Изобразительное искусство
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ. РИСУНОК «ЛЕТНИЙ ПЕЙЗАЖ»

 

СОСТАВЛЕНИЕ МОЗАИЧНОГО ПАННО
«ПАРУСНЫЕ ЛОДКИ НА РЕКЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_2.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1
КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ. РИСУНОК «ЛЕТНИЙ ПЕЙЗАЖ»

Вид деятельности: беседа, тематическое рисование.

Цели: ознакомить с творчеством И. И. Шишкина и И. И. Левитана; развивать творческое воображение; формировать эстетическое отношение к произведениям искусства; совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом рисунке природных явлений; воспитывать любовь к природе и произведениям искусства.

Оборудование: для учителя – методические таблицы (последовательность выполнения пейзажа); для учащихся – бумага, акварельные или гуашевые краски, кисти, карандаши, латекс, стакан с водой.

Зрительный ряд: репродукции картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Лесные дали»; И. И. Левитана «Золотая осень», «На вечном покое»; И. К. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море».

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности класса к уроку.

Напоминание о порядке работы и поведении на уроке: приветствие друг друга стоя (учитель и ученики); выкрики с места ответом не считаются, право слова предоставляется только тем, кто поднимает руку; инструктаж по технике безопасности.

II. Рассказ учителя. Ознакомление с жанром.

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве жанр, называемый пейзажем.

Каждый пейзаж художник трактует по своему, вкладывая в него определенный смысл. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску, то есть художники отражают в пейзаже настроение: чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало: грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра.

Виды пейзажа

В изобразительном искусстве можно выделить различные виды пейзажного жанра.

Сельский пейзаж привлекает художника поэзией деревенского быта, его естественной связью с окружающей природой.

Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Парковый пейзаж – изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей.

Морской пейзаж – марина (итал. marina, от лат. marinus – морской) – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.

Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

Индустриальный пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций вокзалов, паутины железнодорожных линий.

Героический пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В ней изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги.

Декоративный пейзаж – пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, дополняет архитектуру, делает ее выразительнее. Цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения.

Пейзаж настроения – это непосредственный отклик души человека, зеркало его внутреннего мира. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску, чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости.

Эпический пейзаж – величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия.

Исторический пейзаж – косвенное воплощение исторических событий, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями.

Романтический пейзаж – запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его: грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра.

Космический пейзаж – изображение неземных пространств и природы в других условиях.

Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях.

В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико.

Мы часто говорим: «левитановская осень» и «шишкинский лес». Шишкинские сосны – это классический образ русского леса.

Обратите  внимание  на  репродукции  картин  Шишкина  и  Левитана. Глядя  на  эти  пейзажи,  ответьте,  какое  настроение  природы  запечатлели художники.

– Какое настроение вам навевают эти пейзажи?

– Как вы считаете, какой цвет вызывает радость?

Обратите внимание на репродукцию картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору». В глубине картины вы видите, что лес как бы окутан туманом. Это так называемая воздушная перспектива. Воздух – прозрачная среда. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Воздушная перспектива отражена на всех пейзажах. Если мы посмотрим на картины Левитана, то увидим, что первый план выписан четко, даже прорисованы листочки, а дальний план отражен цветом. На картине «Рожь» Шишкин четко прорисовал каждый колосок, а на линии горизонта только золотое море ржи. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно и покрыты легкой дымкой.

Рассмотрите  пейзажи,  выполненные  живописцами.  Как  и  любое другое произведение искусства, пейзаж всегда выражает идею, замысел художника.

– В чем состоит идея пейзажей, передавших раздолье родных мест?

– Какими изобразительными средствами и материалами пользуются художники для воплощения своего замысла?

– Какую роль в пейзажах играют образы деревьев?

– Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?

– Есть ли среди этих произведений пейзажи, в которых идея Родины и идея целого мира сливаются?

При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. На одних композициях дерево выступает в качестве единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева. На других композициях пейзаж образуют лесные массивы и группы деревьев. При такой композиции важно продумать решение пространства: передний, средний, дальний план.

III. Самостоятельная работа.

– Обдумайте мотивы своего пейзажа, то есть, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать  наиболее  характерные  признаки  картины  родных  мест, знакомой  и  близкой  вам,  но  доносящей  до  зрителя образ нашей Родины. (См. Приложение.)

Дети выполняют рисунки.

IV. Итог урока.

Анализ и оценка рисунков; высказывания учащихся о соответствии творческого замысла изобразительным средствам рисунков.

Домашнее задание: наблюдать за красотой природы, изменением цвета в природе; принести цветную бумагу, картон, клей, ножницы, лоскутки ткани.



Предварительный просмотр:

Урок 2
СОСТАВЛЕНИЕ МОЗАИЧНОГО ПАННО
«ПАРУСНЫЕ ЛОДКИ НА РЕКЕ»

Вид деятельности:  составление  мозаичного  панно  из  цветной бумаги.

Цели: развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию, наблюдательность к окружающему миру; эстетическую восприимчивость; продолжать формировать эстетическое отношение к искусству; обобщить впечатления от летних каникул; совершенствовать умения и навыки работы с цветной бумагой.

Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, клей, белая бумага, лоскуты ткани.

Зрительный ряд:  репродукции  картин  Д. Налбондяна  «Яхты», Г. Чернышева «Крепость Гагры».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Беседа.

– Тема нашего урока – составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке».

– Какую картину рисует ваше воображение?

– Обратите внимание на репродукции картин. Что объединяет эти два полотна?

– Какое впечатление производят эти картины?

– Какие парусники можно увидеть сегодня на реке?

Дети делятся впечатлениями о увиденных парусниках на реке.

– Какое впечатление на вас производят яхты?

– Все  ли  парусники,  участвовавшие  в  парусной  регате,  были  одинаковыми?

– В чем было их различие?

– Какие парусники вы хотели бы изобразить на своем панно?

– Каких размеров будут лодки – одинаковые или разные?

– Где будут располагаться бульшие по размеру яхты, а где – меньшие? Почему?

– Как называется пейзаж, который изображает водное пространство?

– Мозаичное панно выполняется из маленьких кусочков цветной бумаги. Для фона можно взять голубой или синий картон. Паруса лодочек можете выполнить разноцветными, как и сами лодочки.

Работа над аппликацией начинается с карандашного эскиза, затем готовятся лист для фона и детали. Наклеивать следует сначала самые большие элементы, а затем уже маленькие детали.

III. Самостоятельная работа.

– Обдумайте композицию своего панно, предварительно выполнив карандашный эскиз.

В первую очередь наклеиваются фрагменты лодочек, потом – паруса.

Для  парусов  можно  использовать  кусочки  материи,  а  для  мачт – спички.

Панно получается объемным. (См. Приложение.)

IV. Итог урока.

Выставка и оценка работ; анализируется перспективное расположение парусников.

Домашнее задание. Наблюдать за изменениями в природе. Принести на урок овощи и фрукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...