Главные вкладки

    Рабочая программа.Изо и художественный труд. 1 класс. Школа России
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

    Рассудова Людмила Валентиновна

    Рабочая программа.Изо и художественный труд. 1 класс. Школа России

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_izo_i_hud_trud.1klass.docx34.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Средняя общеобразовательная  школа № 17»  г. Назарово Красноярского края


    г. Назарово Красноярского края ул. Вокзальная д. 5а т. 3-22-89

    e- mail: scool17-nazarowo@rambler.ru

    ИЗО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

    Рабочая программа

    Пояснительная записка

         Рабочая программа по  предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»  для 1 класса составлена на основе Примерных программ начального образования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (далее - ФГОС),   с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников универсальных учебных действий и является составной частью ООП МКОУ «СОШ №17» 

    Основная цель изучения предмета:

    углубление общеобразовательной подготовки школьников,

    формирование духовной культуры,

    всестороннее развитие личности на основе наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности.

    Задачи изучения технологии:

    формирование представлений о материальной культуре

    формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

    расширение культурного кругозора;

    расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

    формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

    развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

     развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

    формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

     формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

    духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

          В качестве результата изучения предмета технология будут сформированы универсальные учебные действия всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

    Учебный  курс «Технология» интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

    – окружающий мир

    – математика

    – изобразительное искусство

    – родной язык

    – литературное чтение

    Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:

    Умственное развитие

    Эмоционально-эстетическое развитие

    Духовно-нравственное развитие

    Психофизиологическое развитие

    При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

    Общая характеристика учебного предмета

    Содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими  и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

    Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

    Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения во 2-4 классах, а также в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

    Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» в 1-м классе отводится 33 часа.

    Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете

    Базовыми ценностными ориентирами  содержания общего образования, положенными в основу данной программы,  являются:

    –  формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

    – формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

    – воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду,  принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

    –  формирование  самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

    – воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса  на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

    – воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью. 

    Содержание программы «Технология. Художественный труд» представлено в  виде следующих разделов:

    п/п

    Содержание раздела

    Приобретение начальных технологических

    Овладение начальными трудовыми умениями

    Формирование трудового опыта

    1

    Работа с бумагой

     Бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.

    Обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.

    Изготовление изделий из бумаги: поздравительная открытка с использованием приемов складывания, вырезывания, надрезания, приклеивания, сминания;

    конструирование из бумаги: из вдвое сложенного листа (маски, флажки, гирлянды); по мотивам традиционного изделия — «птица-ковш» и др.; оригами (птицы, кораблики, цветы, маски для пальчикового театра), модульное оригами (фонарики);

    конструирование из бумаги и готовых вспомогательных форм: санки;

    декоративные композиции: панно в технике художественной вырезанки и аппликации по мотивам природных форм; салфетка по мотивам традиционной вышивки; коврик в технике плетения из бумажных лент, композиция в технике сминания и обрывания.

    Работа с тканью

    Ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация.

    Выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку»; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.

    Изготовление изделий из ткани: салфетка, дорожка, закладка с вышивкой по мотивам традиционных изделий из ткани народов России, панно по мотивам традиционного лоскутного шитья в технике аппликации;

    конструирование из ткани: кукла-скрутка по мотивам традиционных игрушек из лоскута.

    Работа с пластичными материалами

    Глина, пластилин, тесто, их свойства   (пластичность,    цвет);    об инструментах   и приспособлениях: стеки, доска, посуда для воды, тряпочка, печатки для декора; о способах декора изделий из пластичных материалов: роспись, налепы, вдавливание.

    Приемы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание, скручивание, примазывание); способы лепки (по частям, из целого куска); приемы декора изделий (роспись, налепы, вдавливание); организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.

    Лепка из глины (пластилина, теста): каравай, калач, крендель по мотивам традиционной выпечки; «жаворонки» по мотивам обрядового весеннего печенья; глиняные игрушки на основе работ каргопольских и дымковских мастеров

    Работа с природными материалами

    Виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.

    Приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.

    Изготовление изделий из природных материалов: панно из листьев, цветов, трав, семян в технике аппликации;

    конструирование из природных материалов: игрушки из соломы по мотивам традиционных кукол-стригушек; куклы из природных материалов на основе традиционных «моховичков», «лесовичков»; бусы из плодов, ягод, семян по мотивам традиционных украшений.

    Материально-техническое обеспечение учебного предмета

    Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима  материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы:  

    следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;

    и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

    Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.

    Содержание учебного предмета

    1 класс (66 часа)

    Узнаём, как работают мастера (1 час)

    Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.

    Учимся работать с разными материалами (12 часов)

    Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.

    Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

    Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

    Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

    Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.

    Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

    Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.

    Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

    Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.

    Конструируем и решаем  задачи (8 часов)

    Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.

    Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.

    Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

    Учащиеся должны знать:

     основные требования культуры и безопасности труда:

    – о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

    – правила безопасной работы с ножницами и иглой;

    – приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

    – правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

    – правила аккуратной работы с клеем;

    названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);

    наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);

    наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности  (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);

    названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);

    назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.

    Учащиеся должны уметь:

    подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока;

    соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

    выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

    использовать правила и приемы рациональной разметки;

    аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;

    аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

    аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

    аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

    аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

    изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

    пришивать пуговицы;

    выполнять комбинированные работы из разных материалов;

    воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

    внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;

    выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

    Учащиеся могут знать:

    свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;

    происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;

    разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.

    Учащиеся могут уметь:

     самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;

    устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;

    на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;

    мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;

    создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;

    пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;

    устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;

    осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).

    Планируемые результаты освоения программы по технологии (к концу 1 класса)

    Личностные

    У учащихся будут сформированы:

    интерес к творческой деятельности;

    осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

    уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

    представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном ми

    чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

    Могут быть сформированы:

    устойчивое стремление к творческому досугу;

    привычка к организованности, порядку, аккуратности;

    адекватная самооценка,

    Предметные

    Учащиеся научатся:

    использовать в работе приемы безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник,), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);

    правильно выполнять геометрические построения деталей простой формы с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

    работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

    решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

    Учащиеся получат возможность научиться:

    понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

    понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

    Метапредметные

    Регулятивные

    Учащиеся научатся:

    самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

    следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

    руководствоваться правилами при выполнении работы;

    осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

    Познавательные

    Учащиеся научатся:

    анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

    анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

    работать с моделями;

    Коммуникативные

    Учащиеся научатся:

    организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;

    выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

    в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

    проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"

    Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...

    Рабочая программа по окр.миру 4 класс, "Школа России"

    Рабочая программа по окр.миру 4 класс, "Школа России"...

    Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России

    Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России...

    рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

    рабочая программа содержит пояснительную записку, почасовую разбивку материала и тематическое планирование с оснащением, повторением, требованиями к обученности и практическимим работами...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

    Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...