Главные вкладки

    Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

    Голосова Людмила Петровна

    Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Цифровые образовательные ресурсы. Основное содержание программы. Календарно-тематическое планирование.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Искусство (изобразительное искусство)

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа по предмету «Искусство (изобразительное искусство)» – далее «Искусство (ИЗО)» составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе концепции и программ для начальных классов «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова и на основе авторской программы  «Искусство (ИЗО)» Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, Просвещение, 2008. Концепция охватывает все образовательные области и учебные предметы для 4 класса.

             Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Искусство (ИЗО»)  в 4 классе  основной общеобразовательной  школы  по  учебнику Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Изобразительное искусство» 4 класс, Просвещение, 2010г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования по предмету «Искусство (ИЗО)» и реализует  авторскую программу  Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Изобразительное искусство 4 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

        В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для начального общего  образования  программа рассчитана на преподавание предмета  «Искусство (ИЗО)» в 4 классе в объеме 34 часов, 1 час в неделю, что соответствует  учебному плану МКОУ «Таежно-Михайловская ООШ» на 2012 – 2013 учебный год.

    Общая характеристика учебного предмета

    Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

    Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

    Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

    Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

    Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

    Основные содержательные линии

    В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

            

    2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

    1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт начального общего образования по предмету «Искусство» (ИЗО).  

    1. А.А.Плешаков Концепция и программы для начальных классов «ШКОЛА РОССИИ». – М.: Просвещение, 2009.

    3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

    4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.

    3. Цели и задачи изучения курса

    В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

    1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
    2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
    3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
    1. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям,

    героическому прошлому, многонациональной культуре.

    Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

    Задачи, реализуемые в 4 классе:

    1. Познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах  изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
    2. Познакомить обучающихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров, продолжать знакомить  с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
    3. Познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока.
    4. Познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики.
    5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России  (Русский музей)  и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
    6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

    4. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

    Обучающиеся должны

    знать/понимать:

    1. доступные сведения о памятниках культуры и искусства;
    2. отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
    3. средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно – прикладных работах;
    4. схему построения городецкой росписи;
    5. анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

            уметь:

    1. применять приёмы акварельной живописи (по сырому, а – ля – прима и др.), приёмы получения цветовых пятен, сочетаний;
    2. пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов, отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении композиции;
    3. применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариации, импровизации);

    соблюдать последовательность выполнения изделия;

    1. анализировать орнаментные композиции в произведениях народного и декоративно – прикладного искусства;
    2. высказывать оценочные суждения о шедеврах народных мастеров России;

    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

    1. выражать своё отношение к произведениям изобразительного и народно декоративно – прикладного искусства в самостоятельном творчестве;
    2. проявлять нравственно – эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа;

    проявлять положительное отношение к результату своего труда и труда других людей.

    5. Количество часов по программе

    раздел

    Название разделов

    Кол – во часов по  программе

    Кол – во часов по рабочей программе

    1.

    Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

    8

    8

    2.

    На дворе осень – погод восемь

    8

    8

    3.

    Что было, видели деды; что будет, увидят внуки

    10

    10

    4.

    Повернись к мирозданию!

    8

    8

    Итого

    34

    34

    6. Методы и формы обучения

    Для реализации рабочей программы на уроках  «Искусство (ИЗО)» используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения.

    7. Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.

    Формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность,  провожу свои уроки в виде:

    уроков – викторин

     уроков-сказок

    творческой мастерской.

    Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом.

    Рабочей программой предусмотрено чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут - быть разных видов:

    - индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть  для общей работы.

             Такая совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

    КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ.

    Любая дидактика предполагает контроль над  усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

    Поскольку изобразительное искусство –  предмет особый, нужно очень  деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся.  Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в  своих   силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их  последующую жизнь.

    Характеристика цифровой оценки (отметки)

    «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:  

    обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим  замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее  изученных терминов и понятий;

     «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно  аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.

         «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются 4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.

     «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.

    8.  Учебно-методическое обеспечение для учителя и обучающихся

    Для реализации содержания предмета «Искусство (ИЗО)» в 4 классе  используется следующий учебно-методический комплекс:

    Для учителя:

    1. А.А.Плешаков, «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. –М.: «Просвещение», 2009.

    2.  Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:«Просвещение», 2010.

    3.  Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство. 4 класс"». – М.: «Просвещение», 2008.

    4. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. – М.: «Просвещение», 2010.

    Для обучающихся:

    1. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

    2.Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. – М.:«Просвещение», 2010.

    9. Список литературы.

     Для учителя:

    1. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Издательство «Детская литература», 1990.

    2. Никитин Б.П. Ступенька творчества, или развивающие игры. – 4-е изд. – Кемерово, Издательство «Педагогика», 1990.

    3. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 4 кл.: Кн. Для учителя / Б.М. Неменский , Н.Н. Фомина,  Н.В.Гросул  и др.- М.: Просвещение, 1991.

       4. Плешаков А.А., «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. – М.:«Просвещение», 2009.

    5. Шпикалова Т.Я. программы общеобразовательных учреждений (1 – 4 классы) Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. – М.: Издательство «Мозаика-синтез», 1997.

    6. Шпикалова Т.Я., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

    7.  Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2003 «Преподавания черчения и рисования». – М.: Просвещение, 1990.

    8. CD Комплекс уроков по ИЗО

    Для обучающихся:

    1. ШпикаловаТ.В., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

     

    10. Цифровые образовательные ресурсы

    1. Сайт «Про школу.ру»
    2. Сайт «Открытый урок».
    3. Для уроков рисования:  http://www.kalyamalya.ru/
    4. Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
    5. Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое.

    11. Учебно-тематический план 

    Тема

    Кол-во часов

    1.

    Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

    8

    2.

    На дворе осень – погод восемь

    8

    3.

    Что было, видели деды; что будет, увидят внуки

    10

    4.

    Повернись к мирозданию!

    8

    Итого

    34

    12. Основное содержание  программы.

    Ведущей темой года является тема: «Вечные и любимые образы в искусстве».

    Содержание программы представлено в виде двух взаимных разделов:

    «Основы художественного изображения»  - 18 часов

    Мой край родной – моя земля, пейзаж

    Знатная русская земля своими мастерами. Знакомство с художником И. Шишкиным

    Движение – жизни течение

    Родословное древо

    Год не неделя – двенадцать месяцев впереди

    Новогодние импровизации

    Зимняя прогулка

    Да, были люди в наше время…

    Вода – жизнь

    За весной, красой природы, лето красное придёт

    Этот праздник со слезами на глазах

    Медаль за бой, за труд из одного металла льют

    «Основы народного декоративно – прикладного искусства» - 16  часов

    Целый мир от красоты

    Дерево жизни – символ мироздания.

    Цветущее дерево – символ жизни

    Пава – краса, птица счастья

    Конь – огонь – символ солнца, плодородия и добра

    Образ мира в городецкой прялке

    Вольный ветер – дыхание земли

    Осенние метаморфозы

    Вещи старого дома

    Вещь во времени и пространстве

    Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома

    Потешные листы

    Резьба по ганчу

    Символика ганчевых арабесок

    ВЕЧНЫЕ  И  ЛЮБИМЫЕ  ОБРАЗЫ  В  ИСКУССТВЕ

    ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ

          Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы-архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная (трехчастная) картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов («древо жизни», образы птиц и животных, природных стихий — земли, воды, огня, воздуха), человек (его портрет, костюм, кукла), его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита Отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).

           Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:

           с цветом как средством выразительности в живописи. Многообразие цветотоновых оттенков в выявлении художественных образов, нахождение цвета для изображения объема и освещенности реальных предметов. Прием получения звучных, чистых, сложных, мягких и других цветовых пятен, цветовых сочетаний. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по сырому», «а-ля прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, мазок с восковым рисунком);

           с графическими средствами выразительности. Роль линии, силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Приемы передачи объема в искусстве графики. Простейшие приемы передачи светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Упражнения по выполнению набросков фигуры взрослого человека и фигуры ребенка, объектов природы, деревьев, транспорта, игрушек. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи движения (ветра, движущихся облаков, людей, транспорта и т. д.) с помощью линий, штрихов. Выполнение набросков знаков-символов четырех природных стихий (солнце, небо; земля, вода, дерево; русалки, неведомые существа). Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);

           по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;

           по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д. (на примерах лаковой миниатюры Палеха, лубочных картинок, художественного оформления праздничной открытки, плаката, памятной медали). Выявление роли силуэта, черного контура, условной передачи цвета, света и тени в изображении предметов и людей в различных декоративных композициях. Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость, призывность цвета, особенности композиции — соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.

           Опыт художественно-творческой деятельности:

           изображение пейзажа (отдельных элементов и композиции) по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами. Отражение образа мироздания в произведениях изобразительного и народного искусства, фольклора и литературы. Создание композиции, отражающей собственное видение мира («Я все люблю, что мне земля дала...»). Создание композиций пейзажа по памяти с отражением характерных признаков природы родных мест: один и тот же природный мотив в пору золотой и поздней осени («Осень — перемен восемь»); зимняя картина («Зимняя прогулка»); главный герой пейзажа — дерево (древо жизни — символ мироздания) («Величие и красота могучего дерева»); уголок природы ранней или поздней весной («Апрельский сон с его улыбкой маю...»). Передача в рисунке динамики, движения. Работа над графическими образами неба, воздуха, облаков («Вольный ветер — дыхание Земли»);

           изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (предметы быта и домашней утвари) с передачей характерных признаков формы, объема («Ожившие вещи»). Рисование с натуры тематического натюрморта графическими материалами («Вещи старого дома»). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов современного быта («Вещь во времени и в пространстве») и выполнение ее из материалов на выбор (гуашь, черная тушь);

           изображение человека. Выполнение набросков и зарисовок сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армий времен Отечественной войны 1812 г. («Доблесть русских воинов. Бородино»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, в предметном окружении. Выбор и передача поворота головы, движения фигуры, ситуации («Знатна Русская земля своими мастерами»). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Знакомство с монументальным искусством в скульптуре. Создание эскиза памятника воину-освободителю («Это праздник со слезами на глазах...»);

           составление сюжетно-тематических и декоративных композиций: иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы в конкретный месяц с помощью цвета и декора («Двенадцать братьев друг друга не обходят»). Выполнение эскизов и композиций иллюстраций к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передача в сюжетной композиции реальных или вымышленных образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Рисование иллюстрации к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» («Да, были люди в наше время...»). Создание композиции картинки в технике лубка («Потешные листы»). Выполнение поисковых эскизов и работа над композицией: плаката в технике коллажа («Вода — жизнь»); памятной медали («Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»). Создание композиции образа одного из времен года с использованием характерных признаков, особенностей колорита («За весной, красой природы, лето красное придет...»). Выявление сходства и различий в создании художественного образа времени года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).

    ОСНОВЫ  НАРОДНОГО

    ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА

          Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается представление народа о строении мироздания (трехчастная картина мира — небо, земля, подземный мир), символах-архетипах, природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.

           Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания — древо жизни, жилище русского крестьянина, прялка, народный костюм. Отражение в орнаменте элементов мироздания (образы-символы неба, солнца, звезд, воды, осадков, земли, птиц, животных), сходство их расположения на фасаде избы и в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в прялке), симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, изображение человека).

           Опыт художественно-творческой деятельности:

           ознакомление с орнаментом в резьбе по дереву (домовая резьба, прялка), по ганчу. Выполнение зарисовок элементов деревянной архитектуры (фасад дома, резные наличники, причелины) на основе повтора, вариаций и импровизаций, группировка изображаемых орнаментальных элементов соответственно их расположению на фасаде дома. Нахождение аналогий в размещении, символическом содержании орнамента в декоре избы и народного костюма, выполнение по наблюдению зарисовок фасада дома («Изба и народный костюм как образ вселенной»). Своеобразие символики узбекских орнаментов в резьбе по ганчу. Сходство орнаментальной символики в искусстве разных народов;

           ознакомление с искусством изготовления русской прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская прялки), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо жизни, птица счастья) по мотивам вологодской и пермогорской прялок;

           ознакомление с искусством городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшение интерьера, подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Сходство художественных образов пряхи в изображении лаковой миниатюры и песне. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Упражнения по освоению последовательности росписи (подмалевка, разживка черным цветом, разживка белилами). Выполнение на основе повтора и вариаций изображений растительных мотивов («Купавки, розаны, бутоны, листочки...»), птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка... на ней кони...»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация) с передачей образа мироздания;

           ознакомление с искусством резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре узбекских мастеров и других народов Востока. Своеобразие ганча как поделочного материала (эластичность, прочность, белизна). Отражение в работах мастеров природных стихий, любви к родной природе. Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).

    13. Календарно-тематическое планирование по предмету «Искусство» (ИЗО)  4 класс

    Дата

    Месяц

    № урока

    Тема урока искусство (ИЗО). Вид творческой работы

    Количество часов

    Д/з

    Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

    8

    03

    09

    1

    Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве

    1

    10

    09

    2

    Древо жизни – символ мироздания. Символическое изображение.  Наброски и зарисовки

    1

    17

    09

    3

    Мой край родной – моя земля. Пейзаж. Графическая композиция

    1

    24

    09

    4

    Цветущее дерево – символ жизни. Изображение растительных мотивов Городецкой росписи

    1

    01

    10

    5

    Пава – краса – птица счастья. Изображение Городецких птиц. Включение их в композицию

    1

    08

    10

    6

    Конь-огонь – символ солнца, плодородия и добра. Изображение коня в технике Городецкой росписи

    1

    15

    10

    7

    Образ мира в Городецкой прялке. Роспись панно по мотивам Городецкой росписи

    1

    22

    10

    8

    Знатна русская земля своими мастерами. Портрет художника или народного мастера

    1

    На дворе осень – погод восемь

    8

    29

    10

    9

    Вольный ветер – дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики

    1

    12

    11

    10

    Движение – жизни течение. Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники

    1

    19

    11

    11

    Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении

    1

    26

    11

    12

    Родословное древо. Семейный портрет

    1

    03

    12

    13

    Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, поиск эскизов к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»

    1

    10

    12

    14

    Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Гармоничное сочетание цветов

    1

    17

    12

    15

    Новогодние импровизации. Колорит. Экспериментирование с красками

    1

    24

    12

    16

    Новогодние импровизации. Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление

    1

    Что было, видели деды; что будет, увидят внуки

    10

    14

    01

    17

    Зимняя прогулка. Наброски и зарисовки по наблюдению, по  памяти заснеженных деревьев, людей, домов

    1

    21

    01

    18

    Зимняя прогулка. Сюжетная многоплановая композиция: городской пейзаж с архитектурными строениями, фигурами людей в движении

    1

    28

    01

    19

    Вещи старого дома. Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры

    1

    04

    02

    20

    Вещь во времени и в пространстве. Декоративный натюрморт

    1

    11

    02

    21

    «Да, были люди в наше время…» Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812г

    1

    18

    02

    22

    «Да, были люди в наше время…» Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

    1

    25

    02

    23

    Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников по наблюдению

    1

    04

    03

    24

    Потешные листы. Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха

    1

    11

    03

    25

    Потешные листы. Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне

    1

    18

    03

    26

    Вода – жизнь. Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката

    1

    Повернись к мирозданию!

    8

    01

    04

    27

    Вода – жизнь. Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа

    1

    08

    04

    28

    «За весной, красой природы, лето красное придет» композиция и колорит весеннего пейзажа

    1

    15

    04

    29

    «За весной, красой природы, лето красное придет» композиция и колорит весеннего пейзажа

    1

    22

    04

    30

    «Это праздник со слезами на глазах..» Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны по представлению

    1

    29

    04

    31

    «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». Медальное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали

    1

    06

    05

    32

    Резьба по дереву. Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Мариинска в технике сквозной и рельефной резьбы

    1

    13

    05

    33

    Символика ганчевых арабесок. Повтор, вариации и импровизация по мотивам  узбекских ганчевых узоров

    1

    20

    05

    34

    Круглый год. Образ времени года в искусстве. Эскиз  декоративного панно

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс

    Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству  УМК «Школа России» 3 класс...

    Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

    Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс

    Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...

    Рабочая программа по изобразительному искусству «Начальная школа XXI века» 2 класс

    Программа разработана на основе:- авторской программы  по изобразительному искусству под редакцией Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная...

    Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс

    В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

    Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

    В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана  в соответствии с ФГОС...

    Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс

    Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...