Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Медведева Елена Николаевна

 

Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.

Задачи:

  • Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.
  • Провести сравнительный анализ понятий: замысел, прообраз.
  • Изучить этапы работы выполнения орнамента «Золотая хохлома».
  • Выполнить орнамент в полосе.
  • Развивать у учащихся творческие способности.
  • Развивать интерес к народным промыслам и культурному наследию русского народа.

Материалы и оборудование:

  • Образцы детских работ по теме урока.
  • Аудиозапись народной мелодии.
  • Учебник по технологии.
  • Рабочая тетрадь «Разноцветный мир»
  • Гуашь, кисти, бумага для рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект с фотографиями.364.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.

Задачи:

Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.

Провести сравнительный анализ понятий: замысел, прообраз.

Изучить этапы работы выполнения орнамента «Золотая хохлома».

Выполнить орнамент в полосе.

Развивать у учащихся творческие способности.

Развивать интерес к народным промыслам и культурному наследию русского народа.

Материалы и оборудование:

Образцы детских работ по теме урока.

Аудиозапись народной мелодии.

Учебник по технологии.

Рабочая тетрадь «Разноцветный мир»

Гуашь, кисти, бумага для рисования.

Ход урока:

Организационный момент.

Проблема урока:

Что такое прообраз в искусстве? Чем прообраз отличается от замысла? Как в народном промысле переосмысливается действительность?

Введение в проблему:

Вспомните, с какими предметами народного искусства вы ознакомились на прошлых уроках?

Дымковская игрушка.

Дымковскую игрушку лепят из глины, затем обжигают, грунтуют и по грунту раскрашивают красками, украшают сусальным золотом. Типичные сюжеты: всадники, дамы, животные.

    Дымова Лиза 3А

Жостовская роспись.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

                                         

Работы учеников 4 «А» класса (выпуск 2008)

Вопросы для беседы:

(Во время беседы, ученики рассматривают и анализируют иллюстрации в учебнике на страницах 36 – 37).

Народный художник переосмысливает жизненные явления или берёт свой замысел из фантазии?

Чем похожи слова «образ» и «прообраз»? Какой у них корень?

Глядя на животное, можно ли точно предположить, каким его изобразит художник?

Что возникает сначала: замысел или прообраз?

Изначально возникает замысел. Для художника он не всегда представляется отчётливо. Иногда художник долго ищет тот прообраз, с помощью которого можно создать образ, то есть то обобщённое изображение, по которому все сразу поймут его замысел. Для художника главное – не изобразить что-то конкретно существующее, а выбрать такую особенность действительности, чтобы все её узнали. В искусстве замысел может иметь несколько значений, хотя прообраз может быть один.

Физкультминутка. Выполняется под музыку пластический этюд «Орнамент»: при помощи рук и перестроений по несколько человек, ученики изображают формы орнамента.

Объявление темы и цели урока.

Сегодня мы будем учиться рисовать орнамент в полосе «Золотая хохлома». Откройте и рассмотрите с. 30-36 в рабочей тетради «Разноцветный мир».

Что является прообразом этого орнамента?(травянистые растения, ягоды, цветы)

Как называется такой орнамент? (растительный)

Какие цвета используются в этом орнаменте хохломской росписи? (жёлтый, чёрный, красный)

Выполнение практической работы.

Ход выполнения работы:

Расположить лист горизонтально и наметить полосу для орнамента (отступить по 6 см сверху и низа листа).

Выполнить фон (жёлтый).

Просушка.

Сделать набросок (стебель, ягоды, листья), соблюдая мотив.

Выполнить в цвете стебель, листья (чёрные).

Выполнить в цвете ягоды (красные).

Просушка.

Прорисовать мелкие детали (прорисовка)

Выставка работ учащихся, анализ проделанной работы.

                        

Обобщение.

Что может стать прообразом произведения народного искусства?

В чём может быть выражен прообраз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая хохлома

Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....

Урок изобразительного искусства - Золотая Хохлома

Урок изобразительного искусства - Золотая Хохлома...

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Золотая Хохлома»

В данной методической разработке предлагается на примере урока ИЗО «Золотая Хохлома» рассмотреть возможность совершенствование знаний обучающихся о разнообразии народных промыслов...

Урок изобразительного искусства в 3 классе. "Золотая Хохлома"

На уроке дети научатся выполнять декоративную роспись тарелочки в технике хохломской росписи....

Технологическая карта урока Изобразительное искусство "Народные промыслы. Золотая хохлома"

Методическая разработка Технологическая карта  Изобразительное искусство  3 класс "Народные промыслы.Золотая Хохлома"...

Конспект урока по предмету: "Изобразительное искусство" 4 класс "Народные промыслы:золотая хохлома".

Конспект урока по предмету:  "Изобразительное искусство"  4 класс "Народные промыслы:золотая хохлома"....

Урок изобразительного искусства 5 класс "Золотая хохлома"

История возникновения хохломской росписи....