное искусство и художественный труд", под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2012

Настоящая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...