Проект "Золотая хохлома"
проект (3 класс) по теме

Дьяконова Ольга Николаевна

Проект «Золотая хохлома» направлен на изучение одного из народных промыслов.      Работать над проектом мы начали в ноябре. В течении декабря – января мы находили нужную информацию, провели анкетирование, итоги занесли в таблицу.  В ходе работы над проектом мы узнали об истории возникновения росписи.   Собирая  материал, использовали много источников информации, учились отбирать нужную, выделять главное, находить нужные темы. Мы учились систематизировать, классифицировать и обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Золотая хохлома" 3 класс178.74 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Основная Общеобразовательная школа №10 г.Вольска

Саратовской области»

Проект

«Золотая хохлома»

Номинация: Умелые руки (народное прикладное творчество)

Работу выполнили:

Учащиеся 3 класса

Азимов Сергей,

Прохорова Дарья,

Серповская Ольга

Руководитель проекта:

Дьяконова Ольга Николаевна

2013 г.

Паспорт проекта.

1.​ Название проекта: Золотая хохлома

2.​ Руководитель проекта: Дьяконова Ольга Николаевна

3.​ Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: изобразительное искусство.

4.​ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: трудовое обучение, окружающий мир.

6.​ Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 9-10 лет

7.​ Тип проекта: учебно - исследовательский

8.​ Цели проекта: - познакомиться с возникновением народного промысла,

                               - современное использование Хохломы

                     

9​. Задачи проекта.

- выяснить, нужна ли сегодня Хохлома?

10. Вопросы проекта.

1)Введение

2) Основная часть:

  • Где зародилась Хохлома;
  • Легенды о хохломе, первые мастера:
  • Сколько лет «золотой» посуде;
  • Как изготавливают предметы народного промысла;
  • Узоры и орнамент хохломы;
  • Благодаря каким свойствам Хохлома остаётся любимой и в настоящее время

11.​ Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

12.​ Актуальность проекта.

      Проект имеет особую значимость, так как сейчас идёт возрождение народных промыслов. Мы хотели узнать, готовы ли учащиеся 3-4 классов освоить элементы росписи хохломы, и использовать эти навыки в повседневной жизни.

13.​ Этапы работы над проектом.

  • Определение темы работы над проектом
  • Постановка проблемы. Выявление её актуальности.
  • Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой.
  • Исследование. Анализ полученных знаний, подведение итогов, оформление результата.
  • Представление проекта

14.​ Список использованных информационных ресурсов:

  1. Василенко В.М. Искусство Хохломы. /В.М. Василенко – М.:Искусство, 2009.
  2. Емельянова Т.И. Золотая Хохлома. Альбом./ Т.И. Емельянова – М. Интербук – бизнес, 2010.
  3. Жегалова С.К. Русская народная живопись/С.К. Жегалова.- М.: Прикладное искусство, 2008.
  4. Хохломская роспись, Орлова Л.В., рабочая тетрадь по основам народного искусства.
  5. Ресурсы интернета.

                           Краткая аннотация.

Проект «Золотая хохлома» направлен на изучение одного из народных промыслов.      Работать над проектом мы начали в ноябре. В течении декабря – января мы находили нужную информацию, провели анкетирование, итоги занесли в таблицу.  В ходе работы над проектом мы узнали об истории возникновения росписи.   Собирая  материал, использовали много источников информации, учились отбирать нужную, выделять главное, находить нужные темы. Мы учились систематизировать, классифицировать и обобщать.

http://io.nios.ru/foto/Articles/030/931_2.jpg

                            Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!

  П. Синяковский

 

I.    Введение.

      Наш учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному  промыслу «Хохломе». Однажды, на кружке «Юный художник», учитель познакомила нас с народными промыслами: мы посмотрели фильм о народных промыслах, альбомы, работы мастеров. Больше всего нам понравились узоры «Хохломы» - они очень яркие, теплые. Нам захотелось узнать больше о том, как создавался этот вид искусства и нужна ли сегодня Хохлома.

II.  Основная часть.

1. Где зародилась Хохлома.

         Нас  заинтересовал вопрос: Откуда возникла традиция росписи? Хохломской промысел был основан в  Заволжье, на территории Нижегородской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной.

2. Легенды о Хохломе

    Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

      Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

      Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о счастье свободы, о жаре любви к людям и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

      Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».        

3.  Сколько лет «золотой» посуде?

Русский народный промысел считается легендарным не только в Русской культуре, но и во всё мире и существует он более трёхсот лет. Нам захотелось самим создать какое – либо изделие с росписью Хохлома. Конечно же, для этого надо знать технологию производства. Мы изучали её вместе с педагогом.

  4. Как изготавливают предметы народного промысла

        Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски – заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придаёт заготовке  нужную форму. Так получается основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

         После сушки бельё грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирают в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет  в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность её росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза.

         Следующий этап – лужение., то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело – зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком.(с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160. До образования масляно – лаковой плёнки золотого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

         Когда мы узнали о технологии изготовления изделий, приступили к собственному созданию изделий с росписью Хохломы. Деревянную заготовку нам сделали родители. Теперь нужно загрунтовать изделие. У нас была смесь белой гуаши с клеем ПВА. Далее нужно было приступать к росписи. А как расписать? Так мы узнали, что выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивается фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон).

        Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько.

        Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком.

http://nosh26ra.narod.ru/uchebnaya_deyatelnost/hohlomskaya_rospis/r2.jpg?rand=2059143307996429 

«Травка» отдалённо напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озёр и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». Но всё-таки напоминает он эту живую травку очень отдалённо, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена – художником сохранены только самые общие и главные её признаки.

Травка обычно пишется красным и чёрным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи-травинки по сторонам основного кустика и бусины-ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.

http://nosh26ra.narod.ru/uchebnaya_deyatelnost/hohlomskaya_rospis/r3.jpg?rand=2072140372983277 

 «Травка» – самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок.

 http://nosh26ra.narod.ru/uchebnaya_deyatelnost/hohlomskaya_rospis/r4.jpg?rand=2082253669697035

 Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка.

 http://nosh26ra.narod.ru/uchebnaya_deyatelnost/hohlomskaya_rospis/r5.jpg?rand=2022135736970287

 Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «пряник». Он состоит из ромба с розеткой и действительно похож на старинный узорный печатный пряник. Вокруг ромба вихрятся травки.

        Узор из одиночных травок, бегущий по внутренней поверхности тарелок и больших чаш, называется «рыжиком»; а кустики трав, исходящие из одного центра по кругу, образуют розетку.

        Хохломские узоры и похожи на живые растения, и не похожи на них. Их внешний вид и все многочисленные свойства их формы и строения никогда не изображаются в орнаменте подробно и абсолютно точно. Так песня отличается от подробного рассказа, а рассказ – от записи наблюдения.

        Художник в строении и форме растений показывает только самое заметное или, как говорят, самое характерное. Вы всегда узнаете травку, хотя написана она красным или чёрным цветом, и мастер не нарисовал прожилок, которые, если присмотреться внимательно, узорной сеточкой покрывают листья.

         Самые затейливые узоры называются «Кудрины». Травки превратились здесь в крупные кудри-завитки. Мелкою дробью колечек окружены причудливые цветы. Цветы и завитки «Кудрины» всегда золотые; словно перья сказочной жар-птицы, загораются они на чёрном или красном фоне.

Когда мы с педагогом собрали материал о предмете своего исследования, то выяснили, что существовало время, когда хохломской промысел стал затухать. У людей стал пропадать интерес к деревянной посуде, на её место пришла посуда современная. В 20-30 годы XX века благодаря стараниям неравнодушных к искусству мастеров, народное ремесло не умерло, а получило дальнейшее развитие.

           В наше время изделия из хохломы из повседневных превратились в декоративные. Это прекрасные сувениры, которые можно подарить к любому празднику.

 СОВРЕМЕННАЯ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ

http://wiki.iteach.ru/images/thumb/1/14/Rospis-konnova10.jpg/120px-Rospis-konnova10.jpg

1.

http://wiki.iteach.ru/images/9/9b/Rospis-konnova9.jpg

2.

http://wiki.iteach.ru/images/thumb/0/04/Rospis-konnova11.jpg/64px-Rospis-konnova11.jpg

3.

http://wiki.iteach.ru/images/thumb/1/1c/Rospis-konnova112.jpg/94px-Rospis-konnova112.jpg

4.

СОВРЕМЕННАЯ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ

http://wiki.iteach.ru/images/thumb/9/96/Rospiskonnova23.jpg/120px-Rospiskonnova23.jpg

1.

http://wiki.iteach.ru/images/thumb/c/cb/Rospiskonnova22.jpg/120px-Rospiskonnova22.jpg

2.

http://wiki.iteach.ru/images/thumb/0/0a/Rospis-konnova21.jpg/120px-Rospis-konnova21.jpg

3.

http://wiki.iteach.ru/images/thumb/1/19/Rospis-konnova14.jpg/101px-Rospis-konnova14.jpg

4.

          III. Исследовательская часть.

      Для выяснения, что ребята знаю о декоративно – прикладном творчестве,  мы провели исследование и проанализировали собранные данные.

      Было проведено анкетирование среди учащихся 3,4 классов (участвовало 23 учащихся)

Итоговая таблица по результатам опроса всех респондентов

Вопросы

Результаты

1

Какие окружающие нас предметы можно назвать произведениями декоративно-прикладного творчества?

Разделочные доски,  посуда, вязаные изделия.

2

Какие художественные ремесла характерны для ДПИ?

Хохлома – 15

Гжель - 7

3

Какие народные промыслы известны росписью по дереву?

Хохлома

4

Считаете ли Вы необходимым украшать предметы быта и почему?

Да, потому что они становятся красивыми, индивидуальными.

5

Хотели бы вы иметь вещи, украшенные хохломской росписью?

  • Да
  • Нет

23

0

 

   

 IV.  Заключение.

       В заключении мы спросили себя: «Что нового мы узнали о Хохломе?», «Для чего нужна моя работа?». Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.

       Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

Интегрированный урок "Золотые узоры хохломы"

Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграционный характер. Д...

Золотая хохлома

Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....

Конспект урока "Хохлома, роспись по дереву"

Конспект урока по декоративно-прикладному тскусству...

хохлома

Этапы хохломской росписи...

Урок-проект "Золотая хохлома"

Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительно...

Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".

Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...