Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс автор В.С.Кузин
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Иванова Ольга Викторовна

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России" автор В.С.Кузин создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2007

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_kuzin.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

            «Новоивановская  основная  общеобразовательная  школа»

                               Суджанского района  Курской области

Рассмотрено                                              Утверждено                             Введено в действие            

на  заседании                                  на заседении   педсовета                   Приказом № _____        

МО                                                   Протокол №                                       от «     »_______ 2011 г                                                                                  

учителей                                           от «    » _____________2011 г         Директор школы :        

начальных классов                                                                                      _______ /

Протокол №                                                                    

от «        »_______ 2011 г.

Руководитель МО

_______ /./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2011 – 2012 учебный год

Автор-составитель:  учитель начальных классов  - Иванова О.В.

                                                 

           с.Новоивановка

                    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССВО

             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

               Статус  документа

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МОУ « Новоивановская основная общеобразовательная школа»,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы , на основе программы  под редакцией В.С.Кузина  ( Программа для  общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 классы . М.: Дрофа , 2010 )

                                           Структура  документа

     Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание  с  распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ,календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки  обучающихся, нормы и критерии оценивания,перечень учебно-методического обеспечения ,материально–техническое обеспечение,список литературы,приложения к программе.

                                 Общая характеристика учебного предмета

      Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

   Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности,приобщение к общечеловеческим ценностям ,овладение культурным национальным наследием.    

     Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  1. овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного   и   народного    искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
  2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного   вкуса,   творческого   воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и  понимания  прекрасного,   воспитание  интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся.В основу программы положены:

  1. тематический  принцип  планирования  учебного  материала ;
  2. единство воспитания и образования, обучение и творческой  деятельности учащихся;
  1. познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства;
  2. яркая выраженность познавательно-эстетической сущности   изобразительного искусства;
  3. система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
  4. система межпредметных  связей (литературное чтение, русский язык,  музыка, окружающий мир,технология);
  5. соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  6. развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного  отношения  к  действительности,

    Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

   С 4 класса начинается изучение детьми закономерности ,перпективы, конструкции

светотени.Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов,находящихся во фронтальной и угловой перспективе.

    В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.

   Содержание разделов « Рисунок» и « Живопись» знакомит школьников с правилами рисования,обогащает их знаниями конструктивного строения, композиции,светотени ,гармонии цветовой окраски.

   Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций,грамотного изображения конструктивного строения ,объема,пространственного положения,освещенности,цвета предметов.

    Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформи тельских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

 В содержании раздела « Декоративная работа»раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического ,трудового и патриотического воспитания.

Понимание ритма,гармоничности цветовых отношений ,зрительного равновесия форм и цвета,находит применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций,игрушек,вышивки.

    Раздел «Лепка» - вид художественного творчества ,который  развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.

  Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев,фруктов,овощей,предметов быта и т.д.

   Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

 В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры: овощей,фруктов,животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ.

    Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.  

  Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности,у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

                                    Место предмета в учебном плане

   Авторская программа  составлена  без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства   в 4 классе рассчитаны на 1учебный  час в неделю.Следовательно общее количество часов составило – 34 часа.                

                Общие учебные умения , навыки и способы  деятельности

      Важную роль в обучении литературного чтения  играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

                                           Результаты  обучения

представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

                            Основное содержание  

               4 класс

                              Рисование с натуры (рисунок, живопись) - (12ч)

   Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных учащимся объяснений к заданиям по изображению: 1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы.

   Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

    Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.

                     Рисование на темы (композиция) -  (7ч)

  Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.

  Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

  Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.

   Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.

                                       Декоративная работа - (7ч)

    Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).

 Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.

                                                                             Лепка -  (2ч)

    Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

Лепка тематических композиций на темы труда « Сталевар », « Кузнец », «Пожарный » и т. д. Лепка героев русских народных сказок.

                                                                       Аппликация - (2ч)

   Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».

     Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

           Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - (4 ч)

                                Основные темы бесед:

  1. жанры   изобразительного   искусства   (пейзаж,натюрморт,   портрет,   бытовой  жанр, исторический и батальный жанры);
  2. великие полководцы России;
  3. портреты знаменитых русских писателей;
  4. литература,   музыка,  театр  и  изобразительное искусство;
  5. русский портретист Валентин Серов;
  6. тема  крестьянского  труда,   жизнь  деревни  накартинах Аркадия Пластова;
  7. красота родной природы в творчестве русскиххудожников («Художник Архип Куинджи — мастеризображения света и цвета в живописи»,  «Русский маринист Иван Айвазовский»);
  8.  в мастерской художника;
  9. прославленные центры народных художественных промыслов;
  10. искусство родного края;
  11. орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский и т.

 

            Календарно – тематическое  планирование

№ урока

          Содержание учебного материала

Кол-во часов

        Дата

 план.

факт.

1

Тематическое рисование «Летние впечатления»

2

Рисунок 2-3 листьев сложной формы на ветке. Рисование с натуры

3

Натюрморт из фруктов и овощей.Рисование с натуры

4-5

Натюрморт из яблок и кувшина. Рисование с натуры

6

Узор в круге из растительных, природных форм.  Декоративное  рисование

7

«Осень во дворе». Тематическое рисование

8

Дерево. Графика. Рисование с натуры

9

«Праздничный город». Аппликация.

Декоративное творчество


10-11

Рисование с натуры фигуры человека.

12

«Все работы хороши – выбирай на вкус».

Тематическое рисование


13

Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении. Лепка по памяти

14

Иллюстрация к сказке с фигурой человека.

Тематическое рисование


15-16

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (дымковских): барыня, петух. Лепка. Декоративная роспись

17-18

Традиционный русский фигурный пряник. Лепка. Декоративно-прикладное творчество

19

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. Тематическое рисование.

20-21

Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».

Тематическое рисование. Аппликация

22

«В мирное время» - натюрморт из атрибутов, предметов армии. Рисование с натуры

23

Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование с натуры или по памяти

24

Эскиз открытки к празднику 8 Марта Декоративное  конструирование

25

Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной  доски и роспись готового изделия. Декоративное рисование.

26

Рисунок птицы с живой натуры, чучела или таблицы. Рисование с натуры, по памяти

27

Рисование животного (волка или лисицы, собаки, кошки). Рисование с натуры, по памяти, по представлению

28

Иллюстрирование басен И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Журавль и лисица», «Волк и журавль», «Чиж и голубь».

Рисование по теме

29

Рисование с натуры  коробки призматической формы.  Эскиз росписи шкатулки. Рисование с натуры, декоративное рисование

30

Круг в перспективе: рисование кружки, ведра, стакана с натуры (живопись или рисунок)

31

Рисование с натуры гипсового шара

32-33

Рисование натюрморта из двух гипсовых тел (куб, конус; призма и шар). Рисование с натуры

34

Антивоенный плакат.

Декоративно-прикладное творчество


35

Искусствоведческая викторина. Итоги года.

          Требования к уровню подготовки обучающихся

                     к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  1. начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия,штрих, пятно, композиция, контраст света и тени,сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
  2. начальные сведения о народной художественнойрезьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
  3. начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
  4. основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения,   выделение главного центра;
  5. начальные сведения о наглядной перспективе,линии горизонта, точке схода ;
  6. начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  7. деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
  8. изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов —смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты
    цвета).

                                                     уметь:

  1. рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  2. чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  3. выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
  4. передавать   в   рисунках   свет,   тень,   полутень,блик, рефлекс, падающую тень;
  5. использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
  6. анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
  7. использовать   цветовой   контраст   и   гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
  8. применять   знания   о   линейной   и   воздушной перспективе,  светотени,  цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективныхмозаичных панно;
  9. передавать в лепных изделиях объемную форму,конструктивно-анатомическое   строение   животных,фигуры человека.

       Перечень учебно- методического обеспечения

Для обучающихся :

1.Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва,                          

         «Дрофа», 2009 г

2.Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин Москва,                          

         «Дрофа», 2009 г

Для учителя :

1.»Изобразительное искусство» Программа для общеобразовательных учреждений 1- 4 классы

   2. Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва,                               «Дрофа», 2009 г

   3. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин Москва,                          

         «Дрофа», 2009 г

   4. Методическое пособие « Изобразительное искусство»  4 класс составитель  

                               С.Б.Дроздова

                              Материально-техническое обеспечение

  1. Таблицы
  2. Репродукции картин
  3. Раздаточный материал

    4.Аудиозапись классической музыки

                                  Список  литературы

1.

                    Нормы  и критерии оценивания

 

                                               Оценка "5"

- обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

                                              Оценка "4"

- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

                                             Оценка "3"

- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

                                             Оценка "2"

- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

- не справляется с поставленной целью урока;

                   Тематическое планирование

№ п\п

                                  Название темы

Кол-во часов

 Из них:

контрольные

1.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

12час

-

2.

Рисование на темы (композиция)

7 час

1

3.

Декоративная работа

7час

-

4.

Лепка

2 час

-

5.

Аппликация

2 час

-

6.

Беседы об изобразительном искусстве

4 час

1

ИТОГО:

34часа

2

                             Приложение

                           Первое полугодие

1.Перечисли произведения известных художников – пейзажистов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое « натюрморт»?________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие бывают росписи?_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Перечислить виды пейзажного жанра______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Определить виды и жанры графики ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что такое « аппликация»?________________________________________________

________________________________________________________________________

7.Разновидности портрета это:______________________________________________

________________________________________________________________________

8.Декоративно- прикладное искусство это -___________________________________

________________________________________________________________________

                                                                                                             Второе  полугодие

1.Кто из художников иллюстрировал литературные произведения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Перечислить народные художественные промыслы___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Что объединяет « Батальный и исторический» жанры ?________________________

________________________________________________________________________

4.Что такое « орнамент» ?__________________________________________________

_______________________________________________________________________

5.Перечислить способы объема тушью_______________________________________

________________________________________________________________________

6.Какие градации светотени знаете?__________________________________________

________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс автор В.С.Кузин

Рабочая программа по изобразительному искусству  3 класс  автор В.С.Кузин создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС с изменениями 2015)...

Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс) автор В.С.Кузин

Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс) автор В.С.Кузин...