Рабочая программа по ИЗО 2 кл. УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Рабочая программа по ИЗО для 2 класса по УМК "Планета знаний" (автор Н.Сокольнокова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2kl_sokolnikova.docx71.89 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Данная  программа  нацелена  на решение  приоритетной  задачи начального образования -  формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность  ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться». Единые  подходы  (культурологический, познавательно-коммуникативный,  информационный  и  деятельностный)  и принципы  (развития,  вариативности, концентричности),  лежащие в основе программы,  способствуют формированию у детей младшего школьного возраста прочных знаний, умений и навыков и универсальных  (метапредметных)  умений;  развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию;  решению важных воспитательных задач.

Учебная   программа   разработана  в соответствии  с  новыми  требованиями стандарта, где   раскрываются  цель  и задачи курса;  особенности  структуры;  общие подходы и принципы;  представлено содержание  курса и тематическое  планирование с  описанием ключевых понятий, полностью  соответствующих  фундаментальному  ядру содержания  образования,  а также учебной  деятельности учащихся в соответствии с  Программой развития  универсальных учебных  действий  и способов их реализации в  рамках предмета;   даны планируемые результаты освоения программы.

3

Рабочая программа по изобразительному искусству

2 класс

УМК «Планета Знаний»

Автор программы: Н.М.Сокольникова

  Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству составлена  с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка. Входит в образовательную область «Искусство».

       Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи обучения и развития во 2 классе:

-продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);

-освоение живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.);

-освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями);

-продолжение освоения «Азбуки цвета», проведение экспериментов по составлению  различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски;

 -продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);

-    продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки, росписи Северной Двины и  Мезени, архангельская щепная птица);

-освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.);

-продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом  вкуса:  кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.);

-продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;

-продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;

-продолжение ознакомления с проектной  деятельностью  исследовательского и творческого характера.

      Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это

4

даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.

           В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью.

         Раздел «Мир изобразительного искусства» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процессе бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно-нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства.

Во  2 классе  продолжается изучение  основ художественного  языка (точка, линия, пятно, цвет, светотень, ритм, композиция, форма, пропорции, контраст и нюанс, силуэт и др.).

Раздел программы «Мир народного искусства» знакомит с ведущими традиционными народными художественными народными  промыслами  (Каргополь, Скопин,  Полхов-Майдан, Мезень, Северная Двина). Особое внимание обращается на изучение способов  изготовления, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства.

Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна».  Учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и моделированию объектов архитектуры и дизайна на основе животных, растительных, геометрических и любых причудливых форм.

           Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям.  Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать  межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные  связи с окружающим миром  (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и тела), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

          Данная программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству, включающей разнообразную проектную деятельность. 

         Учитель использует в своей практике технологии, методы и формы работы, предусмотренные новыми стандартами  обучения: исследовательские, творческие, методы проектной деятельности; парные, групповые и индивидуальные формы  организации деятельности.

Беседы на уроках изобразительного искусства сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций картин, фотографий, слайдов, видеофильмов, литературных и  музыкальных произведений, схем, рисунков педагога и учащихся).

             Используются  на уроках Цифровые образовательные ресурсы: видео и аудиоаппаратура, компьютер, пользование Интернетом,  мультимедиа-проектор и наглядные пособия.

            На уроках изобразительного искусства особая  роль отводится  показу видеофильмов и презентаций. Это  позволяет учащимся  окунуться в обстановку, творческую атмосферу художественных мастерских, увидеть, какими материалами работают художники, какую технику, приёмы используют. Методика показа  фильмов  разнообразна. Это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровождении медитативной музыки.    

            На уроках применяется  исследовательский метод. Включение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций создаёт очень хорошие условия для развития творчества. Например, превратить кляксу на бумаге в какие-нибудь образы (фантастическое существо, рыбку, бабочку и т.д.), кусочек бумаги в крону дерева или цветочную клумбу, составить из геометрических фигур

архитектурное сооружение. К наиболее сложным проблемным задачам относятся задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение, выразительности образа, способов передачи движения.

           На  уроках широко использую  игровые технологии.  Игра для младших  школьников – естественная форма познавательной деятельности. Художественно-дидактические игры и упражнения использую в начале урока, для объяснения нового, для закрепления (стихи-загадки, ребусы, кроссворды).

          Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, метод проекта.

    Коллективные формы  работы  и проектная деятельность  могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, а  общий положительный результат дает стимул для дальнейшего  творчества и уверенность в своих силах.

     Каждая  большая тема  заканчивается итоговым уроком – это,  как правило,  нетрадиционные  уроки:  урок-путешествие,  урок-праздник, урок-диспут, интегрированный урок.

        Необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс  (34 ч)

«Мир изобразительного искусства» (14 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

«Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.

«Мир декоративного искусства» (8 ч)

Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.

«Мир народного искусства» (7 ч)

Росписи Северной Двины. Пермогорская  роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские  игрушки. Тетёрки. Птица счастья.

«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)

Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.[1]

6

Планируемые результаты освоения  программы   к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  1. положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
  2. осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
  3. внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
  4. эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  1. чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
  2. понимания разнообразия и богатства художественных средств  для выражения отношения к окружающему миру;
  3. положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
  4. интереса к посещению художественных музеев, выставок;

представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  1. различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  2. составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
  3. определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
  4. передавать в композиции сюжет и смысловую  связь между объектами;
  5. подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением,   использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

•        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский
    музей);
  2. учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
  3. правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
  4. изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
  5. выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
  6. понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
  7. выполнять тематические и декоративные композиции в определённом  колорите;
  8. подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  1. понимать цель выполняемых действий,
  2. понимать важность планирования работы;
  3. выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
  4. осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
  5. адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  6. осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
  7. анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  8. решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
  2. объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  3. различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную,   декоративную и конструктивную).

       Познавательные

      Учащиеся научатся:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  2. различать формы в объектах дизайна и архитектуры; сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  3. характеризовать персонажей произведения искусства; группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

      Учащиеся научатся:

  1. выражать собственное эмоциональное отношение к  изображаемому;
  2. уметь слышать, точно реагировать на реплики; учитывать мнения других в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  3. строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

      Учащиеся получат возможность научиться:

  1. выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  2. задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.  [1]

Тематическое планирование  изучения  учебного материала

Тема урока

Задачи урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца

Ознакомление с живописью как видом изобразительного искусства. Изучение особенностей материалов и инструментов для живописи. Ключевые слова: картина, холст, пятно. Повторение  основ цветоведения:  цвет, спектр, цветовой круг, основные цвета, дополнительные цвета, контраст, нюанс, колорит, тёплый цвет, холодный цвет.

Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков, умения соотносить вкус и цвет. Обучение умению работать с акварельными красками.

Участвовать в беседе о живописи. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли искусства в жизни человека.

Выполнить задания учебника, основываясь на картине учебника. Выявить главную информацию из текста учебника. Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Соотносить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы работы акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками. Оценивать результаты своей работы. Выделение приёмов работы по разделу «Учимся у мастеров». Рассмотреть акварельную живопись, выделить сюжет, проанализировать приёмы, с помощью которых изображены отдельные детали. Установить последовательность нанесения слоёв краски и изучить мазки.

1-8/9

2

Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси- лебеди». Школа графики и живописи.

Продолжение знакомства с живописью как видом изобразительного искусства. Обучение выполнению иллюстраций к сказкам. Развитие интереса и любви детей к творчеству ведущих художников книги. Развитие творческого воображения и эмоциональности учащихся.

Знакомиться с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам. Определить, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстраций. Выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства. Участвовать в игре «Расскажи сказку». Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы.

10-15/9

3

Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди», (продолжение работы) Школа графики и живописи.

Продолжение знакомства с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение способам элементарного изображения в рисунке пространства. Формирование умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла .

Знакомиться с картинами В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером волке» как выдающимися произведениями национальной культуры. Выделять в картинах и иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности. Проверить полученные знания в играх по цветоведению. Решать творческую задачу: выполнить иллюстрацию к сказке. Выразить в творческой деятельности своё отношение к  изображаемому  через создание художественного образа.

17-22/9

4

Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате».

Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы гуашью. Обучение умению выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба. Обучение умению рисовать небо в различное время суток и создание художественного образа.

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Нарисовать несколько этюдов закатного неба. Подобрать тёплые цвета. Сопоставлять замысел и полученный результат работы.

24-29/9

5

Холодный цвет. Школа графики и живописи «Зимнее окно». «Облака». Гуашь».

Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы гуашевыми красками. Обучение умению рисовать облака и морозные узоры, выбирать наиболее подходящий приём для их передачи.

Воспринимать репродукцию картины К. Васильева «У окна», анализировать средства выразительности. Рисовать зимнее окошко с морозными узорами, на котором стоит горящая свеча. Использовать цветовой круг  учебника для выбора цветовой гаммы. Вариант: рисовать облака в холодной гамме. Взаимооценка  работ с позиции, что удалось в работе (применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение).

1-6/10

6

Школа живописи. «Краски и настроение».

Совершенствование приёмов работы красками. Развитие цветовосприятия. Обучение умению выражать различные эмоциональные состояния с помощью цвета.

Выделять главную информацию из текста учебника и иллюстраций. Обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов. Выполнить задания. Подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу,  любовь. Сделать рисунок в подарок другу.

8-14/10

7

Графика. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево».

Ознакомление с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей материалов и инструментов для графики. Ключевые слова: линия, штрих, пятно, тон, контраст, нюанс. Обучение умению работать графитным карандашом, использовать приёмы: штриховка, тонировка, растяжка и растушёвка.

Участвовать в беседе о графике. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи. Нарисовать ветвистое дерево графическими материалами. Изучать последовательность работы. Выполнить упражнения по передаче штриховки, тонировки, растяжки, растушёвки и растирки. Выбрать породу дерева для рисования. Определять размеры изображаемых предметов. Учитывать направление различных участков контура, их характер и размеры. Находить причину ошибок и исправлять их. Анализировать выполненные рисунки.

15-20/10

8

Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики. «Нарядные ёлочки».

Обучение рисованию цветов в вазе. Продолжение ознакомления с графическими приёмами рисования. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, эстетической оценки окружающего мира.

Участвовать в беседе о графике как способе познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и иллюстрациях. Выполнить задания учебника. Выделять средства выразительности графики (линию, штрих, пятно, тон) для наилучшего воплощения замысла у мастеров графики. Решать творческую задачу: нарисовать «Нарядные ёлочки», используя разнообразную штриховку.

22-27/10

9

Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко».

Продолжение ознакомления с графикой как видом изобразительного искусства. Совершенствование умения анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей и приёмов работы тушью и пером. Обучение умению рисовать кувшин и яблоко.

Продолжить знакомство с графикой как видом изобразительного искусства. Отвечать на вопросы, используя репродукции произведений графики русских и зарубежных мастеров. Выполнять задания учебника, используя приёмы штриховки пером. Изучать последовательность работы. Решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки, линии, штрихи, пятна.

29-3/11

10

Школа живописи и графики. «Осенний листок».

Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Продолжение изучения особенностей и приёмов работы акварелью, гуашью, тушью и пером. Обучение умению рисовать осенние листья.

Участвовать в беседе, используя для ответов текст и картинки учебника. Выполнить задания учебника, используя изученные приёмы работы. Нарисовать осенний листок дуба или клёна акварелью или гуашью (живопись). Решать творческую задачу: выполнить аппликацию «Листья» с дорисовкой прожилок тушью.

5-10/11

11

Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки

Ознакомление со скульптурой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Изучение особенностей материалов и инструментов для скульптуры. Обучение умению лепить рельеф.

Познакомиться со скульптурой как способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Исследовать особенности материала для лепки по учебнику. Участвовать в воображаемом посещении мастерской художника. Слепить рельеф «Птичка» (пластилин). Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результаты работы.

12-17/11

12

Лепка декоративной чаши. Школа декора.

Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях декоративного искусства. Обучение умению лепить разными способами чашу. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека.

Участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художественной керамики. Выполнить задания учебника,  руководствуясь заданной последовательностью действий. Лепить декоративную чашу щипковым методом или по шаблону (глина или пластилин). Передавать фактуру с помощью различных видов лепных элементов. Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результат работы.

19-24/11

13

Лепка рельефа «Птички». Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок».

Обучение умению лепить рельеф. Совершенствование приёмов лепки объёмной формы. Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства.

Выполнить задания учебника. Лепить рельеф птички. Объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин). Решение творческой задачи: создать декоративный образ. Использовать приёмы передачи фактуры с помощью штампов.

26-1/12

14

Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши.

Проверка знаний о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры

Выполнить задания учебника. Участвовать в обзорной викторине по определению видов изобразительного искусства, тёплых, холодных и контрастных цветов. Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам. Называть ведущие художественные музеи России. Оценивать свои творческие достижения.

3-8/12

Декоративное искусство (8 ч)

15

Декоративное искусство вокруг нас.

Формирование устойчивого интереса к декоративному искусству. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры. Исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства.

10-15/12

16

Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки».

Обучение приёмам декоративного рисования. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности эстетически оценивать окружающий мир.

Выполнить задания учебника. Решение творческой задачи: рисовать декоративные грибы и ёлочки         гелевыми  ручками на цветном фоне. Сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке. Узнать, какое дерево или гриб изобразил сосед по парте.

17-22/12

17

Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент.

Изучение возможностей применения цветовых контрастов в декоре. Изучение закономерностей построения и мотивов линейного орнамента. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру.

Копировать греческий орнамент. Выявить закономерности построения орнамента. Нарисовать линейный орнамент (цветные карандаши). Исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа. Использовать их для составления линейных узоров. Выражать эмоционально-ценностное отношение к выполненным работам.

24-28/12

18

Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки».

Ознакомление с видами декоративных эффектов. Продолжение изучения применения цветовых контрастов в декоре. Обучение технике монотипии. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности давать эстетическую оценку.

Изучить художественные достоинства, разнообразие декоративных эффектов. Выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре. Решать творческую задачу: сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.). Дать эстетическую оценку выполненным работам.

10-13/1

19

Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами.

Обучение умению создавать декоративные композиции. Развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Развитие  цветовосприятия. Формирование умения использовать  цветовые  контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие умения планировать работу и работать в коллективе.

Анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий. Выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию (печать листьями). Участвовать в коллективной работе: наклеить отдельные работы на ткань, изготовить большой ковёр. Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате.

14-20/1

20

Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью.

Обучение умению создавать декоративные эффекты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие творческих способностей.

Установить последовательность работы. Выполнить задание, работая в паре. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Обсуждать, планировать результат, совершать совместные действия. Оформить работу в рамочку. Подготовить презентацию работы в виде рассказа о получившейся картине.

21-27/1

21

Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр».

Развитие умения создавать коллаж. Совершенствование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. Развитие творческих способностей.

Выполнить задания по заданной последовательности работы  Решать творческую задачу: выполнить декоративную композицию «Волшебный ковёр» из разноцветных ниток, наклеенных на основу. Изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой-нибудь узор. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе.

28-3/2

22

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка умения выполнять декоративное панно.

Самостоятельная работа: выполнить декоративное панно «Времена года». Провести экскурсию по выставке декоративных работ своего класса. Оценивать свои творческие достижения.

4-10/2

Народное искусство   -7 ч

23

Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись.

Школа народного искусства

Знакомство с традиционными народными художественными промыслами русского Севера. Обучение умению выполнять пермогорские узоры. Воспитание любви к русскому народному искусству.

Ориентироваться в учебнике. Познакомиться с миром народного искусства как частью национальной культуры: каргопольской глиняной игрушкой, расписными пермогорскими,  борецкими и мезенскими прялками и другими изделиями. Выделить и оценить цветовую гамму изделий. Повторять узоры пермогорской росписи. Изучать образцы. Выполнять бордюры и рисовать цветок по заданной последовательности. Расписать бумажную тарелочку пермогорскими орнаментами; нарисовать птицу Сирин (гуашь). Изучить последовательность работы и образцы. Искать информацию о мастерах, живущих на берегах Северной Двины.

11-17/2

24

Пермогорские   узоры. Прялки. Школа народного искусства.

Знакомство с пермогорскими, борецкими   и мезенскими прялками. Обучение умению выполнять роспись прялок. Совершенствование умения кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Совершить воображаемое путешествие по русскому Северу. Познакомиться с мастерами, которые изготавливают и расписывают прялки. Участвовать в беседе о значении традиционных народных художественных промыслов для современного человека. Расписать вырезанный силуэт пермогорской или мезенской прялки (гуашь, тушь, перо).

18-23/2

25

Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства.

Продолжение знакомства с мезенской росписью. Обучение умению выполнять роспись предметов быта. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры. Повторять линейные орнаменты мезенской росписи. Изучать способ рисования коней, птиц и оленей. Дополнительно можно расписать мезенской росписью предметы быта (по выбору).

18-24/3

26

Каргопольская игрушка. Полкан. Школа народного искусства.

Знакомство с каргопольскими игрушками. Обучение умению выполнять каргопольские узоры. Обучение умению лепить и расписывать  каргопольские  игрушки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов  каргопольских  игрушек. Сравнивать дымковские, филимоновские  и каргопольские  игрушки. Повторить   каргопольские  узоры по  образцам учебника.

25-31/3

27

Печенье тетёрки. Школа народного искусства.

Знакомство с обрядовым печеньем тетёрки. Обучение умению лепить тетёрки. Изучение узоров печенья тетёрки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Участвовать в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Повторять узоры печенья тетёрки на альбомном листе по образцам в учебнике. Лепить из солёного теста или пластилина тетёрки, используя изученные приёмы.

1-7/4

28

Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства

Знакомство со щепной птицей Счастья. Обучение умению изготавливать птицу счастья. Совершенствование навыков конструирования из бумаги. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Принять участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Выявить художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц. Изучить последовательность работы. Решать творческую задачу: сконструировать свою чудо-птицу счастья из бумаги.

8-13/4

29

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

Проверка развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Участвовать в обзорной театрализованной викторине по всем изученным темам раздела «Народное искусство». Задавать вопросы и отвечать на вопросы других. Определять произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь). Сравнивать их между собой, группировать. Давать оценку изделиям народных промыслов. Изготавливать изделия в традициях художественных промыслов.

22-28/4

Мир дизайна и архитектуры (5 ч)

30

Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна

Развитие зрительного восприятия и ощущения формы призм. Обучение умению различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие творческой активности, умения планировать работу, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства

Ориентироваться в учебнике. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Выполнять упражнение на узнавание призмы. Сконструировать коробочку-сувенир из бумаги. Изучить последовательность работы по учебнику. Декорировать коробочку (превратить в котика, птичку, тигрёнка, жирафа, клоуна и др.). Вести поисковую работу и создать совместно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм.

29-5/5

31

Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки.

Развитие зрительного восприятия и ощущения пирамидальной формы. Обучение умению различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению конструировать игрушки на основе пирамиды. Развитие фантазии и творческого воображения

Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме пирамид. Различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Участвовать в обсуждении по теме урока, приводить примеры. Выполнить упражнение на узнавание пирамиды. Сконструировать упаковку «Пирамида». Декорировать упаковку.

6-12/5

32

Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка».

Развитие зрительного восприятия и различения форм конусов в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование умения конструировать сувениры на основе конуса. Развитие творческого воображения.

Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры конической формы. Различать формы конусов в объектах дизайна и архитектуры. Выполнить упражнение на ощущение формы конуса. Сконструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка». Изучить последовательность работы, выполнить задания учебника.

13-19/5

33

Цилиндры. Школа дизайна. «Весёлые зверята». «Гусеничка».

Развитие зрительного восприятия и ощущения цилиндрической формы. Обучение умению различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению выполнять декор в технике «аппликация» на кружках цилиндрической формы. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие фантазии и творческого воображения.

Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры цилиндрической формы. Различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры. Обсуждать вопросы по теме, приводить примеры. Выполнить упражнение на ощущение формы. Сконструировать из цилиндров разного размера весёлых человечков, гусеничку или забавных зверят. Анализировать, из каких деталей состоят игрушки. Выполнить работу по образцу или придумать свои варианты. Решать творческую задачу: использовать конструкции из одного-двух или большего количества цилиндров. Использовать правило склеивания бумажных деталей.

20-25/5

33

Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел».

Проверка умения конструировать на основе геометрических форм. Проверка развития фантазии и творческого воображения, художественного вкуса, эмоциональной сферы, творческого потенциала.

Конструировать ангела из бумажной тарелки. Изучить последовательность работы, выполнить задания  учебника. Украсить подвесками вместе с одноклассниками классную комнату. Оценивать свои творческие достижения.

20-25/5

УМК для учащихся:

1.Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство.2 класс. Учебник.- М.: АСТ, Астрель.

2. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство.2 класс. Рабочая тетрадь.- М.: АСТ, Астрель.

УМК для учителя:

1.Н.М.Сокольникова.  Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ, Астрель.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. УМК  «Планета знаний». М.: АСТ, Астрель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК Планета знаний 1-4 классы

  Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической конце...

Рабочая программа окр.мир УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс умк "Планета знаний"...

Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

Рабочие программы 2 класс УМК "Планета знаний"

Рабочие программы УМК "Планета знаний " 2 класс...

Рабочая программа 3 класс, УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование  по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ИЗО, технологии...

Рабочая программа по ИЗО УМК "Планета знаний"1 класс

Пояснительная записка      Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»  для  1-го класса (далее – рабочая программа) составлена на основе П...