Главные вкладки

    Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

    Медведева Елена Николаевна

     

    Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.

    Задачи:

    • Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.
    • Провести сравнительный анализ понятий: замысел, прообраз.
    • Изучить этапы работы выполнения орнамента «Золотая хохлома».
    • Выполнить орнамент в полосе.
    • Развивать у учащихся творческие способности.
    • Развивать интерес к народным промыслам и культурному наследию русского народа.

    Материалы и оборудование:

    • Образцы детских работ по теме урока.
    • Аудиозапись народной мелодии.
    • Учебник по технологии.
    • Рабочая тетрадь «Разноцветный мир»
    • Гуашь, кисти, бумага для рисования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект с фотографиями.364.5 КБ

    Предварительный просмотр:

             Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.

    Задачи:

    Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.

    Провести сравнительный анализ понятий: замысел, прообраз.

    Изучить этапы работы выполнения орнамента «Золотая хохлома».

    Выполнить орнамент в полосе.

    Развивать у учащихся творческие способности.

    Развивать интерес к народным промыслам и культурному наследию русского народа.

    Материалы и оборудование:

    Образцы детских работ по теме урока.

    Аудиозапись народной мелодии.

    Учебник по технологии.

    Рабочая тетрадь «Разноцветный мир»

    Гуашь, кисти, бумага для рисования.

    Ход урока:

    Организационный момент.

    Проблема урока:

    Что такое прообраз в искусстве? Чем прообраз отличается от замысла? Как в народном промысле переосмысливается действительность?

    Введение в проблему:

    Вспомните, с какими предметами народного искусства вы ознакомились на прошлых уроках?

    Дымковская игрушка.

    Дымковскую игрушку лепят из глины, затем обжигают, грунтуют и по грунту раскрашивают красками, украшают сусальным золотом. Типичные сюжеты: всадники, дамы, животные.

        Дымова Лиза 3А

    Жостовская роспись.

    Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

                                             

    Работы учеников 4 «А» класса (выпуск 2008)

    Вопросы для беседы:

    (Во время беседы, ученики рассматривают и анализируют иллюстрации в учебнике на страницах 36 – 37).

    Народный художник переосмысливает жизненные явления или берёт свой замысел из фантазии?

    Чем похожи слова «образ» и «прообраз»? Какой у них корень?

    Глядя на животное, можно ли точно предположить, каким его изобразит художник?

    Что возникает сначала: замысел или прообраз?

    Изначально возникает замысел. Для художника он не всегда представляется отчётливо. Иногда художник долго ищет тот прообраз, с помощью которого можно создать образ, то есть то обобщённое изображение, по которому все сразу поймут его замысел. Для художника главное – не изобразить что-то конкретно существующее, а выбрать такую особенность действительности, чтобы все её узнали. В искусстве замысел может иметь несколько значений, хотя прообраз может быть один.

    Физкультминутка. Выполняется под музыку пластический этюд «Орнамент»: при помощи рук и перестроений по несколько человек, ученики изображают формы орнамента.

    Объявление темы и цели урока.

    Сегодня мы будем учиться рисовать орнамент в полосе «Золотая хохлома». Откройте и рассмотрите с. 30-36 в рабочей тетради «Разноцветный мир».

    Что является прообразом этого орнамента?(травянистые растения, ягоды, цветы)

    Как называется такой орнамент? (растительный)

    Какие цвета используются в этом орнаменте хохломской росписи? (жёлтый, чёрный, красный)

    Выполнение практической работы.

    Ход выполнения работы:

    Расположить лист горизонтально и наметить полосу для орнамента (отступить по 6 см сверху и низа листа).

    Выполнить фон (жёлтый).

    Просушка.

    Сделать набросок (стебель, ягоды, листья), соблюдая мотив.

    Выполнить в цвете стебель, листья (чёрные).

    Выполнить в цвете ягоды (красные).

    Просушка.

    Прорисовать мелкие детали (прорисовка)

    Выставка работ учащихся, анализ проделанной работы.

                            

    Обобщение.

    Что может стать прообразом произведения народного искусства?

    В чём может быть выражен прообраз?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Золотая хохлома

    Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....

    Урок изобразительного искусства - Золотая Хохлома

    Урок изобразительного искусства - Золотая Хохлома...

    Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Золотая Хохлома»

    В данной методической разработке предлагается на примере урока ИЗО «Золотая Хохлома» рассмотреть возможность совершенствование знаний обучающихся о разнообразии народных промыслов...

    Урок изобразительного искусства в 3 классе. "Золотая Хохлома"

    На уроке дети научатся выполнять декоративную роспись тарелочки в технике хохломской росписи....

    Технологическая карта урока Изобразительное искусство "Народные промыслы. Золотая хохлома"

    Методическая разработка Технологическая карта  Изобразительное искусство  3 класс "Народные промыслы.Золотая Хохлома"...

    Конспект урока по предмету: "Изобразительное искусство" 4 класс "Народные промыслы:золотая хохлома".

    Конспект урока по предмету:  "Изобразительное искусство"  4 класс "Народные промыслы:золотая хохлома"....

    Урок изобразительного искусства 5 класс "Золотая хохлома"

    История возникновения хохломской росписи....