Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК Гармония
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Бугрова Ольга Валерьевна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ « СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова»,

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года,

годовым календарным графиком и учебным планом школы , на основе программы  под редакцией В.С.Кузина  ( Программа для  общеобразовательных учреждений.

Изобразительное искусство 1-4 классы . М.: Дрофа , 2010 )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_4_klass_umk_garmoniya.doc.docx.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

им.Б.Н.Куликова города Семикаракорска






Согласовано

на метод. объединении

_________________2012г.

Пред. методического объединения

______________________________


«Утверждаю»

директор МБОУ СОШ №1

__________________________

__________________________

___________________ 2012 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ДЛЯ 4 КЛАССА

НА  2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД








                                                                                        Разработчик программы

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                    Бугрова Ольга  Валерьевна

                                                                             






                                                           

                                               


2012 год

         

Изобразительное искусство

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ « СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова»,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы , на основе программы  под редакцией В.С.Кузина  ( Программа для  общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 классы . М.: Дрофа , 2010 )

                                           Структура  документа

     Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание  с  распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ ,календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки  обучающихся, нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения ,материально–техническое обеспечение.

                                 Общая характеристика учебного предмета

      Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

   Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям ,овладение культурным национальным наследием.    

     Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  1. овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного   и   народного    искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
  2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного   вкуса,   творческого   воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и  понимания  прекрасного,   воспитание  интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся.В основу программы положены:

  1. тематический  принцип  планирования  учебного  материала ;
  2. единство воспитания и образования, обучение и творческой  деятельности учащихся;
  1. познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства;
  2. яркая выраженность познавательно-эстетической сущности   изобразительного искусства;
  3. система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
  4. система межпредметных  связей (литературное чтение, русский язык,  музыка, окружающий мир,технология);
  5. соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  6. развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного  отношения  к  действительности,

    Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

   С 4 класса начинается изучение детьми закономерности ,перпективы, конструкции

светотени. Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов ,находящихся во фронтальной и угловой перспективе.

    В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.

   Содержание разделов « Рисунок» и « Живопись» знакомит школьников с правилами рисования ,обогащает их знаниями конструктивного строения, композиции, светотени ,гармонии цветовой окраски.

   Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения ,объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

    Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

 В содержании раздела « Декоративная работа»раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического ,трудового и патриотического воспитания.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений ,зрительного равновесия форм и цвета, находит применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций ,игрушек, вышивки.

    Раздел «Лепка» - вид художественного творчества ,который  развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.

  Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта и т.д.

   Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

 В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры: овощей,фруктов,животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ.

    Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.  

  Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности, у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

                                    Место предмета в учебном плане

   Авторская программа  составлена  без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства   в 4 классе рассчитаны на 1учебный  час в неделю.Следовательно общее количество часов составило – 34 часа.                

                Общие учебные умения , навыки и способы  деятельности

      Важную роль в обучении литературного чтения  играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

                                           Результаты  обучения

представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

         

 Требования к уровню подготовки обучающихся

                     к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  1. начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
  2. начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
  3. начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
  4. основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения,   выделение главного центра;
  5. начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода ;
  6. начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  7. деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
  8. изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов —смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты
    цвета).

                                                     уметь:

  1. рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  2. чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  3. выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
  4. передавать   в   рисунках   свет,   тень,   полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
  5. использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
  6. анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
  7. использовать   цветовой   контраст   и   гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
  8. применять   знания   о   линейной   и   воздушной перспективе,  светотени,  цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
  9. передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое   строение   животных, фигуры человека.

       Перечень учебно- методического обеспечения

Для обучающихся :

1.Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва,                          

         «Дрофа», 2009 г

2.Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин Москва,                          

         «Дрофа», 2009 г

Для учителя :

1.»Изобразительное искусство» Программа для общеобразовательных учреждений 1- 4 классы

   2. Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва,                               «Дрофа», 2009 г

   3. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин Москва,                          

         «Дрофа», 2009 г

   4. Методическое пособие « Изобразительное искусство»  4 класс составитель  

                               С.Б.Дроздова

                              Материально-техническое обеспечение

  1. Таблицы
  2. Репродукции картин
  3. Раздаточный материал
  4.  4.Аудиозапись классической музыки

Нормы  и критерии оценивания

 

                                               Оценка "5"

- обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

                                              Оценка "4"

- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

                                             Оценка "3"

- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

                                             Оценка "2"

- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

- не справляется с поставленной целью урока;

Приложение

Первое полугодие

1.Перечисли произведения известных художников – пейзажистов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое «натюрморт»?________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие бывают росписи?_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Перечислить виды пейзажного жанра______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Определить виды и жанры графики ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что такое « аппликация»?________________________________________________

________________________________________________________________________

7.Разновидности портрета это:______________________________________________

________________________________________________________________________

8.Декоративно- прикладное искусство это -___________________________________

________________________________________________________________________

Второе  полугодие

1.Кто из художников иллюстрировал литературные произведения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Перечислить народные художественные промыслы___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Что объединяет « Батальный и исторический» жанры ?________________________

________________________________________________________________________

4.Что такое « орнамент» ?__________________________________________________

_______________________________________________________________________

5.Перечислить способы объема тушью_______________________________________

________________________________________________________________________

6.Какие градации светотени знаете?__________________________________________

________________________________________________________________________

Календарно- тематическое планирование

ТЕМА  УРОКА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

Дата проведения


Характеристика деятельности учащихся

план

факт

ТЕМА №1 ПЕРСПЕКТИВА               5 ЧАСОВ  .

1


Азбука изобразительного искусства. Перспектива.

1

05.09.12

Уметь передавать эстетическое отношение к произведениям искусства

Уметь  изображать симметричную фигуру


Знать

перспектива, точка схода

- линия горизонта, точка зрения

- Ось, точки симметрии

- Симметричная фигура

- фронтальная перспектива

- угловая перспектива

2

Азбука изобразительного искусства. Плоскости горизонта.

1

12.09.12

3

Оси и точки симметрии. Объёмные геометрические фигуры.

1

19.09.12

4

Оси и точки симметрии. Изображение предметов в фронтальной и угловой перспективе.

1

26.09.12

5

Изображение предметов в фронтальной и угловой перспективе. Точки зрения.

1

03.10.12

ТЕМА №2     СВЕТОТЕНЬ                      1 ЧАС.

6




Штриховка объёмного геометрического тела. Светотень.

1

10.10.12

Уметь  применять приёмы изображения объёмных предметов простейших геометрических тел

Знать


- полутень, тень, свет

- рефлекс, блик

- источник освещения

- тень собственная, тень падающая


ТЕМА №3 ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ    2  ЧАСА.

7

Контрастные цвета.

1

17.10.12

Уметь применять тёплый, холодный колорит при изображении


Знать


- цветовой контраст

- колорит

- тёплый  колорит, холодный колорит

8

Контрастные цвета.

1

24.10.12

ТЕМА №4 РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ И ПО ПАМЯТИ   12 ЧАСОВ.

9

Клубок ниток. Штриховка (карандаш).

1

07.11.12

Уметь анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов

Уметь  образно передавать задуманную композицию

Уметь рисовать с передачей пропорций


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

а) для самостоятельной творческой деятельности;

б) обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

в) оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага).



Знать

объём, пропорции

- тёплые, холодные цвета, оттенки цвета

-Пропорция предмета

- натюрморт

- пространственное расположение предметов

- первый и второй план

 - композиция

- краски природы

10

Тёплые и холодные цвета (карандаш, фломастеры).

1

14.11.12

11

 Рисование по памяти. Букет георгин (акварель).

1

21.11.12

12

Светотень. Настурции, ветка яблони (цветные карандаши)

1

28.11.12

13

Последовательность рисования ветки огородного горошка. Оттенки цвета.

1

05.12.12

14

Искусство натюрморта. Грибы. Овощи (цветные карандаши).

1

12.12.12

15

Натюрморт: арбуз на фоне доски. Светотень

1

19.12.12

16

Натюрморт: кувшин, миска, чашка (цветные карандаши)

1

26.12.12

17

Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко, ваза с яблоками.

1

16.01.13

18

Рисование с натуры: чайник и лимоны.

1

23.01.13

19

Рисование с натуры: ворона и аист (цветные карандаши).

1

30.01.13

20

Рисование по представлению: вечерняя природа, утренняя природа.



















1

06.02.13

ТЕМА №5 РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ И ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ.   8 ЧАСОВ.

21

Иллюстрация к сказке «Маша и медведь» (фломастеры).

1

13.02.13

Уметь использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций из сюжета сказки

Уметь самостоятельно выбирать сюжет из сказки и иллюстрировать его

Уметь  определять изменение цвета и цветовой тон


Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Знать

- иллюстрация

- композиционный центр

-Сюжет композиции

-Главное в композиции

-цветовой тон

-вечерний пейзаж

22

Иллюстрация к сказке «Колобок» (цветные карандаши).

1

20.02.13

23

Иллюстрация к сказке «Буратино».

1

27.02.13

24

Изображение сказочной лягушки (цветные карандаши).

1

06.03.13

25

Рисование сюжета «На уборке урожая».

1

13.03.13

26

Рисование сюжета «Корабль купца Садко» (цветные карандаши).

1

20.03.13

27

Тематическое рисование «Осень» (фломастеры).

1

03.04.13

28





Тематическое рисование «Кондор» (фломастеры).

1

10.04.13

ТЕМА №6  ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА.      8Ч.

29

Городецкая роспись: доска (цветные карандаши).

1

17.04.13

Уметь изображать основные элементы росписи хохлома и городец

Уметь  расписывать абашевскую игрушку

Уметь  самостоятельно выбирать вид орнамента и народные мотивы к нему

Уметь  выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству


Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Знать

- основные цвета росписи,  основные элементы хохломской и городецкой росписи

- особенности абашевской игрушки

- роспись абашевской игрушки

- особенности росписи архангельских пряников

- орнамент, ритм орнамента

- отношение к искусству

- отношение к собственному творчеству


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"

Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"...

Рабочая программа для 2 класса УМК "Гармония"

Рабочая программа для 2 класса УМК "Гармония" содержит предметы: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, спецкурс "Мир человека"...

Рабочие программы для 4 класса УМК "Гармония"

Рабочие программы для 4 класса УМК "Гармония"...

Рабочая программа 4-й класс УМК "Гармония"

Рабочая программа 4-й класс УМК "Гармония"...

Рабочие программы для 1 класса УМК Гармония

Рабочие программы для 1 класса, в помощь учителям, работающим по УМК Гармония...

Рабочие программы для 1 класса УМК Гармония

Рабочие программы для 1 класса, в помощь учителям, работающим по УМК Гармония...

Рабочая программа для 2 класса УМК "Гармония"

Сдержит пояснительную записку и  тематическое планирование  по математике для 2 класса УМК "Гармония"...