Главные вкладки

    Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 1,2,3,4 класс) на тему:
    Золотая хохлома

    Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon zolotaya_hohloma.ppt556 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Разработано: Ефимовой Галиной Николаевной, учителем начальных классов МБОУ «Большебикшихская СОШ» Канашского района ЧР Золотая хохлома

    Слайд 2

    Посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот и встала перед мастерами задача сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ей могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью. Листья реют, не редея От дыхания зимы: Входим в царство Берендея – В мир волшебной Хохломы.

    Слайд 3

    Отличительная особенность хохломской посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева - липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось. Посмотри, какой декор! Здесь посуда знатная Складная да ладная Она повсюду славится, Она и вам понравится!

    Слайд 4

    Так, по раскопкам Древнего Новгорода видно, что уже в XI-XII веках те же миски блюда служили нашим предкам обыденной посудой. Наибольшим спросом пользовались ложки, т.к. они индивидуальны и быстро изнашивались.

    Слайд 5

    Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, напоминающими стебли трав. У каждой травинки есть свое название. Существует три основных вида хохломского орнамента: а) верховое "травное" письмо; б) роспись «под фон»; в) «кудрина».

    Слайд 6

    Разновидностью "травного" письма является роспись "под листок" Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков, и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)

    Слайд 7

    Все элементы орнамента располагаются на основном "завитке" (или стебле, веточке). Плавной линией начинаем вести "усик" слева направо, закругляем, второй "усик" ведем так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются "травинки", "завитки" и "кустики". "Травинки" разной формы располагаются на "завитке"-стебле так же ритмично. На последнем этапе прописываются "осочки" и "капельки". Посмотрите, как элементы "усик" и "завиток" придают мягкость и пышность травному орнаменту.

    Слайд 8

    Росписи "под фон" свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносят контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий фон. Заканчивая роспись, мастер разживляет штрихами силуэтные формы листьев, цветов, плодов, в конце выполняет вокруг стеблей легкие "травные прописки".

    Слайд 9

    Рисунок "кудрина" является разновидностью росписи "под фон". Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном, в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.

    Слайд 10

    . Промысел берет свое начало в XVII веке. И знания, умения, опыт передавались из поколения в поколение. И, пожалуй, самым известным и прославленным потомственным мастером является Степан Павлович Веселов – мастер "травного" орнамента.

    Слайд 11

    Внимательно смотрите и слушайте, какие напутствия давал мастер Степану Веселову, когда тот только начинал постигать секреты Хохломы: "Только ты, Степанка, пиши травку пузастенькую, нажим в середине делай! Худая осочка не баско смотрится" и т.д. Сам Веселов говорил: "Учись у стариков, да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество!"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-проект "Золотая хохлома"

    Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительно...

    Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".

    Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...

    Интегрированный урок технологии и развития речи в 3 классе «Золотая хохлома».

    Урок сопровождается презентацией для интерактивной доски....

    Презентация "Золотая хохлома" к интегрированному уроку технологии и развития речи.

    Презентация для инткерактивной доски и ПК. (Разделена на 2 части)...

    Проект "Золотая хохлома"

    Проект «Золотая хохлома» направлен на изучение одного из народных промыслов.      Работать над проектом мы начали в ноябре. В течении декабря – января мы находили нужную инфор...

    Золотая хохлома

    Данная презентация может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе...