Рабочая программа, 1 класс, "ПЕРСПЕКТИВА"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Зайцева Оксана Валентиновна

Рабочая программа по искусству (ИЗО, УМК "Перспектива")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_1_klass.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селекционная средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

Рассмотрено                                                                Принято

на заседании школьного                                                 педагогическим советом

методического объединения

протокол №___                                                        протокол №____

от _______2012 г.                                                        от ______2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

на 2012- 2013 учебный год

1 класс

                                                                        Составитель: Зайцева О. В.,

                                                                        учитель высшей категории

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы ______Т. Б. Парчиев

Введено в действие

Приказ № ___от _____2012 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Закона РФ  «Об образовании»,  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, авторской программы     Т.Я. Шпикаловой  «Изобразительное искусство и художественный труд» (М. «Просвещение» 2008 г.), планируемых результатов освоения обучающимися основой образовательной программы начального общего образования МБОУ «Селекционная средняя общеобразовательная школа», программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Селекционная средняя общеобразовательная школа».

        Содержание программы рассчитано на 33 часа (1 час в неделю).

        Ввиду особых санитарно-педагогических требований  к организации обучения первоклассников в 1 четверти (Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13) , элементы содержания учебного материала (уроки №1-8)  будут реализовываться путём проведения экскурсий, уроков  на свежем воздухе, учебных прогулок, основной целью которых будут являться наблюдения за красотой осенней природы.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

 Образовательная программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1 класс» (Т.Я. Шпикалова, Н.Р.Макарова Л.В.Ершова) М. «Просвещение» 2008 г;

Учебник «Изобразительное искусство» 1 класс (Т.Я. Шпикалова, М. Просвещение 2010 год);

 Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство 1 класс» (Т.Я. Шпикалова, М. Просвещение 2010 год).

2. Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство - вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающей действительности, эмоционального переживания при восприятии и изображении увиденного. Накопленный в процессе занятий изобразительным искусством (в разных его видах: графике, живописи и др.) зрительно-двигательный опыт представлений составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, в развитии его души средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества.

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Цели программы:

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

Овладение практическими умениями и навыками в восприятии  произведения искусства.

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунок, живопись).

Задачи:

Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства;

Развивать эстетические представления и художественные умения в работе  с различными материалами;

Приобретать опыт художественной деятельности в рисовании с натуры и по памяти;

Формировать представление о символике народного орнамента.

В курсе предусмотрена работа с различными художественными материалами: акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Дети получают первоначальные знания об основных и смешанных цветах, знакомятся с тёплыми и холодными цветами, с простейшими правилами смешения цветов. В ходе обучения они получают начальные знания о графике, о разнообразии штриха, контура и о возможностях силуэта. Обучающиеся получают возможность приобрести навыки рисования:

- приём раздельного мазка,

- приём цветовых пятен,

- приём кистевой росписи,

- приём работы тычком.

3. Планируемые результаты обучения в 1 классе:

Метапредметные результаты:

 Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

 Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

 Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД :

 • Проговаривать последовательность действий на уроке.

 • Учиться работать по предложенному учителем плану.

 • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Познавательные УУД :

 • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

 • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД :

 • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

 а) донести свою позицию до собеседника;

 б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

 • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

 • Учиться согласованно, работать в группе:

 а) учиться планировать работу в группе;

 б) учиться распределять работу между участниками проекта;

 в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

 г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Предметные результаты обучения в 1 классе:

 

 1. Овладевать языком изобразительного искусства:

 • понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

 • понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

 • знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

 • знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;

 • учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

 2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

 • учиться чувствовать образный характер различных видов линий;

 • учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.

 3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:

 • рисунка;

 • аппликации;

 • построения геометрического орнамента;

 • техники работы акварельными и гуашевыми красками.

 4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

 • живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

 • графика (иллюстрация);

 • народные промыслы ( дымковские игрушки).

4.Содержание учебного предмета:

 Содержание данной  программы представлено в виде взаимосвязанных разделов:

«Основы художественного изображения. Изобразительное искусство» ориентирует на эмоционально – эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно – творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).

2) «Основы народного декоративно – прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально – ценностного восприятия учащимися народного декоративно – прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в процессе упражнений по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроке труда.

5. Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности

 «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.

Понимание  значения слов:

художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж

Флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм


Между художником и зрителем нет непреодолимых границ.


Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создаёт художественный образ.


В художественном образе сосредоточены реальность и воображение, идеи, чувства, отношения художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям.

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве .

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы.

 «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Различать основные и

смешанные цвета, элементарные правила их смешения;

понимать эмоциональное

значение тёплых и холодных цветов;

понимать особенности

построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

передавать в рисунке

простейшую форму, основной цвет предметов;

использовать основные

средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;

применять  элементарные

способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер)  материалами для выражения замысла, настроения;

применять основные средства

художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

рисовать кистью без

предварительного рисунка элементы народных орнаментов:  геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок», «травка», «завиток»)

пользоваться простейшими

приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, заглаживать поверхность

«Восхитись красотой нарядной осени» (8ч)


Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи.

Пейзаж: композиция, пространство, планы.

Живая природа: форма и цвет. Натюрморт: композиция.

Орнамент народов России.

Ритмы травного хохломского узора.

Проект «Щедрый осенний лес и его жители».

Орнамент народов России.

Русская глиняная игрушка.

Живая природа. Пейзаж в графике.

«Любуйся узорами красавицы-зимы»(7 ч)

Зимний пейзаж в графике.

Вологодские кружева.

 Наши проекты «Зимние фантазии» и «Конкурс новогодних украшений»

Образ богатыря.

Русская глиняная игрушка.

Народный костюм

«Радуйся многоцветью весны и лета»(18ч)

Весенний пейзаж: цвет

Весенний пейзаж: декоративная композиция

Образ дерева в искусстве

Образ сказочного героя

Цвет и оттенки.

Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки.

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы  различных географических широт.

Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.

Овладевать на практике основами цветоведения.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного животного.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры, человека при создании портрета.

Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений.

Передавать своё отношение к персонажу.

Эмоционально откликаться на образы персонажей, произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

6. Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Дата

Примечание

1

 Какого цвета осень (экскурсия).

2

Твой осенний букет  (экскурсия).

3

Осенние перемены в природе  (экскурсия).

4

В сентябре у рябины именины  (экскурсия).

5

Щедрая осень   (экскурсия).

6

В гостях у народного мастера С. Веселова.

7

Золотые травы России  (учебная прогулка).

8

Наши достижения

9

О чем поведал  Каргопольский узор.

10

В гостях у народной мастерицы  У. Бабкиной.

11

Зимнее дерево.

12

Зимний пейзаж: день и ночь.

13

Белоснежные узоры.

14

Цвета радуги в  новогодних игрушках.

15

Наши достижения.

16

По следам зимней сказки.

17

Зимние забавы.

18

Защитники земли русской.

19-20

Дымковская игрушка.

21

Краски природы в наряде русской красавицы.

22

Вешние воды.

23

Птицы – вестники весны.

24

У лукоморья дуб зелёный.

25

О неразлучности доброты, красоты и фантазии.

26

Красуйся, красота, по цветам лазоревым.

27-28

В царстве радуги-дуги. Узнай , как все цвета дружат.

29

Какого цвета страна родная?

30-33

Проект «Наши достижения». Выставка работ. Портфолио.

7. Перечень учебно-методических средств:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования .  – М.: Просвещение, 2010.

- Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.

-Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»  Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова,Н Р.Макарова М. «Просвещение» 2008 г.

 -Учебник «Изобразительное искусство» 1 класс (Т.Я.Шпикалова, М. Просвещение 2010 год)

  -Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство 1 класс» (Т.Я.Шпикалова, М. Просвещение 2010 год)

Н. Сокольникова "Изобразительное искусство" (методика преподавания)

Н. Сокольникова "Основы композиции"

Н. Сокольникова "Основы живописи"

Н. Сокольникова "Основы рисунка"

И. Мосин  "Рисование" в 2-х частях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы для 1 класса "Перспектива"

Рабочие программы для 1 класса по новым стандартам (УМК "Перспектива"). Предмет: математика. Составили Арзютова М.И. и Пиянзина В.И....

Рабочая программа по математике 1 класс перспектива

Рабочая программа  составлена на основе:·         федерального государственного образовательного стандарта (начального  1-4), утверждённого прик...

Рабочая программа по математике 2 класс "Перспектива"

Пояснительная записка, содержание, учебно-тематический и календарно-тематический план....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Перспектива"

Пояснительная записка, содержание рабочей программы, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, календарно-тематический план....

Рабочая программа по математике з класс. Перспектива

Рабочая программа по математике для 3 класса по УМК "Перспектива"...

Рабочая программа по математике. 2 класс. Перспектива.

Данная работа включает в себя общие положения программы и календарно - тематическое планирование с УУД....