программа изостудии "Махаон"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Федорова Юлия Александровна

Программа по кружку изобразительного искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mahaon_tem.plan_.doc255.5 КБ
Microsoft Office document icon mahaon_uch.plan_.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Название темы

Содержание занятия

Количество часов

Средства обучения

Используемая литература

Теория

Прак-тика

1

02.11

ВВЕДЕНИЕ. Инструктаж по технике безопасности

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения на занятиях, с инструментами и материалами, которые пригодятся для выполнения творческих работ. Инструктаж по технике безопасности.

2

-

2

03.11

Все о красках, кисточках и бумаге.

Как рисовать акварелью


Знакомство детей с инструментами и материалами, нужными для работы. Знакомство детей с разными способами работы с акварельными красками. Задание: использование всех приемов на практике. Материалы: акварель, кисти, бумага, губка

-

2

Образцы работ

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

3

09.11

ЖИВОПИСЬ.

 Основные и составные цвета. Упражнение «Радуга»


Знакомство детей с основными цветами, как их смешивать, чтобы получить составные. Понятие «цветовая гармония». Определение дополнительных цветов. Задание: тренировочное упражнение «Радуга». Материалы: акварель, кисти, бумага.

2

-

Таблица «Цветовой круг»

«Полное руководство по рисованию»

4

10.11

Теплые и холодные цвета. Рисунок ограниченной палитрой.

Знакомство с теплыми и холодными цветами. Задание: выполнение рисунка ограниченной палитрой. Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

-

2

«Школа рисования» А.В.Рахманов

5

16.11

Форма предметов. Композиция. Перспектива

Основные формы рисования: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник. Знакомство с понятиями «композиция», «перспектива», «горизонт», «точка схода».

2

-

таблицы

«Школа рисования» А.В.Рахманов

6

17.11

Объем предметов, светотень, тоновые переходы. Рисунок снеговика.

Знакомство с понятиями «светотень», «собственная и падающая тень», «полутень», «тоновые переходы», «блик». Задание: рисунок снеговика. Материалы: акварель, кисти, бумага

2

-

Таблицы, образцы работ

«Школа рисования» А.В.Рахманов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

7

23.11


Свет и тень. Рисуем мухоморы.

Закрепление понятий «света» и «тени». Задание: выполнение рисунка мухоморов сначала в карандаше, затем в акварели с изображением фона. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Таблицы, образцы работ

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

8

24.11


Изображение листьев (дуб, клен)


Определение форм листьев, особенностей построения, линия симметрии. Работа в акварели или  гуаши. Задание: выполнение обучающих рисунков листьев дуба и клена. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, карандаш

-

2

Таблицы, образцы работ

«Учимся рисовать растения»

Г.П. Шалаева

9

30.11



Изображение ветки с листьями (береза)

Выявление формы листьев. Обратить внимание на то, что одни листья могут закрывать другие. При раскрашивании менять цвет у листьев в зависимости от освещения. Задание: выполнение рисунка ветки березы. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Таблицы, образцы работ

«Учимся рисовать растения»

Г.П. Шалаева

10

01.12



Выполнение рисунков деревьев (береза, дуб, ель, кустарник)

Сравнивание форм деревьев. Поэтапное выполнение работы. Прорисовывание листьев на деревьях кончиком тонкой или широкой кисти. Задание: Изображение рисунков березы, дуба, ели, кустарника. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Таблицы, образцы работ

«Учимся рисовать растения»

Г.П. Шалаева

«Рисуем карандашом»

В.П. Пенова

11

07.12

Изображение различных фруктов (яблоко, апельсин, груша)

Выявление форм предметов. Поэтапная работа в карандаше, затем в красках. Изображение на рисунках света и тени. Задание:  выполнение рисунков апельсина, яблока, груши. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Таблицы, образцы работ

«Учимся рисовать растения»

Г.П. Шалаева

«Школа рисования» А.В.Рахманов

12

08.12

Учимся рисовать цветы (ромашка, одуванчик, роза)

Выяснение строения цветка. Поэтапное прорисовывание частей растения. Задание: выполнение  рисунков ромашки, одуванчика, розы. Материалы: карандаш, акварель, кисти.

-

2

Таблицы, образцы работ

Фотографии цветов

«Школа рисования» А.В.Рахманов

13

14.12


Учимся рисовать цветы (подсолнух, тюльпан, наперстянка)

Поэтапное изображение рисунка подсолнуха сначала в карандаше, затем в красках с оформлением фона. Задание: рисунки тюльпана и наперстянки. Материалы: карандаш, гуашь, кисти

-

2

Таблицы, образцы работ

Фотографии цветов

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

14

15.12




Рисуем цветочную клумбу




Выполнение наброска карандашом (забор, цветы). Работа в красках: изображение неба, зелени луга. После высыхания краски прорисовываются в цвете листва и цветки. Задание: изображение цветочной клумбы. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Таблицы, образцы работ

Фотографии цветов

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

15

21.12



ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ.

Жанры живописи. Анималистический и исторический жанры


Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Знакомство с различными жанрами живописи. Раскрытие отличительных особенностей каждого жанра. Зрительный ряд: репродукции И.И. Шишкина, В.И. Сурикова.

2

-

Репродукции картин, слайды

О.Д. Ушакова «Великие художники»

Энциклопедия юного художника

16

22.12

О чем рассказывают картины


Знакомство с произведениями русских художников. Беседа по картинам В.Г. Перова и В.М. Васнецова. Зрительный ряд: репродукции В.Г.  Перова и В. М. Васнецова

2

-

Репродукции картин

О.Д. Ушакова «Великие художники»

17

28.12

Третьяковская галерея



Просмотр фильма «Третьяковская галерея». Знакомство с творчеством русских художников. Обсуждение фильма. Беседа о понравившихся картинах.

2

-

Диск с фильмом

18

29.12

Конкурс – состязание на лучшего знатока живописи

Обобщающее занятие по теме «Жанры живописи». Мероприятие проходит в виде игры-викторины на лучшего знатока жанров, произведений русских художников.

-

2

Репродукции картин, слайды

19

11.01

НАТЮРМОРТ.

Изображение предметного мира – натюрморт.

Знакомство с понятием «натюрморт». Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Задание: изображение натюрморта (по представлению) с выражением настроения.

2

-

Репродукции картин,

слайды

«Школа рисования» А.В.Рахманов

20

12.01

Изображение натюрморта «Букет сирени»

Поэтапная работа над натюрмортом. Задание: изображение букета сирени в вазе. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

21

18.01


Изображение натюрморта «Кувшин и фрукты»


 Использование осевой линии при построении кувшина. Поэтапная работа в цвете. Задание: выполнение рисунка кувшина и фруктов. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Школа рисования» А.В.Рахманов

22

19.01


Изображение натюрморта «Куб, конус»

 Поэтапная работа над рисунком. Штриховка в карандаше. Задание:  Выполнение натюрморта «Куб, конус». Материалы: графические карандаши, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

23

25.01


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Дымковская и филимоновская игрушка

Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновская и дымковская). Задание: выполнение эскизов игрушек. Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага

2

-

Иллюстрации,  игрушки

И.А. Лыкова

«Филимоновская игрушка»

24

26.01

Дымковская и филимоновская игрушка

Использование приемов вытягивания. Задание: лепка игрушек по собственному эскизу. Материалы: глина, стеки.

-

2

Иллюстрации,  игрушки

И.А. Лыкова

«Филимоновская игрушка»

25

01.02


Дымковская и филимоновская игрушка


 Выбор орнамента. Задание: выбеливание полученных моделей игрушек, роспись и украшение игрушек. Материалы: краска для грунтовки, гуашь, клей ПВА, кисти

-

2

Образцы работ, таблицы

И.А. Лыкова

«Филимоновская игрушка»

26

02.02


«Золотая хохлома» натюрморт

Знакомство с хохломской росписью. Рассказ «Золотая хохлома». Задание:  декоративное рисование по мотивам хохломской росписи – на полосе, круге. Материалы: карандаш, гуашь, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы,

набор открыток

И.А. Лыкова

«Золотая хохлома»

27

08.02


Объемные изображения в скульптуре. Поделки из пластилина

Знакомство детей  с основными приемами лепки из пластилина предложенных животных, а также среды их обитания. Задание: лепка животных и птиц. Материалы: пластилин, стеки

-

2

Образцы работ, таблицы

«Пластилиновые фигурки животных»

28

09.02

Объемные изображения в скульптуре. Поделки из пластилина

Продолжение. Задание: лепка животных и птиц. Материалы: пластилин, стеки

-

2

Образцы работ, таблицы

«Пластилиновые фигурки животных

29

15.02

Поделки из природного материала. Панно из соломки. Инструктаж по технике безопасности

Знакомство с приемами подготовки соломки для работы. Подготовка деталей для поделки. Задание: изготовление панно. Материалы: соломка, клей, ножницы, картон

-

2

Образцы работ, таблицы

Т.Геронимус

«Я все умею делать сам»

30

16.02


Продолжение. Поделки из природного материала. Аппликация «Бабочка»

Подготовка деталей для поделки. Задание: изготовление аппликации. Материалы: соломка, клей, ножницы, картон

-

2

Образцы работ, таблицы

Т.Геронимус

«Я все умею делать сам»

31

22.02


ПЕЙЗАЖ

Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы.

Изучение правил линейной  и воздушной перспективы. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Задание: рисунок уходящей вдаль аллеи. Материалы: карандаш, бумага, линейка

2

-

таблицы

«Рисуем карандашом»

В.П. Пенова

32

29.02

Пейзаж – большой мир. Русские пейзажисты (В.Д. Поленов, И.И. Левитан, И.Н. Крамской)

Знакомство с творчеством русских художников. Зрительный ряд: репродукции  В.Д. Поленова, И.И. Левитана, А.К. Саврасова. Задание: просмотр слайдов.

2

-

Слайды, репродукции картин

О.Д. Ушакова «Великие художники»

Энциклопедия юного художника

33

01.03


Пейзаж. Обучающие упражнения в прорисовывании отдельных частей пейзажа (небо, деревья)

Задание: тренировочные упражнения в прорисовывании неба (летнее, зимнее, облачное), деревьев разными способами. Материалы: акварель, гуашь, кисти, губка, бумага.

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

34

07.03



Рисуем пейзаж «Цветущая вишня»




Выполнение эскиза: линия горизонта, рисунок дерева. Изображение неба, травы на лугу, ветвей дерева, цветков. Работа над светом и тенью. Задание: изображение пейзажа «Цветущая вишня». Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

35

14.03


И.К. Айвазовский – русский живописец, крупнейший мастер морского пейзажа

Знакомство с творчеством русского художника  И.К. Айвазовского, крупнейшим мастером морского пейзажа. Задание:  просмотр слайдов, репродукций картин этого художника.

2

-

Слайды, репродукции картин

О.Д. Ушакова «Великие художники»

36

15.03

Изображение поверхности воды (гладкая поверхность, волны)

Обучающие упражнения в изображении моря. Задание: выполнение серий рисунков моря в разное время суток и при разных погодных условиях. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

37

21.03

Рисуем пейзаж с холмами

Выполнение эскиза. Изображение света, тени среди холмов. Работа над изображением песка и моря. Задание: изображение пейзажа с холмами. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

38

22.03

Рисуем корабли


Выполнение эскиза, работа в красках, прорисовывание теней.  Задание: изображение кораблей в разном положении. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

39

28.03


Изображение морского пейзажа «Корабли на море»



Линия горизонта. Изображение в карандаше кораблей. Построение композиции. Работа в красках сначала над небом и морем, затем с кораблями. Изображение тени над парусами. Задание: изображение морского пейзажа. Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

40

29.03


Рисуем кирпичный дом



Поэтапный рисунок дома. Составление композиции. Приемы изображения кирпичей для дома. Задание:  изображение пейзажа с изображением кирпичного дома. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

41

04.04

Рисуем сельский пейзаж

Поэтапная работа над построением композиции. Изображение деревьев, света, тени. Задание:

изображение пейзажа с сельским домом. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

42

05.04


Рисуем дом в горах

Построение композиции. Поэтапная работа над рисунком. Изображение дома,  гор и деревьев. Нанесение краски одну поверх другой. Задание: изображение пейзажа с домом в горах. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

43

11.04

ЗАРИСОВКИ ЖИВОТНЫХ

Зарисовки насекомых (стрекоза, бабочка)

Поэтапная работа над рисунком. Понятие «линия симметрия». Работа над цветом и тенями. Задание: Изображение бабочки и стрекозы. Материалы: карандаш, акварель

-

2

Образцы работ, таблицы

«Школа рисования» А.В.Рахманов

44

12.04


Выполнение рисунков рыб (золотая рыбка, акула, другие морские жители)

Продолжение зарисовок животных. Работа в карандаше, далее в цвете. Задание:  изображение морских жителей (рыбы, медузы, осьминог). Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Школа рисования» А.В.Рахманов

45

18.04


Изображение морского дна


 Использование навыков предыдущего занятия в рисовании жителей моря. Изображение воды, водорослей. Задание: Выполнение рисунка морского дна. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

46

19.04

Рисуем дельфинов

Поэтапная работа над рисунком дельфинов. Построение композиции. Изображение воды. Задание: изображение пейзажа с дельфинами. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

47

25.04

Рисуем диких экзотических животных (слон, леопард, жираф)


Выяснить, из каких форм состоят части тела животных. Поэтапное построение рисунка. Работа над цветовой гаммой. Задание: изображение диких животных (слон, леопард, жираф). Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Учимся рисовать животных»

Г.П. Шалаева

48

26.04

Рисуем домашних животных (собака, лошадь)

Поэтапное построение рисунков. Работа над цветом. Задание: изображение домашних животных (собака, лошадь). Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага




-

2

Образцы работ, таблицы

«Учимся рисовать животных»

Г.П. Шалаева

49

02.05


Рисуем белочку

Выполнение эскиза. Использование овалов для построения рисунка. Изображение меха сухой краской.  Работа над фоном. Задание: изображение белки. Материалы: карандаш, акварель, кисти

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

50

03.05



Рисуем кролика

Выполнение эскиза. Работа над фоном.  Поэтапное изображение меха кролика. Задание:  изображение кролика с помощью основных форм (овалы). Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

51

10.05


Рисуем котенка

Выполнение эскиза. Составление фона. Задание: изображение котенка с помощью основных форм (круг, овал). Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Школа рисования» А.В.Рахманов

52

16.05

Рисуем птиц (цыпленок, снегирь)


Изображение птиц. Прорисовывание крыльев, ножек, клюва. Работа над цветом и фоном. Задание: выполнение рисунка цыпленка, снегиря с помощью овала и круга. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Школа рисования» А.В.Рахманов

53

17.05

Рисуем птиц (аист, орел, павлин)


Изображение птиц. Прорисовывание крыльев, ножек, клюва. Работа над цветом и фоном. Задание: выполнение рисунка аиста, орла, павлина с помощью основных форм. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Школа рисования» А.В.Рахманов

54

23.05


Пейзаж «Птицы у зимней кормушки»


Выполнение эскиза рисунка. Линия горизонта, построение композиции. Работа над цветом и фоном. Прорисовывание птиц в разных положениях. Задание: изображение пейзажа «Птицы у зимней кормушки». Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

55

24.05

Пейзаж «В джунглях»

Выполнение эскиза. Линия горизонта, построение композиции. Работа над цветом и фоном. Прорисовывание птиц, экзотических животных, тропических деревьев. Задание: изображение пейзажа «В джунглях». Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

56

25.05

Пейзаж «В джунглях»

Продолжение работы. Задание: изображение пейзажа «В джунглях». Работа над цветом и фоном. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

57

30.05

ОБОБЩЕНИЕ.

Выставка лучших работ. Конкур-викторина на лучшего знатока искусства

Проводится выставка картин детей. Анализ и обсуждение работ.

Конкурс-викторина проводится в виде  соревнования двух команд.

2

-

Работы детей

58

31.05

Рисунок на свободную тему

Задание: изображение рисунка на свободную тему. Материалы: акварель, гуашь, карандаш, кисти, бумага

-

2

Работы детей




ВСЕГО

26

90

ИТОГО

116







Дата

Название темы

Содержание занятия

Количество часов

Средства обучения

Используемая литература

Теория

Прак-тика

1

03.11

ВВЕДЕНИЕ. Инструктаж по технике безопасности

Знакомство с целями и задачами кружка, правилами поведения на занятиях, с инструментами и материалами, которые пригодятся для выполнения творческих работ. Инструктаж по технике безопасности.

1

-

2

10.11

ЖИВОПИСЬ.

Теплые и холодные цвета. Рисунок ограниченной палитрой.

 Теплые и холодные цвета. Задание: выполнение рисунка ограниченной палитрой «Изумрудный город» Материалы: акварельные краски, кисти, бумага.

-

1

Таблица «Цветовой круг»

«Полное руководство по рисованию»

3

17.11

Форма предметов. Композиция. Перспектива. Линейный рисунок домика


Основные формы рисования: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник. Знакомство с понятиями «композиция», «перспектива», «горизонт», «точка схода». Задание: линейный рисунок домика во фронтальной перспективе. Материалы: карандаш, бумага

-

1

таблицы

«Школа рисования» А.В.Рахманов

4

24.12

Свет и тень. Рисунок воздушных шаров

Закрепление понятий «света» и «тени». Задание: выполнение рисунка воздушных шаров сначала в карандаше, затем в акварели с изображением фона. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага

-

1

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

5

01.12

Изображение ветки с листьями (дуб)

Выявление формы листьев. Обратить внимание на то, что одни листья могут закрывать другие. При раскрашивании менять цвет у листьев в зависимости от освещения. Задание: выполнение рисунка ветки дуба. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

1

Таблицы, образцы работ

«Рисуем карандашом»

В.П. Пенова

6

08.12

Выполнение рисунка фруктов (виноград)

Выявление форм предмета. Поэтапная работа в карандаше, затем в красках. Изображение на рисунках света и тени. Задание:  выполнение рисунка винограда. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

2

-

Таблицы, образцы работ

«Школа рисования» А.В.Рахманов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

(индивидуальные занятия)

7

15.12

Рисуем цветочную клумбу

Работа в красках: изображение неба, зелени луга. После высыхания краски прорисовываются в цвете листва и цветки. Задание: изображение цветочной клумбы по представлению. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

1

Таблицы, образцы работ

Фотографии цветов

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

8

22.12



ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ.

О чем рассказывают картины

Знакомство с произведениями русских художников. Беседа по картинам В.Г. Перова и В.М. Васнецова. Зрительный ряд: репродукции В.Г.  Перова и В. М. Васнецова

-

1

Репродукции картин, слайды

О.Д. Ушакова «Великие художники»

9

29.12

История создания Третьяковской галереи

Знакомство с созданием Третьяковской галереей.

-

1

Репродукции картин

10

12.01

НАТЮРМОРТ.

Изображение предметного мира – натюрморт.

Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Задание: изображение натюрморта «Кухонная утварь». Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага

-

1

Таблицы, образцы работ

11

19.01

Изображение натюрморта «Шар»

Использование осевой линии при построении шара. Задание: выполнение рисунка шара. Материалы: графические карандаши, бумага

-

1

Таблицы, образцы работ

12

26.01

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Лепка дымковской игрушки

Использование приемов вытягивания. Задание: лепка игрушек по собственному эскизу. Материалы: глина, стеки.

-

1

Образцы работ, таблицы

И.А. Лыкова

«Дымковская игрушка»

13

02.02

Лепка дымковской игрушки

Выбор орнамента. Задание: выбеливание полученных моделей игрушек, роспись и украшение игрушек. Материалы: краска для грунтовки, гуашь, клей ПВА, кисти

-

1

Образцы работ, таблицы

И.А. Лыкова

«Дымковская игрушка»

14

09.02


Натюрморт «Золотая хохлома»

Задание:  декоративное рисование по мотивам хохломской росписи – на полосе, круге. Материалы: карандаш, гуашь, бумага

-

1

Таблицы, образцы работ

И.А. Лыкова

«Золотая хохлома»

15

16.02



Объемные изображения в скульптуре

Знакомство   с основными приемами лепки из пластилина предложенных животных, а также среды их обитания. Задание: лепка животных и птиц. Материалы: пластилин, стеки

-

1

Таблицы, образцы работ

«Пластилиновые фигурки животных»

16

01.03

Изготовление поделок из природного материала. Аппликация из соломки «Птицы»

Знакомство с приемами подготовки соломки для работы. Подготовка деталей для поделки. Задание: изготовление панно. Материалы: соломка, клей, ножницы, картон

-

1

Таблицы, образцы работ

Т. Геронимус

«Я все умею делать сам»

17

15.03

ПЕЙЗАЖ.

Городской пейзаж

 «На стройке»

Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Задание: изображение пейзажа «На стройке». Материалы: карандаш, бумага

-

1

Таблицы, образцы работ

«Школа рисования» А.В.Рахманов

18

22.03

Городской пейзаж

«На стройке»

Продолжение. Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Задание: изображение пейзажа «На стройке». Материалы: акварель, гуашь, бумага, кисти

-

1

Таблицы, образцы работ

19

29.03

Изображение пейзажа «На реке»

Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Задание: изображение пейзажа «На реке». Материалы: карандаш, бумага

-

1

Образцы работ, таблицы

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

20

05.04

Изображение пейзажа «На реке»

Продолжение. Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Задание: изображение пейзажа «На реке». Материалы: акварель, гуашь, бумага, кисти

-

1

Образцы работ, таблицы

21

12.04

Изображение пейзажа по представлению

Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Точка схода. Задание: изображение пейзажа по представлению. Материалы: карандаш, бумага

-

1

Таблицы, образцы работ

«Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер

22

19.04

Изображение пейзажа по представлению

Продолжение. Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Задание: изображение пейзажа по представлению. Материалы: акварель, гуашь, бумага, кисти

-

1

Репродукции картин, слайды

23

26.04

ЗАРИСОВКИ ЖИВОТНЫХ

Пейзаж «Бабочка»

Поэтапная работа над рисунком. Понятие «линия симметрия». Работа над цветом и тенями. Задание: изображение бабочки. Материалы: карандаш, акварель

-

1

Таблицы, образцы работ

«Школа рисования» А.В.Рахманов

24

03.05

Рисунок золотых рыбок

Поэтапная работа над рисунком. Построение композиции, выявление форм. Задание: выполнение рисунка золотых рыбок. Материалы: графические карандаши, бумага

-

1

Таблицы, образцы работ

«Рисуем карандашом»

В.П. Пенова

25

10.05

Рисуем экзотических животных

Выяснить, из каких форм состоят части тела животных. Поэтапное построение рисунка. Работа над цветовой гаммой. Задание: изображение диких животных (тигр, зебра). Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

1

Таблицы, образцы работ

«Школа рисования» А.В.Рахманов

26-27

17.05

24.05

Рисунок «Котенок с клубками»

Выполнение эскиза. Составление фона. Задание: изображение котенка с помощью основных форм (круг, овал). Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Учимся рисовать животных»

Г.П. Шалаева

28-29

25.05

31.05

Пейзаж «В саванне»

Выполнение эскиза. Линия горизонта, построение композиции. Работа над цветом и фоном. Прорисовывание птиц, экзотических животных, тропических деревьев. Задание: изображение пейзажа «В саванне». Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага

-

2

Образцы работ, таблицы

«Учимся рисовать животных»

Г.П. Шалаева



Предварительный просмотр:

РАБОЧ А Я     П Р О Г Р А М М А

     «МАХАОН»

художественно-эстетической  направленности

разработана в 2011 году,  срок реализации 1 год

возраст обучающихся 10-12 лет

 

форма организации образовательной деятельности – студия

                       Разработчик программы

                                            учитель изобразительного искусства

                                    Федорова Юлия Александровна

                             педагогический стаж 18 лет

                                            первая квалификационная категория    

ВЕНЕВ

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

          Программа занятий студии изобразительного искусства «Махаон»

ставит  целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному

искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совер-

шенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюда-

тельность, творческое  воображение и мышление; знакомить с искусством

родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – приклад-

ного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность- это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.

         Работа в студии включает руководство практической работой детей,

выход на природу (в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение

бесед об изобразительном искусстве.

         На занятиях студии особое внимание необходимо уделять приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.).

          Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками – аппликацией, «процарапыванием», с различными графическими и живописными материалами.

          Изостудия базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний

и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит

посредством собственного творчества, изучения художественного наследия

и выдающихся произведений современности.

        Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека.

        Задачами художественного развития учащихся являются:

      - формирование нравственно-эстетической отзывчивости:

      - формирование эстетического вкуса,

      - понимание роли изобразительного искусства в жизни общества,

      - формирование умения образно воспринимать окружающий мир

       и откликаться на его красоту.

      - формирование художественно-творческой активности:

      -  учащиеся  студии должны уметь анализировать произведения                    искусства в жанре пейзажа, натюрморта, проявляя самостоятельность,

      -  творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу,

      -  участвовать в обсуждении работ.

      - формирование художественных знаний, умений и навыков.

  Программа изостудии рассчитана на  год, на детей от 10 до 12 лет

 (4-6 класс).

       В  результате посещения занятий студии изобразительного искусства

учащиеся  должны знать:

   - особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;

   - основные жанры изобразительного искусства;

   - известные музеи  нашей страны;

   - выдающихся художественных деятелей;

   - выдающиеся  произведения искусства;

   - особенности народного искусства своего края, области;

   

  Дети  должны уметь:

   - работать с натуры и по представлению в живописи и графике над

   натюрмортом, пейзажем;

   - выбирать наиболее подходящий формат при работе над    художественной  композицией;

   - добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;

   - передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

   - передавать пространственные планы в живописи и графике с         применением знаний линейной и воздушной перспективы;

   - в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

   - пользоваться различными графическими и живописными техниками;

   - оформлять выставки собственных работ.

          Художественная деятельность  на занятиях изостудии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.

 

        Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать

учащимся более  глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

  Учебный план.


п/п

Разделы и темы

Количество часов


всего


теория

            практика

1

Введение

4

2

         2

2

Живопись

24

        6

  18      

3

Жанры живописи

8

        6

   2          

4

Натюрморт

8

        2

  6          

5

Декоративно-прикладное искусство

16

        2

  14        

6

Пейзаж

24

6

  18    

7

Зарисовки птиц и животных

28

         -

   28      

Обобщение

4

         2

   2        

Итого:

       26

  90          


Всего:


116


Раз-дела


Заня-тия

Тема

Кол-во часов

Тео-рия

Практика

Все-го

1

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете.

2

-

2

2

Все о красках, кисточках и бумаге. Как рисовать акварелью

-

2

2

2

2

4

2

3

Живопись. Основные и составные цвета. Упражнение «Радуга»

2

-

2

4

Теплые и холодные цвета. Рисунок ограниченной палитрой.

-

2

2

5

Форма предметов. Композиция. Перспектива.

2

-

2

6

Объем предметов, светотень, тоновые переходы. Рисуем снеговика

2

-

2

7

Свет и тень. Рисуем мухоморы.

-

2

2

8

Изображение листьев (дуб, клен)

-

2

2

9

Изображение ветки с листьями (береза)

-

2

2

10

Выполнение рисунков деревьев (береза, дуб, ель, кустарник)

-

2

2

11

Изображение различных фруктов (яблоко, апельсин, груша)

-

2

2

12

Учимся рисовать цветы (ромашка, одуванчик, роза)

-

2

2

13

Учимся рисовать цветы (подсолнух, тюльпан, наперстянка)

-

2

2

14

Рисуем цветочную клумбу

-

2

2

6

18

24

3

15

Жанры живописи

Жанры живописи. Анималистический и исторический жанры.

2

-

2

16

О чем рассказывают картины

2

-

2

17

Третьяковская галерея

2

-

2

18

 Конкурс-состязание на лучшего знатока живописи

-

2

2

6

2

8

4

19

Натюрморт. Изображение предметного мира – натюрморт. Рисунок натюрморта по представлению

2

-

2

20

Изображение натюрморта «Букет сирени"

-

2

2

21

Изображение натюрморта «Кувшин и фрукты»

-

2

2

22

Натюрморт  «Куб, конус»

-

2

2

2

6

8

5

23-25

Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская и дымковская игрушки

2

4

6

26

«Золотая хохлома» натюрморт

-

2

2

27-28

Объемные изображения в скульптуре. Поделки из пластилина

-

4

4

29-30

Изготовление поделок из природного материала. Панно из соломки

-

4

4

2

14

16

6

31

Пейзаж. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Рисунок уходящей вдаль аллеи

2

-

2

32

Пейзаж – большой мир. Русские пейзажисты (В.Д. Поленов, И.И. Левитан, И.Н. Крамской)

2

-

2

33

Пейзаж. Обучающие упражнения в прорисовывании отдельных частей пейзажа (небо, деревья)

-

2

2

34

Рисуем пейзаж «Цветущая вишня»

-

2

2

35-36

Великий русский моренист И.К. Айвазовский. Изображение поверхности воды (гладкая поверхность, волны).

2

2

4

37

Рисуем пейзаж с холмами

-

2

2

38

Рисуем корабли

-

2

2

39

Изображение морского пейзажа «Корабли на море»

-

2

2

40

Рисуем кирпичный дом

-

2

2

41

Рисуем сельский пейзаж

-

2

2

42

Рисуем дом в горах

-

2

2

6

18

24

7

43-53

Зарисовки животных.

Зарисовки животных (насекомые, птицы, рыбы, экзотические, домашние  животные)

-

22

22

54

Пейзаж «Птицы у зимней кормушки»

-

2

2

55-56

Пейзаж «В джунглях»

-

4

4

-

28

28

57


58


Выставка лучших работ. Конкурс-викторина на лучшего знатока искусства

Рисунок на свободную тему

2


-

-


2

2


2

2

2

4

                     ВСЕГО

26

90

116

Список  использованной  литературы.

  1. А. Рахманов. Школа рисования. – Астрель. Москва. 2011
  2. О.Д. Ушаков. Великие художники. – Санкт-Петербург 2007
  3. Г.П. Шалаева. Учимся рисовать животных. – АСТ. Слово. Москва.-2009
  4. Г.П. Шалаева. Учимся рисовать растения. – АСТ. Слово. Москва.-2009
  5. И.А. Лыкова. Филимоновская игрушка. – И.Д. Карапуз. 2008
  6. И.А. Лыкова. Золотая хохлома. – И.Д. Карапуз. 2008
  7. В.П. Пенова. Рисуем карандашом. Деревья. Цветы. Животные. – Белгород. 2008
  8. У. Людвиг-Кайзер. Мои первые уроки рисования. Акварель. – Питер
  9. Пластилиновые фигурки животных. – Донецк. СКИФ. – 2010
  10. Т. Геронимус. Я все умею делать сам. – АСТ-ПРЕСС ШКОЛА 2011

Методическое обеспечение программы

студии «МАХАОН»

Художественные произведения мировой культуры:

    Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки); Схемы и рисунки орнаментов;  произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А. Саврасова, И. Айвазовского, В. Сурикова, набор открыток «Хохлома»

Музыкальные произведения:

  «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.

Поэтические литературные произведения:

  Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета,  К.Бельмонта,  И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева, Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.

Художественные материалы:

  Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок;  карандаши графические; клей, ножницы,  картон, пластилин, глина, соломка.

Оборудование кабинета:

 Столы и стулья, баночки для воды, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов, фильмов и слайдов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 (индивидуальное занятие)


Раз-дела


Заня-тия

Тема

Кол-во часов

теория

прак-тика

1

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете.

1

-

2

2

Живопись. Теплые и холодные цвета. Выполнение рисунка «Изумрудный город»

-

1

3

Форма предметов. Композиция. Перспектива.

Линейный рисунок домика во фронтальной перспективе.

-

1

4

Свет и тень. Рисуем воздушные шары.

-

1

5

Изображение ветки дуба.

-

1

6

Выполнение рисунка фруктов (виноград)

-

1

7

Рисуем цветочную клумбу

-

1

3

8

Жанры живописи. О чем рассказывают картины. Творчество В.М.  Васнецова

1

-

9

История создания Третьяковской галереи

1

-

4

10

Натюрморт. Изображение натюрморта «Кухонная утварь»

-

1

11

Рисуем натюрморт «Шар»

-

1

5

12-13

Декоративно-прикладное искусство. Лепка дымковской игрушки

-

2

14

Натюрморт «Золотая хохлома»

-

1

15

Объемные изображения в скульптуре.

-

1

16

Изготовление поделок из природного материала. Аппликация из соломки «Птицы»

-

1

6

17-18

Пейзаж. Городской пейзаж «На стройке»

-

2

19-20

Изображение пейзажа «На реке»

-

2

21-22

Изображение пейзажа по представлению

-

2

7

23

Зарисовки животных. Пейзаж «Бабочка»

-

1

24

Выполнение рисунка золотых рыбок.

-

1

25

 Рисунки экзотических животных

-

1

26-27

Рисунок «Котенок с клубками»

-

2

28-29

Пейзаж «В саванне»

-

2

ВСЕГО

3

26

ИТОГО

29

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...


 

Комментарии

Мне очень понравилась ваша рабочая программа. Разработанные занятия актуальны, содержат новые педагогические технологии. Ваши методические разработки помогут и заинтересуют учителей изобразительного искусства. Спасибо!